Магистерский диплом (ВКР) на тему Психолого-педагогические аспекты исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности психолого-педагогического воздействия на личность осужденных к длительным срокам лишения свободы 6
1.1. Развитие личности осужденного и их социализация в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Психолого-педагогические условия эффективности воздействия на осужденных к длительным срокам отбывания наказания 19
1.3. Влияние обучения на психологическое состояние осужденного 26
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Практические особенности изменения личности осужденного при реализации курса исправления 36
2.1. Диагностика особенностей поведения личности осужденного под воздействием длительных сроков лишения свободы 36
2.2. Разработка курса повышения педагогического мастерства сотрудников УИС 47
2.3 Выявление закономерностей процесса исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы 75
Заключение 87
Список использованных источников 90
Введение:
Основной целью уголовного наказания является исправление пре-ступника. Исправление — это непрерывный процесс, который влияет на структуру личности преступника. Изменения в структуре личности пре-ступника происходят извне под влиянием персонала исправительных учреждений, других государственных учреждений. Все это может быть охвачено термином «корректирующее действие».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рецидив пре-ступлений в Российской Федерации растет с каждым днем, что ставит во-прос об эффективности работы исправительных учреждений. Хорошо структурированное образование — это формирование гражданской пози-ции и права. Психолого-педагогический аспект актуальности исследуемой проблемы обусловлен задачами гуманизации уголовно-исполнительной системы, ее ориентацией на достижение цели исправления осужденных че-рез устранение внутренних условий, которые привели правонарушителя к совершению преступления.
Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же по-буждения – лишь условие для принятия ею своих решений. В качестве об-щих направлений ресоциализирующей деятельности можно указать сле-дующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации.
При осуществлении воспитательного воздействия на осужденного персонал учреждений часто сталкивается с первоначальным отрицатель-ным отношением к этому воздействию. Всякая попытка изменить взгляды и отношения в сложившемся образе жизни встречает сопротивление столь значительное, сколь устойчивы установки личности и инертен разум инди-вида.
Объектом исследования являются особенности исправления осуж-денных к длительным срокам лишения свободы.
Предметом исследования являются психолого-педагогические аспек-ты исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы.
Целью данной работы является исследование психолого-педагогических аспектов исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития личности осужденного и усвоения им социального опыта и психологических и культурных ценностей в тру-дах отечественных и зарубежных ученых.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия деятельно-сти сотрудников УИС и эффективность воздействия на осужденных к дли-тельным срокам отбывания наказания
3. Изучить влияние обучения на психологическое состояние осуж-денного
4. Провести диагностику особенностей поведения личности осужден-ного под воздействием длительных сроков лишения свободы
5. Разработать курс повышения педагогического мастерства сотруд-ников УИС
6. Выявить закономерности процесса исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы
Гипотеза исследования: эффективность процесса исправления осуж-денных к длительным срокам лишения свободы в условиях исполнения и отбывания уголовного наказания обеспечивается при следующих услови-ях:
— учитываются типологические особенности контингента осужденных к длительным срокам лишения свободы и индивидуальные особенности каждой отдельно взятой личности;
— учитываются особенности поведения личности осужденного под воздействием длительных сроков лишения свободы.
Методики исследования:
1 «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова;
2 Опросник волевого самоконтроля (ВСК) Е.В. Эйдмана;
3 Методика «Стиль конфликтного поведения» (методика амери-канского социального психолога К.Н.Томаса адаптированная Н.В.Гришиной)
Теоретической основой работы являются труды следующих исследо-вателей: Р.А.Базарова, Л.И. Беляевой, Н.И. Ветрова, К.Е. Игошева, В.И. Козлова, А.Н. Ленского, В.Д.Лутанского, Г.М. Миньковского, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, В.Б. Первозванского, Н.Б. Хуторской и других ученых.
Методологической основой работы являются общенаучные методы такие как анализ, синтез, сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов и судебной практики.
Нормативной основой работы является Конституция Российской Фе-дерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основу исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы составляет оптимальная организация их жизнедеятельности в условиях исполнения уголовного наказания.
2. Комплекс педагогический условий, обеспечивающий исправление осужденных в длительные сроки лишения свободы, включает:
а) преемственность содержания, форм, методов на всех этапах про-цесса исправления;
в) дифференциацию целей и задач процесса исправления с учетом индивидуальных особенностей осужденных;
г) сотрудничество на основе взаимного доверия, диалога;
д) формирование педагогического коллектива исправительной коло-нии как основного субъекта управления процессом исправления.
Работа состоит из введения, двух глав введения заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Исправление осужденных к длительным срокам лишения свободы предполагает решение проблем психического здоровья, оказание терапев-тических и консультационных услуг, содействие позитивным изменениям в поведении.
В педагогическом плане это включает разработку образовательных программ, помогающих заключенным приобретать новые навыки, знания и профессиональную подготовку для подготовки к реинтеграции в обще-ство. Оба аспекта имеют решающее значение для успешной реабилитации и снижения вероятности рецидива.
Нами была проведена диагностика. особенностей поведения лично-сти осужденного под воздействием длительных сроков лишения свободы.
В процессе исследования мы выявили высокий урвоень соперниче-ства в конфликтных ситуациях.
Для повышения педагогического мастерства был разработан курс в целях формирования высокого профессионализма сотрудников УИС.
Курс содержит те формы образовательной деятельности, которые несут в себе характер проблемного, развивающего обучения и дают до-ступ к внутренним ресурсам личности, возможность проявить активность и самостоятельность мышления непосредственно в ходе занятия, например, методы интерактивного обучения (дискуссия, диспут, «мозговой штурм», эвристическая беседа, деловая и ролевая игры, тренинг и др.), а также учебные средства (слайды, видеофильмы и др.), которые активизируют образное, ассоциативное мышление и целостное (гештальт) восприятие информации.
Основными формами тренингов курса являются деловые игры, дис-куссии, ролевые игры, метод анализа практических ситуаций.
Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стой-кость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника для освоения полученных знаний, умений и навыков, оттачивания своего профессионального мастерства.
Курс состоял из двух блоков, первый блок включал в себя тренинго-вые занятия по повышению уровня педагогического мастерства в контексте коррекции личности осужденного, второй блок включал тренинговые за-нятия по повышению уровня педагогического мастерства в контексте кор-рекции конфликтности личности осужденного, поскольку в нашем иссле-довании при диагностике большинство респондентов показали стратегию «соперничество» в конфликте.
Реализация первого блока была направлена на решение следующих компонентов:
— когнитивный компонент: включает усвоение знаний о направленно-стях личности и ориентациях личности, знания о нормах поведения;
— эмоциональный компонент заключается в переживании различных эмоций в процессе формирования эмоциональной направленности, фор-мирование социально желательного поведения;
— мотивационный компонент заключается в стремлении усвоения раз-личных социально желаемых качеств;
— деятельностный компонент: реализация усвоенных качеств в соб-ственной деятельности, руководство знаниями в процессе деятельности;
— рефлексивный компонент: подразумевает анализ и закрепление соб-ственных действий.
Второй блок направлен на формирование следующих компонентов:
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознатель-ном и эмоционально переживаемом усвоении нравственных ценностей у осужденных, проявляется в эмпатии;
— деятельностный компонент проявляется в формировании способно-сти у осужденных регулировать свое поведение в соответствии с усвоен-ными нравственными ценностями и моральными нормами;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвое-ние нравственных правил и норм как собственных эталонов поведения, пе-ренос их в деятельность психолого-педагогического исправления осужден-ных.
В процесс е тренинговых занятий специалисты продолжали работу по исправлению осужденных, поэтому результаты педагогического ма-стерства определяются эффективностью исправления осужденных, рас-смотрим результаты диагностики.
Далее была проведена повторная диагностика по аналогичным мето-дикам.
Таким образом, мы видим, что у большинства респондентов отмеча-ется выраженное сотрудничество и компромисс, лишь у небольшого коли-чества респондентов отмечается соперничество, что говорит об эффектив-ности работы процесса исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы в условиях исполнения и отбывания уголовного наказа-ния обеспечивается.
Данные показатели указывают на эффективность работы по повыше-нию педагогического мастерства, в котором были соблюдены следующие условия:
— учитывались типологические особенности контингента осужденных к длительным срокам лишения свободы и индивидуальные особенности каждой отдельно взятой личности (блок 2);
— учитывались особенности поведения личности осужденного под воздействием длительных сроков лишения свободы (блок 1).
Таким образом, можно отметить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические особенности психолого-педагогического воздействия на личность осужденных к длительным срокам лишения свободы
1.1. Развитие личности осужденного и их социализация в трудах отечественных и зарубежных ученых
Лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, явля-ясь по сути одной из разновидностей среднестатистической личности пре-ступника, представляют собой некую абстрактную обобщенную модель – совокупность социальных, ментальных и психологических свойств и ка-честв, характеризующих преступников как некий социальный и психоло-гический типаж, отличающийся от других нормотипических индивидов (обычных законопослушных людей) большей или меньшей степенью обще-ственной опасности, социо-психологической патологии и ментальной зави-симости от криминальной среды [7].
В своей основе личность осужденного, как особый социально- пси-хологический тип человека, во многом повторяет личность преступника, но отличается от нее тем, что составляющие ее свойства и качества нахо-дятся в чрезвычайно неустойчивом, переменчивом состоянии, так как под-вержены сильному и продолжительному стрессовому воздействию внут-реннего (эмоциональные переживания, осознание произошедшего и раска-яние, муки совести и т.д.) и внешнего (со стороны семьи и близких, обще-ственного мнения, среды исправительного учреждения, криминальных элементов, остающихся на свободе) характера.
В трудах по юридической психологии большое внимание уделяется изучению личности преступника, тех ее особенностей, которые во взаимо-действии с другими факторами (социальными, ситуативными и т.д.) обу-словливают правонарушающее поведение, либо влияют на процесс ис-правления осужденного за уголовное преступление.
Изучение личности осужденного в местах лишения свободы является в настоящее время чрезвычайно важным, требующим определенного осмысления и научной разработки.
Необходимо объективно оценить существующую реальность и от-ветить на следующий вопрос: «Можем ли мы исправить преступника?». Если нет, а это наиболее близкий к истине ответ, то задача персонала ис-правительного учреждения должна сводиться к недопущению совершения преступлений в местах лишения свободы, блокированию отрицательного влияния на других, предотвращению суицидов, побегов, нарушений дис-циплины и т.п. Для этого необходимо использовать все имеющиеся сред-ства и методы в зависимости от сложившейся ситуации и личности осуж-денного: от репрессивных до психологических [9].
В развитых зарубежных странах в первой половине ХХ века при изучении осужденных и разработке их классификаций наиболее востребо-ванными были следующие пять направлений теории личности:
биопсихологические;
психоаналитические;
умственной отсталости и душевных расстройств;
социопатической личности;
теория «опасного состояния».
Во второй половине ХХ в. наиболее востребованными стали школы: социально-когнитивного научения личности; черт личности; эмоциональ-ных проблем; мыслительных моделей; Я-концепции и Я-психологии. Под их влиянием утверждались разноплановые модели «специального обра-щения с осужденными». В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг. категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной.
Психологи придерживались структурного подхода к пониманию личности, и личность понималась как биосоциальное существо. В 1980-90-е годы активное развитие получили идеи ценностно-нормативного подхода к изучению личности преступника, разработанного А.Р. Ратиновым, а также эмпирический подход, основанный на использовании многосторон-него изучения личности (16-PF и MMPI), акцентуаций характера у осуж-денных.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладают одно-родными психологическими свойствами, среди которых ведущими явля-ются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межлич-ностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспо-собленность. Направлением исследования становится выявление типоло-гических особенностей заключенных, исследователи выявляют степень за-висимости склонностей к противоправному действию с особенностями ха-рактера [1].
Рассмотрим основные свойства личности осужденных и представим краткий типологический портрет лиц, содержащихся в исправительных учреждениях России. Первоначально определимся в сущности таких кате-горий, как «личность», «личность преступника», «личность осужденного», ибо в общей юридической и пенитенциарной психологии нет единой пози-ции по данному вопросу.
Анализ литературы показывает, что категория «личность» использу-ется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражда-нина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия). Поэтому, когда используют понятие «личность преступника», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего преступление, виновность которого «установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства».
Следуя данной логике, личность осужденного – это граждане, отбы-вающие наказание в местах лишения свободы, либо которым назначено альтернативное уголовное наказание.
Данная позиция совпадает с мнением отечественного психолога К.К. Платонова и авторов учебника «Основы пенитенциарной психологии»: По его мнению, личность осужденного – синоним личности в период исполне-ния приговора. Личность осужденного является в то же время личностью преступника». Это теоретическое положение позволяет при изучении лич-ности осужденного учитывать накопленный опыт исследования личности преступника в криминальной и юридической психологии.
Как справедливо отмечает А.Н. Пастушеня, специфическая сущность личности преступника «определяется криминально-психологическим ас-пектом изучения» и «выражается в совокупности психологических свойств, способных детерминировать антиобщественное поведение». Аналогичной позиции придерживается большинство криминологов и специалистов по юридической психологии. Так, Г.Х. Ефремова и А.Р. Ратинов в «Энцикло-педии юридической психологии» рассматривают личность преступника как понятие, обобщенно отражающее «такие личностно-психологические характеристики человека, которые определяющим образом детермини-руют противоправное поведение».
Учитывая, что «наказание применяется в целях восстановления соци-альной справедливости, а также в целях исправления осужденного и пре-дупреждения совершения новых преступлений», важно определить содер-жание и природу психологических свойств, которые детерминируют про-тивоправное поведение.
Если проанализировать концепции, объясняющие природу преступ-ного поведения, то их можно объединить в три группы: психогенетические (биологизаторские); психосоциальные и интегральные. Первая группа концепций объясняет причины преступного поведения влиянием биологи-ческих (врожденных) свойств человека; вторая – социально сформиро-ванными свойствами и навыками поведения; третья – взаимовлиянием биологических и социальных факторов [21].
К биологическим, природным свойствам чаще всего относят такие черты, как темперамент, особенности памяти, мышления, воображения, импульсивность, способность к волевому усилию и т.п.; к социально-сформированным – систему отношений человека, его опыт, социальные ценности, интересы, склонности, идеалы, знания.
При изучении личности осужденного, мы исходим из системных представлений и рассматриваем их свойства как многоуровневую систему, имеющую различные природу и функции: