Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигур

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА1.Теоретические аспекты развития исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигур 7

1.1 Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников 7

1.2 Формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 20

1.3 Условия развития исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигур 26

Выводы по главе 1 39

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигур

41

2.1. Диагностика уровня развития исследовательской деятельности старших дошкольников 41

2.2 Система работы по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения геометрических фигур 52

2.3 Анализ экспериментальной работы по развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигур 59

Выводы по главе 2 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты исследования уровня развития исследовательских умений в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе

81

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты исследования уровня развития исследовательских умений в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе

87

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в старшей группе ДОО

93

  

Введение:

 

Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это своего рода качественный переход от уже известного к неизвестному, чему – то новому. В дошкольном возрасте у детей этот период осуществляется через организацию различных форм экспериментально – исследовательской деятельности.

Освоение данной деятельности предполагает у детей формирование определенных умений, которые определены как исследовательские. В своих исследованиях современные ученные представляют разные аспекты освоения дошкольниками экспериментально–исследовательской деятельностью. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем полноценнее и быстрее развивается ребенок, тем больше получает новой информации. В отечественной психологии согласно деятельностному подходу (А.Н. Леонтьев, А.Г. Рубинштейн и др.) личность проявляется и развивается в деятельности.

В исследованиях А.Н. Савенкова выделены компоненты исследовательской деятельности в связи с осуществлением учебного исследования. Современный исследователь В.В. Щетинина в своих работах описывает компоненты поисково-познавательной деятельности. В ряде исследований представлены различные аспекты освоения детьми исследовательскими умениями: исследовательская активность (Н.Н. Поддьяков), исследовательское поведение, общие исследовательские способности (А.И. Савенков), перечень поисково-информационных умений (В.В. Щетинина) и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), говорится, что формирование исследовательских умений ребенка, и развитие познавательных интересов в 5 различных видах деятельности, является одним из основных принципов дошкольного образования.

В требованиях к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения прописано, что он должен, быть инициативным и стремиться к самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов: Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, О.Л. Князевой и других подтверждают, что именно дошкольный возраст обеспечивает саморазвитие, самореализацию ребенка, способствует развитию исследовательской деятельности. Единицей такой деятельности являются исследовательские умения.

По определению А.И. Савенкова исследовательские умения – это сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные качества личности. В работах Е.Н. Шашенковой, А.И. Савенкова сказано, что в дошкольном возрасте дети способны усвоить многие исследовательские умения на начальном уровне. Но для этого необходимо в образовательном процессе создать определенные условия, используя методы и средства, которые позволят дошкольникам научиться этим умениям, применять их в повседневной жизни на репродуктивном уровне, проявляя творчество. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников и формирования у них исследовательских умений, особого внимания заслуживает занятия по математическому развитию, в том числе изучения геометрических фигур.

Объект исследования: развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изучения геометрических фигур как средства развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия изучения геометрических фигур как средства развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения геометрических фигур, будет эффективным, если:

–разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности в процессе изучения геометрических фигур;

–обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы материалами и оборудованием, необходимыми для изучения геометрических фигур.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу и изучить опыт воспитателей по проблеме исследования.

2. Определить уровень развития исследовательской деятельности у старших дошкольников.

3.Разработать содержание и методику организации работ по развитию непрерывной образовательной деятельности в процессе изучения геометрических фигур.

4. Представить систему работы по развитию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения геометрических фигур.

Практическая значимость работы состоит в том, что педагоги дошкольной организации могут использовать разработанные в исследовании: диагностические материалы для проведения диагностики исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного и комплекс заданий по развитию исследовательской деятельности дошкольников в процессе изучения геометрических фигур.

Теоретические основы исследования:

– деятельностный подход к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);

– положения о роли обучения в формировании исследовательских умений и исследовательского поведения (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков)

– теоретические положения об особенностях поисково-исследовательской деятельности дошкольников (А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация; наблюдение; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий формирующий и контрольный этапы; продуктивно творческий метод, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: МБДОУ «Родничок», г. Ноябрьск

Апробация если будет

Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследовательская деятельность дошкольников является процессом непрерывного обучения, в который включены интеллектуальная деятельность, процесс овладения различными знаниями, умениями и обязательный творческий компонент. Так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания, что развивает познавательный интерес, мотивирует к знаниям, формирует исследовательские умения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Н.Е. Веракса, А. Деметроу, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков), можно сделать вывод, что формирование исследовательских умений – это умение давать определения понятиям, видеть проблемы, задавать вопросы, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты, и наблюдения. Умения делать выводы и умозаключения, защищать и доказывать свои идеи. Для эффективного формирования исследовательских умений необходимо учитывать возрастные особенности детей и использовать определенную систему методов, приемов и средств.

Геометрические фигуры служат эталонами формы. Знакомство с фигурами в воспитании сенсорной культуры различается от изучения этих фигур в процессе развития элементарных математических представлений. Изучение эталонов формы начинается со знакомства с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее вводят также форму трапеции. Но при этом везде важно уметь распознавать подходящую форму, называть ее и работать с нею, а не анализировать ее. Разновидности геометрических фигур, с которыми следует провести работу с детьми – это круги с разными осями и прямоугольники, которые отличаются по количеству сторон («короткие» и «длинные»), а также разные виды прямоугольных, остроугольных и тупоугольных треугольников (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Основными условиями для развития исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе изучения геометрических фигуру детей дошкольного возраста являются:

1. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды.

2. Создание возможностей для использования геометрического материала в различных видах деятельности.

3. Формирование геометрических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и вовремя других формах обучения.

Опытно-экспериментальное исследование было направлено на выявление влияния изучения геометрических фигур на развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Для получения достоверных сведений о уровне развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста нами были использованы методики: «Угадай, что в коробке»; «Волшебный домик» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А.Барановой); «Опиши картинку».

В ходе диагностики на первом этапе исследования нами было выяснено, что в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста уровень исследовательских умений примерно одинаков: средний уровень исследовательских умений продемонстрировали 57% дошкольников экспериментальной группы и 61% дошкольников контрольной группы, а низкий – 43% дошкольников экспериментальной группы и 35% дошкольников контрольной группы.

В целях активизации и развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста мы организовали систему занятий по изучению геометрических фигур. Работа в рамках системы занятий проводилась с экспериментальной группой детей старшего дошкольного два раза в месяц. Упражнения, образовательные ситуации и дидактические игры были подобраны таким образом, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей к образовательной и исследовательской деятельности, чувство общности, с учетом возрастных особенностей детей.

После проведения повторной диагностики уровня развития исследовательских умений мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента значительно улучшились показатели исследовательских умений детей экспериментальной группы. В процентном отношении это составило 3% — 8 детей от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе высокий уровень не изменился по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество детей с низким уровнем в экспериментальной группе снизился на 27% по сравнению с констатирующим экспериментом. В контрольной группе низкий уровень снизился на 5%.

Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, мы сделали вывод, что без целенаправленной работы развитие исследовательских умений происходит медленно, а при организации системы занятий через изучения геометрических фигур и при создании предметно-пространственной среды исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста значительно развивается, что подтвердило гипотезу в исследовании.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

1.1. Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников

Исследовательское обучение – это процедура независимого постижения детьми находящегося вокруг мира с помощью исследования его предметов, действий и явлений

По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором дети ставятся в такие ситуации, когда они сами в процессе познания овладевают понятиями и подходом к решению проблем, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [Кларина, 2010, с. 63]. При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности, приобретаемые посредством такой деятельности.

Под термином «научно-исследовательская работа» Л.Г. Рябовой понимается творческая работа, выполненная под руководством педагога. Она содержит в себе формирование обоснованного проекта операций, какие создаются и устанавливаются в течение всего этапа исполнения деятельности. Итоги закрепляются в варианте отображения (описания), графиков, производства научно-технических карт. Итоги работы дошкольников должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая — ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения составляет исследовательскую работу дошкольников [Рябова, 2013].

Психологической основой исследовательской деятельности дошкольников является их поисковая активность, которая присуща каждому

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы