Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.
Развитие творческих способностей личности в контексте научных подходов 10
1.2.
Интеграция искусств как фактор развития творческих способностей детей
дошкольного возраста. 23
1.3.
Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста в процессе интеграции искусств. 29
Выводы по
первой главе. 44
ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.
Диагностика уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста. 46
2.2.
Содержание, методы и формы развития творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста в процессе интеграции искусства. 63
2.3.
Динамика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
в процессе интеграции искусства. 72
Выводы по
второй главе. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 96
Введение:
общества в эстетическом
образовании и воспитании подрастающего поколения постоянно растет, поскольку
вызовы глобализации социального развития выдвигают острое требование скорейшей
гармонизации отношений в системе «человек — окружающий мир». Кризисные явления
в экологии и экономике обусловлены нивелированием культурных ценностей,
игнорированием духовно-художественного опыта, накопленных человечеством на
протяжении всего развития.
Образование как общественный институт обязано
адекватно реагировать на потребности настоящего, вовремя направляя
педагогическую науку и дошкольную практику к поиску оптимальных путей повышения
уровня творческого развития детей младшего дошкольного возраста с последующим
формированием у них эстетического отношения к действительности. Проблеме
формирования творческого образовательного пространства абсолютно закономерно
уделяется все больше внимания. В связи с
этим в Концепции
Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы отмечается обеспечение государством творческого
развития подрастающего поколения, готового к деятельности в условиях
модернизированного общества[1].
Современные дошкольные учреждения призваны
развивать в детях потребность воспринимать культурные ценности, накапливать
художественный опыт и использовать их как основу для личностного самосозидания
и гармонизации отношения к окружающему миру. Существенно ценную роль в решении
обозначенной проблемы способна сыграть организация творческой деятельности детей
младшего дошкольного возраста на основе интеграции искусств, в процессе которой
расширяется палитра художественных предпочтений, формируется креативное
мышление ребенка.
Степень изученности проблемы. Проблема
формирования личности средствами искусства нашла отражение в трудах Б. Г. Ананьева,
Н. А. Бердяева, Л. С. Выготского, Я. А. Коменского,
В. А. Моляко,
В. А. Сухомлинского
и
др. Современный
этап исследования проблемы психологии восприятия искусства
рассматривали такие ученые, как К. А. Абульханова-Славская,
Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и
др. Вопросы поиска эффективных путей и методов развития творческой личности в
условиях эстетической деятельности отображены в работах Н. В. Володько,
П. Я. Гальперина, Ю. Б. Гатанова, В. Л. Дранкова,
Н. С. Лейтеса и др.
Факторы и условия,
способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
проанализированы в трудах Л. С. Выготского, С. Е. Гавриной,
О. Г. Жуковой, Л. С. Коршуновой, В. О. Скворцовой
и др. Рекомендации по методике организации
творческой деятельности детей дошкольного возраста даны в исследованиях Н. Е. Вераксы,
Н. А. Ветлугиной, Е. Б. Волосовой, О. Л. Ивановой,
Л. Н. Павловой и др. Методологии творческого развттия детей
дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования посвящены
работы Т. С. Акуненок, Г. Н. Давыдовой,
А. Н. Никитиной и др. Изучением эстетического воспитания детей
младшего дошкольного возраста занимались такие ученые как И. П. Волков,
Д. Б. Кабалевский, В. А. Левин, Б. Т. Лихачев,
А. С. Макаренко, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.
Проблемам
эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе интеграции искусства
посвящены диссертационные исследования С. М. Зыряновой,
Г. П. Лукановой, И. В. Рябченко, Т. А. Цквитария и
др. Зарубежный опыт работы в области творческого развития личности представлен
в исследованиях Ф. Зенасни, Т. Любарта,
С. Торджмана
и др.
Исследователями изучаются педагогические условия
организации воспитательного процесса в детском саду в контексте расширения
сферы творческого развития ребенка, методика организации творческой
деятельности детей разного возраста на основе художественно-изобразительной,
театральной, музыкальной, декоративно-прикладной деятельности. Тем не менее,
комплексного подхода к творческому развитию детей младшего дошкольного возраста
практически не разработано. Вместе с тем проблема творческого развития
дошкольников в процессе интеграции искусства полностью не решена и в практике
дошкольного воспитания.
В то же время, как показывает
анализ литературных источников, в педагогике практически отсутствуют системные
исследования, посвященные развитию творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста в процессе интеграции искусства, недостаточно представлены
педагогические возможности развития творческих способностей младших
дошкольников в средствами синтеза искусств.
Изложенное позволило выявить
сложившееся противоречие исследования между
возможностями интеграции искусства в сфере творческого развития личности и
существующим положением педагогической практики развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза искусств в
образовательных учреждениях.
Представленное противоречие
определило проблему исследования:
необходимость рассмотрения эффективных путей решения вопросов развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе
интеграции искусства.
Таким образом, актуальность
поднятой проблемы, недостаточная ее разработка в научно-теоретическом и
методическом аспектах, потребности дошкольной практики обусловили выбор темы
исследования: «Развитие творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства».
Объект исследования: творческие способности
детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса
развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать
наиболее эффективные приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста,
обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей в процессе
интеграции искусств.
Задачи исследования:
1. Выяснить сущность понятия «развитие творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства».
2. Раскрыть возможности интеграции искусства в развитии творческих
способностей детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства.
5. Разработать и внедрить в практику
систему занятий по
развитию творческого воображения детей младшего
дошкольного возраста в процессе интеграции искусства.
6.
Выработать предложения по эффективному развитию творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции искусства повысится при
условиях:
— организации
процесса развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях создания «единого пространства»
сотворчества воспитателя и детей на основе личностно ориентированного подхода и
природы творческой деятельности;
— внедрение в
учебно-воспитательный процесс технологии развития творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста, которая включает инновационные методы педагогического
воздействия в процессе интеграции искусства;
— методического
обеспечения процесса развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе
интеграции искусства.
Методологической
основой нашего исследования
выступают: ведущие идеи: о психологических особенностях развития детей
дошкольного возраста (Л. С. Выготский, С. Е. Гаврина,
В. А. Левин и др.), о формировании познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (Н. Е. Веракса,
А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), о психических
механизмах развития творческого воображения дошкольников (Д. Б. Богоявленская,
Е. П. Ильин, Е. И. Николаева и др.).
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение, анкетирование,
эксперимент, анализ детских творческих работ; математические – количественный и качественный анализ
полученных результатов.
Психодиагностический
инструментарий:
1. Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)
2. Методика «Три краски» (Л.Ю.Субботина)
3. Методика
«Нарисуй что-нибудь» (Р.С.Немов)
Экспериментальной базой исследования является
???
Новизна
исследования заключается в определении возможности
развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства, а также в разработке
программы по развитию творческих способностей «Цикл развивающих занятий с использованием синтеза искусств для детей 2-4
лет».
Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования
материалы расширяют и дополняют представления о проблемах развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства в современной педагогической практике.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть
использованы воспитателями детских дошкольных учреждений, педагогами
дополнительного образования эстетического направления, родителями в работе с
детьми младшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Проведение
исследования было организовано в несколько
этапов.
1.
Констатирующий этап, в ходе которого
была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено
первичное исследование. Проведен анализ психолого-педагогической, методической
и научно-практической литературы по проблеме исследования. Определена
методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет).
Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные
данные детей младшего дошкольного возраста.
2.
Формирующий этап, в ходе которого
были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы,
направленной на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
3.
Контрольный этап, в ходе которого
апробирована программа «Цикл
развивающих занятий с использованием синтеза искусств для детей 2-4 лет»
по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста,
проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования.
Материалы исследования
апробированы: ???
Структура и объем выпускной
квалифицированной (магистерской)
работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. [1] Концепция Федеральной целевой
программы развития образования на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. –
URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/7414094b2c70754ec96756ab440e1979ac550e4e/
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по проблеме
развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста позволило
сделать следующие выводы:
Анализ научно-теоретических
подходов к развитию творческих способностей личности позволил выявить, что с
конца XIX-го
начала XX вв.
творческое развитие личности рассматривалось преимущественно в своей
противоположности к механически-технической деятельности. В то же время
диалектико-материалистическое понимание творчества исходит из того, что это
развивающая деятельность, которая характеризуется неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творческие
способности, проявляясь в творческой деятельности, делают потребность человека
к самовыражению, к универсальности, к погружению в глубины собственного
сознания, в способности творить, отказываясь от своего эгоистического
«Я-интереса». Анализ литературы позволил выделить пять этапов развития
творческих способностей ребенка, которые реализуются в творческой деятельности,
проходя определенные фазы развития (по Я. А. Пономареву). Также было
выявлено, что творчество – это сложное и одновременно комплексное явление,
обусловленное всем разнообразием социально-психологических и
психолого-физиологических предпосылок и что оно является условием становления,
самопознания и развития личности. В процессе изучения научных подходов по
развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нами было
определено, что деятельность воспитателя должна быть направлена на обеспечение
развития внутренних предпосылок ребенка к творчеству; дополнительных творческих
качеств его личности, способствующих успешной творческой деятельности и
жизнедеятельности в целом.
Также было выделено, что в работе
с детьми дошкольного возраста следует предоставлять им как можно больше
возможностей для творчества, сравнивать результаты творчества других, отбирать
произведения искусства для ознакомления, близкие по своему содержанию к
собственному опыту дошкольников. Наиболее эффективный способ творческого
развития личности ребенка является интеграция искусств как главная задача
художественно-эстетического воспитания
дошкольников (Б. Л. Яворский). Было выявлено, что в процессе
подготовки детей к творчеству прослеживается три взаимосвязанных направления:
обогащение жизненных и эмоциональных впечатлений; ознакомление и овладение
дошкольниками способами творческих действий на основе интеграции искусств в
художественно-творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Анализ педагогической и
научно-методической литературы позволил выделить внутренние и внешние факторы,
влияющие на развитие творческих способностей младших дошкольников. Согласно
инновационной программы «От рождения до школы», нами были определены лидирующие
направления педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста. Также анализ литературы позволил определить, что
процесс развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
может успешно осуществляться при соблюдении следующих предпосылок: создание
системы художественно-творческой деятельности; тщательный отбор информации;
целесообразный выбор форм и методов художественно-творческой деятельности;
планомерный мониторинг уровня развития творческих способностей детей. Важнейшим
условием эффективности развития творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста является знание и безошибочно практическое использование
воспитателем общепедагогических принципов, правильный выбор форм и методов
обучения и воспитания детей. Нами были выделены основные педагогические
принципы и условия осуществления педагогического воздействия на детей младшего
дошкольного возраста в области развития творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста, которые позволили провести констатирующий эксперимент на
выявление уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста. Результаты констатирующего эксперимента дали возможность определить содержание,
методы и формы эффективного педагогического воздействия на развитие творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе использования
интеграции искусства.
Проведение
опытно-экспериментального эмпирического исследования позволило
продиагностировать начальный уровень развития творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста, внедрить разработанную программу комплекса
мероприятий и экспериментально проверить его эффективность.
Основными показателями развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста были определены:
развитие воображения, фантазии, образного мышления, художественного восприятия,
способности создавать оригинальные образы. Результаты диагностики на
констатирующем этапе исследования показали, что уровни творческого развития у
мальчиков и девочек имеют различные показатели. По результатам исследования
коэффициента оригинальности изображения выявлено, что в обеих группах
преобладает средний уровень. Причем у девочек
данный показатель выше, чем в группе мальчиков. Результат данных по высокому и
низкому уровню также дал возможность определить, что у девочек количественный
показатель высокого уровня выше, чем у мальчиков, и ниже на низком уровне.
Следовательно, коэффициент оригинальности мышления, как показатель развития
творческих способностей, у девочек более выражен, чем у мальчиков.
На втором этапе диагностики было
выявлено, что наиболее
используемый детьми цвет – желтый, на втором месте – алая гуашь и синий цвет,
затем зеленый цвет выбрали и коричневый цвет, черный, оранжевый и белый цвета.
Наименее популярными были походные от других цветов, которые выбрали по одному ребенку:
голубой, охра, розовый и фиолетовый. В результате выполнения заданий
диагностики низкий уровень показали 36,8% от общего числа детей средний уровень
– 47,4% дошкольников, высокий уровень – 15,8%.
На третьем этапе была проведена диагностика изобразительных
аспектов воображения, общие результаты которой показали отсутствие у детей высокого
уровня умений передачи воображаемого
объекта с помощью изобразительных средств. Несмотря на то, что в группе есть
дети с высоким уровнем умений передачи воображаемого объекта с помощью
изобразительных средств, качественные общегрупповые показатели в данном аспекте
не обнаружены. Кроме того, общегрупповые показатели уровня умений передачи
воображаемого объекта с помощью изобразительных средств не указывают и на очень
низкий уровень. Также было определено, что у младших дошкольников преобладают
такие показатели творческой деятельности, как красочность и проработка деталей,
а также эмоциональность и оригинальность. В то же время, такой критерий, как
«Воображение и фантазия» составляет самое низкое процентное соотношение по
отношению к другим показателям.
Разрабатывая технологию
творческого развития детей младшего дошкольного возраста основной упор нами был
сделан на интеграцию искусства. Целью формирующего эксперимента была
экспериментальная проверка педагогических условий развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в художественно-творческой
деятельности. В процессе экспериментальной работы на занятиях с
художественно-творческой деятельности использовались такие формы работы, как
занятия-сказка, занятия-игра, занятия-исследования. Введение технологии
осуществлялось через методы и приемы развития чувственного восприятия мира,
формирование эстетического отношения к нему, что помогало детям замечать
красоту в окружающем мире, откликаться на нее эмоциями и чувствами,
чувствовать, наблюдать, играть, фантазировать, исследовать. Занятия проходили в
форме интегрированной учебно-воспитательной деятельности. В процессе реализации
цикла мероприятий по художественно-творческой деятельности на основе интеграции
искусства детям прививалась любовь к нетрадиционному рисованию, художественной
литературе и фольклору, пению, театрализации и хореографии. Также детей
приобщали к исследовательской деятельности на особенности звучания звуков,
исследование цветов, применялись психомоторные игровые упражнения. На
протяжении дня воспитатели мотивировали детей самостоятельно сочинять несложные
попевки на заданную тему. Таким образом, активная деятельность детей младшего
дошкольного возраста на всех этапах программы мероприятий способствовала
обогащению когнитивного опыта эмоционально-чувственным переживанием
художественного образа. Также развитие творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста в области воображения и фантазии включало сюжетно-ролевые
театрализованные игры.
После проведения формирующей
части эксперимента нами был проведен сравнительный анализ изменений в развитии
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, который проходил в
рамках контрольного этапа исследования. Результаты сравнительного анализа
констатирующего и контрольного этапов исследования показали, что на контрольном
этапе коэффициент оригинальности в общем показателе повысился. Несмотря на то,
что высокий уровень коэффициента оригинальности не изменился по сравнению с
констатирующим экспериментом, качественные показатели указывают на то, что средний уровень повысился, а низкий – снизился, что подтверждает
эффективность проведенных с детьми занятий. По результатам контрольной
диагностики уровня
творческого воображения и фантазии было выявлено незначительное повышение
низкого уровня некоторых детей группы МГ. В группе ДГ низкий уровень после
формирующего эксперимента по данной методике не проявился ни у одного ребенка. Общие
показатели развития творческого воображения и фантазии показали, что низкий
уровень снизился с 36,8% до 10,5%, высокий уровень повысился и показал 57,9%,
что на 10,5% выше, чем на констатирующем этапе. Результаты диагностического
исследования критериев изобразительных аспектов воображения
показали, что, несмотря
на незначительное повышение критерия воображения и фантазии, который остался на
низком уровне, в целом показатели по всем критериям повысились, подтверждая
выдвинутую гипотезу исследования о том, что эффективность процесса развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе
интеграции искусства повысится при условиях организации процесса развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях создания «единого
пространства» сотворчества воспитателя и детей; внедрения в
учебно-воспитательный процесс технологии развития творческих способностей с
включением инновационных методов педагогического воздействия в процессе
интеграции искусства; методического обеспечения процесса развития творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства.
Таким образом, данные результаты подтверждают эффективность
применения разработанного комплекса мероприятий по развитию творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции
искусства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.
Развитие творческих способностей личности в контексте научных подходов
Целесообразность развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста приобретает
особенного значения в современных социокультурных условиях, что обусловлено
потребностями общества, интересами и эмоциями ребенка. Интенсивное развитие
информационно-коммуникационного пространства, преобразование общества требует
от современного человека не только знаний и умений, но творческих способностей,
которые бы способствовали ориентироваться во всех жизненных ситуациях.
Соответственно и современным педагогам дошкольного образования нужны новые
нестандартные подходы к учебно-воспитательному процессу, направленные на
развитие способности детей творчески мыслить, креативно решать поставленные
перед ними задачи.
Проблема творческой деятельности
детей дошкольного возраста не нова. Она исследовалась, прежде всего,
философами, психологами, педагогами. В философии творческая деятельность
определяется как стимулирующий процесс, характеризующий стремление ее субъектов
реализовать свои способности, представить как объективность в объективном мире
и осуществить себя в нем[1].
В идеалистической философии конца XIX-го
начала XX вв.
творческое развитие личности рассматривалась преимущественно в своей
противоположности к механически-технической деятельности. В то же время диалектико-материалистическое
понимание творчества исходит из того, что это деятельность индивида по
реализации своих способностей, преобразующая природный и социальный мир в
соответствии с потребностями человека и человечества на основе объективных
законов действительности. Творчество, как развивающая деятельность, характеризуется
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью[2].
Г. Кириленко и Е. Шевцов
рассматривают творческие способности личности в свете эстетического мировосприятия,
как познание личностью окружающего мира в его монолитности,
бесконечно-мобилизованном разнообразии, как интродукцию к универсальному
развитию общих способностей человека[3].
Как отмечают ученые, творческие способности, проявляясь в творческой деятельности
делают потребность человека к самовыражению, к универсальности, к погружению «в
законы звездного неба и в глубины собственной жизни», в способности «остаться
собой и быть всем», отказываясь от своего эгоистического «Я-интереса»[4].
Основой творческого начала человека ученые считают такие эстетические ценности
как «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», которые выполняя «функцию
исходных принципов эстетического мироощущения – становятся эстетическими
категориями», проявляясь в творческой деятельности.
В психологической литературе
встречаются различные трактовки творческих способностей личности. В частности
Л. С. Выготский, выделяя творческую (комбинированную) деятельность
как другой род человеческой деятельности, кроме воспроизводящей, отмечал, что творческие
способности человека проявляются в его деятельности. Деятельность, в которой
проявляются творческие способности, Л. С. Выготский определил как творческую,
«которая создает что-то новое»[5].
Ученый отмечает, что творческие способности, которые заложены еще с раннего
детства, реализуются не только в процессе создания монументальных произведений
искусства, но и в способностях личности к созданию того нового, что человек
представляет, комбинирует, а комбинируя – меняет.
Тенденции исторического исследования
развития творческого потенциала личности, как предпосылки к творчеству
раскрывает в своих работах Я. А. Пономарев[6].
Опираясь на работы С. А. Грузенберг, он рассматривает различные
попытки создания теории творческого развития личности: философские,
психологические, интуитивные. Анализируя различные определения творческого
развития (Ф. Д. Батюшков, Н. М. Бехтерев, П. К. Энгельмейер,
А. Матейко, В. В. Савич и др.), Я. А. Пономарев делает
вывод, что, несмотря на разнообразие представлений о развитии творческих
способностей человека, все исследователи считают, что эта проблема является
комплексной.
Так, обобщая различные подходы к
исследованию творческой деятельности, Я. А. Пономарев выводит принцип
ЭУС (этапы-уровни-ступени) способности ребенка действовать «в уме», как закон
развития творческих способностей[7]:
Первый этап – ребенок, получивший
словесно выраженную задачу, не способен действовать «в уме». В то же время у
него есть способность манипулировать вещами, которые находятся перед ним.
Второй этап – ребенок способен
решить поставленную перед ним задачу только путем манипулирования вещами,
которые его окружают.
Третий этап – у ребенка развита
способность манипулировать представлениями о вещах, находящимися вокруг него.
Однако он не может в достаточной мере подчинять манипуляции согласно
поставленным словесно условиям задачи.
Четвертый этап – манипуляции
вещами становятся для ребенка возможными, в результате проб и ошибок ребенок
приходит к решению словесно поставленной задачи. Полученное решение задачи,
ребенок принимает за основу плана для проведения повторных действий. Реализация
принятого плана строго соотносится ребенком со своими действиями в последующих
манипуляциях вещами.
Пятый этап – способность
манипулирования вещами при решении словесно поставленной задачи достигает
своего полного развития. Ребенок не прибегает к методу проб и ошибок. Он
способен анализировать поставленную перед ним задачу, на основе анализа
выстраивает план ее решения. Выстроив план решения, ребенок без сомнений
подчиняет свои последующие действия.
Далее, как утверждал
Я. А. Пономарев, развитые способности к решению задач путем действия
в «уме» реализуются в творческой деятельности, проходя определенные фазы
развития[8].
Ученый предложил такую их последовательность:
Первая фаза (сознательная работа)
– подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного
постижения новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная
работа) – созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация
направляющей идеи).
Третья фаза (переход
бессознательного в сознание) – вдохновение (вследствие бессознательной работы в
сферу сознания поступает идея о решении, сначала гипотетически, как принцип,
замысел).
Четвертая фаза (сознательная
работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Выделение фаз творческого
процесса Я. О. Пономарьова считается наиболее разработанной
современной психологической теорией.
К перцептивным особенностям
развития творческих способностей исследователь относил большое напряжение
внимания, значительную уязвимость, восприимчивость[9].
Интеллектуальные способности к творческой деятельности включают интуицию,
фантазию, выдумку, дар предвидения, знания. Среди характерологических творческих
способностей следует обратить внимание на отклонения от шаблона,
оригинальность, инициативность, упрямство, высокую самоорганизацию,
чрезвычайную работоспособность. Особенности мотивации усматриваются Я. А. Пономаревым
в том, что творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении
цели творчества, сколько в самом его процессе, в непреодолимом стремлении к
творческой деятельности. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева,
характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, большая
работоспособность, а творческая личность находит удовольствие в самом процессе
творческой деятельности[10].
А. В. Брушлинський в системе
творческих способностей личности выделяет такие характерные для человека
качества, как открытие неизвестного, создание нового, преодоление стереотипов и
шаблонов[11]. Исследуя
психологию развития личности, Б. Г. Ананьев указывает на такие творческие
способности как глубина мыслей, необычность поставленных вопросов и решений,
интеллектуальная инициатива[12].
Общим способностями для творческих личностей, как показал американский психолог
Э. П. Торренс, является потребность в развитии, потребность в
постоянном самосовершенствовании[13].
Определяя творческую деятельность личности, С. Л. Рубинштейн указывал
на способность индивида создавать что-то новое, оригинальное, которое затем
входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства,
общества в целом[14]. Особую
роль способности человека к целеполаганию, привязанность его к заданию,
целеустремленность в творческой деятельности отводил О. К. Тихомиров[15].
Ученый указывал на то, что эти способности выступают как личностная предпосылка
творчества.
Многими учеными творческая
деятельность рассматривается еще как условие реализации творческих способностей
и внутреннего потенциала личности. Изучая взаимосвязь деятельности человека и
его социальной сущности, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган
определяют деятельность человека как абсолютное состояние или способ
существования его социальной сущности[16][17]. [1] Гераимчук И. М.
Философия творчества: Монография / И. М. Гераимчук. – К.: ЭКМО, 2006.
– 120 с. [2] Кочеров С. Н.
Философия: учебное
пособие / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС,
2015.
– 150 с. [3] Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия / Г. Г. Кириленко,
Е. В. Шевцов. – М. : СЛОВО; ЭКСМО, 2003. – 672 с. [4] Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия ,
С. 630-631. [5] Выготский Л. С. Психология искусства /
Л. С. Выготский. – СПб : Азбука, 2000. – 416 с., С. 3 [6] Психология творчества: школа
Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2006. – 624 с. [7] Пономарев Я. А.
Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. –
304 с. [8] Пономарев Я. А.
Исследование творческого потенциала человека / Я. А. Пономарев //
Психолог. журн. – 1991. – № 1. – С. 3–11. [9] Галкина Т. В. Основные
научные идеи Я. А. Пономарева в области теории и методологии психологии /
Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Ярославский педагог.
вестн. – №2 (107),2019. – С. 73-81. [10] Галкина Т. В. Идея
Я. А. Пономарева в области психологии коллективного творчества:
предпосылки и значение для современной науки / Т. В. Галкина // Ин-
психологии РАН. Социальная и экономическая психология. – №4 (12), 2018. –
С. 6-30. [11] Брушлинский А. В.
Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. – М.: Мысль,
1970. – 191 с. [12] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания /
Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001 – 288 с. [13] Еремина Л. И. Развитие
креативности личности: психологический аспект / Л. И. Еремина // Общество:
социология, психология, педагогика. – №1, 2014. – С. 42-47. [14] Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. –
720 с. [15] Тихомиров О. К.
Психология мышления: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч-ся по направл. и
специальностям психологии / О. К. Тихомиров. – 3-е изд., стер. – М. :
Академия, 2007. – 287 с. [16] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [17] Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом
процесссе / М. С. Каган // Музыка в
школе. – №4, 1984. – С .28-32.