Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологическое благополучие приемных подростков в замещающей семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1 Теоретические основы
исследования психологического благополучия приемных подростков в замещающей
семье. 9

1.1 Сущность феномена
«психологическое благополучие». 9

1.2 Обзор современных исследований по
проблеме психологического благополучия подростков в замещающей семье. 25

Глава 2 Эмпирическое исследование
психологического благополучия приемных подростков в замещающей семье. 36

2.1 Организация эмпирического
исследования. 36

2.1.1 Цель, гипотеза и задачи
исследования. 36

2.1.2 Методики исследования. 37

2.1.3 Этапы исследования. 39

2.1.4 Описание выборки. 40

2.1.5 Методы статистической обработки
эмпирических данных. 41

2.2 Результаты эмпирического
исследования и их обсуждение. 42

Заключение. 65

Список использованной литературы.. 70

Приложения. 78

  

Введение:

 

Актуальность темы. В
детях — будущее нашей страны, перспективы ее экономического,
социально-культурного и демографического развития. Дети являются важнейшим
ресурсом будущего, наиболее перспективной частью общества, а потому
поступательное развитие государства в значительной мере обусловлено отношением
к ним, пониманием их проблем, запросов, потребностей и обеспечения возможности
гармоничного развития в семье.

Неотъемлемым
правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья
признается во всех странах, включая Российскую Федерацию, естественной и
наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка. Семья
выступает источником эмоциональной поддержки, психологической защиты, средством
хранения и передачи национально-культурных и общечеловеческих ценностей. Она
находится в центре социально-экономических процессов, происходящих в обществе.
Это главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка, его
успешной социализации в обществе. Поэтому отсутствие семьи может отразиться на психологическом
благополучии ребенка, отсутствии формирования основных навыков «здорового»
общения и социализации в целом.

Сиротство
является одной из самых острых и актуальных проблем современного общества.  По данным статистических исследований, на сегодняшний
день в России воспитывается 30,3 млн. детей, из числа которых 406,128 тыс. чел.
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, большая часть
которых — 365 тыс. находятся на воспитании в замещающих семьях (http://www.usynovite.ru/statistics/).

Необходимым
условием психологического благополучия подростка является успешная социальная
адаптация — приспособление к конкретным жизненным условиям и запросам
социального окружения. Проблема обеспечения психологического благополучия приемных
подростков в замещающей семье характеризуется особенностью социума, в котором
формируется семья, специфическими особенностями детей, принимаемых в семью
после проживания в неблагополучных биологических семьях или учреждениях
интернатного типа и, прежде всего, характером самого отцовства в определенной
семье. Психологическое
благополучие включает в себя большое количество факторов, таких как: социальные
(семейное положение и связи с окружающими), материальные (материальное
обеспечение), личностные (самопринятие) и др. Психологическое
благополучие приемных подростков оказывает значимое влияние на психологическое качество
их жизни и оказывает содействие вырабатыванию адекватного отношения к себе, способствует
развитию уверенности в собственных силах и значимости в обществе, формированию оптимистичных
взглядов на будущее  и позитивного
отношения к окружающему миру. Поэтому проблема исследования психологического
благополучия приемных подростков в замещающей семье имеет огромное значение как
с теоретической, так и с практической точки зрения.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день, в
научной литературе недостаточно изучены особенности психологического
благополучия подростков, которые воспитываются в замещающей семье. Однако при
этом глубоко исследована сущность психологического благополучия личности (Н. Брэдбурн,
А. Аргайл, Н.В. Голубева, А. Кроник, Р. Раян, К. Рифф, П.П. Фесенко, К. Фредерик,
Т.Д. Шевеленкова и др.). Вопросы психологического благополучия подростков
изучались: О.А. Елисеевой, О.А. Идобаевой, В.Н. Колесниковым, Ю.И. Мельником,
А.И. Подольским, О.А. Карабановой и др. Теоретический анализ научных
исследований показал, что психологическое благополучия личности — это сложное
целостное переживание, характеризующееся степенью удовлетворенности собственной
жизнью (Э. Динер и др.), личностном росте, переживанием полноты бытия (А.
Ватерман и др.), в положительном психологическом функционировании личности и
удовлетворении потребностей (Э. Деси, Р. Раян, К. Рифф и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате решения поставленных задач достигнута цель, подтверждена гипотеза
исследования и сделаны следующие выводы:

Психологическое
благополучие — субъективное состояние личности, которое характеризуется
позитивным эмоциональным отношением к основным моментам жизни и базируется на достаточном
уровне физического здоровья и реализации базовых потребностей, в частности,
потребности в самореализации.

Компонентами психологического благополучия
определены: самовосприятие (принятие себя), готовность поддерживать позитивные отношения
с окружением, автономность, экологическое мастерство (управление окружающей
средой), наличие цели в жизни, личностный рост (индивидуальное
самосовершенствование), баланс аффекта (самооценка), осмысленность жизни,
человек как открытая система (восприятие различных аспектов жизни).

Подходы к
пониманию сущности психологического благополучия характеризуют его с разных
позиций и в зависимости от тех или других условий. Наиболее ценные положения
этих подходов заключаются в таких характеристиках: психологическое благополучие
— это субъективное переживание; психологическое благополучие — это
эмоциональные переживания; психологическое благополучие — составляющая
психического здоровья, которая связана с физическим здоровьем; психологическое
благополучие связанно с возможностью удовлетворения базовых потребностей
человека, в т.ч. в самореализации.

Психологическое благополучие подростка в
замещающей семье – это состояние психологической и эмоциональной защищенности,
возникающее в условиях заботы, любви, понимания и удовлетворения его
потребностей.

Основными направлениями исследований
психологического благополучия подростков в замещающей семье определены: изучение
структуры психологического благополучия сирот, социализирующихся в семье и в
государственном учреждении; психологическое благополучие подростков в аспекте
психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, влияние на него
психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Результаты исследования психологического
благополучия подростков по методике «Шкала психологического благополучия К.Риф»
свидетельствуют о том, что уровень психологического благополучия подростков как
из замещающих, так и кровных семей находится на среднем уровне. Однако данный
показатель в подгруппе подростков из замещающих семей составляет (340,84±8,14),
что ниже показателя уровня психологического благополучия подростков из кровных
семей (357,04±7,73).

Результаты проведенного анализа показали,
что подростки из замещающих семей имеют значимо более низкий уровень
психологического благополучия, чем подростки из кровных семей при
среднеранговом значении 14,39<36,62 и (U-кр=590,5). Выявлено, что существуют
значимые различия в формировании всех факторов психологического благополучия
между подгруппами испытуемых. Результаты исследования различий в
формировании критериев психологического благополучия между подгруппами
испытуемых свидетельствуют о значимо более низком уровне развития позитивных
отношений с другими большинства испытуемых из замещающих семей при выявленном
различии между ними и подростками из кровных семей (U-кр=593,5), а также более
низкого показателя по фактору автономия (U-кр=402,5) и др.

Наиболее значимые различия отмечаются при
формировании критериев: цели в жизни (U-кр=625,0) и самопринятие (U-кр=624,0).

Результаты анализа показателей также
свидетельствуют о том, что подросткам из замещающих семей достаточно сложно
организовывать свою работу и общую деятельность.

По шкале «Баланс аффекта» в группе
подростков из кровных семей средний ранг значимо ниже (13,14), по сравнению с
группой приемных подростков (37,86).

Значимо более высокий показатель
аффективности в подгруппе подростков из замещающих семей (U-кр=3,5)
свидетельствует о том, что они более чем подростки из кровных семей склонны к
негативной самооценке, не удовлетворены обстоятельствами собственной жизни,
испытывают ощущение собственной никчемности и бессилия и склонны выражать
доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации.

Таким образом, выдвинутая ранее частная
гипотеза о том, что что у приемных подростков, по сравнению с подростками из
кровных семей, наименее выражены такие компоненты психологического
благополучия, как: положительные отношения с другими, управление окружением,
личностный рост, цель в жизни, самопринятие и более выражен баланс аффекта
нашла свое подтверждение.

Результаты исследования психологического
благополучия приемных подростков по методике «Шкала психологического
благополучия Варвик-Эдинбург свидетельствуют о том, что уровень
психологического благополучия приемных подростков соответствует показателю ниже
среднего (42,8±1,22). При этом, уровень психологического благополучия
подростков из кровных семей находится на среднем уровне (54,56±1,02).

Существуют достоверные различия в степени
выраженности психологического благополучия в двух группах подростков
(U-кр=570,00), а это значит, что приемные подростки по сравнению с подростками
из кровных семей в меньшей степени: смотрят с оптимизмом в будущее,  чувствуют себя полезными,  испытывают чувство радости, интересуются
новым, могут расслабиться,  проявляют
интерес к людям,  энергичны,  имеют собственное мнение относительно
происходящего, хорошо справляются со своими проблемами,  чувствуют близость с другими людьми,  ясно мыслят, нравятся себе, чувствуют себя
уверенно и любимыми.

Результаты проведенного анализа
результатов диагностики показали, что подростки из приемных семей имеют более
низкий уровень психологического благополучия и это оказывает влияние на их
функционирование в социуме, минимизирует возможность ощущения счастья и
удовлетворенностью жизни.

Таким образом, поставленная гипотеза о
том, что на психологическое благополучие подростков влияет тип семьи (кровная,
замещающая) является доказанной. Выявлено, что существуют различия в
формировании психологического благополучия подростков из разного типа семей, а
именно: уровень психологического благополучия у приемных подростков в
замещающей семье ниже, чем у подростков, воспитывающихся в кровных семьях.

Результаты диагностики по методике
«Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана показали, что подростки из
замещающих семей имеют большее количество проблем и трудностей, чем подростки
из кровных семей. При этом в данной подгруппе выявлены пограничные показатели
по факторам проблемы с поведением (4,16±2,71), проблемы со сверстниками
(3,28±2,52)

В результате расчета нами были выявлены
значимые различия в формировании поведенческих параметров подростков двух групп
по факторам: эмоциональные проблемы (U-кр=570,00), проблемы с поведением
(U-кр=168,5), гиперактивность (U-кр=178,00), просоциальное поведение
(U-кр=168,00).

Выявлена обратная взаимосвязь между общим
показателем психологического благополучия и поведенческими проблемами:
эмоциональные проблемы (-0,476**), проблемы с поведением (-0,364**),
гиперактивность (-0,072), проблемы со сверстниками (-0,133), а также прямая
связь между психологическим благополучием и просоциальным поведением (0,374**).

Выявленная прямая связь между
просоциальным поведением подростков и психологическим благополучием
свидетельствует о том, что удовлетворенность жизнью способствует положительному
социальному взаимодействию, а также развитию положительных качеств, полезных
как для подростков, так и общества (взаимопомощь, соответствие социально
приемлемому поведению и др.).

Выявленная обратная взаимосвязь между
формированием психологического благополучия и эмоциональными и поведенческими
проблемами подростков свидетельствует о том, что чем выше уровень
психологического благополучия у подростков, тем меньше они склонны к проявлению
эмоциональных и поведенческих проблем.

В результате проведенного исследования
выявлено, что существуют различия в формировании психологического благополучия
подростков из разного типа семей, а именно: уровень психологического
благополучия у приемных подростков в замещающей семье ниже, чем у подростков,
воспитывающихся в кровных семьях. Таким образом, поставленная гипотеза о том,
что на психологическое благополучие подростков влияет тип семьи (кровная,
замещающая) является доказанной.

Психологическое благополучие приемного
подростка, его представления о себе, отношение к себе, формирование «Я»-образа
зависят от взрослых, и прежде всего от замещающих родителей. От того как
складываются отношения подростка с членами замещающей семьи, учитываются
потребности приемного ребенка, насколько комфортно он себя чувствует в семье
зависит его психологическое благополучие. По нашему мнению, если найти путь к
сердцу приемного ребенка, удовлетворять его потребности, формировать чувство
привязанности, то можно увидеть и почувствовать лучший результат в воспитании –
счастливого и психологически благополучного, социально адаптированного и
реализованного человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Теоретические основы исследования психологического благополучия приемных
подростков в замещающей семье

1.1
Сущность феномена «психологическое благополучие» Психологическое благополучие является
одним из ключевых элементов психического и психологического здоровья и бытия
человека, которое может выступать критерием качества жизни личности. Исследование
феномена психологического благополучия стало предметом научного исследования
зарубежных психологов в пределах изучение положительного функционирования
личности в 20-х годах прошлого века.

Понятие «психологическое благополучие»
содержит субъективную эмоциональную оценку человеком себя и собственной жизни,
а также некоторые аспекты положительного личностного функционирования.

По своему содержанию психологическое
благополучие соотносится с экзистенциальным переживанием человеком отношения к
собственной жизни. Прежде всего, оно существует в сознании самого носителя психологического
благополучия и является с этой точки зрения субъективной реальностью,
комбинацией положительных и негативных эмоций, обладает такой характеристикой, как
целостность и базируется на интегральной оценке собственного бытия [6]. Поэтому
и не случайно, что на сегодняшний день в психологических и смежных науках
возникает интерес к исследованиям проблемы психологического благополучия как
основного условия  развития саморегуляции,
саморазвития, самодетерминации и других феноменов, которые рассматриваются в
качестве атрибутов субъектного способа бытия.

Стоит заметить, что наряду с понятием
психологического благополучия в научной литературе используются подобные
концепты, такие как: субъективное, эмоциональное, личностное и общее
благополучие, качество жизни, удовлетворенность жизнью, счастье, смысл жизни,
эмоциональный комфорт, социальное самочувствие и тому подобное. Это, в свою
очередь, отражает, с одной стороны, растущую заинтересованность ученых к
обозначенной проблематики, а с другой — разнообразие путей и принципов
исследования, неустойчивость концептуального аппарата указанной области.

Рассмотрим сущность понятия
«психологическое благополучие», его структуру.

Благополучие личности включает в себя ряд
составляющих:

— социальное,

— духовное,

— физическое,

— материальное,

— психологическое благополучие [36].

При этом особенно важной категорией
является психологическое благополучие.

Термин «психологическое благополучие»
(psychological well being) получил широкое признание в зарубежной психологии.

Впервые
понятие «психологическое благополучие» появляется в работе Н. Брэдбурна в 1969
году.

Самым главным в модели
психологического благополучия N. M. Bradburn есть баланс, который достигается
постоянным взаимодействием двух видов аффекта — положительного и
отрицательного. События повседневной жизни, отражаясь в нашем сознании,
накапливаются в виде соответствующего (положительного или отрицательного)
аффекта. Отличие между ними является показателем психологического благополучия,
и, в свою очередь, отражает общее ощущение человеком удовлетворенности жизнью.
Высший уровень удовлетворенности жизнью показывают люди с преимуществом
положительного аффекта над отрицательным. В случае, если сумма отрицательных
переживаний превышает положительный аффект — наблюдается низкий уровень
удовлетворенности жизнью. При этом, как утверждает исследователь, положительный
и отрицательный аффекты между собой не связаны; исходя

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы