Магистерский диплом (ВКР) на тему Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Теоретическо-методологические аспекты исследования
проблемы раннего детского аутизма. 6
1.1 Основные теоретические подходы к понятию раннего детского
аутизма 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним
детским аутизмом 12
2. Теоретические аспекты исследования
психолого-педагогического сопровождения. 20
2.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с
ранним детским аутизмом. 20
2.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей
с РДА в ДОО 27
3. Опытно-экспериментальное исследование
психолого-педагогического сопровождения детей с РДА.. 40
3.1 Основные психодиагностические методы работы с детьми с
РДА.. 40
3.2 Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с
детьми с РДА 53
Заключение. 78
Список литературы. 80
Введение:
Перед современным обществом с
каждым годом всё более остро становится актуальным вопрос равных возможностей
получения полноценного всестороннего образования. Одним из приоритетов
российской государственной политики в сфере образования на сегодняшний день,
стало инклюзивное образование.
Под влиянием различных
факторов в России, наблюдается тенденция к увеличению рождения детей с
различной патологией. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или
умственными дефектами в развитии. В первую очередь, это дети, имеющие
физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению
ребёнком образовательной программы[1]. Детский
аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью
формирования различных психических функций, со своеобразными
эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными
расстройствами. Ранний детский аутизм выделен и изучается специалистами различных
областей во всем мире на протяжении более полувека.
Психолого-педагогическое
сопровождение представляет собой работу, направленную на обучение умениям и
навыкам по воспитанию детей, которые имеют проблемы в развитии, включая
разработку коррекционной программы психолого-педагогической помощи детям, консультирование родителей и других членов семьи.
Сопровождение также включает поддержку семьи, которая представляет собой это целенаправленную систему мер, способствующую повышению
личных ресурсов семьи и тем самым, обеспечивающую повышение условий для
улучшения развития и социализации ребенка.
Так, Л.Н. Бережнова и В.И. Богословский
говорят о том, что сопровождение представляет собой специально организованный и
контролируемый процесс приобщения субъекта к взаимодействию, который притом
направляется на разрешение проблемных ситуаций. Е.И. Канакова указывается, что
сопровождение является деятельностью, которая обеспечивает создание условий для
принятия субъектом наиболее оптимального решения при жизненном выборе.
Изучением
вопроса развития детей с аутизмом занимались такие ученые как Г.Е. Сухарева,
Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.Ф. Добрынин.
Так же проблемы психического развития исследовали зарубежные исследователи: А.
Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо.
Такая поддержка должна
оказываться с момента рождения ребенка с нарушением в развитии и не
заканчиваться его совершеннолетием, а продолжаться в течение всей жизни
взрослеющего человека с психофизическими нарушениями.
Учитывая актуальность и
важность выше сказанного, была сформулирована тема исследования, определены
объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с
ранним детским аутизмом
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с
ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
Цель исследования: изучение психолого-педагогического сопровождения детей с
ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
Поставленная цель исследования
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические
подходы к понятию раннего детского аутизма в психолого-педагогической
литературе.
2. Охарактеризовать
психолого-педагогическую особенности детей с ранним детским аутизмом.
3. Выделить особенности
психолого-педагогического сопровождения детей с РДА .
4. Составить программу
психолого-педагогического сопровождения детей с ранним детским аутизмом в
условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования:
психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ранним детским аутизмом в
условиях инклюзивного образования будет успешным, если будет организовано:
— взаимодействие педагога-психолога с
родителями;
— разработаны направления
психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ранним
детским аутизмом в условиях инклюзивного образования.
Теоретической основой исследования
послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых Л.И. Божович, Л.Я.
Гозман, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, С.В. Ковалева и др.
Методы
исследования: теоретические
(теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение);
эмпирические (тестирование: Анкета «Психологический тип родителя», «Опросник
родительского отношения», «Семейная социограмма»; эксперимент); количественный
и качественный анализ данных исследования (критерий Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования
заключается в анализе и обобщении теоретических данных по вопросам развития
личности ребенка с ранним детским аутизмом и влияния психологической поддержки
на формирование и развитие детей раннего возраста в рамках инклюзивного
образования.
Практическая значимость исследования
предполагает, что разработанный комплекс занятий и рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению детей с ранним детским аутизмом позволяют эффективно развивать
личность ребенка и решать проблемы формирования и развития ребенка с особыми
потребностями.
Апробация работы: ….. [1] Альбицкая Ж.В.
Ранний детский аутизм — проблемы и трудности первичной диагностики при
междисциплинарном взаимодействии // Медицинский альманах. 2016. №2 (42). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-detskiy-autizm-problemy-i-trudnosti-pervichnoy-diagnostiki-pri-mezhdistsiplinarnom-vzaimodeystvii
Заключение:
Ранний детский
аутизм — одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором
наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное
поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром,
окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации
Несмотря на то,
что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить,
что в случае ранней диагностики ребенка, может быть поставлен или исключен
диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение
дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского
аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно
приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы
с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую
классификацию РДА
Для
педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма.
Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном
медико-психолого-педагогическом сопровождении. Без своевременной и адекватной
коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА
становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при
ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к
обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях
знаний.
Наиболее
эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.
Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов
может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения. Приобретение
самостоятельных специальных умений способствует формированию у него
положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других
недостатков развития.
В коррекционной
работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих
занятий, игр, упражнений, а также применение системы, жестов. Необходимо
обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА.
Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи
социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
Не каждого
дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального
развития. Но в любом случае коррекционно-реабилитационная работа поможет:
· организовать его поведение;
· развить способности к коммуникативному взаимодействию;
· обучить навыкам самообслуживания;
· сгладить негативные проявления аутизма;
· усилить психическую активность ребенка;
· научить проводить свободное время;
· подготовить к обучению.
Все это поможет
ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается
улучшение качества жизни аутичных детей.
В
рамках данного исследования была проведена работа с семьями детей, которые
воспитывают ребенка с ранним детским аутизмом, разработаны направления развития
дошкольников, а также предложена программа по организации
психолого-педагогического сопровождения семей. Полученные результаты показывают
эффективность проведенной работы, в перспективе предполагается улучшение всех
анализируемых показателей.
Фрагмент текста работы:
Понятие аутизма было введено немецким
психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для обозначения симптома у взрослых,
которые страдают шизофренией, и который проявляется как уход человека от
внешней реальности в мир собственных фантазий. Данный термин употребляется во
всем мире и сегодня, однако его понимание значительно отличается от
предложенного Э. Блейлером. Рассмотрим его подробнее.
Так, зарубежная психиатрия предлагает
понимать под аутизмом поведенческий план индивида, проявляющийся как уход от
действительности в мир внутренних переживаний, когда сознательно или
бессознательно человек выбирает такое защитное приспособление от душевной боле,
которое дает возможность избежать непосильные требования со стороны окружающего
мира[1].
Что касается отечественных подходов к
определению аутизма, например, В.П. Осипов понимает аутизм как разобщенность
больного с внешним миром, а В.А. Гиляровский указывал, что аутизм является
своеобразным нарушением сознания самого Я и личности индивида, проявляется как
нарушение адекватных установок к окружающей действительности[2].
На протяжении долгого времени этот термин
применялся в психиатрии достаточно широко, выступал в качестве обозначения у
человека отсутствия потребности совершать совместную деятельность, показывая
замкнутый образ жизни, болезненное погружение в свои мысли, нарушение
самосознания и способ психологической защиты индивида. Однако на сегодня не
имеется однозначного представления о том, что такое аутизм и какие у него
основные характеристики.
Обуславливаясь общепсихологическими
принципами категории общения, такой исследователь как В.Е. Каган предлагает
понимать аутизм как психопатологический синдром, характеризующийся
недостаточностью общения, который формируется на базе первичных структурных
нарушений или неравномерного развития предпосылок общения и вторичной утраты
регулятивного влияния общения на мышление и поведение индивида.
Предпосылками общения выступают следующие:
— наличие возможности адекватно
воспринимать и интерпретировать информацию;
— достаточное и адекватное выражение
средств общения;
— наличие взаимопонимания с его
регулирующим влиянием на мышление и поведение;
— наличие возможности адекватно
планировать и варьировать поведение, выбирать способ и стиль общения[3].
Тем самым мы можем увидеть, что аутизм
представляет собой отклонение психического развития личности, главное
проявление которого заключается в нарушении процесса общения с внешним миром и
трудностях в формировании эмоционального контакта с людьми.
Аутизм, который проявляется у ребенка в
раннем возрасте, принято называть ранним детским аутизмом (РДА). Он
представляет собой аномалию психического развития, которая характеризуется
наличием стойких и своеобразных нарушений коммуникативного поведения, эмоциональным
отношением ребенка с окружающим миром. Основным признаком РДА выступает
неконтактность ребенка, которая обнаруживается еще на первом году жизни, но
особенно четко прослеживается в возрасте 2-3 лет[4].
Сегодня имеется множество теоретических
подходов к пониманию раннего детского аутизма. Однако все они опираются на
четыре основных этапа становления в изучении данной проблемы.
1 этап –
донозологический, приходится на период конца 19 и начала 20 века, в холе
которого появлялись упоминания о детях, которые показывали выраженное
стремление к одиночество и уходили от взаимодействия с окружающим миром. [1] Алешина Н.В. Клинико-катамнетическое исследование различных форм
детского аутизма: дис. кандидата медицинских наук: 14.01.06. — Психиатрия. —
Саратов, 2015. — 148 с [2] Аутизм.
Медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберт, Т. Питере. — СПб.,
1998 [3] Емельянова Е.Ю.,
Иванова Т.И., Крахмалева О.Е., Шарамкова М.А. Ранний детский аутизм:
проблематика и клиническое наблюдение // Омский психиатрический журнал. 2019.
№2 (20). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-detskiy-autizm-problematika-i-klinicheskoe-nablyudenie [4] Жуков Д. Е.
Сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов в течении детского аутизма:
автореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2006. — 26 с