Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством современных игровых технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ.. 7
1.1. Особенности развития связной
речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 7
1.2. Подходы к развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 15
1.3. Потенциал использования
современных игровых технологий как средства развития связной речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня. 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ.. 34
2.1. Организация и методы проведения
исследования. 35
2.2. Анализ результатов
констатирующего эксперимента и выводы.. 36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ
СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 47
3.1. Разработка и реализация
комплекса занятий с использованием современных игровых технологий в развитии
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…… 47
3.2. Оценка эффективности комплекса
занятий с использованием современных игровых технологий в развитии связной
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….72
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность
темы. Полноценное и своевременное овладение родным языком
выступает важнейшим условием личностного развития ребенка, поскольку
обеспечивает его возможностью общаться с окружающими, усваивать и передавать
новую информацию, обучаться грамоте и пр. Связная речь является главным
достижением в речевом развитии, представляя собой не просто последовательность
слов и предложений, но последовательность связанных друг с другом мыслей, точно
выраженных словами в правильно построенных предложениях.
Для детей с общим недоразвитием
речи (далее – ОНР) овладение связными формами высказывания представляют особую
сложность и не формируется стихийно. Связная речь данной категории детей
характеризуется нарушением логической последовательности, повторами,
ограниченностью построения фраз и отсутствием их завершенности, хаотичностью,
невыразительностью и пр. Указанные недостатки обусловлены недоразвитием
основных компонентов языковой системы у детей с ОНР и препятствуют полноценной
деятельности общения и обучению грамоте, а также овладению учебными предметами
при обучении в школе.
Учитывая, что роль
связной речи в успешности коммуникации и процесса обучения ребенка сложно
переоценить, но при этом самостоятельного овладения связными формами
высказывания у детей с ОНР не происходит, возникает необходимость в организации
систематической коррекционно-развивающей деятельности логопеда. Наиболее
соответствующим возрастным особенностям и возможностям дошкольников с ОНР
средством для такой работы является игра. Изучению связной речи
посвятили свои труды такие отечественные ученые как В.К. Воробьева, И.Р.
Гальперин, И.Н. Лебедева, А.А. Леонтьев и пр. Проблема коррекции связной речи у
детей с ОНР и использование игры как средства для ее развития рассмотрены в
работах В.П. Глухова, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой и пр.
Необходимость дальнейшей
научно-методической проработки проблемы развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством современных игровых
технологий обусловила актуальность выбранной темы для выпускной
квалификационной работы.
Объект
исследования: связная речь детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня
Предмет
исследования: развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством современных игровых
технологий.
Цель
исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать комплекс занятий с использованием современных игровых технологий в
развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза
исследования: использование современных игровых технологий (в частности, резиновых
игрушек скрепышей) на логопедических занятиях будет способствовать развитию
связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Изучить особенности развития связной речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня.
2. Рассмотреть подходы к развитию связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Определить потенциал использования современных игровых
технологий как средства развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование
исходного состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий с
использованием современных игровых технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Выполнить оценку эффективности комплекса занятий с
использованием современных игровых технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологическое основание
исследования составили труды С.Ю. Бениловой, С.Е. Большаковой, Л.С. Волковой,
Р.И. Лалаевой,
Р.Е. Левиной, М. Ромусик,
Н.
В. Серебряковой, Е.Ф.
Соботович, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.Р. Шашкиной и пр.
Методы исследования. В работе использованы:
— комплекс
общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация,
анализ литературы);
— эмпирические
методы (тестирование);
— методы
анализа и обработки эмпирических данных (сравнительный анализ качественных
характеристик, количественная обработка данных, статистическая обработка
результатов исследования).
Эмпирическая
база исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Детский сад №39 комбинированного вида» (г. Муром). Выборку
испытуемых составили воспитанники старшей группы в количестве 12 человек, все
имеют заключение ПМПК о наличии ОНР III уровня.
Новизна
результатов работы заключается в разработке, реализации и
оценке эффективности комплекса занятий с использованием современных игровых
технологий (в частности, резиновых игрушек скрепышей) в развитии связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая
значимость результатов работы состоит в том, что комплекс игр, подобранный и апробированный в
рамках работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР,
можно рекомендовать к использованию логопедам и другим специалистам, работающим
в дошкольных образовательных организациях с воспитанниками, имеющими дефекты
речевого развития.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа представлена
введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением. Работа
представлена на 92 страницах, снабжена 9 таблицами, 7 рисунками, 2
приложениями. Список литературы представляет собой библиографическое описание 50
источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Овладение связной речью представляет собой
результат речевого развития, который достигается не только за счет достаточного
словарного запаса, возможностей артикуляционного аппарата и пр., но, прежде
всего, за счет понимания речи и навыков ее своевременного использования.
Наличие связной речи для старших дошкольников
обеспечивает условия для полноценного развития и начала обучения в школе. И
если при нормотипичном развитии к старшему дошкольному возрасту связная речь
способна развиться стихийно, то при наличии общего недоразвития речи на
стихийное развитие связной речи рассчитывать не приходится. В связи с этим для
категории дошкольников с речевыми нарушениями большое значение играет
логопедическая работа.
Игра выступает ведущей деятельностью для детей
дошкольного возраста, поэтому использование современных игровых технологий как
средства развития связной речи обусловлено возрастными особенностями детей.
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что
позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать комплекс занятий с
использованием современных игровых технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
— были изучены особенности развития связной речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня;
— были рассмотрены подходы к развитию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня;
— был определен потенциал использования современных игровых технологий
как средства развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
— было организовано и проведено эмпирическое исследование исходного
состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня;
— был разработан и реализован комплекс занятий с использованием
современных игровых технологий в развитии связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
— была выполнена оценка эффективности комплекса занятий с
использованием современных игровых технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Связная речь – это двусторонний процесс, который складывается из
умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей
(импрессивная речь). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с
развитием мышления, и связано с усложнением детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми. При нормальном речевом развитии дети старшего
дошкольного возраста успешно осваивают правила построения отдельных предложений
и овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей сказанного,
развивают навыки передачи пространственной и временной последовательности
событий, что объединяет отдельные фразы в целое высказывание. В связной речи
дети пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения, составляют
рассказ по картинке и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или
услышанном; спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей. К концу
дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи,
присущими взрослым.
ОНР – это системное нарушение речи, при котором у детей с нормальным
слухом и сохранным интеллектом отмечаются дефекты формирования всех сторон речи
(звуковой, лексико-грамматической, семантической). У детей с ОНР отмечается
недостаточная координация движения во всех видах моторики – общей, мимической,
мелкой и артикуляционной. Отмечаются нарушения познавательной и
эмоционально-волевой сферы, нарушена произвольность поведения. Отмечается
импульсивность поведения и быстрая утомляемость. Дети данной категории в
отношении развития связной речи демонстрируют низкую активность, инициативу в
общении обычно не проявляют. При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный
запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое
недоразвитие выражается у детей в разной степени, это может быть лепетная речь,
отсутствие речи и развернутая речи с элементами фонетико-фонематического или
лексического-грамматического недоразвития.
Игра является ведущей деятельностью для детей в дошкольном возрасте. С
целью развития связной речи у дошкольников с ОНР могут быть использованы
разнообразные игры, среди которых и дидактические, и режиссерские, и
игры-драматизации, и словесные игры, и настольные игры. Мы использовали такие
современные игры как игры при помощи скрепышей. Выступая способом поддержки
мотивации дошкольников с ОНР к занятиям речи, игры способны стать эффективным
средством развития связного высказывания. В игровой деятельности дети учатся
правильно выражать свои мысли, выстраивать предложения последовательно и
логично, давать эмоциональную оценку, спрашивать о чем-либо и пр. также важно,
что у детей в процессе игры развивается речевая мотивация, т.е. возникает
желание разговаривать со сверстниками, быть понятыми и усланными.
Проведение констатирующего этапа исследования позволяет описать
состояние связной речи детей с ОНР III уровня на констатирующем этапе через
следующие характеристики:
— дошкольников характеризуют значительные трудности овладения
основными видами связной монологической речи: пересказа; составления рассказа
по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в
последовательности сюжета; составления рассказа с опорой на заданный материал и
самостоятельно узнавания текстового сообщения;
— основными причинами несформированости умений и навыков связной
фразовой речи у дошкольников являются нарушения двух видов операций
(обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения и отвечающих за его
лексико-синтаксическое оформление). Нарушение операций выражено в
несформированности передачи смысловой программы заданного текста; в ошибках
установления временной последовательности изображенных на картинках событий; в
неумении находить и развивать замысел, а также опознавать связные высказывания.
Все вышеописанные недостатки развития связной речи, выявленные в
рамках констатирующего этапа исследования, у детей дошкольного возраста с ОНР III
уровня актуализирует разработку системы коррекционной работы. На формирующем
этапе для дошкольников с ОНР III уровня было разработано и апробировано
содержание работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
посредством современных игровых технологий (скрепышей).
В результате проведения вторичной диагностики по методике В.П. Глухова
удалось установить, что под воздействием системы коррекционной работы по
формированию связной речи у детей с ОНР III уровня, осуществленной в рамках
формирующего этапа работы, удалось достичь положительной динамики связной речи
и способности детей к передаче содержания знакомого литературного текста у
дошкольников.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы удалось доказать
истинность выдвинутой во введении гипотезы исследования о том, что
использование современных игровых технологий (в частности, резиновых игрушек
скрепышей) на логопедических занятиях будет способствовать развитию связной
речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в
полном объеме, а гипотеза доказана.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим
в рассмотрении возможностей современных игровых технологий в развитии речевой
готовности дошкольников с ОНР к школьному обучению.
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности
развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня ОНР – дефект
развития речи, имеющий сложную природу и характеризуемый нарушением всей
совокупности элементов и сторон речевой деятельности. Это такое нарушение речи,
когда у ребёнка с хорошей памятью, сохранным интеллектом и нормальным слухом
плохо развиты фонетические, грамматические и синтаксические компоненты речевой
системы, а речевое развитие наступает позднее, чем положено по норме.
Особые
трудности возникают с усвоением грамматических и лексических категорий. Дело в
том, что развитие всех элементов речи происходит в тесной взаимосвязи и при
недоразвитии одного элемента нарушается прогрессирование всех системы речи в
целом. При ОНР III уровня речь ребёнка ограничена, а формы слов,
употребляемых в обычной жизни, неправильные. При наличии ОНР дети имеют бедный
словарный запас, специфику использования слов, стойкие проявления речевого
аграмматизма, определяемого неразвитостью экспрессивной и импрессивной сторон
речи, дефекты словообразования и звукопроизношения. Таким образом, при общем
недоразвитии речи у детей наблюдаются отклонения от возрастной нормы разной
степени серьёзности [47]. Р.Е. Левина [24] с коллегами разработала периодизацию проявлений ОНР, охватывающую
состояния от полного отсутствия у детей речевых средств (полностью «безречевые
дети») до развёрнутых форм связной речи, с элементами недоразвития речи
(нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя). Благодаря
такому комплексному подходу, избранному учёными, была описана общая картина
речевого развития без акцента на отдельных проявлениях речевого недоразвития.
Исследователи, положив в основу своих исследований результаты
структурно-динамического анализа девиантного развития речи, определили некоторые
общие закономерности, которые обусловливают переход от низкого к самому
высокому уровню речевого развития.
Каждому
такому уровню в отдельности присуще конкретное соотношение первичного дефекта и
вторичных проявлений, затормаживающих развитие элементов и сторон речи.
Переходы между уровнями вызваны преобразованием содержания речи, а также её
мотивационного базиса, возникновением новых языковых возможностей, повышением
активности речевого общения и усилением компенсаторного фона. В связи с
многообразием вариантов степени недоразвития (нарушения) таких элементов в
научной среде принято говорить об уровнях развития речи детей с ОНР. Такие
уровни были определены в рамках исследования речевых нарушений у дошкольников,
но сегодня они используются в том числе для квалификации расстройств речи
младших школьников [24].
Р.Е. Левина [24] выделила три уровня развития речи при общем недоразвитии речи.
Через
некоторое время Т.Б. Филичева [45]
дополнила эту классификацию, включив ещё один уровень.
В данной
работе нас интересует ОНР III уровня. Поэтому кратко охарактеризуем особенности
развития речи у старших дошкольников, имеющих такой речевой дефект.
В
отечественной логопедии общее недоразвитие речи III уровня определяется как
наличие развёрнутых фразовых высказываний со специфическими
фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими ошибками. В отличие от ОНР
первого и второго уровней, общее недоразвитие речи III уровня определяется как
более высокая ступень развития, хотя все языковые средства оформлены ещё в
недостаточной степени, чтобы рассматривать их на уровне нормы. Основные
характеристики детей с ОНР III уровня:
—
использование детьми аграмматичных и правильных предложений одновременно;
— допущение
ошибок в согласовании и управлении предложениями;
— допущение
ошибок при составлении сложноподчинённых предложений, включающих союзы или
союзные слова;
—
использование одной и той же грамматической формы или категории в разных
ситуациях неправильно или правильно;
—
неразличение лексических значений некоторых слов;
— правильное
построение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, употребление
простых грамматических форм без ошибок;
— правильное
использование всех частей речи;
—
способность составить краткий рассказ о себе, членах своей семьи, о школе,
товарищах, жизненных событиях и др.;
—
несформированность навыка словообразования, трудности с образованием
приставочных глаголов, притяжательных прилагательных,
уменьшительно-ласкательных форм существительных;
— ошибки в
изменении слов по падежам, лицам, родам, в образовании множественного числа, в
согласовании числительных и прилагательных;
— правильное
называние состояний, предметов, действий, признаков и качеств, которые хорошо
знакомы;
— при составлении
предложений по иллюстративному материалу дети с ОНР III уровня часто правильно
идентифицируют действующее лицо или действие, но не используют наименования
предметов, которые использует действующий персонаж [45].