Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологический стресс у педагогов и пути его профилактики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Психологический стресс у педагогов и пути его профилактики: аналитический обзор
литературы.. 5

1.1 Стресс:
понятие, виды.. 5

1.2 Роль
эмоций в профессиональной деятельности педагога. 16

1.3 Стресс у педагога. 22

Выводы по главе
1. 37

Глава 2
Организация и этапы исследования. 38

2.1
Организация исследования и характеристика выборки. 38

2.2.Характеристика
методов и методик исследования. 39

Выводы по главе 2. 42

Глава 3
Эмпирическое исследование 
психологического стресса у педагогов. 44

3.1Анализ
эмпирических данных исследования. 44

3.2 Анализ
результатов эмпирического исследования. 55

3.3
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов  56

Выводы по
главе 3. 64

Заключение. 65

Список
литературы.. 67

Приложение 1. 76

Приложение 2. 77

Приложение 3. 79

Приложение 4. 87

  

Введение:

 

Введение. 3

Глава 1
Психологический стресс у педагогов и пути его профилактики: аналитический обзор
литературы.. 5

1.1 Стресс:
понятие, виды.. 5

1.2 Роль
эмоций в профессиональной деятельности педагога. 16

1.3 Стресс у педагога. 22

Выводы по главе
1. 37

Глава 2
Организация и этапы исследования. 38

2.1
Организация исследования и характеристика выборки. 38

2.2.Характеристика
методов и методик исследования. 39

Выводы по главе 2. 42

Глава 3
Эмпирическое исследование 
психологического стресса у педагогов. 44

3.1Анализ
эмпирических данных исследования. 44

3.2 Анализ
результатов эмпирического исследования. 55

3.3
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов  56

Выводы по
главе 3. 64

Заключение. 65

Список
литературы.. 67

Приложение 1. 76

Приложение 2. 77

Приложение 3. 79

Приложение 4. 87

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

одними
из наиболее напряженных с точки зрения подверженности психологическому стрессу
и вероятности возникновения профессионального выгорания. Педагог в собственной
профессиональной деятельности постоянно подвергается воздействию различного
рода стрессовых факторов, связанных с высокой ответственностью педагогической
деятельности, спецификой общения педагога с коллегами и обучающимися,
взаимоотношениями с администрацией и родителями и т.д. Это обуславливает
необходимость организации специальной деятельности по повышению стрессоустойчивости
педагогов и профилактике профессионального выгорания.

Нами было проведено эмпирическое
исследование, в рамках которого было установлено, что у педагогов, работающих в
школе отмечается достаточно высокий уровень стресса. Признаками подверженности
воздействию стресса являются такие проявления, как негативизм, формализм по
отношению к своим профессиональным обязанностям, деперсонализация, редукция
профессиональных достижений, эмоциональное истощение и др. Это обуславливает
необходимость проведения мероприятий по качественной диагностике особенностей
психологического стресса у педагогов, а также мероприятий по формированию у
педагогов способов преодоления стрессового воздействия.

В
данном исследовании нами был решен ряд задач по изучению особенностей переживания
психологического стресса педагогами:

1. Теоретический анализ научных источников
показал следующее: психологический стресс является серьезным фактором,
практически постоянно присутствующим в профессиональной деятельности педагога.

2. Стресс вызывает ряд неблагоприятных
явлений как в физиологическом состоянии педагога (накапливание усталости,
снижение сопротивляемости организма к болезням и др.), так и в психологическом.
Самым серьезным негативным состоянием в данном случае является профессиональное
выгорание.

3. Для исследования особенностей
профессионального стресса педагогов начальной школы нами была сформирована
схема эмпирического исследования и отобран ряд методик, позволяющих максимально
изучить особенности психологического стресса педагогов: Опросник для выявления
основных видов стресса «Стресс-ФИЭ Е. С. Ивановой, "Методика диагностики уровня эмоционального
выгорания" В. В. Бойко, опросник на «выгорание» MBI.

4. Проведенное
исследование показало, что педагоги начальной школы подвержены достаточно
серьезному воздействию психологического стресса.

5. Большинство
педагогов в той или иной степени переживают стрессовое состояние. Это приводит
к тому, что практически у всех участников отмечаются те или иные признаки
эмоционального выгорания: от начальных единичных признаков до сформированного
уже состояния выгорания.

Далее нами были
сформированы рекомендации по профилактике и преодолению психологического
стресса в работе педагогов. Предложенные методы направлены на повышение
стрессоустойчивости и снятие напряжения: нервно-мышечная релаксация, аутогенная
тренировка, комната психологической разгрузки, психологический тренинг,
психологическое консультирование и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Психологический стресс у педагогов и пути его
профилактики: аналитический обзор литературы

1.1 Стресс: понятие, виды Стресс
– комплексный процесс, в структуру которого включены физиологические и
психологические элементы. Результатом стресса является мобилизация ресурсов и
возможностей организма, то следует расценивать как защитный механизм: с помощью
данного механизма активизируются неспецифические защитные реакции организма,
которые позволяют индивиду максимально продуктивно и адекватно приспособиться к
изменившимся условиям жизнедеятельности. Таким образом, происходит адаптация
организма к стрессовому раздражителю или противодействие ему [2].

Современное
научное сообщество предлагает достаточно большое количество интерпретаций
феномена «стресс». Анализ научных представлений о стрессе показывает, что под
термином «стресс» скрывается достаточно большое количество различных явлений, с
точки зрения Л. В. Куликова [12]. Стресс в науке рассматривается и как
состояния, и как процесс взаимодействия стрессогенного фактора с субъектом, и
такие условия, которые провоцируют развитие стрессового состояния у индивида.

Однако
следует принимать во внимание тот факт, что присутствие стрессового фактора не
всегда приводит развитию стрессового состояния. Например, Е. Н. Ильин указывает
на то, что наличие каких-либо раздражителей, имеющих высокий уровень
стрессогенности не обязательно означает, что у субъекта активизировалось
состояние стресса [9]. Для того, чтобы данное негативное состояние возникло,
необходимо чтобы уровень стрессовой нагрузки превысил уровень устойчивости
субъекта. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но когда человек
чувствует, что воздействие окружающей среды подвергает испытанию его адаптивные
способности или превышает их, то подразумевается чрезмерная стрессовая реакция,
которая осуществляет губительное влияние на организм и сознание. Можно с
уверенностью говорить о том, что развитие стресса происходит в результате
восприятия определенной опасности, соответственно, источником развития стресса
выступают субъективные факторы (стрессоры), которые обусловлены непосредственно
личностными характеристиками конкретного индивида.

Стрессор
– фактор, в результате действия которого развивается стрессовое состояния;
неспецифический раздражитель, который приводит к формированию стресса.

Роль
стрессоров способны выполнять физические и психические раздражители, как
имеющие реальное воплощение, так и предполагаемые. Субъект отвечает защитной
реакцией не только непосредственную физическую опасность, но и на определенное
указание, напоминание о ней.

Значение
психических стрессоров может выполнить потребность в принятии решения, которые
ведут к серьезным последствиям, необходимость оперативного изменения при
необходимости стремительно преобразовать стратегию поведения,
неудовлетворительный карьерный рост, конфликтные ситуации [3].

Общепринятые
представления о стрессе трактуют его как физиологическую реакцию организма, а
именно, реакции эндокринных желез под управлением гипофиза, на влияние
разнообразных негативных раздражителей. Известный ученый-физиолог XX в. Г.
Селье в середине 50-х годов предложил теорию адаптации, в которой выделил два
компонента — специфический и неспецифический [1].

Специфический
компонент подразумевает конкретные приспособительные реакции конкретных
органов, систем, биохимических механизмов, которые являются основой для
максимально продуктивного функционирования организма в целом при воздействии
конкретных факторов.

Неспецифические
компоненты адаптации проявляются в любом случае при воздействии любых факторов.
Г.Селье объяснил

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы