Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология бизнеса и управления

Магистерский диплом (ВКР) на тему Разработка системы профориентации школьников на основе коучинг-технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ.. 8

1.1. Психолого-педагогический
аспект современной системы профориентации школьников. 8

1.2. Тенденции
использования коучинг-технологий в решении проблем профориентации школьников. 22

1.3. Механизмы
профориентационной работы на основе коучинг-технологий  36

Выводы по главе
1. 50

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ   53

2.1. Структура,
этапы и условия разработки системы профориентации школьников на основе коучинг-технологий. 53

2.2. Обоснование
методов экспериментального исследования. 64

2.3. Результаты
применения разработанной системы профориентации школьников на основе коучинг-технологий. 71

Выводы по главе
2. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 85

ПРИЛОЖЕНИЯ   102

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ.. 8

1.1. Психолого-педагогический
аспект современной системы профориентации школьников. 8

1.2. Тенденции
использования коучинг-технологий в решении проблем профориентации школьников. 22

1.3. Механизмы
профориентационной работы на основе коучинг-технологий  36

Выводы по главе
1. 50

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ   53

2.1. Структура,
этапы и условия разработки системы профориентации школьников на основе коучинг-технологий. 53

2.2. Обоснование
методов экспериментального исследования. 64

2.3. Результаты
применения разработанной системы профориентации школьников на основе коучинг-технологий. 71

Выводы по главе
2. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 85

ПРИЛОЖЕНИЯ   102

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, важным
компонентом «портрета выпускника школы» является подготовленность обучающегося «к
осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности
для человека и общества».

Выбор профессии – один из главных жизненных
выборов, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте. Для обучающихся момент
самоопредения крайне сложен, поскольку в их сознании нет багажа знаний, которые
могут пригодиться в будущей жизни. Поэтому задача учителя оказать учащимся помощь:
опираясь на собственный жизненный опыт, знания психологии и педагогики, раскрыть
их способности, интересы и стремления.

Современное поколение стремится к славе
и признанию. Рабочие профессии для них неактуальны. Место работы они рассматривают
как средоточие инструментов и единомышленников, в ее цель – как улучшение благополучия
человека. Они воспринимают свою будущую работу не только в качестве средства материального
обеспечения жизни, но и способ самовыражения, который влияет на качество выполняемой
работы. Для них важно не физическое местонахождение в определенном месте, к примеру,
офисе, а значимее личные интересы и хобби, связанные с рабочей средой. Поэтому многие
выбирают удаленную работу.

Не стоит забывать, что среда вокруг человека
создается им самим. Дома, автомобили, еда на прилавках, одежда – это готовый продукт,
созданный людскими руками. Наука также продвигается вперед. Современное ее развитие
требует подготовки специалистов, соответствующих современному рынку труда. Поэтому
необходимо мотивировать учащихся на приобретение профессий, в настоящее время востребованных
обществом, развивать у них внимательность, терпение, целеустремленность, вдохновлять
собственным примером.

Обучающийся никогда не осознает в полном
мере, что такое труд, пока на личном примере взрослого не преодолеет своей робости
и не приобретет определенных трудовых навыков.

Актуальность проблемы своевременной профориентации
учащихся состоит в проблеме выбора профессии, реализации в ней собственных способностей
и возможностей, получения удовлетворения от выполняемого труда.

Поэтому цель такой деятельности состоит
в формировании у обучающихся представлений о существующих профессиях, создании условий
для осознанного выбора ими области будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время современное общество
развивается значительно быстрее предыдущих поколений, и в традиционных подходах,
методиках и нормах образовательного процесса наметилась тенденция морального «старения».
Ввиду отсутствия в современных школах такого предмета, как «Профориентация» большинству
молодых людей на этапе выбора профессиональной деятельности сложно безошибочно определиться
со своим будущим, сформулировать жизненные цели. К этой проблеме необходим особый
подход, который научит учеников таким важным навыкам, как постановка целей и задач,
направленных на достижение результатов в профессиональной и личной жизни; как осознанное
управление своей жизнью, для реализации своего потенциала; как обретение внутреннего
баланса; как жить и действовать эффективно. К решению перечисленных задач с максимально
положительным результатом может быть применён коучинг.

Коучинг помогает осознать, какие ресурсы
являются ограничениями, а какие ограничения могут быть одновременно и ресурсом.
Освободившись от внутренних противоречий и обретя целостность, человек более осознанно
движется к намеченной цели и открывает новые возможности.

Продуктивность от учебного процесса можно
повысить в несколько раз, если применить коучинговый подход. В таком случае, собственный
план развития учащегося, составленный совместно с профессиональным коучем, будет
учитывать желания, способности, возможности и потенциал каждого отдельного ученика
при этом, сохранив гибкость и возможность корректировки, в традиционных педагогических
методах перечисленные стороны процесса обучения не рассматриваются.

Коучинговый метод можно рассматривать,
как метод образовательной технологии, он отвечает имеющимся элементам образовательного
процесса и направлен на обучение чему-то новому, также, как и традиционные педагогические
методы.

Но коучинг в образовании несёт и дополнительную
нагрузку, он направлен на развитие самостоятельности учеников в анализе своего потенциала,
грамотном его использовании при выборе чего-либо и на развитие способности к прогнозированию
последствий принятых решений. Успешное применение методов коучинга в образовании
показывает, что назрела необходимость в изменении его организации и содержания.

Коучинговый метод для целей профориентирования
подразумевает собой концепцию личностно-ориентированного обучения. Основное назначение
коучинга – воодушевить человека на достижение необходимых ему целей, а также научить
его думать продуктивно. Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы,
приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения. Главной
значимой чертой в коучинге является озарение, которое возникает из сосредоточения
внимания, концентрации и чёткого упорядочивания мыслей.

С помощью коучинга можно построить учебный
процесс так, чтобы ученики сами смогли, оценив свои способности, сориентироваться
в потоке информации, смогли самостоятельно выбрать интересующие их темы и расширить
круг своих знаний с помощью дополнительно проработанного материала, а главное, чтобы
они чётко понимали, что результат их трудов непременно приведёт к намеченной цели,
будь то успешная сдача экзаменов или подготовка к принятию решения о выборе будущей
профессии. Если ученик не знает для чего он учится, то эффективность от учёбы снижается
в разы, пропадает интерес не только к учёбе, но и к самой жизни, не зря говорят
«найдёшь призвание, найдёшь себя…».

Призвание – это наличие склонностей, интересов,
внутренней мотивации и способностей к определённому виду профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что призваний у человека может быть несколько, поскольку каждый
человек является разносторонней личностью и может иметь способности и интересы к
совершенно непохожим друг на друга родам деятельности.

Призвание эффективней всего искать в ходе
проведения профориентационной деятельности, когда выявляются скрытые склонности
и способности человека.

Основная задача коучинга в образовании
помочь понять, что ученик хочет, затем, чего ученик может и для чего это нужно.
Таким образом, своевременно и грамотно осознав три фактора «Хочу, Могу. Надо», ученик
найдёт своё призвание и сможет без проблем определиться с направлением профессиональной
деятельности, которая даст ему возможность максимально самореализоваться.

 

Фрагмент текста работы:

 

· Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Психолого-педагогический аспект современной системы
профориентации школьников Психологические элементы профессионального
выбора человека можно рассматривать как объект научного изучения с первого десятилетия
XX века. Но, несмотря на такой длительный период, многие вопросы в данной области
все еще остаются дискуссионными.

С другой стороны, с усложнением мира профессий
появляются все новые и новые проблемы. Из всего разнообразия подходов и концепций
к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности
максимальное распространение во всем мире получили два главных: с позиции теории
черт и факторов и с позиций теории развития. Проблему профессионального самоопределения
личности принято относить к числу активно разрабатываемых в современной психологии.

Теоретические основы проблемы самоопределения
разрабатываются в исследованиях Г.М. Андреевой, Е.А. Климова, Р.С. Немова и других.
Для старшеклассника особую важность представляет не только объективная, общественная
значимость вероятных направлений деятельности, но и нахождение ее личностного смысла,
осознание, что может предоставить данная деятельность ему самому, насколько соответствует
она его индивидуальности[1].

Рассматривая в целом состояние существующих
работ по профессиональному самоопределению в России, можно определить несколько
главных подходов к этой проблеме.

Первый подход разрабатывается в большей
степени в контексте разнообразных теоретических концепций профессиональной ориентации
детей школьного возраста и связан с изучением возрастных особенностей их развития
(М.В. Григорьева и др.).

Сущность второго подхода заключена в том,
что профессиональное самоопределение является неотъемлемым и существенным компонентом
профессионального становления личности.

Современные исследования профессионального
становления личности проводятся на базе личностно-деятельностного подхода, который
учитывает единство мотивационно-потребностной и операционной областей учебно-профессиональной
и непосредственно профессиональной деятельности. Еще один подход связан с исследованием
формирования профпригодности, вопросов профотбора, профессиональных способностей
и условий их формирования (А.В. Петровский и др.)[2].

Далее можно отдельно подчеркнуть направление
по исследованию отдельных аспектов личности, которые складываются в ходе профессионального
становления (ценностные ориентации, мотивация, интересы и т.д.), с различением проблем
становления личности и профпригодности (И.В. Малышев и др.).

В зарубежной психологии можно встретить
большое количество исследований по вопросам профессионального развития и профессиональной
типологии личности (от требований профессии к характеристикам личности и наоборот)
с преподнесением разнообразных моделей становления личности профессионала (Дж. Голланд,
Д. Сьюпер и др.).

Профессиональное и личностное самоопределение
имеют достаточно много общих черт, а в высших проявлениях практически сливаются.
При попытке разделить их можно выявить два принципиальных отличия.

По мнению Н.С. Пряжникова профессиональное
самоопределение является более конкретны понятием, его намного легче оформить официально
(получить диплом и. т. д.); личностное определение представляется более сложным
понятием, оформить официально его практически невозможно (диплом «на личность»,
как минимум, психически здоровым людям не выдают)[3].

Профессиональное самоопределение находится
в зависимости от внешних, в большинстве случаев благоприятных условий; личностное
самоопределение зависит от самого человека, длится в течение всей трудовой жизни
человека.

Е.А. Климов подчеркивает, что готовность
к профессиональному самоопределению заключается во внутренней убежденности и осознанности
фактора выбора профессии, осведомленности о трудовом мире, о том, какие психологические
и физические требования профессия предъявляет к человеку[4].

Готовность к профессиональному самоопределению
складывается посредством специальных активных форм и методов профориентационной
работы. Иными словами, она является способностью к познанию индивидуальных особенностей
(образ «Я»), к анализу существующих профессий и принятию решения на базе сопоставления
этих и иных видов информации, а именно способностью делать сознательный выбор. [1] Акутина С.П. Формирование
смысложизненной концепции современного студенчества в процессе
профессионального воспитания в вузе/С.П. Акутина, Т.В. Калинина // Научный
диалог. — 2019. — № 3 (51). — С. 255-266. [2] Петровская Л.А.
Компетентность в общении: социально-психологический тренинг/ Л.А. Петровская. —
Москва: Издательство Московского университета, 1989. – 216 с. [3] Пряжников Н.С. Методы
активизации личного и профессионального самоопределения. – Москва: Московский
психолого-социальный институт, 2018. – 400с. [4] Климов Е.А. Психология
профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб.
заведений. – Издательство: Академия, 2015.– 304с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы