Магистерский диплом (ВКР) на тему Российско — египетские отношения: основные направления и особенности (2000-2021гг)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие отношений между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет 7
1.1. Геополитические интересы России на Ближнем Востоке 7
1.2. Особенности развития российско-египетских отношений 15
Глава 2. Приоритетные направления сотрудничества между Россией и Египтом 27
2.1. Военно-политическое сотрудничество: состояние и перспективы 27
2.2. Российско-египетские торгово-экономические отношения 32
2.3. Сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере 36
Глава 3. Российско-египетское взаимодействие по проблемам безопасности 46
3.1. Взаимодействие по урегулированию конфликтов на Арабском Востоке 46
3.2. Двустороннее сотрудничество в борьбе с терроризмом 59
Заключение 68
Список источников и литературы 72
Введение:
Актуальность исследования. Растущая роль Российской Федерации в связи с затянувшимся сирийским конфликтом и связанными с ним международными событиями ставит вопрос об основных политических целях России на Ближнем Востоке. Ныне теоретико-объяснительные исследования предполагают мнение, что Россия восстановила и закрепила свое влияние в этом регионе только в Сирии. Однако, с практической точки зрения, мы также должны отметить страны рассматриваемого региона, которые являются предметом возрастающего интереса России. Одним из них, несомненно, является Египет, который спустя шесть лет после «арабской весны» продолжает оставаться погруженным во внутренние конфликты и имеет проблемы с демократическим переходом.
Эти трудности – в сочетании с борьбой западных стран с кризисом беженцев и мигрантов, а также турбулентностью относительно будущего еврозоны – способствуют игнорированию этими странами и США традиционных союзников на Ближнем Востоке, что неизбежно приведет к заполнению политической пустоты со стороны России в стране, которая с Кэмп-Дэвидских соглашений, подписанных между Израилем и Египтом в 1979 году, находилась в сфере западного влияния.
Объект исследования – особенности развития российско-египетских отношений.
Предмет исследования – приоритетные направления сотрудничества между Россией и Египтом.
Цель исследования заключается в изучении российско-египетских отношений, выделении их основных направлений и особенностей.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить геополитические интересы России на Ближнем Востоке.
2. Определить особенности развития российско-египетских отношений.
3. Охарактеризовать военно-политическое сотрудничество: состояние и перспективы.
4. Изучить российско-египетские торгово-экономические отношения.
5. Выделить особенности сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.
6. Проанализировать взаимодействие по урегулированию конфликтов на Арабском Востоке.
7. Исследовать двустороннее сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Цель и задачи исследования определили его хронологические рамки, которые охватывают период с 2000 года и заканчиваются современными отношениями на конец 2021 года. В отдельных случаях затрагивается и более ранний период, поскольку это необходимо для целостного раскрытия изучаемого вопроса.
Степень научной разработанности темы исследования. При проведении исследования автор опирался на труды известных российских и зарубежных ученых и специалистов как по общим проблемам современной системы международных отношений, так и проблемам внешней политики России, в том числе на труды: А.Д. Боготуров , О.Н. Быкова , А.С. Протоповов , Н.А. Коновалова , Т.В. Киширина , М.В. Солянова и др.
Вопросами внешней политики России в странах Ближнего востока, в частности международными отношениями с Египтом, занимались такие исследователи как Т. Бородачев , А.О. Коновалов , Д. Тренин , и др.
Особую группу исследований составили труды о политическом и экономическом развитии Египта и его внешней политике, среди которых А.А. Пойда , Е.Л. Дмитриева , А.А. Воболевич и др.
В работе использовались журналы «Россия в глобальной политике», «Международная жизнь», «Вестник МГИМО».
Методологической основой исследования являются историко-политический, социологический и системный подходы, законы и закономерности экономического развития, закономерности международных отношений, а также принципы детерминизма, системности, исторической объективности и синергетики.
Методы исследования, используемые в ходе решения поставленных задач, следующие:
1. Хронологический метод (описание явлений и событий во временной последовательности).
2. Историко-генетический метод (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями).
3. Структурно-функциональный анализ (изучение проблем и перспектив развития международных отношений).
4. Историко-сравнительный метод (сравнение исследуемых событий и явлений в процессе их развития).
Научная новизна исследования заключается в том, что обобщены материалы и публикации, касающиеся современного этапа развития международных отношений Египта и РФ за 2000-2021 гг., проанализированы основные направления этих отношений и выделены их перспективы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в научных работах, посвященных международным отношениям РФ и Египта, студентами при изучении темы.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Для России Египет остается ключевым игроком на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Начиная с середины 2000-х Москва постепенно возвращается в регион после многолетнего перерыва. Вмешательство России в Сирию с осени 2015 года и далее – обеспечение безопасности режима Асада – повысило ее роль влиятельного посредника в местной политике. Благодаря войне русские не только расширили свое политическое и дипломатическое присутствие, но также установили и укрепили связи со всеми основными силовыми блоками и игроками, включая Иран, Турцию, монархии Персидского залива и Израиль. Россия продемонстрировала гибкость в преодолении силового соперничества в регионе. Например, у нее есть связи как с Ираном, так и с его противниками и конкурентами. Она ведет переговоры как с израильскими, так и с палестинскими властями, с Турцией и курдскими боевиками в Сирии, а также с Алжиром, давним партнером, и его конкурентом Марокко.
Египет прямо входит в список региональных приоритетов России. Установление партнерских отношений с Каиром было сравнительно легким делом. В отличие от Ирана или Турции, Египет находится далеко от постсоветского пространства и поэтому не имеет конфликтных интересов с Москвой. И в отличие от Саудовской Аравии, он не была замешана в распространении салафизма в населенных мусульманами районах Российской Федерации. Российская дипломатия проявила гибкость и навела мосты со всеми вышеперечисленными державами, отодвинув конфликты и сосредоточившись на пересекающихся интересах. Взаимодействие с египетским режимом решило головоломку. В дополнение к стратегическим и коммерческим преимуществам, которые он предлагает Москве, Египет также выступает в качестве моста между Россией и Саудовской Аравией, видным сторонником ас-Сиси, но также и спонсором антиасадовских ополченцев в Сирии.
Египет также смотрит на Россию как на желаемого партнера – частью этого является идеологическое сближение. Еще в начале 2010-х Кремль резко критиковал «арабскую весну», предупреждая об угрозе, которую она представляет для внутренней и региональной стабильности. Кроме того, он выразил тревогу по поводу подъема «радикального политического ислама», с которым он столкнулся на Северном Кавказе, а также на своем заднем дворе в Центральной Азии. Это очень созвучно повествованию о режиме Сиси. Несмотря на то, что Москва вступила в контакт с Мухаммедом Мурси, приветствуя его с государственным визитом в апреле 2013 года, его свержение с поста аль-Сиси после захвата власти в июле того же года нашло гораздо большую поддержку в России, чем на Западе. В сентябре 2014 года Египет и Россия заключили сделку на сумму 3,5 миллиарда долларов на покупку истребителей МиГ-29М2, вертолетов Ка-52 и систем противоракетной обороны «Антей-2500». В то время администрация Обамы заморозила часть поставок оборудования в Каир, а ЕС ввел эмбарго на поставки оружия. Таким образом, Россия не только помогла ас-Сиси противостоять давлению извне, но и поддержала его усилия по возвращению Египта в силовую политику Ближнего Востока. Впоследствии российский оборонно-промышленный комплекс нашел прибыльный рынок.
Россия и Египет оказались на одной стороне в конфликте в Ливии. Оба они поддержали Ливийскую национальную армию (ЛНА) Халифы Хафтара и Палату представителей, базирующуюся на востоке раздробленной страны. Наемники из группы Вагнера во главе со связанным с Кремлем бизнесменом Евгением Пригожиным возглавили наступление на Триполи в конце 2019 – начале 2020 года. После провала последнего и Египет, и Россия дистанцировались от Хафтара и вступили в контакт с Правительством национального единства, который был сформирован в результате диалога под руководством ООН. Поскольку Россия выделяет сферу влияния, Ливия останется центром дипломатического сотрудничества между Каиром и Москвой.
И последнее, но не менее важное: Россию и Египет связывают прочные экономические связи. К началу 2010-х годов курорты Красного моря Хургада и Шарм-эль-Шейх ежегодно привлекали около 3 миллионов туристов из Российской Федерации – около трети всех иностранных туристов, посещающих Египет. Цифры снизились после того, как российский чартерный рейс был сбит в результате теракта в 2015 году, а совсем недавно – из-за COVID-19. Тем не менее, число туристов медленно и неуклонно растет.
Египет также стал одним из основных направлений для экспорта пшеницы из России, которая процветает. Около одной трети пшеницы, поступающей в Египет (который отчаянно зависит от импорта пшеницы, чтобы компенсировать нехватку), поступает из Российской Федерации. Наконец, российская государственная компания «Росатом» участвует в проекте строительства первой в Египте атомной электростанции в Эль-Дабаа по контракту, подписанному в декабре 2017 года в присутствии Владимира Путина и ас-Сиси.
Заманчиво рассматривать нынешнюю фазу как повторение особых отношений между Египтом и Советским Союзом в разгар холодной войны. Действительно, между серединой 1950-х и началом 1970-х годов Египет был главным союзником Москвы на Ближнем Востоке. Советы предоставили арабской стране оружие, экономическую помощь и технические знания. До 1972 года, когда президент Анвар Садат выслал советских советников, Египет критически относился к советскому военному присутствию в Восточном Средиземноморье, соперничающем с американским.
Однако, как всегда, аналогия с холодной войной может ввести в заблуждение. Ни Египет, ни Россия не считают эти отношения жизненно важными стратегическими. Основными союзниками и источниками финансовой поддержки Каира являются монархии Персидского залива. Несмотря на трения и желание США уйти с Ближнего Востока, Америка по-прежнему занимает важное место в дипломатической повестке дня Египта. Россия, со своей стороны, не является копией Советского Союза. За пределами Сирии его присутствие в регионе остается относительно небольшим. У нее нет желания заменить США в качестве гегемона на Ближнем Востоке и в Северной Африке, роль, которая влечет за собой большую ответственность и затраты. Египет – один из множества партнеров, с которыми Москва ведет переговоры в поисках дипломатических и экономических выгод. Отношения не институционализированы, а скорее зависят от хорошей личной химии двух «сильных» лидеров.
Ожидается, что в дальнейшем сотрудничество между Москвой и Каиром будет оставаться прочным по всем направлениям. Но ни одна из сторон не будет иметь долгосрочных обязательств. Россия и Египет останутся друзьями, но это не приведет к формальному союзу. Напротив, ас-Сиси продолжит балансировать между Россией и западными державами, такими как США и Франция. На новом Ближнем Востоке, определяемом сокращенным американским присутствием, это естественный выбор. Как и другие игроки в регионе, Египет будет балансировать между различными центрами силы, чтобы извлечь политические и дипломатические преимущества и обеспечить внутреннюю стабильность режима.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и развитие отношений между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет
1.1. Геополитические интересы России на Ближнем Востоке
У российской политики на Ближнем Востоке были многочисленные и разнообразные движущие силы. На геополитические и идеологические факторы повлияли на ее религиозные и культурные связи с обширным регионом, где Российская и Османская империи разыгрывали свое давнее соперничество, от Балкан до Малой Азии и Леванта. Со временем эти движущие силы включали поиск портов с теплой водой и территориальную экспансию, защиту единоверцев-православных христиан и славян, угнетенных османским правлением, а также поддержку различных постколониальных или революционных движений и режимов. Россия была полностью вовлечена в открытое соперничество великих держав за влияние в оспариваемом регионе, где все крупные державы того времени имели интересы и стремились проецировать силу и влияние.
Помимо истории и традиций, стремление России вернуться на Ближний Восток можно объяснить близостью региона к границам России. Претензия на главную роль в делах Средиземноморья в силу того, что она является черноморской державой, имеет глубокие корни в российской стратегической мысли и политике. География не только стимулирует российские геополитические амбиции, но и имеет очевидные последствия для национальной безопасности России .
Учитывая труднопроходимую местность и прозрачные границы соседей, перспектива распространения нестабильности в Леванте на неспокойный российский Кавказский регион – это проблема, которую не может игнорировать ни один российский аналитик по национальной безопасности или чиновник. Даже при наличии законных разногласий по поводу того, как лучше обезопасить Россию от этого непредвиденного обстоятельства, существование этой проблемы нельзя отрицать .
Никто также не может отрицать, что у России есть интересы в регионе помимо исторических привязанностей и безопасности. На основании одних только статистических данных может показаться, что двусторонняя торговля с большинством отдельных стран не является основным двигателем российской политики на Ближнем Востоке в основном, потому что регион в целом занимает относительно низкое место среди торговых партнеров России. Единственным значительным торговым партнером России на Ближнем Востоке в 2017 году была Турция с общим объемом торговли чуть менее 16,5 млрд долларов. Это был пятый по величине рынок для российских товаров (и четырнадцатый по величине источник импорта в Россию) .
Несколько стран региона – Алжир, Египет, Ирак – исторически были крупными покупателями российского оружия. Оружейная промышленность представляет собой влиятельную группу интересов в России, и продажа оружия уже давно стала не просто еще одним источником дохода для этого сектора российской экономики. В трудные времена, когда российские военные бюджеты на закупки иссякли, экспорт вооружений имел решающее значение для поддержания отрасли. В последнее время экспорт вооружений также служил важным инструментом российской внешней политики.
Безусловно, наиболее важным экономическим интересом России на Ближнем Востоке является роль региона как поставщика нефти и газа для мировой экономики. Являясь одним из трех крупнейших производителей углеводородов в мире, Россия играет жизненно важную роль в будущем мирового рынка нефти и газа. Деятельность ближневосточных производителей нефти и – все чаще – газа имеет прямое отношение к экономическому благополучию и политической стабильности России. Хотя Россия и ближневосточные производители являются конкурентами, им все чаще приходится координировать свою деятельность, поскольку их ранее доминирующие позиции, а также энергетические сверхдержавы сталкиваются с проблемой появления новых источников поставок и технологий .
Участие России в ближневосточных делах восходит к царствованию Петра Великого и основанию современного Российского государства, если не раньше. Как и в случае многих подобных давних внешнеполитических направлений, российская политика сочетает в себе элементы геополитики и соперничества великих держав с идеологией и религией. В разные периоды истории русские вооруженные силы вели сухопутные сражения с персидскими, турецкими, британскими и французскими армиями, а также противостояли их флотам в Черном и Средиземном морях.
В недавнем прошлом, после Второй мировой войны, Советский Союз стал играть важную роль в ближневосточных делах, закрепив партнерские отношения с Египтом, Ираком, Ливией и Сирией, а также зарекомендовав себя в качестве ключевого сторонника Организации освобождения Палестины (ООП). Участие СССР в ближневосточных делах во время холодной войны было многогранным и подразумевало экономическую и техническую помощь, военную помощь и обучение, продажу оружия и даже прямое участие в региональных конфликтах в поддержку государств-клиентов. Советский Союз был ключевым участником усилий по поиску мирного решения израильско-палестинского конфликта. Советский флот стал регулярным присутствовать в Средиземном море. Бывшие официальные лица США напомнили о советских угрозах вмешаться и о рисках американо-советской конфронтации в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов .