Магистерский диплом (ВКР) на тему Роль Правительства Москвы в реализации политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Современное состояние политики поддержки
соотечественников, проживающих за рубежом, в РФ.. 9
1.1. Участие Правительства Москвы в реализации
государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за
рубежом. 9
1.2. Программа «Стипендия Мэра Москвы». 15
1.3. Регулирование деятельности ГАУ «Московский Дом
соотечественника» 18
2. Анализ практики поддержки соотечественников,
проживающих за рубежом, в РФ на примере Германии, Испании и Франции. 22
2.1. Поддержка соотечественников в Германии. 22
2.2. Поддержка соотечественников в Испании. 31
2.3. Поддержка соотечественников во Франции. 42
3. Проблемы и перспективы их решения в политике поддержки
российских соотечественников, проживающих за рубежом. 52
3.1. Проблемы в рамках реализации программы «Стипендия
Мэра Москвы» и перспективные пути их решения. 52
3.2. Направления улучшения поддержки соотечественников. 55
Заключение. 60
Список литературы.. 63
Приложения 66
Введение:
Вопрос положения российских
соотечественников за рубежом остается важнейшим приоритетом России, поэтому
политика поддержки русскоговорящих соотечественников является важной частью
государственной политики России и неразрывно связана с ее содержанием. Понятие
«политика поддержки русскоговорящих соотечественников» отражает преимущественно
внешние аспекты государственной политики, что находит отражение в
соответствующих нормативных документах. В водной части к Общегосударственному
закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом» сообщается, что «предметом регулирования данного
Закона является не содержание этой политики, а только ее «принципы», «цели», а
также «главные направления» работы муниципальных органов по ее реализации[1].
Российская Федерация в последние
несколько лет постоянно ведет работу по налаживанию сотрудничества с
неоднородной русской диаспорой сограждан (иммигранты, диссиденты, трудовые и
семейные эмигранты), которые проживают за рубежом.
До 1987 г. все эти люди русской
диаспоры назывались «эмигранты». По предложению Академии наук СССР термин
«эмигранты» заменили на новый термин «соотечественники».
Отношения с соотечественниками за
границей являются принципиальным направлением внешней политики России. Вопросы
по поддержке русскоязычных соотечественников отражены во многих государственных
законах, одним из которых является Федеральный закон № 99-ФЗ «О государственной
политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24
мая 1999 г. (с изм. от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31
декабря 2010 г.). В этом Законе отражены принципы, цели и направления по
реализации указанной политики для органов государственной власти и субъектов
России.
Эффективное решение острых и
масштабных проблем русскоговорящего населения за рубежом приобретает реализация
прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции России[2]. Российская Федерация
гарантирует им защиту и покровительство (п. 2 ст. 61), свободу передвижения (п.
2 ст. 27).
С 2000 г. в России работает
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, утвержденная
Постановлением Правительства РФ № 530 от 17.07.2000 г. «О Правительственной
комиссии по делам соотечественников за рубежом»[3]. Эта Комиссия координирует
и согласовывает действия муниципальных властей по реализации государственной
политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом[4].
Правительственная комиссия по
делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) составила и опубликовала Комплексный
план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской
Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020
годы.
Комплексный план состоит из шести
крупных разделов, в каждый из которых включены мероприятия, сроки проведения,
место проведения, ответственные.
К проведению мероприятий
привлекаются правительственные и неправительственные организации. Участниками
каждого мероприятия являются соотечественники, проживающие в 20-30 иностранных
государствах. Тематика проводимых мероприятий очень разнообразна:
— конференции, «круглые столы»,
литературные конкурсы;
— торжественные церемонии
награждения соотечественников;
— мероприятия в рамках
празднования Дня Победы;
— мероприятия в рамках
празднования Дня русского языка;
— мероприятия в рамках
празднования Дня народного единства;
— мероприятия, связанные с
юбилейными датами деятелей искусства и культуры[5].
Все мероприятия финансируются
ответственными организациями. Так, Фонд «Русский мир» в 2013 г. оказал
поддержку 10 тыс. соотечественников в рамках 100 проектов в 32 странах (это
0,03% получивших поддержку). В 2015 г. Фонд выделил 7 млн. евро; Россотрудничество
—
48 млн. евро; Министерство иностранных дел потратило в 2011 г. 0,4 млрд. руб.;
Министерство науки и образования выделило 2,5 млрд. руб. (с 2001 по 2015 гг.);
неправительственная организация «Русский дом» — 0,5-1 млрд. руб. Общая сумма
расходов на мероприятия составила 200 млн. евро[6].
Правовая основа реализации
внешней политики России в области поддержки соотечественников, проживающих за
рубежом, отражена в Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября
2018 г. Настоящая Концепция включает общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные соглашения России, федеральные
конституционные законы, федеральные законы и другие законодательные акты Российской
Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции. Она разработана с учетом
документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, таких как: [1] Федеральный закон
от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной политике Российской Федерации в
отношении соотечественников за рубежом" [2] "Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) [3] Постановление Правительства РФ № 530 от 17 июля 2000
г. «О Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом». [4] Распоряжение Правительства № 427-р от 26 февр. 2020
г. «Об утверждении состава Правительственной комиссии (ПКДСР) по делам
соотечественников за рубежом». [5] Комплексный план основных мероприятий по реализации
государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы. [6] Суслов М. «Русский мир» — политика РФ в отношении
соотечественников за рубежом» // ИФРИ Центр России/ННГ, 2017.
Заключение:
Деятельность российских регионов
по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с соотечественниками
носит конкретный характер и строится с учетом
приоритетов каждого региона.
Внешняя политика является
прерогативой федерального центра. И любые действия, которые имеют
внешнеполитический характер, должны быть достаточно отчетливо рекомендованы
федеральным центром. В противном случае
можно наломать много дров, что негативно скажется на международных связях и
внешнеполитических контактах России. Это связано с бурными высказываниями по
поводу прав человека и с практическими действиями субъектов Федерации по
прекращению двусторонних отношений под предлогом нарушения прав человека.
В основном усилия субъектов
Федерации концентрировались в культурно-гуманитарной сфере, поскольку по этому
поводу никто не может упрекнуть нас во вмешательстве во внутренние дела
суверенных государств и разжигании национально-патриотических настроений. В
связи с этим можно было бы упомянуть
образование. Основное направление в сфере образования — это поддержка русского
языка. Здесь направление главного,
магистрального движения Санкт-Петербурга — в сторону стран Балтии и
Балтийского региона.
Другая форма работы — это
активное вовлечение в сотрудничество русскоязычных школ.
Молодежные объединения стали
типичной формой работы с соотечественниками. Привлечение международной
молодежи в летние лагеря, обмен спортивными делегациями,
подготовка и передача новогодних подарков для детей, проживающих в зарубежных странах.
Главная помощь, которая нужна, —
это спонсорская помощь в создании совместных
предприятий. Чтобы не ходить с протянутой рукой, а создавать совместные
предприятия и прибыль тратить на решение насущных
вопросов. Иногда средства, поступающие в том числе и от мэрии Москвы,
предназначаются диаспорам для издательской деятельности, для издания, например,
методической литературы для школ, но используются на рекламную выборную
кампанию. Это сотни и сотни тысяч рублей.
Государственное автономное
учреждение города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с
соотечественниками за рубежом — Московский Дом соотечественника» (ГАУ
«Московский Дом соотечественника») создано субъектом Российской Федерации
городом Москва на основании распоряжения Правительства Москвы от 29 января 2003
г. № 115-РП «О создании государственного учреждения города Москвы «Центр
гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом —
Московский Дом соотечественника».
Основными целями деятельности
Учреждения являются взаимодействие с федеральными органами государственной
власти при оказании поддержки и помощи соотечественникам в реализации и
обеспечении прав и свобод человека и гражданина в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации с учетом правового регулирования в
иностранных государствах, создание благоприятных организационно-правовых и
экономических условий для эффективного участия города Москвы в проведении
единой государственной политики в отношении соотечественников, и использование
потенциала соотечественников для реализации задач культурного, научного,
экономического и социального развития города Москвы.
Остановимся на нескольких конкретных предложениях, касающихся повышения роли русского
языка и защиты прав наших соотечественников.
Первое. Следует рассматривать
отечественное образование и обучение наших соотечественников
в российских учебных заведениях в первую очередь как актуальную политическую
задачу, отодвинув озабоченность Минфина на второй план. Президент сказал, что
не Минфин выделяет деньги, он является только распорядителем, а депутаты
выделяют финансы. Совет Федерации имеет право
законодательной инициативы, и каждый сенатор имеет право законодательной
инициативы.
Второе. Обеспечить четкую
государственную поддержку отечественного образования как на политическом, так
и на экономическом уровне. Внести соответствующие изменения в действующее
законодательство.
Третье. Обязать политических
деятелей, посещающих зарубежные страны, проводить встречи с организациями
соотечественников, в том числе по вопросам образования и положения русского
языка. В Грузии, например, преподаватели русского языка
старались показать, чему они научились. Был спектакль на русском языке. Представитель США очень хорошо сказал, что они,
когда приезжают в Европу, в первую очередь встречаются со своими
соотечественниками. Нам надо ввести такое же
правило.
Четвертое. Значительно расширить
возможности поддержки и подготовки преподавателей русского языка для
зарубежных образовательных учреждений на постсоветском пространстве.
Конкретное предложение: провести конгресс учителей русского языка, работающих
за рубежом, на котором скоординировать усилия и обсудить все проблемы.
Пятое. Привести законодательство в
соответствие с правовым полем стран постсоветского пространства и с задачами
единого общеобразовательного пространства.
И шестое. Расширить сеть зарубежных
культурных центров.
Фрагмент текста работы:
1. Современное состояние политики поддержки
соотечественников, проживающих за рубежом, в РФ
1.1. Участие Правительства Москвы в реализации
государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за
рубежом
Правительство
Москвы активно участвует в реализации государственной политики Российской
Федерации по поддержке соотечественников за рубежом. Эта деятельность является
одним из приоритетных направлений работы Правительства Москвы и ведется на
основании Закона «О поддержке соотечественников за рубежом органами
государственной власти города Москвы»[1], принятого в сентябре 2009
года. Москва – единственный субъект Федерации, осуществляющий сотрудничество с
соотечественниками на целевой законодательной основе.
В настоящее
время столица поддерживает постоянные связи с 260 организациями
соотечественников и их координационными советами в 55 странах мира. Работа
Правительства Москвы с российскими соотечественниками ведется на основе годовых
планов мероприятий. Финансирование этой работы осуществляется в соответствии с
Законом о бюджете города Москвы. Несмотря на достаточно сложную экономическую
ситуацию, которую сегодня переживает наша страна, Правительство столицы и на
текущий период смогло сохранить финансирование работы с соотечественниками в
тех же объемах, что и прежде, выделив из столичного бюджета на эти цели более
250 миллионов рублей.
Функции
государственного заказчика и координатора московских программ работы с
соотечественниками выполняет Департамент внешнеэкономических и международных
связей города Москвы (ДВМС).
Именно ДВМС и
подведомственные ему «Московский Дом соотечественника» и «Московский центр
международного сотрудничества» осуществляют непосредственное взаимодействие с
организациями соотечественников.
Реальную
помощь в продвижении программ поддержки соотечественников оказывают зарубежные
«Дома Москвы» в Риге, Минске, Ереване, Сухуме, Вильнюсе, Бишкеке и Софии,
которые с 2021 г. стали подведомственными организациями ГАУ «Московского Дома
соотечественника». Их площадки регулярно предоставляются для проведения
различных мероприятий, организуемых соотечественниками в соответствующих
странах.
Большую
работу по развитию связей с зарубежными соотечественниками ведет также Государственное
бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени
Александра Солженицына» — уникальный комплекс, сочетающий функции музея,
архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и
культурно-просветительского центра.
В целях
интеграции соотечественников за рубежом в единое с исторической родиной
пространство Русского мира Правительство Москвы на постоянной основе
содействует проведению и проводит за рубежом конференции, круглые столы,
фестивали русской культуры, творческие и спортивные соревнования, организует
гастроли московских творческих коллективов. Так, например, в 2018 году
представители Правительства Москвы, столичные деятели культуры и искусства,
творческие коллективы традиционно принимали участие в фестивале русской
культуры в Ирландии и в германо-российском фестивале в Германии.
На свои
зарубежные мероприятия регулярно приглашаются представители МИД,
Россотрудничества, Фонда поддержки и защиты прав соотечественников и других
организаций. [1] Закон г. Москвы от
23.09.2009 N 37 (ред. от 20.02.2019) "О поддержке соотечественников за рубежом
органами государственной власти города Москвы"