Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие познавательного интереса у обучающихся при изучении информатике на основе использования технологии Web-квеста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у обучающихся при изучении информатики на основе использования технологии Web-квеста 8
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Понятие Web-квест технологии 18
1.3. Особенности использования Web-квест технологии в развитии познавательного интереса у обучающихся при изучении информатики 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у обучающихся при изучении информатики на основе использования технологии Web-квеста 36
2.1. Первичная диагностика познавательного интереса обучающихся 36
2.2. Разработка и апробация методики по развитию познавательного интереса посредством применений Web-квест технологий на занятиях информатики 46
2.3. Анализ эффективности разработанной методики посредством повторной оценки уровня развития познавательного интереса 64
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение 83
Приложение 1 83
Приложение 2 84
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема развития познавательной активности и познавательного интереса учащихся составляет фундамент процесса обучения, является именно той проблемой, которая интересует долгое время педагогов и исследователей. Данная проблема нуждается в определенном внимании со стороны педагогики. На сегодняшний день достаточно актуальной является задача в педагогике – воспитание творческой личности.
Для обеспечения эффективного процесса обучения педагогу следует использовать различные техники, приемы, методы. Эффективный процесс обучения способствует быстрому обучению и повышению качества знаний, в то же время при этом возможности педагога и учащихся используются в соответствии с должным уровнем.
Актуальность данной темы можно проследить в нормативно – правовых документах (федеральный закон «Об образовании РФ», ФГОС) [46, 47]. В ФГОС перед педагогами ставится задача развития и повышения познавательного интереса учащихся к обучению активными, интерактивными средствами, ИКТ, привлечению к проектной и исследовательской деятельности.
Одним из интересных процессов в образовании является развитие познавательной деятельности и интересов учащегося. Познавательная активность учащегося состоит из множества факторов, на нее оказывают влияние, как внешние обстоятельства, так и внутренние условия. Познавательная деятельность, а также в частности познавательные интересы, несомненно, формируются под влиянием внешних факторов. Однако с течением времени, а также в соответствии с взрослением учащихся их действия становятся более осмысленными и осознанными, соответственно, внутренние факторы с большей степенью будут влиять на познавательную активность. К числу внутренних факторов можно отнести: взгляды на мир, жизненный опыт, заинтересованность в чем-либо, определенные нужды. Перечисленные обстоятельства формируют направления деятельности учащихся, а также воздействуют на их психическое состояние.
Познавательная активность, несомненно, является движущей силой. Поэтому на основе данной силы учащиеся формируют свою систему ценностных ориентаций. Интересы и потребности каждого учащегося являются приоритетом в области образования на сегодняшний день. Успешность обучения каждого учащегося в школе и успешность его в целом зависит от того насколько у ребенка сформированы познавательные способности. Познавательные способности учащегося тесно связаны с его интеллектуальным развитием. Учащийся с хорошо развитыми познавательными способностями будет всегда стремиться к чему-то новому, и будет стремиться узнать что-то новое для себя. В свою очередь это будет положительно сказываться на интеллектуальном развитии учащегося.
Изучением познавательных способностей детей их развитием занимались многие авторы, исследователи, педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский. Однако, несмотря на множество различных исследований, данная проблема остается все такой же актуальной и на сегодняшний день.
Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса обучающихся, его формированию и развитию. Например, анализируются уровни и проявления формирования интереса в работах у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского. Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно полно, развитие устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать педагогов сегодня.
Каждый педагог хочет сделать свое занятие – интересным, простым и понятным. На сегодняшний день это по большей части предполагает применение современных информационных, компьютерных, телекоммуникационных технологий. С каждым днем все более актуальным становится внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Интерес мотивирует учащихся к действию. Одной из данных мотивирующих актуальных технологий является технология Web-квеста. Web-квест – одно из новейших средств применения информационно-коммуникационных технологий для создания занятия, направленного в первую очередь на учащихся, участвующих в учебном процессе. Данная технология еще мало изучена самими педагогами и еще не так часто внедряется в образовательный процесс. При этом в современном обучении информатике наблюдается недооценка использования Web-квеста как действенного фактора обучения и развития познавательного интереса учащихся по информатике.
Среди актуальных работ по использованию Web-квеста в обучении можно отметить труды таких авторов как: А.Н. Щербина, О.А. Тимченко, Р.П. Махонина, Е.В. Коблашова, Т.Н. Семибратова и т.д. Однако, несмотря на интерес педагогов к данной проблеме, методика формирования и развития познавательного интереса учащихся к урокам информатики посредством использования Web-квеста представлена фрагментарно и нуждается в дополнительных исследованиях. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Проблема исследования: каким должно быть содержание Web-квеста по информатике для эффективного развития познавательного интереса у обучающихся при изучении информатике.
Цель исследования: теоретически обосновать развитие познавательного интереса у обучающихся при изучении информатике на основе использования технологии Web-квеста, разработать и опытным путем проверить эффективность методики на основе использования технологии Web-квеста.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у обучающихся при изучении информатике.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у обучающихся при изучении информатике на основе использования технологии Web-квеста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях.
2. Проанализировать понятие Web-квест технологии.
3. Изучить особенности использования Web-квест технологии в развитии познавательного интереса у обучающихся при изучении информатики.
4. Провести первичную диагностику уровня познавательного интереса обучающихся.
5. Разработать и апробировать методику по развитию познавательного интереса посредством применений Web-квест технологий на занятиях информатики.
6. Проанализировать эффективность разработанной методики посредством повторной оценки уровня развития познавательного интереса.
Гипотеза исследования: образовательный Web-квест на уроках информатики является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся.
Методы исследования:
теоретические (анализ психологических, педагогических и научно-методических источников по теме данного исследования и теме изучения познавательных способностей, сравнение, синтез, систематизация, классификация, анализ, обобщение);
эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен теоретический материал по развитию познавательного интереса учащихся, а также представлены материалы по теории Web-квеста и его использованию в педагогике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе методические рекомендации по созданию Web-квестов и организации учебного процесса по информатике на основе их применения могут быть использованы как учителями информатики, так и учителями различных учебных предметов, а так же студентами педагогических вузов при прохождении практик.
База исследования: Московский технологический колледж питания РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В ходе проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
Познавательный интерес является сознательной целью человека, отличающейся эмоционально-чувственным окрасом, а также ориентированной на определенный объект. Данный процесс может реализоваться с чувством удовлетворенности от определенной деятельности. Познавательный интерес формируется на основе нескольких составляющих. К числу таких составляющих можно отнести: интеллект, эмоции, волю. Центральным организующим звеном для развития познавательного интереса можно назвать мышление. Наличие познавательного интереса у ученика формирует благоприятную основу для обучения, которая нужна для педагога. А также важно отметить, что появление интереса способствует дальнейшему исследованию, формирует поисковую деятельность.
Познавательный интерес классифицируют по устойчивости, направленности, уровню деятельности. У учащихся интерес проявляется в любознательности, заинтересованности, самостоятельности, активности, эмоциональности. Познавательный интерес способствует развитию В соответствии с анализом педагогического опыта, а также в соответствии с работами педагогов и исследователей можно отметить, что в рамках обучения можно реализовать подготовку и знакомства обучающихся с творчеством и техническим творчеством. Данный вид творческих проявлений детей является основой для развития технического творчества взрослых людей, и эти процессы обладают многими общими чертами, однако и имеют свои различия.
Образовательный Web-квест может восприниматься в качестве некоторой технологии обучения. Эта технология предполагает поисково-исследовательскую работу учеников, активизацию из познавательной деятельности, самостоятельности, наличия определенной мотивации в достижении успеха.
Web-квест на уроке информатики может быть использован в самой разной форме. При этом каждая форма будет интересна учащимся и может способствовать повышению мотивации учения. Каждый Web-квест должен состоять из введения, задач, ресурсов для учащихся, этапов работы, критериев оценки и заключения.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В данной опытно-экспериментальной работе участвовали 18 обучающихся в возрасте 15-16 лет. На основе анализа литературы были сформулированы критерии и показатели познавательного интереса.
Анализ результатов диагностики развития познавательного интереса у обучающихся 15-16 лет показал, что очень немногие подростки имеют высокий уровень развития познавательного интереса, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня развития познавательного интереса.
Кроме того, в процессе проведения опытно-экспериментальной были некоторые трудности, которые заключались в следующем:
пониженный уровень самостоятельности обучающихся в учебе;
невнимательность при прочтении вопросов, неточность в исполнении заданий;
недостаток умений использовать знания из одной сферы обучения в другой.
В ходе формирующего этапа работы были реализованы уроки информатики с использованием технологии web-квест. Были проведены уроки информатики с использованием подобранных Web-квестов в сети Интернет: Web-квест «Следствие вели… или дело о пропавшем интересе к информатике»; Web-квест «Дикий мир Интернета»; Web-квест на тему «Системы счисления»; Web-квест на тему «Космическая информатика»; Web-квест на тему «Безопасность в сети Интернет»; Web-квест на тему «Интересная информатика» и Web-квест на тему «Информатика в лицах».
После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап, цель которого заключалась в установлении повторного уровня развития познавательного интереса обучающихся и определении эффективности разработанной методики посредством повторной оценки уровня развития познавательного интереса.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что обучающиеся имеют эмоционально позитивное отношение к процессу обучения, но не всегда способны к устойчивым волевым усилиям при решении познавательных задач. Дети этого возраста интересуются всем новым, расширяют свои знания о мире.
Но углубление знаний, требующее умственных усилий, не всегда привлекает их. Учебные навыки и интеллектуальные операции у значительной части учащихся сформированы недостаточно хорошо. Знание особенностей познавательного интереса обучающихся необходимо для его целенаправленного формирования. В то же время важно обеспечить гармоничное сочетание всех компонентов познавательной активности в структуре формирующихся отношений.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что уровень познавательного интереса у обучающихся 15-16 лет стал выше. Их творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтверждена.
Фрагмент текста работы:
1.2. Понятие Web-квест технологии
История квестов началась с развитием компьютерных игр с увлекательным сюжетом, требующим включения логики. Уже с самого начала они стали очень популярными и захватывали многих людей. Самый первый известный квест появился в 1975 году. Его разработчиком был программист и спелеолог Уильям Кроутер [28, стр.9]. Спустя полстолетия виртуальные миры перешли в реальность. Первая известная в России квест комната была открыта в 2013 году бизнесменом Сергеем Кузнецовым.
Такая распространённость квестов затронула и педагогическую область. В первую очередь этому способствовала заинтересованность педагогов-искателей в поисках способов разнообразить традиционные уроки. Кроме этого было установлено, что уроки-квесты как нельзя лучше вписываются в картину современного образования, сформированную на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [46, стр.56].
В общем понимании «квест» – это определенное проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются различные информационные ресурсы [43, стр.62]. Основателем внедрения этого метода в урок считается Берни Додж, профессор Университета Сан-Диего (США) [35, стр.55].
Б. Додж был одним из первых, кто попытался определить и структурировать этот вид учебной деятельности. По его словам, веб-квест — это «деятельность, ориентированная на запросы, в которой часть или вся информация, с которой взаимодействуют учащиеся, поступает из ресурсов в Интернете …» [30, стр.222]. Вместе с Т. Марчем они создали модель Web-квест в 1995 году. Цель состояла в том, чтобы помочь учителям создавать уроки, которые вовлекали учеников, требовали более высокого уровня мышления, использовали подлинные проблемы и делали хорошее использование Интернета [8, стр.162]. Попробовав включить подобные задания в урочную деятельность, учителя получили положительный результат в виде большего уровня усвояемости информации, включения учеников в активную деятельность, заинтересованность в процессе применения знаний на практике. Выяснилось, что для обучающихся применение квеста на уроке – это что-то неизведанное, а поэтому особенно увлекательное занятие.
В образовательном процессе под квестом понимают специальным образом, организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности или в интернете), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. [9, стр.59]
В условиях настоящей работы, Web-квест может восприниматься в качестве некоторой технологии обучения. Эта технология предполагает поисково-исследовательскую работу учеников, активизацию из познавательной деятельности, самостоятельности, наличия определенной мотивации в достижении успеха. Использование квест технологий может происходить индивидуально и в групповом формате. Последняя форма в свою очередь означает развитие навыков в коммуникативной деятельности, усиливается мотивации в достижении успеха, у учеников возникает чувство ответственности за исходный результат. Приставка «Web» в квестовых технологиях предполагает использование глобальной сети Интернет, в частности возможное размещение ресурса на Web -сайте или Web -ресурсе [16, стр.20].
Таким образом, Web-квест является технологией обучения, которая ориентирована на усиление мотивационных потребностей обучающихся, организацию творческой образовательной среды и развитие познавательных интересов. По сути, Web-квесты – это мини-проекты, в которых большой процент материалов и материалов предоставляется через Интернет [17, стр.134].