Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие внимания младших школьников с гиперактивным поведением посредством развивающих игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением 8
1.2 Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением 22
1.3 Использование развивающих игр для развития внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением 30
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 40
2.1 Организация и методы экспериментального исследования по развитию внимания младших школьников с гиперактивным поведением. 40
2.2 Содержание работы по развитию внимания младших школьников с гиперактивным поведением посредством развивающих игр 57
2.3 Качественный и количественный анализы результатов экспериментального исследования влияния развивающих игр на развитие внимания младших школьников с гиперактивным поведением 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, являются одними из самых актуальных психолого-педагогических проблем современности. Увеличивается количество учащихся в начальной школе, у которых синдром дефицита внимания сочетается с гиперактивностью. Период развития младших школьников совпадает с переходом к новой ведущей деятельности данного возрастного периода – к учебной деятельности. По этой причине у младших школьников увеличивается интеллектуальная нагрузка, дети должны научиться быстрее концентрировать свое внимание, чтобы достигать успехов в учебе. В условиях длительной и систематической учебной работы гиперактивность младших школьников заявляет о себе вполне убедительно.
К настоящему времени исследователями доказано, что гиперактивность является одним из проявлений целого комплекса нарушений, которые отмечаются у таких детей. По мнению Н.Н. Заваденко и Т.Ю. Успенской основной дефект связан с недостаточно развитыми механизмами внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.
Обучение детей, имеющих нарушения поведения и трудности обучения в современном времени представляют особую важность. Внимание учителя начальных классов зачастую приковано к детям, которые постоянно возбуждены, невнимательны и крикливы. Как правило, такие школьники на уроки заняты своими делами, их внимание сложно привлечь, они часто отвлекаются от учебной деятельности.
Именно потому, что современная школа представляет собой систему норм, правил и требований, регламентирующих жизнь каждого учащегося, то есть существующая система обучения не приспособлена к выполнению работ с гиперактивными детьми.
Начиная с первых этапов пребывания гиперактивных детей в школе, система обучения для этих детей психотравмирующая. Она приводит к появлению у таких учащихся дезадаптивных состояний.
На основе игровой деятельности можно успешно корректировать и развивать все нарушения развития, стоящие на пути развития личностных качеств младших школьников с гиперактивным поведением на основе чего и необходимо строить обучение. Игровая деятельность позволяет устранить различные нарушения в развитии внимания младших школьников с гиперактивным поведением.
В настоящее время в области клинических исследований существует много работ, посвященных изучению особенностей гиперактивности: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, В.А. Гурьева.
Также свой весомый вклад в исследование проблемы гиперактивного поведения как одного из проявлений целого комплекса нарушений у детей с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля внесли Н.Я. Заваденко, Т.Ю. Успенская. При этом Е.К. Лютова, Г.Б. Монина исследовали особенности проявления гиперактивности у детей по дефициту внимания, двигательной расторможенности, импульсивности.
В целом, мнение большинства исследователей, а также Е.Ю. Федоренко, Н.Ф. Логинова сводится к тому, что существующая система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми.
Вопросом изучения синдрома дефицита внимания и гиперактивности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как А.Л. Сиротюк, Л.С. Чутко, Н.Н. Заваденко, Г.Б. Монина, Е. Лютова-Робертс, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова, Р. Перрон и др.
История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств учащегося.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Применение игровых технологий как средства повышения эффективности и результативности процесса обучения интересует ученых во всех странах мира. Также активно рассматривается использование игровых технологий в обучении и российскими авторами и педагогами.
Особенности игровой деятельности и проблему применения игр в обучении младших школьников исследовали такие отечественные ученые, исследователи, психологи и педагоги как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л.С. Выготский и другие.
Исходя из всего вышесказанного, тема данного исследования является актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развивающих игр на процесс развития внимания младших школьников с гиперактивным поведением.
Объект исследования: внимание младших школьников с гиперактивным поведением.
Предмет исследования: развивающие игры как средство развития внимания младших школьников с гиперактивным поведением.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психологических, педагогических и методических работ определить основные подходы, принципы, методы и проблемы развития детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
2. Вывить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
3. Рассмотреть использование развивающих игр для развития внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
4. Разработать и определить эффективность коррекционной работы с использованием развивающих игр, направленной на развитие внимания младших школьников с гиперактивным поведением.
5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию внимания младших школьников с гиперактивным поведением.
Гипотеза исследования: развивающие игры являются эффективным методом в развитии внимания младших школьников с гиперактивным поведением, а именно
1) продуктивность внимания;
2) устойчивость и степень концентрации внимания;
3) объем внимания;
4) особенности переключения и распределения внимания.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент.
3. Диагностические методы:
4. Методы обработки данных: качественный анализ и количественный анализ (метод математической статистики – U-критерий Манна Уитни)
Теоретические основы:
Развитие внимания младших школьников с гиперактивным поведением рассматривали в философских аспектах рассматривались в трудах Н.Н. Заваденко, Д. Любар, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, С. Л. Новосёлова, Т. Рибо. А также в исследованиях А.Ф. Ануфриева, Г.П. Болонова, Е.К. Лютовой, Ю.С. Шевченко рассматривались особенности применения развивающих игр при развитии внимания.
Практическая значимость
Полученные данные о результатах проведения коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с гиперактивным поведением могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, педагога-психолога, учителя-дефектолога, а также студентов, обучающихся по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.
Практическая база исследования: МБОУ СОШ №167 г. Новосибирск.
Апробация результатов исследования
По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Меньшикова А.О. Развитие внимания младших школьников с гиперактивным поведением посредством развивающих игр // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 8 – 10 декабря 2021 г.) : в 4 частях / под ред. Т. В. Волошиной, Н. В. Якуниной ; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – Часть 4.– С. 186-187.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В результате выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Изучив особенности детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением, было выявлено, что у многих детей данной категории стоит диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ в первую очередь вызывает симптомы, связанные с невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью или сочетанием того и другого. При СДВГ многие учащиеся начальной школы могут испытывать трудности с концентрацией внимания и сохранением ее организованности, чрезмерную суетливость или беспокойство, а также проблемы с самоконтролем или импульсивным поведением.
2. На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования было выявлено, что внимание детей младшего школьного возраста с гиперактивностью довольно слабо организовано, оно обладает небольшим объемом, достаточно плохо распределяется, оно неустойчиво, это объясняется недостаточно зрелой регуляцией нейрофизиологических механизмов, которые обеспечивают произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.
3. Проанализировав взгляды на игровую деятельность многих педагогов и психологов можно отметить, что под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В период обучения в начальной школе игровая деятельность нацелена на воспитание, развитие и социализацию учащихся. Одним из видов игровых технология является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог. При систематическом использовании на занятиях игр, способствующих развитию у гиперактивных школьников познавательного интереса и самостоятельности; осуществлении целенаправленного обучения с помощью специально подобранных игровых упражнений, возможна положительная динамика развития внимания.
4. В данном исследовании рассматриваем особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением. Для изучения данной когнитивной особенности школьников была проведена экспериментальная работа. В данном исследовании приняли участие школьники, обучающиеся во 1 «А» классе в количество 20 человек. Из них 25% испытуемых женского пола (5 человек), 75 % мужского пола (15 человек). В группе обследуемых школьников у большинства детей присутствуют яркие признаки, характерные для гиперактивного поведения. Исследование проводилось в 3 этапа – констатирующий, контрольный и формирующий. Вначале исследования были выбраны соответствующие диагностические методики исследования:
методика 1. «Найди и линей вычеркни» (корректурная проба Ландольта);
методика 2. «Корректурная проба» (буквенный вариант). Данная методика разработана Б. Бурдоном для диагностики устойчивости и концентрации внимания;
методика 3. «Запомни и расставь точки» (А.Р. Лурия);
методика 4. Тест Пьерона-Рузера «Проставь значки».
5. Вторым этапом исследования стал формирующий этап. На данном этапе была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа. Цель коррекционно-развивающей программы – развитие основных свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределения, концентрации и объема) детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
В процессе игровой деятельности дети с гиперактивностью стремились к самореализации и самоорганизации своей деятельности. В различных игровых ситуациях модель поведения детей значительно менялась. В данных обстоятельствах повышается мотивация, появляются навыки рефлексии, формируется критическое мышление. К концу развивающей программы поведение детей и их внимание стали значительно более развитыми, по сравнению с первым занятием.
В рамках формирующей работы были разработаны практические рекомендации по развитию детей с гиперактивным поведением. Также были представлены практические рекомендации для педагогов начальной школы по работе с гиперактивными младшим школьниками. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.
6. Третьим этапом экспериментальной работы стал контрольный этап. В рамках контрольного этапа исследования были использованы те же диагностирующие методики, что и на констатирующем этапе. Можно отметить, что в результате контрольного этапа исследования были выявлены улучшения внимания младших школьников с гиперактивностью по следующим свойствам внимания:
устойчивости и продуктивности;
концентрации;
объема;
переключения и распределения.
В процессе работы были замечены также и другие улучшения в развитии познавательных процессов учащихся. Проявилась положительная динамика работоспособности во времени. Улучшились динамические особенности личностных эмоциональных состояний, позитивного настроя и самочувствия личности в группе. Повысился уровень самоконтроля и произвольного запоминания. Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается адекватностью методов исследования целям и задачам работы, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что эти дети стали более длительно задерживать внимание на определенных объектах окружающей действительности.
В результате сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп по всем 4 свойствам развития внимания по методу непараметрической статистики U-критерий – Манна – Уитни на контрольном этапе были определены значимые различия. Соответственно, результаты по итогам работы имеют значимые положительные изменения в уровне развития внимания младших школьников в экспериментальной группе.
Следовательно, работа по развитию внимания младших школьников с гиперактивным поведением посредством развивающих игр является эффективной и может быть продолжена и далее с детьми данной категории в данном направлении.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением
Характеристика младшего школьного возраста в наибольшей степени глубоко и содержательно представлена в исследованиях Д.Б. Эльконина [72], Л.С. Выготского [13]. Л.С. Выготский [13] и Д.Б. Эльконин [72] дают определение младшему школьному возрасту как возрасту 6-11-летних детей, которые обучаются в 1-4 классах начальной школы, причем границы возраста и его психологические особенности определяются принятой на этот период системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Учение становится ведущей деятельностью младших школьников, благодаря которой возникают психические новообразования, такие как: результативность, обязательность, произвольность. Также учебная деятельность, став ведущей, предъявляет определенные требования к личности ребенка. Школа задает ритм жизни, что способствует развитию необходимых навыков и умений у школьника для успешного обучения, таких как: распределение времени, коммуникабельность, открытость [66].
Младший школьный возраст является сенситивным для:
создания мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
формирования продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов [14].
Проблемы младших школьников, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и шумные, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти младшие школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Так как современная школа «представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь младшего школьника, то можно говорить о существующей системе начального общего образования как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми [18].
Многие педагоги, психологи и врачи Н.Н. Заваденко [23], А.М. Кабина [27], Е.Б. Касатикова [28], Л.С. Кирилова [29], А.Н. Козина [32] и другие занимались этой проблемой. Большинство исследователей пытались выделить общие черты личности и поведения сверхактивного младшего школьника, установить их природу и разработать способы психолого-педагогической коррекции.
В современной психолого-педагогической науке и практике младших школьников с повышенной двигательной активностью, низкой произвольностью внимания называют гиперактивными, а совокупность симптомов сверхактивности – синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
При этом стоит отметить, что понятие гиперактивности и гиперактивного поведения не является довольно новым, и первые было обнаружено еще в 18 веке, но не уточнено до конца. В 1798 году шотландский врач Александр Крайтон заметил, что некоторые люди легко отвлекаются и не могут сосредоточиться на своей деятельности, как другие. Он сообщил, что эти симптомы появились в раннем возрасте. Это согласуется с тем, что мы сейчас называем синдромом дефицита внимания и гиперактивности [33].
Затем, в 1902 году, британский педиатр Джордж Фредерик Стилл прочитал три лекции о группе детей, которым было трудно концентрировать внимание в течение длительного времени. Он отметил, что им было трудно контролировать себя, они могли быть агрессивными или очень эмоциональными и непокорными. Он также отмечал, что в целом у них не было каких-либо интеллектуальных нарушений и что страдало больше мальчиков, чем девочек. Стилл также изучил вопрос о том, было ли неназванное состояние чем-то переданным в семьях [53].
Сегодня исследователи в области здравоохранения изучают причины синдрома гиперактивности у детей, а также возможные методы лечения. Исследования указывают на сильную генетическую связь. Дети, у которых есть родители или братья и сестры с расстройством, с большей вероятностью будут иметь его.
Наиболее обобщенную характеристику гиперактивности, по мнению А.А. Осиповой, приводит американский психолог В. Клайн, выделивший четыре ее основных блока: сверхактивность, разбросанность, импульсивность, повышенная возбудимость [50].
Учеными предложены методики психолого-педагогической коррекции описанного синдрома. Например, М.И. Чистяковой предложен курс психогимнастики для сверхактивных младших школьников, а один из известных зарубежных ученых Д. Любар, занимаясь этой проблемой, акцентировал внимание на психотерапии, которая в значительной степени может помочь учащимся с синдромом гиперактивности, как отмечает В.В. Петрова [52].
В последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных младших школьников становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных младших школьников было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. Этот процент гиперактивных детей в классе постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции этого гиперактивного младшего школьника не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям младшего школьника [56].
Несмотря на научную изученность этой проблемы, существующие методы работы с гиперактивным поведением младших школьников младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Учителям начальных классов необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми на протяжении всего процесса обучения и воспитания в начальной школе.
«Гиперактивность – в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы» [39, c.158]. Гиперактивность у младших школьников проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию младшего школьника невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.
«Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у младших школьников, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами» [46, c. 89].
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5% [25].
Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор, неспособными усидеть на месте [24].
Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у младших школьников и у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От младших школьников требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях их длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. В период адаптации первоклассников родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом [37].
Между тем, диагноз гиперактивности первоклассников считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех перечисленных выше симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные школьники отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и к будущей или настоящей учебной деятельности [42].
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями [1].
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных учащихся, представим их на рисунке 1 [3].