Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
_Toc152667745ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста в онтогенезе 6
1.2 Специфика психолого-педагогического развития детей с общим недоразвитием речи 19
1.3 Особенности формирования словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 48
2.1 Организация и методики исследования уровня развития словарного запаса 48
2.2 Анализ исходных данных уровня развития словаря детей 57
Выводы по второй главе 66
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО 67
РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО 67
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 67
3.1 Средства и направления коррекционной работы по формированию словарного запаса детей с общим недоразвитием речи 67
3.2 Апробация результатов коррекционной работы 81
Выводы по третей главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день особенно актуальной является проблема развития словаря детей дошкольного возраста, т.к. этот период считается наиболее благоприятным для его развития. Если не проводить достаточной работы в этом направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей, не владея необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в свою очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь представляет один из важных компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного развития, т.к. содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение словаря способствует решению задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Вместе с этим протекает развитие операциональной стороны мышления, т.к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения.
Недостаточный запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка, т.к. богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Поэтому, развитие словаря детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Степень разработанности вопроса. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас. Однако на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска эффективных средств работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста в современных условиях образования является достаточно актуальной.
Этим и обусловлена актуальность проблемы исследования, что заключается в разрешении противоречия между необходимостью своевременного формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), позволяющей реализовать индивидуальность и социализацию каждого ребенка и недостаточной разработанностью диагностического и коррекционного инструментария коммуникативного развития для детей с ОНР.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективного средства для формирования словаря детей с ОНД.
Цель исследования заключается в теоретическом рассмотрении особенностей словарного запаса старших дошкольников с ОНР и определение на этой основе коррекционной работы.
Объектом исследования выступают развитие словарного запаса у дошкольников старшего возраста с ОНР.
Предметом методы развития словарного запаса у дошкольников старшего возраста с ОНР.
Гипотеза: предполагается, что старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют нарушения в развитии словарного запаса по всем признакам развития лексики по сравнению с детьми с нормой речевого развития. В связи с этим логопедическая работа должна осуществляться с учетом их особенностей.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Изучить теоретические вопросы формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Определить особенности психолого-педагогического развития детей с ОНР.
3. Охарактеризовать особенности формирования словарного запаса дошкольников с ОНР.
4. Организовать исследование и подобрать методики для изучения уровня сформированности словарного запаса дошкольников.
5. Проанализировать исходные данные по уровню сформированности словаря дошкольников.
6. Разработать основные средства и направления коррекционной работы по формированию словарного запаса детей с ОНР.
7. Апробировать результаты коррекционной работы.
Методы исследования:
• теоретический: анализ литературы по теме исследования, изучение медико-психолого-педагогической документации детей.
• эмпирический: анализ речевой деятельности детей, в частности уровня сформированности словарного запаса старших дошкольников.
Теоретическая значимость. В работе сделана попытка систематизировать теоретический и практический материал на тему формирования словаря у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость. Полученные данные об особенностях развития словаря дошкольников с ОНР получили подтверждение. Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач формирования словаря дошкольников с ОНР. Выполненный эксперимент имеет важнейшую практическую направленность для развития словаря старших дошкольников с ОНР посредством специальной коррекционной работы в процессе игры.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Данная работа посвящена исследованию особенностей развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
Работа проходила на теоретическом и практическом уровнях. В первой главе было определено следующее. По мере обогащения жизненного опыта ребенка, усложнения его деятельности и развитии общения с окружающими людьми происходит постепенный количественный рост словарного запаса. Одновременно с увеличением количественной и качественней сторон словарного запаса у детей постепенно происходит формирование навыка словообразования. Количественная сторона подразумевает увеличение объема словаря, а качественная – закономерности освоения ребенком значимости усваиваемых текстов.
К 5-7 годам, дети уже владеют бытовым словарем в степени разговорного стиля старших. Они проявляют высокую заинтересованность к тексту, к его значению. К концу дошкольного возраста, дети уже в полной мере усваивает обширный лексикон, со всей сложной системой грамматики и связной речи. Те дети, которые не обладают необходимым лексическим резервом, будут сталкиваться с большими проблемами в обучении, т.к. не смогут найти оптимальных слов для формулировки собственных идей.
Сегодня имеется большое количество детей, для которых характерны разные проблемы речевого развития. Самая многочисленная группа из них – это дети с ОНР. ОНР является сложным речевым расстройством у детей, которые обладают нормальным слухом и сохранным интеллектом, при нарушенном формировании основных компонентов языковой системы. Речевое расстройство у детей дошкольного возраста может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Общеизвестно, что речевые расстройства отражаются на когнитивных и личностных характеристиках ребенка. Так, у детей дошкольного возраста с ОНР заболевание затрагивает все психические процессы. Они испытывают сложности в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми, а так же в усвоении информации. Это часто приводит к снижению работоспособности и возможному повышению возбудимости или наоборот медлительности и безынициативности. Названные трудности имеют различия в зависимости от представленной формы ОНР и степени ее осложнения.
При ОНР у детей словарный запас характеризуется обиходно-бытовой направленностью. Такие дети способны дать названия предметам, действиям с ними, и выделить их элементарные признаки. Владение глаголами несформировано, чаще всего они удаляются из фразы, но могут ставиться в конец фразы в начальной форме. Подбор слов осуществляется с заменой по смысловому подобию, понятия замены по видам и родам. Выражение признаков наблюдается в элементарных формах и крайне редко. Страдают так же падежные формы, дифференциация мужского и женского рода. Отсутствует согласование прилагательных и числительных во фразах. Предложные конструкции опускаются или заменяются. Редко используются союзы и частицы.
Таким образом, данная категория дошкольников остро нуждается в целенаправленной коррекционно-педагогической работе по развитию словарного запаса с учетом их особенностей.
Вторая часть работы была посвящена выявлению уровня развития словарного запаса у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 10 детей. Исследование словарного запаса старших дошкольников с ОНР III уровня подразумевало изучение пассивного и активного словаря.
Выяснилось, что у детей присутствует незначительное количество ошибок в понимании слов, которые обозначают предметы и действия. В понимании слов, обозначающих предметы, присутствуют трудности в показе слов, что редко используются в быту. При понимании слов – действий, такие присутствуют трудностями при установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В глагольном словаре у них преобладают слова, которые обозначают действия, выполняемые или наблюдаемые.
При этом, предметный словарь хуже сформирован, по сравнению с пассивным словарем. В активном словаре старших дошкольников с ОНР, как и в пассивном, присутствуют значительные ошибки в употреблении прилагательных: замена слов, что входят в одно родовое понятие. Детьми неточно употребляются прилагательные длины и высоты. Так же данная категория детей затруднялась осуществлять дифференциацию понятий, относимых к весу и вкусу предмета.
Большое количество ошибок в активном словаре у старших дошкольников с ОНР III уровня имеет отношение к неоправданным сужениям и расширениям значения слов, смешению слов по зрительному и слуховому сходству, что в свою очередь обуславливается бедностью зрительных и слуховых представлений таких детей, неполноценностью связи между зрительным, слуховым и двигательным анализатором.
Дети были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную). Для развития словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня из экспериментальной группы была выстроена коррекционно-педагогическая работа в три этапа с учетом особенностей данной категории детей.
Повторная диагностика уровня развития словарного запаса у дошкольников с ОНР обеих групп показала, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента у детей контрольной группы произошли незначительные изменения в показателях активного и пассивного словаря (не более 0,1 балла). Тогда как у детей экспериментальной группы показатели резко возросли (до 0,5 по среднему баллу), что подтверждается методом статистической обработки данных.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи в начале работы, могут считаться выполненными, а гипотеза – доказанной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Речь не является врожденной способностью, она формируется единовременно с умственным и физическим развитием ребенка, что является показателем его общего развития. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения всех структур родного языка, уникальным временем, когда происходит становление и развитие лексикона.
Формирование и развитие речи дошкольника происходит с нескольких сторон: фонетической, лексической и грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из них имеет свое значение, влияя на развитие речевого высказывания. В формировании словарного запаса на первое место выдвигается семантический компонент, т.к. только понимании ребенком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемантических отношений) способно обеспечить сознательный выбор слов и словосочетаний, точное их употребление в речи [26, с. 15].
Л.М. Курганской и Л.В. Серых говорится, что «с психологической точки зрения значение слова представляет собой единство обобщения и общения, коммуникации и мышления» [18, с. 63].
В случае благоприятных социальных условий и правильного воспитания происходит обогащение жизненного опыта ребенка, совершенствуется его деятельность, идет развитие общения с внешним миром, окружающими людьми. Всем этим обеспечивается активный рост лексикона, увеличение которого происходит очень быстро, т.е. наступает формирование словаря [4, с. 140].
Термин «словарь» может быть определен как слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
С.И. Ожегов дает такое определение понятию словарь – «совокупность слов или устойчивых выражений определенного языка с пояснениями, толкованиями» [27, с. 460]. У А.М. Прохорова, словарь – это слова (основные единицы речи), которыми обозначаются предметы, явления, действия и признаки окружающего мира [29, с. 820].
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем подразумевается та часть словарного состава языка, которая понятна ребенку, она обуславливается возрастом, психическим развитием и социальным окружением. Пассивный словарь всегда гораздо больше активного и содержит в себе слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, всплывающие в сознании только тогда, когда он их слышит.
Под активным – часть словарного состава языка, которую ребенок свободно употребляет в своей повседневной жизни. Активным словарем во многом определяется богатство и культура речи.
Характерные черты формирования детского словарного запаса довольно хорошо изучены в физиологии, психологии и психолингвистике. Так, в развитии словаря детей дошкольного возраста исследователи делают акцент на двух аспектах: запасе слов ребенка относительно стандартного речевого развития, изменяемого качественно и количественно. Качественная сторона развития речи – это освоение смысла слов, закономерностей освоения значимости текстов, а количественная – увеличением объема словаря.
Развитие словаря, с одной стороны, имеет тесную связь с развитием мышления и других психических процессов, а с другой – с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Посредством речи, слов ребенком осознается только то, что оказывается доступно его пониманию. По этой причине в словаре ребенка рано начинают появляться слова, имеющие конкретное значение, позднее – слова обобщающего характера [8].
Необходимо сказать, что онтогенетическое развитие речи имеет отношение к расширению активного словаря человека. Реализация этого невозможна без развития у дошкольника долговременной активной памяти на слова. Новые слова поначалу воспринимаются слуховым анализатором. Однако понятыми они становятся лишь при условии наличия «двигательных следов» в речедвигательном анализаторе. Это связано с тем, что именно в речедвигательном анализаторе происходит формирование и хранение незнакомых слов, пока они не будут востребованы.
Долговременная память, являясь своеобразной психофизиологической системой, обеспечивает сходство воспринимаемых и воспроизводимых человеком слов. Сначала слова воспринимаются слуховым (восприятие устной речи) или зрительным (восприятие письменной речи) анализаторами пассивно в виде сигналов, и лишь при условии начала активной знаковосимволической деятельности ребенка запускаются процессы их распознания с помощью отождествления сказанного слова или высказанного сообщения с их следами, что хранятся в активной долговременной памяти.
Другими словами, важнейшим в развитии речи является активное восприятие и воспроизводство ребенком незнакомых ему слов. Только в этом случае будет происходить совершенствование активизации долговременной памяти человека, обеспечивающей прием, выдачу, отождествление слов с их значением и смыслами [14].
Единственный путь введения слова в долговременную активную память – это оречевление его ребенком, вначале вслух, а затем про себя. Если имеется возможность зрительного восприятия буквенного обозначения лексики, то ее необходимо организовать для приведения в действие каналов связи речедвигательного анализатора.
В логопедии под термином онтогенез речи принято понимать весь период формирования речи человека, начиная с первых его речевых актов и до того совершенного состояния, при котором родной язык уже можно назвать полноценным орудием общения и мышления.