Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Социально -психологические особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения
социально-психологических особенностей поведения сотрудников МВД в конфликтных
ситуациях. 8

1.1 Профессиональные требования
к личности сотрудников полиции и структура их профессионально-важных качеств. 8

1.2 Содержание понятия
«конфликт» в психологической литературе и основные стратегии поведения в
конфликте. 22

1.3 Развитие конфликтологической
компетентности сотрудников МВД.. 33

Выводы по главе 1. 45

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей
поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях. 47

2.1
Организация эмпирического исследования и его ход. 47

2.2
Характеристика методик эмпирического исследования. 49

2.3
Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей
поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях. 52

2.4
Рекомендации по формированию конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
для сотрудников МВД.. 61

Выводы по главе 2. 72

Заключение. 73

Библиографический список. 75

Приложение………………………………………………………..……………82

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. По итогам 2020 г. Республика Саха (Якутия)
вошла в десятку регионов России, в которых отмечено наибольшее снижение числа
лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью. В Дальневосточном федеральном
округе Республика уверенно удерживает первенство в отношении самого низкого
уровня преступности, в том числе по
тяжким и особо тяжким преступлениям. По итогам 2020 года на территории Республики
зафиксировано снижение регистрируемой преступности на 1,9%. В связи с этим к
сотрудникам МВД Республики Саха (Якутия) предъявляются как никогда высокие
требования в отношении профессиональных,
личных и деловых качеств, соблюдения ими норм служебной и профессиональной
этики, добросовестного и эффективного исполнения служебных обязанностей. Эти
требования включают в себя наличие у сотрудников МВД соответствующего
образовательного уровня, навыков коммуникативного общения, психоэмоциональной
устойчивости, определенных моральных и нравственных качеств, конфликтологической
компетентности, а также адекватного социальным нормам правопослушного
поведения.

При выполнении своих функциональных обязанностей сотрудники
МВД систематически сталкиваются с чрезмерными физическими, психическими и
умственными нагрузками, сопровождающимися при этом ненормированным режимом
труда и нехваткой отдыха. Нередко профессиональная деятельность сотрудников МВД
связана с конфликтными ситуациями: пресечение правонарушений вызывает агрессию
у правонарушителей, выписывание административных штрафов приводит к длительному
спору о законности штрафной санкции и т.д.

Таким
образом, исходя из изложенного,
актуальность работы обоснована изначально конфликтогенным характером
оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД, в условиях которой необходим
специальный комплекс мер по развитию способности сотрудников к бесконфликтному
взаимодействию с гражданами и коллегами в эмоционально напряженных ситуациях.

В
связи с этим конфликтологическая компетентность сотрудника, состоящая в
способности прогнозировать возникновение конфликта, грамотно выстраивать линию
поведения в нем и управлять им, становится одной из важнейших профессиональных
компетенций полицейского.

Степень
научной разработанности темы. Социально-психологические
особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях в качестве
предмета исследования рассматривал ряд ученых:

— А.Я. Анцупов, У. Мастенбрук, Л.В. Петровская, Н.В.
Самсонова, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров, И.А. Шипилов и др. – изучали
содержание конфликтологической компетентности;

— А.К. Кротов рассматривал подготовку офицеров к разрешению
конфликтных ситуаций;

— О.Я. Баев прорабатывал конфликты в деятельности
следователя;

— Н.В. Гришина изучала конфликты в трудовых коллективах.

Однако поведение сотрудников МВД в конфликтных ситуациях как
вид профессиональной компетентности исследовалась в недостаточной степени, не
выявлены особенности конфликтологической компетентности сотрудника МВД в ходе
выполнения им оперативно-служебных задач.

Объект
исследования: специфика поведения в конфликтных
ситуациях.

Предмет
исследования: социально-психологические особенности
поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях.

Цель
исследования: выявить социально-психологические
особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях и составить
соответствующие рекомендации по оптимизации поведения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том,
что конфликтологическая компетентность, являясь одним из важнейших компонентов
профессиональной компетентности сотрудника МВД, содержательно представлена
наличием у него таких личностных качеств как: стрессоустойчивость, высокая
фрустрационная толерантность, высокий уровень эмоционального интеллекта, а так
же рядом умений и навыков, отражающихся в поведении, в частности способностью
прогнозировать возникновение конфликта, грамотно выстраивать линию поведения в
нем и управлять им.

Задачи
исследования:

1. Рассмотреть профессиональные требования к
личности сотрудников полиции и структуру их профессионально-важных качеств.

2. Изучить содержание понятия «конфликт» в
психологической литературе и основные стратегии поведения в конфликте.

3. Проанализировать развитие
конфликтологической компетентности сотрудников МВД.

4. Организовать и провести эмпирическое
исследование социально-психологических особенностей поведения сотрудников МВД в
конфликтных ситуациях.

5. Представить результаты эмпирического
исследования социально-психологических особенностей поведения сотрудников МВД в
конфликтных ситуациях и их анализ.

6. Сформулировать рекомендации по формированию
конструктивного поведения в конфликтных ситуациях для сотрудников МВД.

Теоретико-методологическая
база исследования:

1. теории конфликтов и
представления о стратегии поведения в конфликте А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова; Н.В. Гришиной; А.П. Егидеса; В.Г. Зазыкина; В.П. Ратникова;

2. исследования,
посвященные социально-психологическому своеобразию поведения сотрудников МВД, С.Е. Борисовой; К.В. Злоказова; М.И. Марьина;
Н.Ю. Митюриной;

3. научные подходы к
формированию конструктивного поведения в конфликте И. Авидон; А. Бандуры; А.В. Дороховой; В.Л. Цветкова.

Методы
исследования:


теоретический анализ литературы по проблеме исследования;


тестирование;


качественный и количественный анализ эмпирических данных;


математико-статистическая обработка данных (корреляционный анализ).

Методики исследования:

1) Методика
диагностики склонности к стрессам Дж. Дженкинсона. Данная методика была
использована в рамках эмпирического исследования для диагностики степени
приверженности стрессам испытуемых и их стрессоустойчивости.

2) Тест
фрустрационных реакций Розенцвейга. Данная методика была использована в
эмпирическом исследовании для исследования реакций на неудачу и способов выхода
из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей
личности, испытуемых.

3)
Тест на эмоциональный интеллект (EQ)
Н. Холла. Данная методика была использована в эмпирическом исследовании для
выявления способности испытуемых понимать отношения личности, репрезентируемые
в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

4)
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Данная методика была
использована в эмпирическом исследовании для выявления характерного
типа поведения личности в конфликте у испытуемых.

Эмпирическая
база исследования: в качестве испытуемых в исследовании
выступят 40 сотрудников различных подразделений МВД г. Якутск в возрасте
от 22 до 33 лет. Положения,
выносимые на защиту:

1. Социально-психологические
особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях определяются стрессоустойчивостью
и фрустрационной толерантностью, которые обеспечивают регулятивный компонент
конфликтологической компетентности, предполагающий способность адекватно
реагировать на ситуацию конфликта, обладать способностью воздействовать на
оппонентов.

2.
Социально-психологические особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных
ситуациях определяются уровнем эмоционального интеллекта, который
обеспечивает проектировочный компонент конфликтологической компетентности,
состоящий в умении на основе имеющихся знаний предвосхищать поведение и
деятельность оппонентов в конфликте.

3.
Социально-психологические особенности поведения сотрудников МВД в конфликтных
ситуациях определяются стратегией поведения в конфликте, которая
обеспечивает гностический компонент конфликтологической компетентности, который
включает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах
его развития и протекания, особенностях поведения, а также способность к выбору
конструктивной стратегии конфликтного поведения.

