Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие навыков социального взаимодействия младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения развития навыков социального взаимодействия
младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования  7

1.1. Понятие о
социализации в социальной психологии: определение, стадии и механизмы.. 7

1.2. Личность и
самосознание как результат социализации. 10

1.3.
Психолого-педагогические особенности младших школьников. 24

1.4. Специфика
психического развития у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. 39

1.5. Понятие и
сущность инклюзивного образования: значение инклюзивного образования для
социализации младших школьников
с ОВЗ. 46

Выводы по
главе 1. 53

Глава 2.
Экспериментальное исследование развитие навыков социального взаимодействия
младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования  54

2.1. Организация и
методы исследования навыков социального. 54

взаимодействия
младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. 54

2.2. Этапы
экспериментального исследования навыков социального взаимодействия младших
школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. 59

2.3. Анализ
результатов констатирующего эксперимента. 60

Выводы по
главе 2. 71

Глава 3.
Развитие навыков социального взаимодействия младших школьников с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования. 72

3.1. Цель, задачи и
организация формирующего эксперимента. 72

3.2. Методика и
содержание коррекционно-психологической работы по развитию навыков социального
взаимодействия у младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. 73

3.3. Анализ
результатов контрольного эксперимента. 81

Выводы по
главе 3. 94

Заключение. 95

Список
использованной литературы.. 97

Приложения. 103

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Проблема личностного развития младшего школьника в условиях системы инклюзивного
образования всегда была одной из актуальных проблем специальной педагогики, а в
современных условиях она приобретает особое значение.

На основании теоретического анализа психолого-педагогической
литературы мы можем утверждать, что данная проблема получила свою разработку у
многих отечественных исследователей. При этом данная разработка осуществлялась
в теоретическом и методическом аспектах с учетом современных нормативных
требований к содержанию начального образования (закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС НОО, примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения начальной школы).

Так, например, теоретическую разработку проблемы
осуществляли такие отечественные ученые, как С.Г. Батарева [11], Н.Д.
Виноградова [17], В.Н. Маркова [34], В.Т. Чепиков [49] и др.

Методическая разработка проблемы представлена
различного рода программами по развитию личности младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дополнительного и
инклюзивного образования. В частности, в нашем исследовании и при организации
формирующего эксперимента мы в основном опирались на следующие программы:
программа формирования нравственных представлений (Р.С. Буре) [16]; программа
по нравственному воспитанию и развитию общения у младших школьников (Н.А.
Купина и Н.Е. Богуславская) [28]; программа по развитию культуры поведения
ребенка (С.О. Николаева) [36]; программа по духовно-нравственному воспитанию
младших школьников (А.Г. Сапожникова) [44]; программа по этическому воспитанию
младших школьников (А.К. Лопаткина) [51].

В то же время можно говорить о том, что многие исследования
процесса личностного развития младшего школьника в условиях системы инклюзивного
образования в значительной мере устарели и не отвечают актуальной ситуации
развития науки и практики. Тем не менее, до сих пор в науке недостаточно
изученным остается вопрос о возможностях комплексного подхода и различного рода
педагогических технологий при организации занятий с детьми младшего школьного
возраста с ОВЗ для развития навыков их социального взаимодействия
(коммуникативной компетенции) [2; 5; 10; 12].

Объект
исследования – социальное взаимодействие между
младшими школьниками с ОВЗ и их сверстниками в условиях инклюзивного
образования.

Предмет
исследования – навыки
социального взаимодействия младших школьников с ОВЗ.

Цель
исследования – изучение развития навыков социального
взаимодействия младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Задачи
исследования:

1. Провести теоретический
анализ проблемы развития навыков социального взаимодействия младших школьников
с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

2. Изучить уровень
развития навыков социального взаимодействия (коммуникативной компетенции) у
младших школьников.

3. Разработать и
реализовать программу по формированию навыков социального взаимодействия
(коммуникативной компетенции) младших школьников.

4. Экспериментально
доказать эффективность проведенной программы и сформулировать выводы.

Гипотеза
исследования: уровень развития навыков социального
взаимодействия (коммуникативной компетенции) у младших
школьников с ОВЗ со сверстниками повысится после их участия в коррекционной
программе.

Основными методами исследования выступили
теоретические методы и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент,
тестирование). В качестве теоретических
методов использовались методы общенаучные методы теоретического анализа
(обобщение, абстрагирование, систематизация).

Эксперимент
реализовывался в его трех основных видах — констатирующем, формирующем и
контрольном экспериментах.

Практическая значимость исследования
состоит в том, что в результате теоретического анализа и экспериментального
исследования проблемы развития навыков социального взаимодействия младших школьников
с ОВЗ в условиях инклюзивного образования была составлена коррекционная
программа занятий с применением комплексного подхода на основе использования
различных педагогических технологий. Данная программа была апробирована на
выборке младших школьников с ОВЗ и показала свою эффективность, что может
служить основанием для ее распространения среди специалистов начальной школы других
образовательных учреждений в системе инклюзивного образования.

Структура
работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам,
заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы
без списка литературы и приложений составляет 96 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа была
посвящена исследованию проблемы развития навыков социального взаимодействия у
младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Исследование
предполагало свое изучение на теоретическом и экспериментальном уровнях.

В результате
теоретического анализа проблемы было выявлено, что социализацией в социальных
науках обычно обозначается процесс, в рамках которого происходит вхождение
индивида в социальную среду, осуществляется взаимодействие человека и общества,
индивиду усваивает различные социальные влияния и тем самым приобщается к
социальному опыту и всей совокупности социальных связей, имеющихся в обществе. Личность
представляет собой особое человеческое качество, которое формируется у индивида
в процессе социализации по мере того, как происходит усвоение человеком
социальных и культурных норм общества при общении с другими людьми и вступлении
с ними в совместную деятельность. Также было выявлено, что существуют различные
классификации групп детей с ОВЗ. При этом дети с ОВЗ – это достаточно
разнородная группа детей, характеризующихся определенными отклонениями в
физическом, психическом, либо социальном развитии. При этом психолого-педагогическое
сопровождение необходимая составляющая инклюзивного образования в начальной
школе, позволяющая реализовать потенциальные возможности детей с ОВЗ в сфере
социализации и овладении школьными знаниями.

Согласно результатам
экспериментального исследования было выявлено, что для младших школьников с ОВЗ
первой группы в выборке характерны в целом средний и низкий уровни развития
навыков социального взаимодействия. И для младших школьников с ОВЗ второй
группы в выборке характерны в основном средний и низкий уровни развития навыков
социального взаимодействия. Кроме того, младшие школьники с ОВЗ обеих групп на
этапе констатирующего эксперимента обладают схожими уровнями развития навыков
социального взаимодействия.

Также было выявлено, что
уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации
и осуществления сотрудничества, сформированности действий, направленных на учет
позиции собеседника, а также уровень развития коммуникативных умений у детей
первой группы до проведения с ними программы были ниже, чем после ее
проведения. Уровень развития навыков социального взаимодействия у детей с ОВЗ
первой группы после проведения с ними программы повысился. Кроме того, уровни
сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника, развития
коммуникативных умений, а также уровень развития навыков социального
взаимодействия у младших школьников первой группы с ОВЗ после проведения
формирующего эксперимента выше, чем у детей второй группы с ОВЗ. И составленная
программа оказалась эффективным средством в плане повышения уровня развития
навыков социального взаимодействия младших школьников с ОВЗ.

В целом уровень развития
навыков социального взаимодействия (коммуникативной компетенции) у младших школьников с ОВЗ со сверстниками повысился
после их участия в коррекционной программе. Тем самым гипотеза
исследования нашла свое подтверждение.

В качестве перспективы
изучения проблемы можно предложить более широкий учет социально-демографических
характеристик младших школьников при формировании их выборки.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития
навыков социального взаимодействия младших школьников с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования 1.1. Понятие о социализации в
социальной психологии: определение, стадии и механизмы Социализацией в
социальных науках обычно обозначается процесс, в рамках которого происходит
вхождение индивида в социальную среду, осуществляется взаимодействие человека и
общества, индивиду усваивает различные социальные влияния и тем самым
приобщается к социальному опыту и всей совокупности социальных связей,
имеющихся в обществе [2; 14].

Согласно И.С. Кону
социализация представляет собой ничто иное, как процесс, сущность которого
заключается в том, что индивид усваивает социальный опыт и в результате данного
процесса происходит формирование конкретной личности [16].

По Л.С. Выготскому
социализация есть процесс, который направлен не на организацию и создание
каких-либо внешних правил и обстоятельств, а на психику самого индивида как
субъекта деятельности. В рамках социализации ребенок в последовательном порядке
овладевает высшими психическими функциями и процессами. И социальность ребенка
в первую очередь находит свое проявление в том, какие средства он использует в
качестве субъекта собственной психической деятельности. У ребенка постепенно
появляется осознание самого себя («Я», «Я сам») и, следовательно, он становится
способным к сознательному противопоставлению себя взрослым людям, либо
совместной деятельности с ними. Когда ребенка научается выделять себя из
окружающей действительности в данный момент для него открывается мир социума и
социальных взаимоотношений. Одновременно с этим ребенок начинает усваивает
определенные социальные нормы своего поведения в обществе [8]. Благодаря данным
процессам возникает так называемая экстериоризация как один из ключевых
механизмов социализации, который был предметом различных психологических
исследований в русле культурно-исторической теории развития высших психический
функций, создателем которой является Л.С. Выготский, а дальнейшую разработку
данной теории осуществляли такие отечественные ученые, как А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец и др. [11; 18]. Нужно заметить, что согласно культурно-историческому
подходу вхождение ребенка в социум возможно лишь тогда, когда он не находятся в
позиции подчинения каким-либо внешним факторам социальной среды, а, наоборот,
сам стремится подчинить себе различные внешние условия и обстоятельства
посредством процессов осмысления и переосмысления. В этом и заключается
сущность экстериоризации, через механизм которой у ребенка появляются чувство
сопричастности другим людям и ощущение себя членом данного социума [6; 14; 20].

Как отмечает Л.С.
Выготский, именно общение ребенка с другими людьми представляет собой основное
средство и источник развития его психики в рамках онтогенеза. А результатом
общения считается формирование у ребенка способности контролировать и выстраивать
свое поведение – действия и поступки – в соответствии с актуальными для
общества социальными нормами и отношениями. В процессе социализации происходит
усвоение ребенком социальных навыков, умений, норм поведения, ценностей,
убеждений, которые свойственны конкретной культуре общества, в рамках которого
данные социальные нормы, ценности и убеждения являются желательными и
необходимыми [8].

Нужно иметь в виду, что
посредством социализации обществу удается воспроизводить имеющуюся социальную
систему, сохранять текущие социальные структуры. Кроме того, благодаря
социализации у людей как членов общества формируются определенные социальные
эталоны поведения, стереотипы и стандарты, присущие как социуму в целом, так и
различному роду социальным группам (национальным, профессиональным и т.д.). И
для того, чтобы не находиться в оппозиции к данному обществу и успешно в нем
адаптироваться, личности необходимо усваивать социальный опыт через вхождение
ее в социальную среду и систему имеющихся на в обществе социальных связей и
отношений [2].

В процессе социализации
отечественные ученые выделяются по крайней мере три ключевые стадии. Данные
стадии были выделены исходя из критерия развития и выполнения трудовой
деятельности. Итак, выделяются следующие стадии: дотрудовая, трудовая и
послетрудовая.

Кратко остановимся на
каждой из данных стадий.

Дотрудовая стадия
социализации начинается с рождения и длится до начала трудовой деятельности
человека. Данная стадия включает два периода:

— период ранней
социализации (от рождения ребенка до начала школьного обучения);

— период обучения.

Трудовая стадия
социализации совпадает с периодом зрелости человека.

Послетрудовая стадия
социализации является периодом, который вносит значимый вклад в процесс
воспроизводства общественного опыта.

Все перечисленные стадии
социализации предполагают воздействие общества на личности, либо
непосредственным образом, либо через какую-либо социальную группу. И здесь
ключевое значение имеют так называемые социальные институты, которые
представляют определенные объединения людей, выступающие как своеобразные
трансляторы, обеспечивающие передачу социального опыта [16].

Как уже было отмечено,
социализация начинается с момента рождения человека. И ее сущность заключается
в том, что благодаря ей индивид становится личностью, на что еще особо указывал
отечественный
психолог А.Н. Леонтьев. Ученый обращал особенное внимание на то, что индивид по
своей природе уже социален, поскольку в нем содержатся возможности социального
взаимодействия с другими людьми, а значит возможности усвоения социального
опыта и превращения в личность [15].

Надо отметить, что
социальное взаимодействие в процессе социализации составляет ее одну из
ключевых сторон. Само социальное взаимодействие подчиняется определенным
психологическим закономерностям, которые находят свое отражение, как правило, в
наличии социально-психологических механизмов и эффектов, которые сопровождают
любое человеческое общение [16; 20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы