Магистерский диплом (ВКР) на тему Развитие государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства на примере городского округа Балашиха Московской области.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические подходы к исследованию
государственно-частного партнерства 9
1.1 Сущность, формы и нормативно-правовое
регулирование государственно-частного партнерства в России. 9
1.2. Мировая практика развития
государственно-частного партнерства. 18
1.3. Особенности государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства. 35
2. Оценка состояния и рисков развития государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства городского округа Балашиха
Московской области. 40
2.1. Оценка
состояния сферы жилищного строительства и источников его финансирования в
городском округе Балашиха Московской области. 40
2.2 Анализ форм государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства в городском округе
Балашиха Московской области. 47
3.
Разработка направлений совершенствования государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства городского округа Балашиха
Московской области 54
3.1 Финансово-экономические проблемы и
риски эффективной реализации государственно-частного партнерства в
сфере жилищного строительства городского округа Балашиха
Московской области. 54
3.2 Разработка предложений по
совершенствованию мер поддержки проектов государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства городского округа Балашиха
Московской области. 62
Заключение. 66
Библиографический список. 69
Введение:
Актуальность темы
проистекает из важности государственно-частного партнерства в жилищной сфере,
так как доступность жилья для граждан страны основывается на правильном выборе
типа ГЧП, площадок и функционирования. Своевременное решение насущных проблем в
данной площади, а также удовлетворенность граждан качеством и стоимостью
строительства жилых массивов.
Степень разработанности изучаемой темы.
Изучению данной темы
посвящены работы таких ученых, практиков
и специалистов, как Д.М. Амунц[1],
В.Г. Варнавский[2], Г.Т. Гафурова[3], Ш.Б.
Ибраимова[4],
И.Ш. Кадыров[5], Е.Н. Кубарев[6],
И.В. Кузнецов[7], В.А. Кузьмин[8],
А.Ю. Никитаева[9], О.В. Олейников[10],
Д.К. Шпакович[11] и др.
Проблема исследования заключается в оценке эффективности развития
государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства городского
округа Балашиха Московской области. Есть проблема в торможении проектов
государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства вследствие
распространения пандемии.
Рабочая гипотеза: распространение пандемии коронавируса отрицательно
повлияет на реализацию проектов государственно-частного партнерства в сфере
жилищного строительства городского округа Балашиха Московской области, поэтому
необходимо искать новые актуальные инструменты развития ГЧП.
Объект исследования — ГЧП в сфере жилищного
строительства.
Предмет исследования — проблемы и перспективы
развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства на
примере городского округа Балашиха Московской области.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему
функционирования ГЧП и разработать направления совершенствования использования
инструментов ГЧП при реализации проектов жилищного строительства на примере
городского округа Балашиха Московской области.
Задачи исследования:
— рассмотреть
сущность и мировой опыт государственно-частного партнерства;
— охарактеризовать
нормативно-правовую базу организации
и функционирования государственно-частного партнерства;
— рассмотреть
особенности государственно-частного партнерства в сфере жилищного
строительства;
— оценить
состояние сферы жилищного строительства и источников его
финансирования в городском округе Балашиха Московской области;
— провести
анализ форм государственно-частного партнерства в сфере
жилищного строительства в городском округе Балашиха Московской
области;
— выявить
финансово-экономические проблемы и риски эффективной реализации
государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства
городского округа Балашиха Московской области;
— разработать
предложения по совершенствованию мер поддержки проектов государственно-частного
партнерства в сфере жилищного строительства городского округа Балашиха
Московской области;
— определить
перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере
жилищного строительства городского округа Балашиха Московской
области в современных кризисных условиях.
Методологическая база исследования включает такие методы как анализ
нормативных и литературных источников, наблюдение, обобщение, сравнительный
анализ.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Росстата, аналитические материалы
национального Центра государственно-частного партнерства, материалы о состоянии
жилищного строительства в Балашихе.
Научная новизна исследования представлена следующими результатами: разработаны
предложения по совершенствованию мер поддержки
проектов государственно-частного партнерства в сфере жилищного
строительства городского округа Балашиха Московской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные проблемы и
риски реализации в своем большинстве лежат в нормативно-правовой сфере
регулирования механизма применения государственно-частного партнерства. В
Российской Федерации также существует ряд проблем при реализации механизма ГЧП.
2. В первую очередь
выделяется отсутствие последовательности. Подход России заключается не в том,
чтобы искать проект, созданный частными предпринимателями за выделенный бюджет,
а в привлечении частных инвесторов для осуществления уникальных стратегических
инвестиций.
Еще одна проблема в
развитии ГЧП – краткосрочный подход
к планированию экономического развития, то есть бюджет РФ, основной финансовый
документ принимается на 3 года, а в сложных экономических условиях – на один
год. В результате государственные и муниципальные чиновники не могут брать на
себя обязательства по контракту, срок действия которого превышает бюджетный
период. А для реализации крупных проектов государственно-частного партнерства
обычно требуется более 10 лет реализации. С этой целью создание долгосрочного
финансового плана и финансовой системы ГЧП. Важно создать систему контроля за
реализацией проектов и оценки финансовых результатов.
3.
В связи с пандемией коронавируса многие страны ввели режим самоизоляции и
социального дистанцирования граждан. Эти ограничения привели к падению потребительского
спроса до рекордно низких отметок и негативно сказались на доходности
инфраструктурных проектов, прежде всего, в транспортной и социальной сфере.
Инвесторы
не спешат вкладывать средства в новые проекты, ожидая стабилизации
экономической конъюнктуры. Повышается чувствительность проектов к валютным,
инфляционным и другим макроэкономическим шокам.
Увеличиваются риски исполнения особых обстоятельств в рамках соглашений,
в результате которых может возникнуть необходимость одномоментного направления
бюджетной поддержки в объеме, превышающем текущие возможности.
4.
Согласно оценкам аналитиков рейтингового агентства Fitch, по итогам года
мировой ВВП продемонстрирует нулевой рост или спад. Крупнейшие экономики мира
ожидает существенный спад ВВП: в США он сократится более чем на 3 %, в еврозоне
— на 5 %, экономика Китая может впервые за последние годы продемонстрировать
отрицательный рост. 5.
В России из-за падения потребительского спроса и цен на энергоносители по
итогам года возможно сокращение ВВП на 4-7 % в различных сценариях. При этом
рецессия будет сопровождаться ростом безработицы, инфляции и банкротств малых и
средних предприятий вследствие отсутствия спроса и заказов. С учетом
вероятности второй волны распространения коронавирусной инфекции эксперты
призывают страны не рассчитывать на скорое восстановление экономической
активности и указывают на необходимость принятия широкого перечня мер по
мобилизации экономики.
Теоретическую и практическую основу исследования составляют
законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в том числе
федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, распоряжения
Правительства Российской Федерации Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ
(ред. от 08.12.2020) «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от
05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.07.2015
№224-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», научно-исследовательские
разработки; информационно-аналитические и обзорные материалы общероссийских и
международных научных конференций, публикации в общеэкономических и финансовых
периодических изданиях по исследуемой проблематике, Интернет-ресурсы.
Предполагаемая практическая значимость результатов
исследования заключается
в том, что проведено комплексное исследование сущности, функционирования,
проблем ГЧП, результаты которого могут использоваться органами власти на
муниципальном уровне, а также в образовательном процессе.
Проанализирована организация
деятельности ГЧП, предложены возможные шаги для развития институционной и
нормативной базы использования механизмов ГЧП в сфере жилищного строительства
в городском округе Балашиха Московской области.
Структура работы соответствует целям и задачам
исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения. [1] Амунц Д.М. Государственно-частное
партнерство. Модель совместного участия государства и частного сектора в
реализации капиталоемких проектов // Справочник руководителя учреждения
культуры. – 2018. — №12. – С.16-24 [2] Варнавский В.Г. Партнерство государства и
частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2018. – 277 с. [3] Гафурова Г.Т. Государственно-частное
партнерство: теория и практика: учебное пособие. – Казань: Познание, 2016. –
132 с. [4] Ибраимова Ш.Б. Опыт зарубежных стран в
использовании государственно-частного партнерства // Казахский университет
экономики, финансов и международной торговли, 2017. – 3 с. [5] Кадыров И.Ш. Взаимодействие власти и бизнеса
в социальном развитии региона / И.Ш. Кадыров // Актуальные вопросы
социально-экономического развития. — 2018. — № 1. (0,4 п.л.) [6] Кубарев Е.Н. Формы партнерства государства и
частного бизнеса в инвестиционном процессе // Проблемы современной экономики. –
2016. — № 2(26). – С.15-22 [7] Кузнецов И.В. Зарубежный опыт
государственно-частного партнерства (США, Европа, Канада) // Мировая экономика
и международные экономические отношения. – 2016. — №8(93). – С.196-201 [8] Кузьмин В.А. Государственно-частное
партнерство: опыт реализации механизма в Германии и возможности его
использования в России // Вопросы экономики. – 2017. — №3. – С.38-59 [9] Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы
взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная
экономика. – 2016. – №9. – С.28-41 [10] Олейников О.В., Муравьева А.В. Социальное
партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза
// Высшее образование в России. — 2018. — №6. — С.116-121 [11] Шпакович Д.К. Развитие форм
государственно-частного партнерства в российской экономике // Экономика и экологический
менеджмент. – 2017. — №1. – С.10-18
Заключение:
В зарубежных странах для определения
государственно-частного партнерства применяется аббревиатура PPP (Public Private Partnership). Зарубежная
модель государственно-частного партнерства представляет собой широкий перечень
бизнес-моделей, основанный на различных ресурсах, в качестве которых могут
выступать капитал, инновации, менеджерские компетенции. В качестве общественных
потребностей понимаются дороги, парки, недвижимость или связь.
Лидерами государственно-частного партнерства являются
Великобритания, Германия, Франция и США.
Опыт
государственно-частного партнерства в Соединенных Штатах имеет долгую и
передовую историю. Исторически первые примеры государственно-частного
партнерства возникли в Соединенных Штатах более 250 лет назад, во время их
основания. На сегодняшний день в США успешно реализовано несколько тысяч
проектов государственно-частного партнерства. Наиболее распространенные области
государственно-частного партнерства включают: развитие транспортной
инфраструктуры, улучшения, устойчивое использование природных ресурсов,
управление бытовыми отходами. Сегодня, согласно опросу Национального
государственно-частного партнерства, около 25 регулярных муниципальных служб
работают в рамках плана государственно-частного партнерства (примерно 30%).
Всего на
региональные программы капитального ремонта приходится 36,1 млрд руб., из них
17,01 млрд руб. — средства владельцев квартир в многоквартирных домах
В 2021 году
в рамках региональной программы капитального ремонта планируется построить 30,3
тыс. единиц площадью 81,7 млн кв. метров, где живут 4,6 миллиона человек.
Планы
ГЧП на этапе эксплуатации, когда процесс возмещения инвестиций основан на
потребительских платежах, могут быть существенно затронуты рисками резкого
падения собираемости платежей с учетом общего сокращения количества клиентских
решений во время бедствия. Эти активы, в соответствии с потребностями в
услугах, менее защищены. Например, на инвестиции в аэропорт, портовую
инфраструктуру и платные дороги может повлиять снижение спроса и изменение
обменных курсов. С другой стороны, наиболее безопасный класс активов — это
фиксированный платеж, производимый социальным партнером (плата за доступность).
Такие вложения будут защищены от любых изменений спроса на услуги.
Расчет
прогнозируемых потерь включает валютный и финансовый риски по проекту, т. е.
риски роста капитальных затрат частной стороны на инвестиционной стадии из-за
роста курса валюты и риски недополучения выручки на эксплуатационной стадии
изза снижения платежеспособного спроса. Наиболее подверженным риску роста
убытков стал проект по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов,
входящих в состав имущества аэропорта Пулково. В общей сумме недополученная
выручка по проекту до конца года может составить 11,3 млрд руб.
Также важно рассмотреть
немаловажные ограничения в смежных отраслях регуляторики.
Отсутствие единой
государственной политики в области модернизации инфраструктуры. Отсутствие
единой региональной политики по модернизации инфраструктуры привело к внедрению
различных нормативно-правовых рамок по одним и тем же вопросам, с различиями и
несогласованностями в решениях, принимаемых отдельными федеральными министрами
и ведомствами, а также между штатами. Законодательная и нормативная база
создаются внезапно без согласования и синхронизации вопросов в нормативных
документах различных сфер.
Недостаточность мер,
направленных на информирование потенциальных инвесторов о проектах, которые
инициируются органами власти. Отсутствует единый государственный
специализированный ресурс в сфере ГЧП в интернете в рамках страны/регионов,
содержащий информацию по указанным проектам. Не предусмотрено проведение
информационных компаний о планируемых органами власти к реализации проектах
ГЧП.
Отсутствие эффективного
взаимодействия между органами власти различного уровня. Несовершенство
региональной модели организации ГЧП, низкая эффективность деятельности
исполнительных органов государственной власти по управлению системой ГЧП,
недостаточная осведомленность должностных лиц органов исполнительной власти,
муниципальных образований о механизме реализации проектов ГЧП. Отсутствие
компетенций.
Таким образом, после рассмотрения основных положений
стратегии развития государственно-частного партнерства в России до 2020 года
ключевыми направлениями в долгосрочной перспективе являются укрепление
нормативной базы в области государственно-частного партнерства, стимулирование
частного сектора, привлечение иностранных инвестиций и создание электронных баз
данных. Это государственное и частное партнерство и другие сферы.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические подходы к исследованию государственно-частного партнерства
1.1
Сущность, формы и нормативно-правовое регулирование государственно-частного
партнерства в России
В настоящее время в
мировой практике существует два различных подхода к понятию
«государственно-частное партнерство». В соответствии с первым подходом, так
называемый «Экстенсивный подход», формы ГЧП включают: любое взаимодействие
между государственным и частным бизнесом, соглашения о разделе продукции,
инвестиционные соглашения, государственные контракты, создание партнерских
отношений между государством и бизнесом, а также соглашения PPR и концессии.
Согласно другому
(«узкому») подходу, ГЧП понимается только как особые контрактные структуры – в
частности, дисконтные соглашения и ГЧП. Соглашения.
Поэтому в мировой
практике действуют дисконтные сделки с ГЧП. Одна из форм заключается в том, что
в России скидки и соглашения о ГЧП четко разводятся на законодательном уровне.
До недавнего времени в Российской Федерации не было специального федерального
закона, регулирующего дела о ГЧП. Точно так же правоотношения в сфере
государственно-частного партнерства развивались с момента реализации первых
проектов в середине 2000-х годов.
В России термин
государственно-частное партнерство является переводом англоязычного понятия
«public-privatepartnership» (PPP).
Подходов к определению
понятия государственно частного партнерства существует множество.
Например, Кабашкин В. А.
определяет ГЧП как способ привлечения частного сектора для эффективного
исполнения задач публичного сектора[1].
Исходя из указанных
определений, сформулируем авторское определение.
Государственно-частное партнерство – это процесс привлечения частного
бизнеса государственными и муниципальными органами для взаимодействия с
объектами общественной инфраструктуры.
Наиболее популярным государственно-частное партнерство начало
становиться в последние десятилетия. И этому есть два объяснения: сложность
выполнения государством социально-экономических задач, а также интерес бизнеса
к новым объектам инвестирования.
На сегодняшний момент среди специалистов нет единого мнения о
том, какие формы взаимоотношений между государством и бизнесом можно относить к
государственно-частному партнерству, вышепредставленное определение включает
широкий перечень таких взаимоотношений, относящихся к экономике, науке,
политике и культуре.
Представим основные фундаментальные признаки
государственно-частного партнерства:
1) субъекты – бизнес и государство;
2) юридическое оформление
взаимоотношений;
3) равноправный характер
взаимоотношений;
4) социальнозначимая направленность
взаимоотношений;
5) консолидация ресурсов и вкладов
субъектов государственно-частного партнерства в процессе взаимодействия;
6) пропорциональное распределение
финансовых рисков и затрат между всеми субъектами взаимоотношений.
Необходимые условия для реализации эффективного
государственно-частного партнерства заключаются в наличии[2]:
— политической воли;
— специальной законодательной базы; [1]
Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы
становления // Отечественные записки. — 2018. — № 6. — С. 33. [2]
Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Модель совместного участия
государства и частного сектора в реализации капиталоемких проектов //
Справочник руководителя учреждения культуры. – 2018. — №12. – С.16-24