Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие пространственной ориентировки детей с ТНР на занятиях по физической культуре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Анализ литературных источников по проблеме пространственной ориентировки детей. 8
1.1Пространственная
ориентировка и особенности формирования пространственной ориентировки в
онтогенезе. 8
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ТНР. 15
1.3.
Особенности развития пространственной ориентировки детей с ТНР. 20
Глава II.
Опытно-экспериментальаня работа по
изучению особенностей развития пространственной ориентировки детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 22
2.1. Цель,
задачи, содержание и организация изучения особенностей развития пространственной
ориентировки детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 22
2.2.
Организация исследования. 24
Глава III. Расширение
функциональных возможностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи
средствами физического воспитания. 36
3.1.
Методические рекомендации по
развитию пространственной
ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. 36
3.2.
Программа развития пространственной ориентации на занятиях по физическому
воспитанию у детей с тяжелыми нарушения речи. 46
3.3.
Реализация программы развития пространственной ориентации с тяжелыми нарушения
речи. 62
Заключение. 67
Список использованной литературы.. 70
Приложение 74
Введение:
Дошкольный
возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием пространственной
ориентировки.
Пространственные
ориентировки у детей развиваются в различных видах деятельности, но особо
важная роль в процессе их формирования и совершенствования принадлежит
двигательной активности. Так К.Д. Ушинский говорил, что благодаря движению
человек овладевает пространством, умением ориентироваться в нем.
Важным
компонентом для овладения школьными навыками, по мнению ученых таких как: Б. Г
Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.А. Столяр, Т.А. Мусейбова, А.М. Леушина, Т.А. Павлова
является сформированность пространственной ориентировки у детей дошкольного
возраста.
У
детей дошкольного возрастного с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) восприятие
пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается
ограниченная восприимчивость, недифференцированность восприятий и ощущений
затрудняют у них формирование пространственных представлений. Именно
сформированность пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста
является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением.
Аналитический
обзор литературы по проблеме изучения нарушений речи показал, что
сформированность пространственной ориентировки у дошкольников с ТНР изучалась в
связи с исследованием грамматического строя речи (Е.А. Афанасьева, Л.В.
Ковригина, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г.
Парамонова, Н.П. Рудакова, Н.В. Серебрякова, М.Ф. Фомичева и др.), готовности
детей с ТНР к обучению в школе (Т.В. Ахутина, A.B. Лагутина, Н.Е. Новгородская
и др.), готовности к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, Л.Е.
Томме) профилактики дискалькулии (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, Р.И.
Лалаева, О.В. Степкова, Л.С. Цветкова, С.Б. Яковлев и др.). Исследователи
отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ТНР, вызванная
несформированностью пространственных представлений, как и сами эти
представления, имеет стойкий характер.
Теоретически
и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой
сферы у детей с ТНР, обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы,
включающей пространственные представления (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А.
Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С.
Цветкова и др.). Таким детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной
сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в
выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости их выполнения.
Дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом (при его передаче, отбивании
мяча на месте и в движении), в прыжках на правой и левой ноге, ритмических
движениях под музыку.
Поэтому
на физкультурных занятиях с детьми логопедической группы целесообразно более
широко использовать игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве,
развитие общей моторики и координации, применять схемы-карточки с нарисованными
двигательными действиями, уделять большое внимание отработке и закреплению
схемы тела в упражнениях гимнастики, построениях и перестроениях. Поэтому
актуальность данного исследования определяется наличием развивающего потенциала
занятий по физической культуре как средства оптимизации процесса развития
пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.
Заключение:
Ориентировка
в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности
человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и
представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие
пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и
является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Выявление
особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не
только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно
назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение
ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение
является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения
окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Представления
о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в
структуре формирования пространственных представлений является восприятие
ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от
взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка
со взрослыми.
Развитие
ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных
отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные
части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной
речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных
отношений, направлений.
Ряд
исследований отечественных психологов показал, что развития ребенка происходит
в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец).
Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности — сюжетно-ролевая игра
и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и
др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность —
ориентировка в пространстве.
Без
пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно
формирование пространственных представлений и понятий.
Физическое
воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями
логоритмикой, подвижными играми. Продолжается работа по формированию правильной
осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и
упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места
проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке
физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их
творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.
В этот
возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а также
различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной
креативности детей. Для организации работы с детьми активно используется время,
предусмотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения
важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викторины,
игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал и
т.п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни. В этот
период педагоги разнообразят условия для формирования у детей правильных
гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную,
привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду.
Фрагмент текста работы:
1.1
Пространственная ориентировка и особенности формирования пространственной ориентировки в
онтогенезе Пространственная ориентировка — сложный психический процесс, который не
дан ребенку с рождения. Механизм пространственных представлений проходит
продолжительный путь развития еще с момента внутриутробного периода. В
определенный момент времени происходит стремительное и кажущееся «автономным»
формирование определенного психологического фактора (координатных представлений,
восприятия пространства, и т. п.).
Все эти процессы окажутся недостижимыми или
повреждёнными, если не будет нейробиологической предрасположенности мозговых
систем и подсистем, которые их обеспечивают. Другими словами, формирование тех
или иных аспектов психики ребенка определенно зависит от того, насколько
сформирована и полноценна надлежащая мозговая материя.
Мозг ребенка — это всевозможные
нейрофизиологические, нейрохимические и другие комплексы, каждый из которых
вносит свой особый вклад в актуализацию любой психической функции. Базой для
развития пространственных представлений является совместная координация правого
и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка
шаг за шагом, в результате таких процессов, как: лежание, сидение, ползание и
стояние.
Пространство
является формой существования всего материального, не зависящей от сознания
людей, объективная реальность [10].
А.
А. Люблинская, определила три вида знаний о пространстве:
1)
определение удалённости предмета и его месторасположения;
2)
распознавание направлений пространства;
3)
отображение пространственных взаимоотношений между предметами.
При
этом она охарактеризовала восприятие пространства как процесс деятельного
взаимодействия человека и окружающей реальности [21].
Как
указывает Б. Г. Ананьев: «Восприятие пространства является интермодальной
ассоциацией, образующейся из взаимодействия разных анализаторов наружной и
внутренней среды человека» [5].
Другими
словами, восприятие пространства представляет собой трудный процесс, в котором
взаимодействие чувственных и мыслительно-речевых элементов обеспечивает
реальное отображение качеств и отношений пространства.
Ориентировка
в пространстве основывается на непосредственном восприятии пространства и
словесном обозначении пространственных характеристик (месторасположения,
удалённости, пространственных взаимоотношений между объектами) [1].