Краткая
характеристика структуры диссертации. Магистерская диссертация
состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных
выводами, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения
магистерской диссертации удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило выявить социально-психологические особенности поведения
сотрудников МВД в конфликтных ситуациях и составить соответствующие
рекомендации по оптимизации поведения.

Достижению указанной цели
работы способствовало решение следующего комплекса задач:

— были рассмотрены
профессиональные требования к личности сотрудников полиции и структура их
профессионально-важных качеств;

— было изучено содержание
понятия «конфликт» в психологической литературе и основные стратегии поведения
в конфликте;

— было проанализировано
развитие конфликтологической компетентности сотрудников МВД;

— было организовано и
проведено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей
поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях;

— были представлены
результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей
поведения сотрудников МВД в конфликтных ситуациях и их анализ;

— были сформулированы
рекомендации по формированию конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
для сотрудников МВД.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу
исследования о том, что конфликтологическая компетентность, являясь одним из
важнейших компонентов профессиональной компетентности сотрудника МВД,
содержательно представлена наличием у него таких личностных качеств как:
стрессоустойчивость, высокая фрустрационная толерантность, высокий уровень
эмоционального интеллекта, а так же рядом умений и навыков, отражающихся в
поведении, в частности способностью прогнозировать возникновение конфликта,
грамотно выстраивать линию поведения в нем и управлять им.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза
доказана.

Теоретическая значимость
проведенного исследования заключается в систематизации и обобщении научных
позиций по проблеме профессиональных требований к личности сотрудников полиции
и структуре их профессионально-важных качеств; в уточнении теорий конфликта в
психологической литературе и основных стратегий поведения в конфликте; в
рассмотрении вопросов развития конфликтологической компетентности сотрудников
МВД.

Практическая значимость
проведенного исследования состоит в возможности использования материалов
диссертации следующими категориями лиц:

— психологами,
работающими с сотрудниками МВД, с целью повышения конструктивности их поведения
в ситуации конфликта;

— студентами,
обучающимися по специальности «Психология» с целью самоподготовки к
тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных.

Научные перспективы
исследования, на наш взгляд, заключаются в возможности выявления влияния
различных факторов на социально-психологические особенности поведения
сотрудников МВД в конфликтных ситуациях: возраста сотрудника, его пола и
гендера, стажа работы, должности и пр. Получение этих сведений позволило бы обеспечить
индивидуальный подход в процессе психологической коррекции поведения
сотрудников МВД.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы изучения социально-психологических особенностей поведения сотрудников
МВД в конфликтных ситуациях 1.1 Профессиональные
требования к личности сотрудников полиции и структура их профессионально-важных
качеств Сотрудники МВД осуществляют свою
профессиональную деятельность в условиях повышенного риска, их служба носит
стрессогенный характер. Стрессогенный характер деятельности работников МВД
обусловлен требованиями профессиональной среды работы в особых условиях,
отличающихся высокой динамичностью, реальной или предполагаемой угрозой,
необходимостью осуществлять выбор решения и определять оптимальную стратегию
поведения при дефиците времени, при неполной или противоречивой информации,
ролевой неопределенности. В связи с важностью успешного решения задач
указанного вида деятельности возникает вопрос о высоком
личностно-профессиональном потенциале личности сотрудника МВД, его
компетентности, росте его профессионализма [13].

Несколько одноаспектных качеств
образуют соответствующую социально-психологическую характеристику сотрудника. К
числу основных социально-психологических характеристик, определяющих облик
таможенника, следует отнести:

— широту и многосторонность знаний
и представлений в сочетании с выраженным стремлением к их развитию, к
расширению своего кругозора и культурного уровня (культурно-когнитивный аспект
социально-психологического облика),

— умение правильно осмысливать
свой жизненный опыт, вырабатывать на его основе рациональные поведенческие
правила, корректировать свое поведение (аутопедагогический аспект);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы