Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологические трудности в старте и развитии практики у начинающихпсихологов: причины и пути преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 7

1.1 Понятие практики начинающего психолога 7

1.2 Причины трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 12

1.3 Особенности преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 16

2 Эмпирическое исследование психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 21

2.1 Организация и методы исследования 21

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 24

2.3 Программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов 36

Заключение 55

Выводы 55

Рекомендации по конкретному использованию результатов НИР 57

Список литературы 58

Приложения 64

  

Введение:

 

Актуальность и новизна темы. Устойчиво возрастающий интерес к психологии, её теории и, ещё в большей степени, к практике – уже давно отмеченная общемировая тенденция. Об объективных и субъективных причинах этого написаны тома. Соответственно, не просто быстро, а с ускорением растёт и востребованность в психологах и их работе буквально во всех сферах жизнедеятельности человека: кроме собственно медицины, это политика, торговля, управление (менеджмент), армия и так далее. При этом, однако, вопрос психологических особенностей и мотивации тех, кто выбирает профессию психолога, изучен пока явно недостаточно.

И по итогу зачастую мы видим парадоксальную картину: человек сам, по своей воле выбрал востребованную и неплохо оплачиваемую профессию. Сам или с помощью родителей заплатил неплохие же деньги за обучение. И – не работает по специальности. Или работает далеко не в полную силу, ведёт двух-трёх клиентов, чему соответствует две-три консультации в неделю. Почему? В этой работе попробуем ответить на один из важнейших вопросов, возникающих в связи с этим парадоксом: кому тяжелее всего даётся вхождение в профессию психолога, человеку с каким психологическим портретом нужно заранее приготовиться к трудностям при выборе этой профессии.

Практическая значимость. Практическая значимость определяется тем, что есть дефицит специалистов, причём буквально в мировом масштабе. Есть люди, получившие или пока только получающие востребованную специальность, но при этом по ней (почти) не работающие или потенциально попадающие в группу рискующих так и не начать работать. Если удастся помочь хотя бы некоторому количеству из этих людей помочь начать работать по специальности в полную силу и предупредить уже учащихся или собирающихся получать профессию психолога о потенциальном риске остаться в этой профессии не у дел – это будет иметь безусловную практическую значимость.

Структура выборки: мужчины и женщины среднего возраста (от 21 до 43 лет) с высшим образованием, работающие в различных организациях Санкт-Петербурга, а также занимающиеся частной практикой в количестве 30 человек.

Цель исследования: составить групповой психосоциологический портрет людей, более других рискующих, получив профессию психолога, так и не начать работать по ней либо вообще, либо в полную силу. И как результат разработать программу, которая поможет получившим психологическое образование начать полноценно работать по специальности, а только получающим или собирающимся это образование получить знания о специфических рисках в зависимости от их психосоциальных особенностей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.

2. Составить психосоциальный портрет людей, получивших психологическое образование, но при этом испытывающих серьёзные трудности с началом практической деятельности.

3. Разработать программу путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.

Объект исследования — люди, получившие психологическое образование и испытывающие трудности с его реализацией, то есть с началом работы практикующим психологом.

Предмет исследования — причины, по которым людям с определенным психосоциальным типом после получения психологического образования тяжело начать практическую работу.

Гипотеза исследования состоит в том, что достаточно большое количество людей получают психологическое образование не для того, чтобы быть практикующими психологами, а с целью, разобраться со своими личными психологическими проблемами. И/или для того, чтобы лучше понимать других людей (а то и управлять ими).

Теоретическая база исследования:

1. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым, которая позволяет определить, как человек воспринимает и оценивает сам себя.

2. Тест на предпринимательские способности, в рамках поставленных задач он кажется нам вполне уместным. Возможно, начинающий психолог и хочет иметь в разы больше клиентов, чем у него есть, и профессионально состоятелен, т.е. способен им реально помочь, но он элементарно не умеет их находить.

3. Фрайбургский многофакторный личностный опросник (FPI), который с начала 80-х гг. используется во всём мире. Он позволяет оценить личность опрашиваемого, условно-математически говоря, в 12-мерном психологическом пространстве, т.е. по 12 параметрам сразу: невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, эмоциональную лабильность, соотношения маскулинность/феминность и экстраверсия/интроверсия.

4. экспресс-диагностика невроза (К.Хек и Х.Хесс) — данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния.

Методы и методики исследования:

Социологический портрет на основе стандартных данных, с некоторым дополнением для достижения поставленных целей.

— Пол;

— Возраст;

— Уровень образования;

— Начал ли уже практику — пробовал?;

Какое количество часов в неделю, выделяемое на работу с клиентами?

Психологический портрет на основе тестов, выбранных нами из необъятного числа существующих на данный момент, которые, как мы считаем, более всего подходят для решения наших задач:

1. методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС);

2. экспресс-диагностика невроза (К.Хек и Х.Хесс);

3. тест «Предпринимательские способности» (Т. Матвеева);

4. фрайбургский многофакторный личностный опросник.

Степень достоверности обеспечивается достаточной выборкой испытуемых, методами исследования, адекватными поставленным цели и задачам работы, точностью использования статистических методов анализа данных экспериментального исследования.

Апробация результатов исследования. Часть результатов исследования была представлена в докладе на конференции ……….

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и четырех приложений. Объем диссертации составляет …. страниц. Работа содержит …. рисунков, …. таблиц. Список использованных источников включает ….. наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Практическая составляющая деятельности консультанта является разнообразной. Все направления при этом нуждаются как в конкретных специальных познаниях, так и в специальном основном развитии, а кроме этого, в индивидуальных особенностях. Является очевидным то, что деятельность психолога-консультанта во все времена востребована в результате того, что также как и иные отрасли деятельности является вариантом общения с людьми, развитием межличностного взаимодействия.

Проблематика уровня профессиональной работы, а также профессионального продукта в деятельности консультанта получает в настоящее время комплексный показатель на основании того, что это относится к вопросам подготовки психологов, последующей аттестации, а также сертификации. Устранение проблематики уровня профессиональной работы, а также профессионального результата в определенной степени находится в зависимости от уровня исследования методологических проблемных зон. На данный момент времени существует довольно большой пласт практического материала в данном направлении, который дает основания для того, чтобы при помощи общих усилий разработать единый документ, который поддержит профессиональное сообщество, на основании которого будут представлены главные показатели качества деятельности и продуктов практического психолога.

В вопросах развития личности практического психолога субъектный, а также морально-нравственный показатель обладают большим значением. Сформированные субъектные показатели имеют проявления в творческой нацеленности жизнедеятельности, которая обладает определенными характеристиками самоотношения. Специальность, которую воспринимают в качестве варианта бытия, помогает высокой жизнедеятельности, которая состоит из творческого процесса самореализации в вопросах профессии, а также карьеры.

Процесс консультирования нуждается в наиболее глубоком индивидуальном включении относительно вопросов профессионального взаимодействия, присутствия высокого уровня собственной мотивации относительно морального поведения.

Нужно предопределять определенные, адаптированные для учебного процесса, типы, а также варианты работы практического психолога. Данные варианты могут быть в форме теоретических моделей, совместно с процессом обучения определенным операциям, либо на основании принципа «выполняй, как я». Следовательно, нужно формировать в учебном процессе условия, на основании которых появляются, развиваются, закрепляются нужные профессиональные качества, умения, познания. Полученные во время учебы обязательные компетенции можно трансформировать в профессиональную работу.

Воплощение таких учебных программ произойдет только тогда, когда произойдет сужение до «тьюторского» объема образовательного процесса, при котором только можно получить интерсубъективную степень доверительного взаимодействия между профессиональным уровнем сознания педагога и обучающегося.

в ходе проведенного эмпирического исследования был выявлен ряд индивидуально-личностных особенностей, которые связаны с предпринимательскими способностями.

В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязи личностных качеств респондентов и их предпринимательских способностей была выявлена статистически значимая прямая корреляция между спонтанной агрессивностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,543), а также была выявлена статистически значимая прямая корреляция между реактивной агрессивностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,388), а кроме этого была выявлена статистически значимая прямая корреляция между застенчивостью и предпринимательскими способностями (rs = 0,418)..

В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязи самоотношения и предпринимательских способностей была выявлена статистически значимая прямая корреляция между самоуверенностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,419), а также была выявлена статистически значимая прямая корреляция между саморуководством и предпринимательскими способностями (rs = 0,388), а кроме этого была выявлена статистически значимая прямая корреляция между самопривязанностью и предпринимательскими способностями (rs = 0,417).

На основании анализа полученных данных была разработана программа путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретический анализ психологических причин и путей преодоления трудностей в старте и развитии практики у начинающих психологов

1.1 Понятие практики начинающего психолога

В качестве практической психологии можно определить прикладное направление работы психолога, которое нацелено на предоставление профессиональной помощи тому у кого существуют некоторые трудности в определенной жизненной ситуации, во время разрешения затруднительной ситуации, в рамках которой психологический компонент это условие необходимое для получения определенного конструктивного итога.

В качестве предмета деятельности психолога-практика выступают психологические компоненты индивида, которые появляются, развиваются, а также проявляются в определенных условиях исходя из их особенностей. Имплицитно, это запрос, который предопределяет заказчик.

Специфика данной работы состоит в том, что специалисты данного профиля применяют личностный профессиональный потенциал не в вопросах разрешения целей психологии в качестве сферы познаний, а в разрешении определенных практических задач, которые предопределяет человек / группа лиц, которым нужна помощь психолога-практика.

Если проводить сравнение с иными направлениями психологии, то в данном случае активность психолога будет направлена не на предопределение новейших познаний, новейших технологий, а на деятельность в области психологического содержания потребностей заказчика, на результате действий, которые осуществляются в сторону определенного заказчиком предмета. Уровень профессиональной подготовки психолога, который будет актуализирован на обращение к определенному внутреннему ресурсу личности будет иметь проявление в варианте взаимодействия с тем кому нужна помощь. Действенность данной работы будет предопределяться уровнем соответствия полученных итогов с содержанием запроса, определенными задачами, которые определяются совместно с заказчиком.

В качестве следующей особенности стоит указать то, что психолог будет воплощать личностную профессиональную компетентность в рамках таких ограничений, которые предопределены особенностями отрасли, в которой она будет исполняться. При этом нельзя игнорировать данные требования, предопределенные «границы», характерные условия относительно проявления определенных возможностей относительно самореализации личности и так далее.

Итог деятельности психолога-практика, это получение поставленных целей, при помощи разрешения определенных задач, которые прописаны в запросе обратившегося человека, в варианте трансформации психологических ресурсов клиента, в скорости разрешения предопределенных задач, в определении эффективности работы психолога с заказчиком и так далее.

Нужно, кроме этого, более подробно рассмотреть ряд показателей профессионализма.

Конфиденциальность является обязательством относительно не распространения данных относительно обратившегося клиенте [24, с. 49], помогает установлению доверительных отношений между психологом и клиентом. При этом психолог имеет возможности для применения информации относительно клиента, но только в тех объемах, в которых это необходимо для профессиональной работы с заказчиком.

Образование у психолога должно быть образование в сфере психологии, личностного развития, а также консультирования [15, c. 21].

Трехступенчатый вариант обучения, а также сертификации психолога-практика состоит из: теоретико-практического блока обучение; индивидуальной терапии с последующим заключением которое делает консультант; супервизия.

Стоит отметить и то, что в западных странах для практической психологической деятельности нужно пройти сертификацию в специальной организации, а затем получить лицензию, являющуюся гарантом минимального уровня соответствия образовательно-профессиональным показателям. В России данные требования выполнять не нужно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы