Магистерский диплом (ВКР) на тему Психолого-педагогические условия взаимодействия педагога и обучающегося в процессе совместной творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 6
1.1. Понятие педагогического
взаимодействия. 6
1.2. Тактика и стратегия
взаимодействия педагога и обучающегося. 9
1.3. Психолого-педагогический потенциал
совместной творческой. 17
деятельности и ее влияние на
взаимодействие. 17
педагога и обучающегося. 17
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 22
2.1. Диагностика
психолого-педагогических условий условия. 22
взаимодействия педагога и
обучающегося. 22
2.2.Реализация психолого-педагогических условий
взаимодействия педагога и обучающегося при организации совместного творческого
проекта в начальной школе 35
2.3. Анализ эффективности реализации
психолого-педагогических. 42
условий взаимодействия педагога и
обучающегося. 42
Заключение. 50
Список
литературы и источников. 53
Приложения. 57
Введение:
Актуальность
исследования. Новые социальные запросы, отражающие
переход России от индустриального к постиндустриальному информационному
обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, ставят перед
образованием новую цель – общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся.
Универсализация
содержания школьного образования в форме выделения неизменного федерального
ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки
и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующим ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:
личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Именно
коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Современная
педагогическая наука и практика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее
воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в
основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его
основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка,
доверие, синтонность.
Одновременно с тем, тенденции
общественного развития все ярче выражают усиливающее противоречие между
потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией,
проявляющейся во всех сферах реального взаимодействия. Это отражает потребность
в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующимися не
господством-подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а
сотрудничеством, открытостью, доверием.
Разработанность
темы исследования. На сегодняшний день тема исследована слабо,
поскольку такой вид сотрудничества еще не набрал своей актуальности, несмотря
на то, что абсолютно новым не является (является актуализированным). Поэтому по
большей степени мы опирались на трудны признанных великих педагогов и
исследователей, среди которых О.С Гребенюк, Э.Н. Гусинский, Б.М. Неменский,
Ю.К. Бабанский и другие. Они изучали вопросы индивидуального подхода к
обучению, а также междисциплинарного подхода.
Среди современных
исследователей можно выделить труды М.А. Кубеевой, которая изучала
значимость мотивации обучающихся; И.В. Лидская, непосредственно изучающая
субъектные взаимоотношения. И другие.
Объект
исследования: взаимодействие педагога и обучающегося.
Предмет
исследования: психолого-педагогические условия
взаимодействия педагога и обучающегося.
Цель
исследования: реализовать психолого-педагогические условия
взаимодействия педагога и обучающегося в процессе совместной творческой
деятельности.
Задачи:
— рассмотреть понятие
педагогического взаимодействия;
— определить тактику и стратегию
взаимодействия педагога и обучающегося;
— изучить
психолого-педагогический потенциал совместной творческой деятельности и ее
влияние на взаимодействие педагога и обучающегося;
— провести диагностику
психолого-педагогических условий условия взаимодействия педагога и обучающегося;
— реализовать
психолого-педагогические условия взаимодействия педагога и обучающегося при
организации совместного творческого проекта в начальной школе;
— проанализировать
эффективность реализации психолого-педагогических условий взаимодействия
педагога и обучающегося.
Проблема исследования
состоит в том, что сегодня нет однозначных научно-обоснованных психолого-педагогических
условий, способствующих взаимодействию педагога и обучающегося в процессе
совместной творческой деятельности.
Гипотеза
исследования состоит в том, что совместная творческая
деятельность педагога и обучающегося способствует возрастанию объема усваиваемого
материала, познавательной активности и творческой самостоятельности,
приобретению важнейших социальных навыков.
Структура исследования.
Работа имеет введение, основную часть, состоящею из двух глав, заключение,
список литературы и источников, приложение.
Заключение:
В представленном
исследовании были решены теоретические задачи, которые определили научную
проблему исследования – педагогику взаимодействия.
В процессе изучения
литературоведческой базы была определена глубинная понятийная значимость и
определение педагогического взаимодействия в открытом контексте: педагогическое
взаимодействие – это субъект-субъектные отношения, в которых нет «авторитета»
мнения. То есть, педагог вступает на позицию сотрудничества с обучающимися, а
не традиционно научает их.
В педагогическом
взаимодействии формируется двухсторонняя связь по типу «воздействие-реакция». Педагогическое
взаимодействие – это развивающее сотрудничество, через которое педагог помогает
обучающимся развиваться (умственно, нравственно, эмоционально, физически), тогда
как обучающиеся, в свою очередь, стимулируют самосовершенствование педагога в
его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах.
Тактики и стратегии
взаимодействия педагога с обучающимися были разделены по различным уровням:
неактивный; моционально-деятельностный; деятельностно-ведомый; деятельностно-ведущий.
На каждом из них – свои тактики и стратегии, однако на примере класса важно понимать,
что у всех детей – разные уровни, и задача педагога повышать их в соответствии
с индивидуальным подходом в том числе.
То есть, это значит, что
важно учитывать уровень готовности ребенка к сотрудничеству, а основная задача
педагога – перевод его на другой, более высокий уровень взаимодействия за счет
специально организованной работы и методов обучения с учетом специфики
психологической составляющей обучающихся.
Психолого-педагогическими
условиями взаимодействия педагога и обучающегося в творческой деятельности нами
в процессе теоретического исследования были выделены:
— применение игрового
подхода;
— ориентация на коллектив
(групповая работа);
— наделение детей персональной
ответственностью за результат;
— побуждение к
деятельности за счет различных методик;
— интегративный характер
деятельности (межпредметные связи);
— интерактивность.
Эти условия стали основой
проектной работы в практической части исследования.
Совершенствовать взаимодействие
педагога и обучающегося предлагается в следующих критических ситуациях, которые
также были определены на теоретическом уровне исследования:
— педагог потерял
интерес к своей работе из-за однообразия;
— педагог не использует
в своей работе непривычные ему методические подходы, однако их использование
позволит приобретать новый опыт и формировать интерес к деятельности;
— дети плохо умеют
сотрудничать и выполнять что-то сообща, тогда как их уровень взаимодействия с
педагогом преимущественно неактивный и
эмоционально-деятельностный;
— дети имеют потребность
в общении и в поддержке педагога, потребность в творчестве высокая.
Эти ситуации
непосредственно обуславливают важность реализации условий, способствующих
улучшению взаимодействия педагога с обучающимся в процессе совместной
творческой деятельности.
Разработка и реализация проекта стала подкреплением всех
теоретических заключений на практике. В частности, мы ориентировались на
групповое взаимодействие, поскольку оно расширяет
возможности обучающихся к сотрудничеству и раскрывает способности педагога.
На
этапе диагностики были выявлены системные проблемы взаимодействия, причем, как
со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Педагог был подавлен и не
имел мотивации к работе, тогда как у детей й
отсутствовала мотивация в учении. Творческий проект в данном случае –
возможность сплочения.
Долгосрочный
проект состоящий из этапов, которые построены на реализации определенного
комплекса психолого-педагогических условий, направлен на совместную и
индивидуальную практико-исследовательскую деятельность по мультипликации.
Педагог вступает на позицию равных в данном случае.
После
того, как проект завершился, была проведена повторная диагностика педагогов и
обучающихся, свидетельствующая об эффективности такой совместной творческой
работы. В частности, улучшились взаимоотношения внутри
классного коллектива за счет сплочения обучающихся, повысилась их готовность
помогать друг другу. Лидеры проявляли себя сдержанно, не мешали другим
обучающимся и педагогу.
В итоге зафиксировано,
что взаимодействие педагога и обучающихся достигло того уровня, когда рост
возможен, но при этом уже можно говорить о полноценном сотрудничестве.
Групповая работа, в
рамках которой проходил проект, не исключала индивидуального взаимодействия
педагога и обучающихся. Таким образом, представленный творческий проект способствует
развитию взаимодействия между педагогом и обучающимся начальной школы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1.1. Понятие педагогического взаимодействия Такая категория как
«педагогическое взаимодействие» хорошо знакома, поскольку на слуху у участников
образовательной системы. Однако, не все понимают глубинное содержание этого
понятия. Прилагательное «педагогическое» актуализирует исследовательское поле поскольку
именно педагогика раскрывает явление через такой вид деятельности как
«взаимодействие».
Педагогическое
взаимодействие – это различные виды контактов в педагогической системе.
Контактировать могут как два участника образовательного процесса, так и три или
вся группа. В этой системе также присутствуют родители, школьные психологи, то
есть все стороны, которые так или иначе задействованы в педагогическом
процессе.
В определенном смысле
педагогическое взаимодействие на этом основании можно трактовать как систему
образования, общества, социального заказа и прочего [13, с. 73]. Из определения, данного
Е.В. Коротаевой, можно заключить, что, исходя из предметного характера той или
иной педагогической ситуации, количество взаимодействующих сторон может быть
различным.
Педагогическое
взаимодействие в самостоятельном значении в научный оборот пришло к концу
1960-х гг. и понималось как взаимосвязь абстрактных, научно-теоретических
понятий. В дидактике использование «взаимодействия» употреблялось в следующих
отношениях:
1) Как
педагогический принцип: соединение теории с практикой, воспитывающее обучение, индивидуальный
подход к обучению и коллективная деятельность.
2) Как
педагогический метод.
3) Как
комплекс форм учебно-воспитательной работы: классной, внеклассной, дополнительного
образования, семейного.
Автором одного из
советских учебников Ю.К. Бабанским педагогическое взаимодействие понималось с
точки зрения взаимной активной деятельности педагога и обучающегося в процессе
получения знаний [20, с. 29]. В сущности, данное
определение легло в основу сущностного понимания феномена педагогического
взаимодействия.
Важность указанного
определения, данного Ю.К. Бабанским более 30 лет назад, подчеркивается
демонстрацией взаимного активного действия в ситуации общения педагога и
обучающихся. Впоследствии определение педагога вошло в научный оборот.
Также педагогическое
взаимодействие в конце прошлого столетия актуализировалось и другими точками
зрения, некоторые из которых представлены далее:
1) Это постановка и решение образовательных
задач, в итоге решения которых происходит изменение психологии личности
обучающегося [28, с. 3].
2) Это
целенаправленно организованное взаимодействие личности с культурой в рамках
образовательных практик (Э.Н. Гусинский) [6, с. 25].
3) Это
обоснованное и регламентированное влияние на личностное развитие обучающихся со
стороны педагога и под его руководством (О.С. Гребнюк) [5, с. 94].
4) Это
взаимодействие между педагогом и обучающимися, которые приобретают новые
знания, умения и навыки (ЗУН) в процессе проявленной активной деятельности
(Л.Д. Столяренко) [27, с. 348].
Очевидно, что во всех
понятиях на первый план выходит смысл не столько именно взаимодействия, сколько
воздействия. Со временем психолого-педагогическое пространство было
переосмыслено и наполнено новым содержанием с ориентаций на двухсторонний
процесс действия, а не одностороннее, фактически подконтрольное воздействие. С точки зрения А. В.
Мудрика педагогическое взаимодействие представляется как возможности
организации совместных действий обучающихся с наличием достижимой цели [18, с. 269]. В данном определении
автор ориентируется на личностный подход как на базовый компонент
субъект-субъектных отношений [18, с. 310].
Стоит обратить внимание
на то, что в определении А.В. Мудрика педагогическое взаимодействие выступает
все больше не как педагогическая, но как социальная категория.
Предметный анализ указанных
ранее определений педагогического взаимодействия позволяет говорить о некоторой
неоднозначности подходов к пониманию данного термина. Относительно современного
содержания процесса педагогического взаимодействия данные определения перестали
быть актуальными, современные определения все больше ориентированы на
практический посыл в построении общения.
Г.М. Гаджиев и Е.Е.
Квимсадзе пришли к выводу о том, что педагогическое взаимодействие – это
направленность общения на обретение ценного опыта учебной деятельности, а также
непосредственно социального опыта (культура, нравственность, мораль) [4, с. 23].
Мы можем говорить о том,
что педагогическое взаимодействие – это достаточно универсальная характеристика
педагогического процесса, его фундамент. Педагогическое взаимодействие с более
обобщенной точки зрения толкуется как взаимосвязанная деятельность педагога и обучающихся
и их родителей. Причем, такая совместная деятельность регулирует динамику
педагогической системы и развивает педагогический процесс.
Педагогическое
взаимодействие также можно рассматривать как целенаправленно
согласованный процесс общения учителя и обучающихся, который ориентирован на
следование к поставленным целям совместно, а не обособленно.