Магистерский диплом (ВКР) на тему Разработка методики оценки знаний обучающихся на уроках истории в основной школе с применением интерактивных средств обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.. 7
1.1. Основные характеристики интерактивных средств обучения в
современном образовательном процессе. 7
1.2. Методические подходы к применению интерактивных средств обучения
на уроках истории в основной школе. 13
1.3. Роль интерактивных средств обучения как инструмента для
эффективной оценки знаний обучающихся на уроках истории в основной школе. 22
Выводы к
главе I 27
ГЛАВА
II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. 28
2.1.
Специфические особенности применения интерактивных средств обучения на уроках
истории в основной школе. 28
2.2.
Разработка методики по проведению оценки знаний обучающихся в основной школе с
применением интерактивных средств обучения. 34
2.3.
Анализ результатов апробации методики оценки знаний обучающихся с
использованием интерактивных средств обучения на уроках истории в основной
школе 42
Выводы к
главе II 49
Заключение. 51
Список
использованных источников. 53
Приложение. 59
Приложение
1. 59
Приложение
2. 78
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. Оценка знаний и умений учащихся является
неотъемлемым элементом образовательного процесса, от правильной постановки
которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято
считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и
учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об
эффективности обучения предмету.
На
основании принципов, которые предъявляются к образовательному процессу –
системности, последовательности и прочности, – проверка знаний, умений и
навыков учеников должна осуществляться в течение всего процесса обучения.
Актуальность
поиска и активного внедрения современных средств контроля знаний и умений учеников
в образовательный процесс связана с изменениями в самом учебном процессе –
внедрением новых форм, методов и технологий обучения (использование
компьютерных технологий, широкое внедрение электронных форм отчетности в
образовательный процесс, необходимость оперативной обработки выполненных учениками
работ).
Оценка
знаний и умений учеников по истории является важной частью учебного процесса,
правильная формулировка которой во многом определяет успешность обучения. На
современном этапе изучения истории в общеобразовательной школе используются преимущественно
традиционные средства контроля знаний и умений учеников, что обусловлено недостаточным
уровнем знаний учителей и недостаточностью технического обеспечения, а также
недостаточно разработанными критериями оценки результатов деятельности учеников
по истории.
Педагоги,
понимающие важность использования современных средств контроля знаний и умений
учащихся, стараются активно использовать их на своих занятиях. Они осознают,
что новые педагогические и информационные технологии способствуют формированию устойчивого
интереса к обучению, влияют на качество знаний, эффективность обучения и
развитие учащихся. Кроме того, информационные технологии на современном этапе
развития образования становятся инструментом, способным успешно выполнять
эвристическую, обобщающую, развивающую, исследовательскую и
контрольно-корректирующую функции. Из-за этого характер работы учителя сильно
меняется. Он должен: определить оптимальные методы и критерии управления
познавательной деятельностью учеников, а также разработать и сформировать
педагогические тесты и критерии оценки продуктов проектной деятельности.
Именно
интерактивные средства обучения несут в себе огромные потенциальные возможности
для развития учеников, становления его как полноценной личности, способствуют
обогащению его коммуникативного и социального опыта. Чтобы организовать и
реализовать интерактивное обучение, облегчить учащимся вовлечение в учебную
ситуацию, эффективно воспринимать новый материал, а также мотивировать их к
дальнейшему углубленному изучению, учителя должны точно подбирать необходимые
интерактивные средства для каждого урока.
В
настоящее время интерактивные технологии стремительно развиваются. Их
преимущества очевидны: использование интерактивных технических средств в
учебной деятельности стимулирует коллективную работу учеников. Работать с ними
просто и интересно, можно использовать мультимедийные объекты, текст,
аудиофайлы, графику, видео.
Таким образом, можно говорить о следующих
противоречиях:
‒ между необходимостью осуществления
систематической проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся и
недостаточно активным внедрением в учебный процесс интерактивных средств
обучения;
‒ между внедрением в учебный процесс
интерактивных средств обучения и недостаточно разработанной системой контроля
знаний и умений обучающихся по истории.
Наличие
противоречий позволило сформулировать проблему
исследования: какова методика оценки знаний обучающихся на уроках истории в
основной школе с применением интерактивных средств обучения.
Объект
исследования – оценка знаний обучающихся
на уроках истории в основной школе.
Предмет
исследования – методика оценки знаний
обучающихся на уроках истории в основной школе с применением интерактивных
средств обучения.
Цель
исследования – теоретически обосновать, разработать и
апробировать методику оценки знаний обучающихся на уроках истории в основной
школе с применением интерактивных средств обучения.
Гипотеза
исследования: уровень знаний и умений обучающихся на
промежуточном этапе освоения предмета «История» будет определяться
своевременно, достоверно и эффективно, если:
‒ разработать средства контроля с учетом
современных педагогических требований;
‒ использовать интерактивные средства
обучения и критерии оценки продуктов деятельности.
Задачи
исследования:
1. Выявить основные характеристики интерактивных
средств обучения в современном образовательном процессе;
2. Проанализировать методические подходы к
применению интерактивных средств обучения на уроках истории в основной школе;
3. Выявить роль интерактивных средств
обучения как инструмента для эффективной оценки знаний обучающихся на уроках
истории в основной школе;
4. Проанализировать специфические особенности
применения интерактивных средств обучения на уроках истории в основной школе.
5. Разработать методику по проведению оценки
знаний обучающихся в основной школе с применением интерактивных средств
обучения;
6. Проанализировать результаты апробации методики
оценки знаний обучающихся с использованием интерактивных средств обучения на
уроках истории в основной школе.
Методы
исследования: теоретический анализ
педагогической и методической литературы, изучение современного состояния
проблемы, синтез, систематизация, обобщение, классификация, анализ, апробация
материалов исследования, обобщение результатов исследования.
Теоретическая
значимость исследования заключается в теоретическом обобщении
основных характеристик интерактивных средств обучения в современном образовательном
процессе, а также в анализе педагогического опыта в области применения
интерактивных средств обучения на уроках истории в основной школе, обобщении
роли интерактивных средств обучения как инструмента для эффективной оценки
знаний учащихся на уроках истории.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке методики проведения
оценки знаний обучающихся в основной школе с применением интерактивных средств
обучения том, которая может быть использована в общеобразовательных учреждениях
контроля знаний и умений учащихся по истории.
База
исследования: Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1413».
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Интерактивные средства обучения являются
программными, аппаратно-программными и техническими средствами и устройствами,
функционирующими на основе микропроцессорной и вычислительной техники,
обеспечивающими образовательный процесс в диалоговом взаимодействии
пользователей с компьютерами. Специфика каждого интерактивного средства
обучения состоит в диалоге образовательного материала с учащимися, который
проводится в соответствии с имитацией отдельных функций учителя, таких как
информативные, справочные, консультирующие, результативные, вербальные,
невербальные. Электронное образовательное пространство обеспечивает
осуществление информационной деятельности, как между педагогом и учащимися, так
и с интерактивными средствами обучения.
Изучение
опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы, что данная
проблема в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее
решения, новые подходы к применению интерактивных средств обучения на уроках
истории в основной школе. Многие учителя разрабатывают методики проведения
таких занятий, апробируют их на своих экспериментальных площадках. Многие из
таких экспериментов дают хорошие результаты.
В
настоящее время существует большое разнообразие различных интерактивных средств
обучения (в том числе ресурсов и программ), необходимо только выбрать.
Применение интерактивных средств обучения способствует повышению уровня
информационной и коммуникативной грамотности педагога и обучающегося и
направлено на решение важнейшей задачи образования – научить учащегося
плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Применение
интерактивных средств обучения направлено на формирование учебно-познавательных,
ценностно-смысловых, информационных и коммуникативных компетенций. Создаются
условия, которые позволяют развивать у обучающихся умение отвечать на
поставленный вопрос, ставить перед собой цели, принимать решения, формулировать
ответ.
Применение
интерактивных методов обучения на конкретном уроке показало, что учащиеся
быстрее вовлекаются в учебный процесс, повышается их мотивация и вовлеченность
в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей
поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В
процессе интерактивной деятельности ребята учатся конструктивно
взаимодействовать друг с другом, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
планировать свою деятельность и организовывать работу в группе, а
следовательно, у учащихся формируются ключевые компетенции и происходит более
быстрое и легкое усвоение учебного материала.
Анализ
результатов показывает, процент успеваемости при выполнении задания к
письменной контрольной работе в классе ниже, чем при выполнении интерактивного
теста. На высшую оценку с заданием справилось большее количество человек.
Тестирование дает возможность проанализировать, где именно ребенок имеет
пробелы в знаниях. Таким образом, интерактивное тестирование помимо контроля и
оценки знаний и умений выполняет еще одну важнейшую функцию – диагностическую.
Оно позволяет проанализировать проблемы у учащихся по работе с программным
материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений,
пробелов, смешения понятий и т.д. Это ярко проявило себя в нашем эксперименте.
Принимая во внимание тот факт, что учащиеся экспериментального класса были ознакомлены
с интерактивными средствами обучения на этапе контроля знаний раньше, чем
учащиеся контрольной группы определяет такое различие в полученных результатах.
Итак,
в ходе апробации мы подтвердили, что методика оценки знаний обучающихся с
использованием интерактивных средств обучения на уроках истории в основной
школе является достаточно эффективной. Цель работы достигнут, задачи решены,
гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Основные характеристики интерактивных средств
обучения в современном образовательном процессе
Сегодня, с точки зрения многих
исследователей, в содержании современного образовательного процесса одним из
ведущих компонентов являются средства обучения. Стоит отметить, что средства
обучения нужны для того, чтобы увеличить эффективность процесса обучения, а
также для более качественной его реализации, вместе с тем они готовят учащихся
к выбору будущей профессии, что позволяет значительно сократить
продолжительность обучения и повысить его качество.
В
педагогике термин «средство обучения» до сегодняшнего дня не обладает
однозначным толкованием. Большинство исследователей применяют разные
определения, в некоторых случаях противоречащие друг другу. Однако отметим, что
многие авторы и исследователи отмечают то, что средства обучения являются
важными для всего процесса обучения. С течением времени и в связи с появлением
новых технологий также модернизировались и известные средства обучения. В свою
очередь это влияет и на организацию процесса обучения.
С
точки зрения И.Я. Лернера, самым важным инструментом обучения является
учебное пособие, в котором материально зафиксированы к освоению конкретные
учебные материалы, методы и последовательность организации ключевых элементов
образовательного процесса [25].
Н.Ф. Талызина
утверждает, что образовательные ресурсы или средство обучение включают в себя
не только учебные пособия, но также деятельность учеников и учителя [50].
В.А. Сластенин ввел
термин «дидактическое средство», но, с его точки зрения, в первую очередь
понимаются учебно-наглядные пособия, демонстрационное