Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие коммуникативных навыков и умений по средствам командных компьютерных игр у обучающихся в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных
навыков и умений посредством командных компьютерных игр у обучающихся в
начальной школе 9
1.1 Требования нормативных образовательных документов к
сформированности иноязычных коммуникативных навыков и умений у обучающихся в
начальной школе. 9
1.1.1 Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) и Примерная основная образовательная программа (ПООП) 9
1.1.2 Анализ общеевропейских рекомендаций по языковому образованию 19
1.2. Формирование коммуникативных навыков и умений на
английском языке 25
1.2.1 Коммуникативная компетенция. 25
1.2.2 Коммуникативные навыки и умения. 30
1.2.3 Коммуникативные навыки и умения уровня А1. 36
1.3 Интеграция командных компьютерных игр в обучение
иностранному языку 47
1.3.1 Компьютерные игры.. 47
1.3.2 Дидактический потенциал компьютерных игр. 53
1.3.3 Дидактические функции компьютерных игр. 56
Выводы по первой главе. 60
Глава 2. Исследование коммуникативных навыков у учащихся
начальных классов 61
2.1. Организация и методика исследования. 61
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 68
Выводы по второй главе. 70
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию
коммуникативных навыков и умений по средствам командных компьютерных игр у
обучающихся в начальной школе. 71
3.1. Система работы по использованию командных
компьютерных игр. 71
3.2. Проверка эффективности проведенной работы.. 113
Выводы по третьей главе. 115
Заключение. 116
Список использованной литературы.. 117
Введение:
Важнейшее средство человеческого общения,
без которого невозможны существование и развитие общества – это язык.
Качественные изменения характера международных связей с точки зрения
практической и интеллектуальной деятельности человека предопределяют реальную
необходимость изучения иностранных языков.
Специфика предмета иностранного языка
предполагает такую организацию учебного процесса, чтобы каждый его участник
имел возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и
получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему умений
и навыков, в том числе путем использования интерактивных технологий обучения,
которые, в свою очередь, дают участникам возможность принимать участие в
«живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также обеспечивают
активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в
режиме реального времени.
ФГОС НОО основным назначением иностранного
языка как предмета области школьного обучения определяет содействие в овладении
учащимися коммуникативными умениями и навыками в устной и письменной форме
соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в
различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся
коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры
содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения,
сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система обучения
иностранным языкам дает возможность применять коммуникативно-деятельностный
подход к овладению языками как важного средства межкультурного общения.
Актуальность работы обусловлена тем,
что на сегодняшний день в системе школьного образования применяется
гуманистический подход к учащимся как развивающимся личностям, которые
нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и желаний. На первом плане
стоит идея создания оптимальных условий для развития младших школьников, для
формирования их активности и жизненной позиции. Ребенок младшего школьного
возраста должен ощущать себя активным деятелем, который постоянно открывает
что-то новое и приобщается к культуре, сформировавшейся в процессе
исторического развития социума. Образовательная работа педагога имеет своей
целью создание таких условий, которые открывают детям возможность
самостоятельной деятельности, направленной на освоение окружающего мира. Одним
из таких условий является использование информационно-коммуникационных
технологий, в частности, командных компьютерных игр, отвечающих современному
обществу.
Принимая во внимание идеи Л. С. Выготского
о том, что главное условие развития, обучения и воспитания ребенка – это
общение (коммуникация), мы в данной работе отмечаем, что коммуникативная
компетенция – это ключ к успешной деятельности, эффективной и благополучной
жизни ребенка в будущем. Являясь одной из самых важных характеристик личности,
коммуникативная компетенция, находит свое проявление в способности индивида к
речевой коммуникации.
Младший школьный возраст является именно
тем возрастным периодом, который благоприятен для овладения детьми
коммуникативными умениями и навыками, поскольку в данном возрасте учащиеся
особенно чутки к языковым явлениям, проявляют интерес к общению. По этой
причине формирование коммуникативной компетенции учащихся 4-х классов является
актуальной задачей процесса обучения в начальной школе. Обязательными умениями,
которые обеспечивают коммуникативность личности, в федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) ставятся задачи формирования у учащегося, по
окончанию начальной школы, умения слушать и слышать своего собеседника,
обосновывать собственную позицию.
Таким образом, актуальность данной работы
определена и тем, что система школьного образования сегодняшнего дня
ориентируется на гуманистический подход к личности ребенка, которая нуждается в
понимании и уважении собственных интересов и прав.
Степень разработанности темы. Коммуникативный
подход к обучению иностранным языкам учащихся, то есть приближение к реальному
процессу общения, является методическим стандартом, разработкой и внедрением
которой занимались отечественные и зарубежные ученые, начиная с 60-70-х годов
ХХ века, в частности Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Е.И. Вишневский,
П.Б. Гурвич, О.П. Евтюкова, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, А.А. Леонтьев,
Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова, Ю.И. Пассов.
Однако нами было выявлено противоречие между большим количеством теоретических
и методологических разработок по теме нашего исследования и тем, что на
сегодняшний день, к сожалению, не все учителя в школах обращают должное
внимание формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках
английского языка посредством использования командных компьютерных игр.
Следует отметить, что понятие
«коммуникативность» предусматривает выделение следующих параметров, которые
определяют конкретные признаки принципа обучения иностранному языку в
соответствии с общеевропейскими рекомендациями языкового образования: 1) ситуативность;
2) речемыслительная деятельность; 3) новизна; 4) функциональность; 5)
индивидуализация; 6) диалог культур.
Объектом
исследования является процесс развития коммуникативных навыков и умений у
младших школьников английскому языку.
Предметом
исследования данной работы являются специфика использования командных
компьютерных игр как средства развития коммуникативных навыков и умений у
обучающихся в начальной школе.
Цель работы – выявить специфику
использования командных компьютерных игр как средства развития коммуникативных
навыков и умений у обучающихся в начальной школе.
В соответствии с целью можно определить
следующие задачи:
1. Рассмотреть требования нормативных
образовательных документов к сформированности иноязычных коммуникативных
навыков и умений у обучающихся в начальной школе.
2. Описать формирование коммуникативных
навыков и умений на английском языке.
3. Раскрыть особенности интеграции
командных компьютерных игр в обучение иностранному языку.
4. Провести исследование коммуникативных
навыков у учащихся начальных классов.
5. Разработать и апробировать систему
работы по использованию командных компьютерных игр.
Методами
исследования были определены следующие: метод анализа
психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез и обобщение;
наблюдение; беседа.
Методологическую
основу исследования
составили труды таких исследователей, как И.Л. Бим (положения о методике обучения иностранным языкам), Л.И. Божович
(положения о воспитании младших школьников), Л.С. Выготский (положения о
возрастных особенностях детей младшего школьного возраста), О.П. Евтюкова
(положения о применении коммуникативного подхода
в преподавании английского языка как иностранного) и многие другие.
Теоретическая
значимость исследования заключается: в расширении понятия коммуникативной
компетенции; в выявлении условий формирования коммуникативной компетенции обучающихся
младшего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что собранный нами теоретический и
фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного
вопроса.
Структура работы обусловлена целью и
задачами исследования и включает в себя введение, три главы, выводы по главам,
заключение и список использованных источников.
Заключение:
Коммуникативная компетенция направлена на
решение следующих основных задач: эффективно получать и передавать информацию;
достигать поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к
действию; получать дополнительную информацию о собеседнике; осуществлять
позитивную саморепрезентацию (производить положительное впечатление на
собеседника на основе владения культурой речи).
Соблюдение
на уроках иностранного языка в начальных классах принципов, характерных для
коммуникативного подхода, будет способствовать формированию и развитию
практических навыков и умений общения на иностранном языке младших школьников.
Коммуникативная компетенция – это способность пользоваться
языком в зависимости от ситуации, особое качество речевой личности,
приобретенное в процессе общения или специально организованного обучения. Ее
состав определяют: речевая компетенция (умение применять знания языка на
практике, пользоваться языковыми единицами); языковая компетенция (знание
единиц языка и правил их сочетания); предметная компетенция (умение, в основе
которого лежит активное владение общим лексическим материалом воспроизводить
картину мира в сознании); прагматическая компетенция (способность к
осуществлению речевой деятельности, обусловленной коммуникативной целью, к выбору
необходимых форм, типов речи, учет функционально-стилистических разновидностей
речи).
Игры могут стимулировать активную работу мысли,
способствовать расширению кругозора, совершенствованию всех умственных и
психических процессов. Проведенное исследование уровня коммуникативных навыков
и умений младших школьниках показало, что они развиты у них на среднем уровне.
Посредством использования различных компьютерных игр уровень коммуникативных
умений был повышен, что свидетельствует об эффективности данного средства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных
навыков и умений посредством командных компьютерных игр у обучающихся в
начальной школе
1.1 Требования нормативных образовательных документов к
сформированности иноязычных коммуникативных навыков и умений у обучающихся в
начальной школе
1.1.1 Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) и Примерная основная
образовательная программа (ПООП) Организовывая уроки
иностранного языка, преподавателю необходимо удостовериться, что они
соответствуют условиям, заданным в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт является
совокупностью обязательных требований, для реализации основной образовательной
программы аккредитованными учебными заведениями [ФГОС НОО, эл. ресурс].
Исходя из приложения
к приказу «Об учреждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», стандарт включает в
себя требования к «результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования; к структуре основной образовательной программы
начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей
основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам,
структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального
общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени
начального общего образования как фундамента всего последующего образования» [ФГОС НОО, эл. ресурс]. Таким образом,
важность обучения иностранному языку на начальной ступени обусловливается тем,
что на данном этапе закладывается фундамент для овладения учащимися иностранным
языком в дальнейшем.