Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологические приемы снижения тревожности у матерей призывников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические концепции психологической тревожности и механизмы ее коррекции 9

1.1. Тревожность как психологический феномен и ее причины 9

1.2. Развитие представлений о тревожности и концепции психологической тревожности 17

1.3. Песочная терапия как психотерапевтический прием в работе с тревожностью 24

1.4. Тревога и особенности эмоциональных состояний матерей в родительско-детских отношениях 28

Выводы по первой главе 35

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование специфики переживания тревожности у матерей призывников 36

2.1. Организация и процедура эмпирического исследования 36

2.2. Характеристика методик эмпирического исследования 39

2.3. Диагностика уровня тревожности матерей призывников до участия в программе 42

Выводы по второй главе 53

ГЛАВА 3. Направления и приемы коррекции тревожности у матерей призывников 55

3.1. Программа коррекции тревожности у матерей призывников методами песочной терапии 55

3.2. Обсуждение результатов эмпирического исследования 59

3.3. Рекомендации по снижению тревожности у матерей призывников средствами песочной терапии 70

Выводы по третьей главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

ЛИТЕРАТУРА 76

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………….82

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Прохождение срочной службы в рядах вооруженных сил – важный и ответственный период в жизни юноши. Как любое испытание, служба в армии вызывает у призывника много волнений и тревог. Не меньше (если даже не больше) приходится волноваться матери будущего срочника, поскольку служба становится нередко первым опытом отдельного проживания матери и сына, этапом его отделения от родительской семьи.

Определенный уровень тревоги свойственен любому человеку, переживающему важное событие в своей жизни. Это т.н. нормальная тревога, т.е. тревога, помогающая сфокусироваться на преодолении возникших сложностей, с должным вниманием отнестись к решению появившейся проблемы. Однако при нарушениях эмоциональной регуляции такая нормальная тревога может переродиться в тревожное расстройство. В том случае, если внешним источником для эмоционального переживания служит ситуация разлуки с источником привязанности, может развиться тревожное расстройство сепарации.

Рассматривая тревожность у матерей призывников, важно отделять нормальный уровень тревожности, который выражается в повышенных значениях ситуативной тревожности и является относительно кратковременной реакцией на новый этап жизни семьи, и тревожность, переходящую в расстройство, способную превратиться в тревожное расстройство сепарации. При первых признаках чрезмерной материнской тревожности и в качестве профилактических мер даже для тех матерей, кто демонстрирует закономерно высокие показатели ситуативной тревожности, важно применять психотерапевтические приемы снижения тревожности.

Одним из таких психотерапевтических приемов является песочная терапия. Этот прием возник в русле психоаналитической терапии, его отличает потенциал работы на бессознательно-символическом уровне, позволяющий прорабатывать чувства и эмоции, не лежащие на поверхности, нередко скрываемые человеком под давлением общественного порицания или стыда. В частности, ситуация тревоги из-за срочной службы сына является примером ситуации, в которой чрезмерная тревожность матери осуждается, стигматизируется, становится подтверждением ее неспособности вырастить «настоящего мужчину» и отпустить его от «своей юбки». Поэтому, даже переживая чрезмерную тревожность, матери могут отказываться обсуждать ее прямо. В этом случае безопасная работа с песком, где не обязательно вербализовать свои переживания, становится эффективным способом отработки негативных эмоций.

Степень разработанности проблемы в трудах исследователей.

Тревогу как сложный процесс, представленный последовательностью когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, рассматривали Ч. Спилбергер, Г. Селье и Ф.Б. Березин.

Тревожность как свойство личности, отличающееся стабильностью проявления, изучали Л.А. Китаев-Смык, Р.С. Немов, О.М. Радюк, Ю.Л. Ханин и др.

Тревожность как временное состояние, ситуативную реакцию на имеющуюся угрозу рассматривали Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, Т.А. Немчин, А.М. Прихожан и др.

Сепарационную тревогу как особый вид тревоги изучали Дж. Боулби, М. Малер, З. Фрейд, Дж. Хоффман, А.А. Дитюк, Т.И. Сытько и др.

Идеи песочной терапии были заложены М. Ловенфельд и Д. Кальфф. В отечественной психологии разработкой этого психотерапевтического приема занимались Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, Н.А. Сакович и др.

В ходе анализа литературы нам, к сожалению, не удалось найти исследований, непосредственно посвященных изучению тревожности у матерей призывников и психологических приемов ее снижения, поэтому актуальность исследования, помимо высокой практической значимости темы, обусловлена также и малой научной разработанностью.

Объект исследования: тревожность как эмоциональное состояние матерей призывников.

Предмет исследования: песочная терапия как психологический прием снижения тревожности у матерей призывников.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике программу коррекции тревожности у матерей призывников методами песочной терапии.

Под тревожностью в исследовании понималось устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой. Определение тревожности в исследовании производилось посредством измерения:

— ситуативной и личностной тревожности

— сепарационной тревожности

— показатели профиля отношений (с целью выявления склонности к деструктивной сверхзависимости и дисфункциональному отделению).

Также в работе был выявлен уровень тревоги. Под тревогой в исследовании понимается негативная эмоция, которая отражает трудноопределимое предчувствие, ожидание плохих событий, ощущение неопределенности. Сохраняемый в течение длительного времени высокий уровень тревоги может привести к закреплению тревожности, поэтому было принято решение его изучить.

Задачи исследования:

1. Изучить тревожность как психологический феномен и основные концепции личностной тревожности.

2. Рассмотреть песочную терапию как психотерапевтический прием в работе с тревожностью.

3. Проанализировать особенности эмоциональных состояний тревожного спектра матерей в родительско-детских отношениях.

4. Организовать и провести диагностику уровня тревожности матерей призывников до участия в программе.

5. Реализовать программу коррекции тревожности у матерей призывников методами песочной терапии и обсудить результаты реализации.

6. Сформулировать рекомендации по снижению тревожности у матерей призывников.

В качестве гипотезы выдвинуты предположения о том, что:

— женщины, воспитывающие сыновей, подлежащих мобилизации в ближайшее время, характеризуются высоким уровнем тревоги, личностной и ситуативной тревожности, склонностью к сепарационной тревожности и деструктивной сверхзависимости;

— реализация программы коррекции тревожности методами песочной терапии будет способствовать снижению тревоги, личностной и ситуативной тревожности, преодолению склонности к сепарационной тревожности и деструктивной сверхзависимости у участниц.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— концепция Л.И. Божович о тревожности как элементарных, приспособительных эмоций и соответствующих устойчивых функциональных структур;-

— концепция психологической сепарации Дж. Хоффмана и М. Малер; представления Т.И. Сытько о процессе сепарации с учетом характера детско-родительских отношений;

— концепция аналитической психологии, в частности теории и практики юнгианской песочной терапии, основанной на трудах К.Г. Юнга, Д. Кальфф, М. Ловенфельд.

Методы исследования:

— анализ литературы по проблеме исследования;

— эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка данных (расчет U-критерия Манна-Уитни).

Методики исследования:

— шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор;

— методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина;

— опросник сепарационной тревожности взрослых («Adult Separation Anxiety Questionnaire» (ASA);

— тест профиля отношений Р. Борнштейна в адаптации О.П. Макушиной.

Эмпирическую базу исследования составили 50 женщин, составляющих две группы:

— экспериментальную группу, включающую в себя 25 женщин 38-50 лет, имеющих сыновей в возрасте 18-27 лет, не прошедших срочную воинскую службу и подлежащих мобилизации;

— контрольную группу, включающую в себя 25 женщин 38-50, не имеющих сыновей в возрасте 18-27 лет, не прошедших срочную воинскую службу и подлежащих мобилизации.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе чрезмерной ситуативной тревожности и чувства тревоги у матерей призывников лежит сепарационная тревожность, поскольку прохождение срочной службы является составляющей частью процесса сепарации взрослеющего сына от родительской семьи и, в частности, от матери.

2. Реализация программы, основанной на использовании индивидуальной и групповой песочной терапии, разнообразных техник работы с песком, обладает достаточным потенциалом в отношении преодоления повышенной ситуативной и сепарационной тревожности, деструктивной сверхзависимости, а также чувства тревоги у матерей, имеющих сыновей, подлежащих призыву на срочную службу.

3. Значимому снижению ситуативной и сепарационной тревожности, деструктивной сверхзависимости, а также чувства тревоги у матерей призывников в ходе реализации программы будет способствовать гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений и личностного роста.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении специфики такого эмоционального переживания как тревожность у матерей, имеющих сыновей, подлежащих призыву на срочную службу. Было произведено обобщение научных позиций по вопросу тревожности (в т.ч. сепарационного характера), использования песочной терапии как эффективного психотерапевтического приема борьбы с ней.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанной программы песочной терапии для коррекции тревожности у матерей призывников. Данная программа при условии внесения необходимых изменений может быть использована для снижения сепарационной тревожности, вызванной иными изменениями в жизни и триггерами.

Структура работы. Магистерская диссертация представлена введением, тремя главами, заключением, литературой (в количестве 70 источников) и 3 приложениями. Проиллюстрирована 10 таблицами и 20 рисунками. Общий объем работы составляет 103 страницы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Песочная терапия как метод коррекции имеет большое значение для поддержания психологического здоровья, формирования всех аспектов психического развития человека. Будучи недирективным методом терапии и коррекции, песочная терапия формирует в людях гуманность и искренность в межличностном взаимодействии.

Опыт применения метода показывает, что игры с песком способствуют гармонизации эмоционального состояния человека, формируют умение прислушиваться к собственным ощущениям, осознавать свои эмоции, помогают преодолеть чрезмерную ситуативную и сепарационную тревожность, склонность к деструктивной сверхзависимости, а также чувство тревоги у матерей, имеющих сыновей, подлежащих призыву на срочную службу.

По итогам выполнения магистерской диссертации была достигнута поставленная во введении цель, что позволило обеспечить теоретическое обоснование, разработку и реализацию на практике программы коррекции тревожности у матерей призывников методами песочной терапии.

Для достижения указанной цели были решены все необходимые задачи.

По итогам решения первой задачи исследования были изучены тревожность как психологический феномен и основные концепции личностной тревожности. Под тревожностью в исследовании понималось устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой.

По итогам решения второй задачи исследования была рассмотрена песочная терапия как психотерапевтический прием в работе с тревожностью. Песочная терапия понималась в работе в качестве одной из невербальных форм психокоррекции, в которой главный упор делается на творческом самовыражении, обеспечивающим реагирование на символическом бессознательном уровне, а также поиск способов дальнейшего развития.

По итогам решения третьей задачи исследования были проанализированы особенности эмоциональных состояний тревожного спектра матерей в родительско-детских отношениях. По итогам получено предположение о том, что в основе чрезмерной ситуативной тревожности и чувства тревоги у матерей призывников лежит сепарационная тревожность, поскольку прохождение срочной службы является составляющей частью процесса сепарации взрослеющего сына от родительской семьи и, в частности, от матери.

По итогам решения четвертой задачи исследования была организована и проведена диагностика уровня тревожности матерей призывников до участия в программе.

По итогам эмпирического исследования специфики переживания тревожности у матерей призывников установлено следующее: женщины из экспериментальной группы продемонстрировали преобладание высокого уровня тревоги, преобладание высокого и среднего уровня ситуативной тревожности, склонность к переживанию сепарационной тревожности, склонность к дисфункциональной сверхзависимости. Все выявленные различия достоверны при р≤0,01, что подтверждено расчетами U-критерия Манна-Уитни.

По итогам реализации пятой задачи исследования была реализована программа коррекции тревожности у матерей призывников методами песочной терапии и выполнено обсуждение результатов реализации. Использование песочной терапии обеспечило снижение уровня тревоги, коррекцию уровня ситуативной и сепарационной тревожности у испытуемых женщин из экспериментальной группы. Способствовало постепенному переходу от деструктивной сверхзависимости к построению здоровой (нормативной) зависимости. Все выявленные различия достоверны при р≤0,01, что подтверждено расчетами U-критерия Манна-Уитни;

По итогам реализации шестой задачи исследования были сформулированы рекомендации по снижению тревожности у матерей призывников.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать, что женщины, воспитывающие сыновей, подлежащих мобилизации в ближайшее время, характеризуются высоким уровнем тревоги, личностной и ситуативной тревожности, склонностью к сепарационной тревожности и деструктивной сверхзависимости. Также было доказано, что реализация программы коррекции тревожности методами песочной терапии будет способствовать снижению тревоги, личностной и ситуативной тревожности, преодолению склонности к сепарационной тревожности и деструктивной сверхзависимости у участниц. Таким образом, обе гипотезы, выдвинутые в начале исследования, оказались подтверждены.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические концепции психологической тревожности и механизмы ее коррекции

1.1. Тревожность как психологический феномен и ее причины

В современной науке психологии существует множество актуальных проблем, требующих особого подхода к их решению. Одна из них – тревожность. Тревожности отводится особая роль среди всех отрицательных переживаний. Опасны и последствия тревожности – проблемы в общении, снижение продуктивности деятельности и работоспособности. Страдает и самоорганизация.

Важно понимать, что определенный уровень тревожности присущ каждому человеку. Психологи говорят о так называемой полезной тревожности – она позволяет людям избегать необдуманных и опрометчивых поступков, служа своеобразным защитным механизмом. Одни люди тревожны в меньшей, а другие в большей степени. Проблема возникает тогда, когда тревожность становится настолько сильной, что мешает человеку учиться, работать, общаться и просто полноценно жить. Таким образом, задача стоит не столько в устранении тревожности, сколько в ее снижении до оптимального уровня, обеспечивающего самовоспитание и самоконтроль.

Как уже говорилось выше, современная психология относит тревожность к числу сложных и многозначных проблем.

Следует отметить, что на практике тревожность используется как интерпретационная, объяснительная и диагностическая категория. Путь к ее пониманию во многом лежит через познание и понимание персональных и индивидуальных типологических особенностей, так как выявить общие закономерности и осмыслить их можно только лишь при четком и ясном понимании индивидуальных различий.

Изучением понятия и особенностей тревожности занимались многие отечественные и иностранные авторы. Значительный вклад в исследование данного понятия был внесен датским философом С. Кьеркегором [27]. Ученый классифицировал страхи на два вида – иррациональный (глубинный) страх перед чем-то абстрактным, а также конкретный страх, т. е. страх чего-то вполне определенного. Именно страх направляет человека к религии и Богу.

Зигмунд Фрейд считал, что проблематика тревожности уходит своими корнями в глубины психологии. Ученый ввел в научный оборот типологию тревожности, в соответствии с которой, выделяется три ее вида:

— моральная тревожность;

— невротическая тревожность;

— объективная тревожность [60].

Также Зигмунд Фрейд определил тревожность как сознательное переживание личности, с которым сопряжено усиление способности избегать трудности или бороться с ними [60].

Концепция научения особую роль придает проблематике страха и тревожности. В рамках данной концепции установлено, что формирование тревожности происходит на базе условных рефлексов. По мнению Дж. Уотсона, сторонника концепции научения, приобретаемая тревожность отличается высоким уровнем устойчивости. Тревожность возникает относительно легко, а избавление от нее – сложный и долгий путь [59].

Дж. Тейлор сформулированы представления и тезисы, послужившие развитию концепции научения. Исследователь ввела в научный оборот такую категорию, как «уровень тревожности». Результатом исследований стала разработка теста, с помощью которого можно измерить уровень тревожности – MAS (Manifest Anxiety Scale, Шкала проявления тревожности) [55].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы