Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 6

1.1. Понятие креативности в философской и психолого-педагогической науке 6

1.2. Возрастные особенности развития креативного мышления детей младшего школьного возраста 16

1.3. Анализ учебно-методических комплектов с целью выявления заданий на развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики 25

1.4. Модель формирования креативного мышления младших школьников 29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39

2.1. Диагностика уровня развития креативности младших школьников в ходе констатирующего этапа 39

2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента по развитию креативности младших школьников 51

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы в ходе контрольного этапа 59

2.4. Педагогические условия развития креативности младших школьников на уроках математики 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

  

Введение:

 


Актуальность темы исследования. На современном этапе модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в младшем школьном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы младших школьников.

На уроках в начальной школе необходимо создать условия для самостоятельного решения задач, рассуждения о способе решения проблем и принятия решения. Таким образом, воспитание и обучение современной конкурентоспособной личности невозможно без формирования мышления, в частности, креативного мышления.

Мышление представляет собой направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. Мышление реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. С помощью мышления осуществляется обобщение, анализ информации, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Младший школьный возраст имеет большие возможности развития креативного мышления благодаря его динамичности и изменчивости. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования младшего школьного возраста, как внутренний план действия и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

Согласно ФГОС НОО формирование творческой и мыслительной активности – одна из важнейших задач современного образования. Во ФГОС НОО отмечена необходимость развития у учащихся умений мышления, креативности мышления. Однако для развития креативного мышления у младших школьников необходимы определенные педагогические условия.

Проблема исследования: Каковы условия развития креативности младших школьников на уроках математики?

Цель исследования – выявить специфику развития креативного мышления младших школьников на уроках математики.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия креативности в философской и психолого-педагогической науке.

2. Описать возрастные особенности развития креативного мышления детей младшего школьного возраста.

3. Провести анализ учебно-методических комплектов с целью выявления заданий на развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики.

4. Рассмотреть модель формирования креативного мышления младших школьников.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию креативности мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

6. Разработать и апробировать систему упражнений на математическом материале для учащихся 1-4 классов, направленных на развитие креативного мышления.

7. Выделить педагогические условия развития креативности младших школьников на уроках математики.

Объект исследования – креативное мышление младших школьников.

Предмет исследования – специфика развития креативного мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитию креативного мышления младших школьников на уроках математики будет способствовать использование системы упражнений.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами таких исследователей, как А.С. Белкин, Д.Б. Богоявленская, С.И. Волкова, Л.Г. Вяткин, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Н.Б. Истомина, Н.В. Кондротьева, Е.Л. Кононко, А.Н. Лук, О.В. Скрипченко, К.К. Урбан, М.А. Холодная и др.

Методы исследования:

– анализ литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

– педагогический эксперимент;

– тестирование;

– метод конструирования при разработке системы упражнений.

Опытно-экспериментальная база исследования: _________________

____________________________________________________________.

Положения, выносимые на защиту:

1. Младший школьный возраст обладает большим потенциалом в развитии креативности, в частности, творческого мышления. Так как для учеников начальной школы шаблонные, стереотипные формы мышления и действий еще не стали доминантными, то возможным становится интенсивное усвоение учащимися креативных способов деятельности, сложных операций мышления и форм поведения, требующих креативной деятельности.

2. Важнейшими методами и приемами стимулирования творческой активности учащихся являются: стимулирование заинтересованности, творческого интереса; интересные аналогии; создание ситуаций эмоционального переживания; развивающие игры; метод открытия; создание ситуаций с возможностью выбора; использование вопросов, стимулирующих процессы; мышления высшего уровня; повышение стимулирующего влияния содержания учебного материала; создание соответствующей творческой атмосферы на уроке: доброжелательность учителя, отсутствие категоричных оценок и критики в адрес ученика способствуют проявлению его творческой активности; создание условий для конструктивного общения учеников независимо от уровня их творческого развития; обеспечение учащимся возможности активно задавать вопросы, выдвигать оригинальные идеи, гипотезы; использование личного примера творческого подхода к решению проблем, выполнения задач.

3. Развитию креативного мышления способствуют: метод открытия (создания) заключается в создании ситуаций, которые побуждают ученика к выбору, стимулируют его активность и самостоятельность в обучении; метод коллективного поиска оригинальных идей дает возможность повысить влияние содержания учебного процесса на формирование личности ученика. Значительная роль отводится играм нового типа, которые моделируют творческий процесс; такие игры направлены на психологическое раскрепощение «правополушарных» процессов бессознательной обработки информации, развитие интуиции, стимулирования «озарение», вдохновение. Положительно на развитие творческого мышления, и креативности в целом, влияют различные информационно-компьютерные технологии, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработанной системе упражнений и выделенных условиях развития креативного мышления младших школьников на уроках математики.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и гипотеза. В первой главе приведены теоретические проблемы развития креативного мышления учащихся начальной школы на уроках математики. Во второй главе приведено описание опытно-экспериментальная работа по развитию креативности мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе. В заключении приведены основные выводы, сделанные в результате исследования. Список литературы представлен 60 источниками.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В результате написания данной работы была достигнута ее цель: выявлена специфика развития креативного мышления младших школьников на уроках математики.

Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:

1. Раскрыта сущность понятия креативности в философской и психолого-педагогической науке. Установлено, что креативность является характеристикой личности, которая определяется способностью к творчеству; это свойство личности.

2. Описаны возрастные особенности развития креативного мышления детей младшего школьного возраста. Анализ литературы позволил сделать вывод, что младший школьный возраст обладает большим потенциалом в развитии креативного мышления, поскольку для учеников начальной школы шаблонные, стереотипные формы мышления и действий еще не стали доминантными, то возможным становится интенсивное усвоение учащимися креативных способов деятельности, сложных операций мышления и форм поведения, требующих креативной деятельности

3. Проведен анализ учебно-методических комплектов с целью выявления заданий на развитие креативного мышления младших школьников на уроках математики. Обобщающий анализ учебно-методических комплектов по математике позволил сформулировать следующие позиции: 1. На учебном материале 1-2 классов постоянно можно осуществлять формирование аналитического и планирующего уровней творческого мышления, в 3-4 классах происходит совершенствование умений школьников на данном этапе. 2. Частично предусматривается развитие творческого мышления, поскольку в содержании обучения вводятся нестандартные задачи. 3. В методический материал вводятся цели общего развития формирования задач.

4. Рассмотрена модель формирования креативного мышления младших школьников. Установлено, что важнейшие методы и приемы стимулирования творческого мышления учащихся следующие: стимулирование заинтересованности, творческого интереса; интересные аналогии; создание ситуаций эмоционального переживания; развивающие игры; метод открытия; создание ситуаций с возможностью выбора; использование вопросов, стимулирующих процессы; повышение стимулирующего влияния содержания учебного материала; создание соответствующей творческой атмосферы на уроке и др.

5. Проведено опытно-экспериментальную работу по развитию креативности мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе, которое показало эффективность использования разработанной системы упражнений для учащихся 1-4 классов.

6. Разработана и апробирована система упражнений на математическом материале для учащихся 1-4 классов, направленных на развитие креативного мышления. В данной системе упражнений представлены: 1. Задачи, связанные с важными понятиями и методами математики. 2. Задачи с элементами исследования. 3. Задачи, выполняя которые учащиеся «открывают» для себя новые связи, зависимости, закономерности и убеждаются в их справедливости. 4. Практические задания и упражнения. 5. Самостоятельно составленные учениками задачи. 6. Задачи на сообразительность. 7. Интересные упражнения и игры.

7. Выделены педагогические условия развития креативности младших школьников на уроках математики, к которым относим: учет возрастных особенностей учащихся; учет их уровня развития интеллекта и креативности; использование нестандартных задач, игровых упражнений и пр.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1. Понятие креативности в философской и психолого-педагогической науке

Различные аспекты проблемы развития и становления личности освещались в трудах таких ученых, как А.Н. Лука (психология творчества, мышление и творчество), Я.А. Пономарева (знания, умственное развитие, психология творчества и педагогика, мышление и творчество), А.М. Матюшкина (проблемные ситуации в мышлении и обучении), И. Щукиной (проблема познавательного интереса в педагогике), Н.В. Кичук (формирование творческой личности учителя), Д.Б. Богоявленской (один из подходов к исследованию интеллектуального творчества), П.К. Энгельмейера (теория творчества, творческая личность и творческую среду), М.А. холодной (исследование психологии интеллекта), В.А. Моляко (психология творчества).

В современном обществе все большее значение придается креативности и творческим способностям каждой личности. Люди, которые способны удивляться и познавать, умеют находить решения в нестандартных ситуациях, нацелены на открытие нового и способны к глубокому осознанию своего опыта являются конкурентоспособными и способными быстрее достигать своих жизненных целей. но современные родители и учителя придают большее значение развитию интеллекта и забывают о всестороннем развитии детей.

Творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения (по А.Н. Лук) [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы