Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Возрастная психология сихология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологические особенности кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 6

1.1. Жизненный кризис как как феномен внутреннего мира взрослого человека 6

1.2. Особенности психологии периода ранней взрослости 16

1.3. Характеристика кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин 27

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 36

2.1. Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, выборка 36

2.2. Методологические принципы исследования 38

2.3. Методы исследования 54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 58

3.1. Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей по опроснику Л.Н. Собчик (ИТО) и САМОАЛ Н.Ф. Калининой 58

3.2. Результаты исследования смысложизненных ориентаций по методике Леонтьева и опроснику смысложизненного кризиса К.В. Карпинского 75

3.3. Результаты исследования переживаемого кризиса по опроснику «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003) 86

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Период взрослости является одним из наименее исследованных в жизненном цикле развития личности. Способности человека с возрастом развиваются в направлении увеличения внутренней свободы, веры в собственные силы, расширения своих интересов. Во взрослом возрасте личность достигает такого уровня развития, когда становится способной делать ответственные жизненные выборы, управлять собственной жизнью, достигать вершин в профессиональной карьере, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.

Проблема психического развития взрослого человека занимает видное место в современных отечественных и зарубежных теоретико-эмпирических исследованиях. Период взрослости занимает большую часть жизненного пути человека и охватывает три этапа: молодость, зрелость и старость. Каждый этап взрослости опосредуется накопленным жизненным опытом и образованными индивидуально-типологическими чертами. Поэтому вполне правильной является точка зрения, что с возрастом индивидуальное развитие взрослого человека приобретает своеобразно индивидуализированный характер.

Однако, в условиях современного развития общества увеличивается количество негативных воздействий на человека, которыми он не всегда способен овладеть, конструктивно на них отреагировать или адаптироваться к ним. Такое воздействие непосредственно сказывается на психическом состоянии личности.

Проблема жизненного кризиса изучалась касательно в направлениях определения возрастных границ (Дж. Биррен, Д. Бромлей, А.В. Винославская, В. Квинт, Е.Л. Солдатова), анализа особенностей ее переживания (В. Заика, Ю.Ю. Ильина, Т.М. Титаренко), факторов возникновения (Э. Эриксон, Р.М. Загайнов, Ю.А. Киселев, Б. Ливехуд, М.С. Пек, К. Юнг) и способов ее преодоления (Е.О. Варбан, В.Д. Менделевич, Т.М. Титаренко).

Исследователи И.В. Дубровина, Ю.И. Лановенко, К.Н. Поливанова, М.Л. Смульсон, Т.М. Титаренко подчеркивают недостаточную разработанность проблемы жизненного кризиса в период взрослости, в частности, и ранней взрослости, особенно в отношении его негативных воздействий и подчеркивают необходимость внедрения превентивных и коррекционных мероприятий, психологической реабилитации личности, переживающей данный кризис.

Особенности самоактуализации и функционирования Я-концепции в период взрослости отражаются в основном в различных теориях кризисов (Ф.Е. Василюк, А. Кайзер, Л.С. Выготский, А.Н. Демин, В.В. Козлов, Б. Ливехуд, Е. Линдеманн, Г. Селье, Т.М. Титаренко, Г. Шихи, Э. Эриксон и др.). Значительное количество исследований по проблеме формирования и развития Я-концепции свидетельствуют об обусловленности этого процесса с одной стороны, спецификой социализации, а, с другой, индивидуализацией личности.

Однако вопрос исследования психологических особенностей кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин на сегодняшний день остается не до конца разработанной. Этим и обусловлена актуальность темы данного исследования.

Цель исследования состоит в выявлении психологических особенностей кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин.

Объект исследования – кризис ранней взрослости у мужчин и женщин.

Предмет исследования – психологические особенности кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования:

1) существуют отличия в протекании кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин;

2) особенности протекания кризиса ранней взрослости мужчин и женщин детерминированы их личностными характеристиками.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть кризис ранней взрослости как феномен внутреннего мира взрослого человека.

2. Описать особенности психологии периода ранней взрослости.

3. Охарактеризовать кризис ранней взрослости.

4. Изучить психологические особенности кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин и его психологические детерминанты.

5. Сформулировать рекомендации.

Методы исследования:

– теоретические: анализ психологической литературы по теме исследования;

– эмпирические: тестирование.

– методы обработки данных: количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики с применением программы Excel.

Новизна исследования состоит в обобщении материала относительно кризиса ранней взрослости и описании психологических особенностей ранней взрослости у мужчин и женщин.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках анной проблемы.

База исследования: ___________________________________________.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель – выявлены психологические особенности кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин.

Были решены следующие задачи:

1. Рассмотрен кризис ранней взрослости как феномен внутреннего мира взрослого человека. Было установлено, что жизнь взрослого человека без кризисов невозможна, поскольку они являются переходными моментами, критическими точками развития, которые побуждают личность к пересмотру собственной жизни, целей, деятельности и тому подобное. Кроме этого, кризис – это переломный, переходный момент, критическая точка развития, период, в котором обостряется чувствительность человека к миру, к системе ее отношений, сложившихся к себе и другим. Подобная критическая точка развития предоставляет возможность перехода личности к новому опыту, реализации сформированных способностей и потребностей.

2. Описаны особенности психологии периода ранней взрослости. Мы пришли к выводу, что достижение зрелости – это центральное направление развития в период ранней взрослости. Зрелая личность является личностью трезвого интеллекта и таких же «умных» чувств, побуждаемая к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющая свои цели обязательно реализовывать. В период ранней взрослости происходит закладка фундамента для достижения зрелости в последующие периоды развития личности.

3. Охарактеризован кризис ранней взрослости. Было установлено, что кризис ранней взрослости – это нормативный кризис. Иначе говоря, это неизбежно возникающий кризис на жизненном пути большинства людей и являющийся необходимым условием развития личности взрослого человека.

4. Изучены психологические особенности кризиса ранней взрослости у мужчин и женщин и его психологические детерминанты. Проведенное эмпирическое исследование показало, что существует разница в индивидуально-типологических особенностях мужчин и женщин, которая была подтверждена на уровне статистической значимости. Наиболее значимые различия обнаружены по таким шкалам, как тревожность (женщины являются более тревожными), агрессивность (в большей степени свойственна мужчинам), экстраверсия (в большей степени свойственна мужчинам).

Было также установлено, что незначительными являются различия по таким шкалам, как взгляд на природу человека и контактность, значимыми различиями в особенностях самоактуализации личности мужчин и женщин в период ранней взрослости являются различия по таким шкалам, как ориентация во времени, ценности, потребность в познании, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, гибкость в общении.

Относительно осмысленности жизни был установлено, что высокие показатели осмысленности жизни свойственны 9 мужчинам и 7 женщинам, средние – 15 мужчинам и 16 женщинам, низкие – 11 мужчинам и 12 женщинам. Наиболее значимыми являются различия по таким шкалам, как процесс жизни, цели в жизни, а также общий показатель осмысленности жизни.

Также была подтверждена значимость: 1) различий в показателях смысложизненного кризиса у мужчин и женщин в период ранней взрослости, поскольку t = 0,72 при P  0,05. Мужчинам в большей степени свойственны средние показатели; 2) различий в личностном профиле кризиса у мужчин и женщин в период ранней взрослости, поскольку t = 0,13 при P  0,05. Женщины труднее переживают свой жизненный кризис, им свойственна большая эмоциональность.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

5. Сформулированы рекомендации: мужчинам и женщинам, переживающим кризис ранней взрослости необходимо определение целей в жизни; определение деятельности, которой бы они хотели заниматься; позитивное общение с окружающими людьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

1.1. Жизненный кризис как как феномен внутреннего мира взрослого человека

Сущностная реальность развития взрослого человека наиболее полно предстает в кризисах развития взрослости. Ряд авторов (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева и др.) Отмечают, что кризиса взрослости существенно отличаются от кризисов детства.

Так, кризиса во взрослом возрасте могут сопровождаться важными жизненными событиями с неопределенным будущим: изменением профессии, места работы, бегством из семьи, переездом в другой город, когда человек впервые слышит об опасном диагноз от врача, когда сталкивается с обострением болезни кого-то из близких и т.п., а иногда и более драматичными, вплоть до самоубийства.

Тогда, как отмечает Т.М. Титаренко , представление о ближайшем будущем омрачается, становится нечетким, неопределенным, обязательно предполагает изменение важных социальных ролей человека: профессиональных, семейных, межличностных и др.

Считаем необходимым провести анализ современных подходов к понятию «жизненный кризис» в трудах отечественных и зарубежных ученых, определение особенностей, признаков и видов жизненных кризисов взрослого человека.

Изложение основного материала. Понятие «кризис» возникло во времена древней Греции и означало решение, поворотный пункт, исход. В китайском языке кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность развития человека. Нынешнее понимание кризиса почти не отличается от этого.

Психологический толковый словарь современных терминов предлагает следующее определение понятия кризис. Кризис (от гр. Krisis — буквально «разделение дорог», решение, поворотный пункт) характеризует то, что порождается проблемой, возникшей перед индивидом и которой он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом .

«Жизненный кризис» – феномен внутреннего мира взрослого человека, которая проявляется в различных формах переживания взрослым человеком непроизводительности собственного жизненного пути. Ее рассматривают как поворотный пункт жизненного пути личности, который возникает в ситуации невозможности реализации жизненного замысла, сложившийся. Жизненный кризис является переходным периодом, когда происходит ломка и активная смена жизненных ролей личности. Как отмечают отечественные ученые В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева , Т.Н. Титаренко и др. жизненного кризиса взрослого человека протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Процессы, происходящие в это время, перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи приводят к изменению характера деятельности и взаимоотношений, влияя на дальнейший ход развития взрослой личности .

Существуют различные взгляды относительно природы возникновения и течения жизненного кризиса. По мнению одних ученых, жизненный кризис возникает как эмоциональная реакция человека на угрожающую ситуацию, когда возникают существенные препятствия в процессе достижения жизненно важных целей, которые невозможно преодолеть привычным способом (Г. Крайг , Г. Шихи и др.).

Другие ученые считают, что кризис может возникнуть в условиях, которые внешне выглядят будто вполне мирно. Так, представлены результаты исследований В.И. Слободчикова , В.Ф. Моргуна и др. позволяют утверждать, что за пределами детства развитие не происходит линейно, а сложно, противоречиво, кризисное. Однако критические периоды не такие резкие, как например в подростковом возрасте, не являются привязанными к возрастным рамкам. Как правило, они проходят более гладко, интериоризированные, и менее драматично, чем кризиса детства.

Итак, жизненный кризис рассматривается как сложный феномен индивидуальной жизни человека и имеет ряд особенностей: общая продолжительность не более 4-6 недель нарушение всей системы личностной самоорганизации, которая обеспечивает в других условиях синхронную работу рационального и иррационального в психике человека (индивид попадает в ситуацию, где царят эмоции) господство отрицательных эмоций тормозит реакцию преодоления, создавая трудности для главного момента в кризисе — поиск основного противоречия жизни в период кризиса; в процессе переживания кризиса сознательный выбор человеком одной из полярных противоположностей сознания как жизненного смысла в основном невозможен вследствие нарушения механизмов саморегуляции .

Признаками кризиса взрослости являются следующие:

1) изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым и интересным, отталкивающим. Это сигнал глубокой внутренней работы;

2) осознание в той или иной степени происшедшего, определение его человеком для себя;

3) укоренение нового в мировоззрении, то есть выдвижение новых требований к себе и к другим, новых повседневных действий и привычек .

Возрастные особенности кризисов взрослого человека. Интересна точка зрения современного американского автора Г. Шихи, что рассматривает такие возрастные грани кризиса взрослости (здесь прослеживается 7-летняя периодичность):

– 16 лет – «вырывание корней»;

– 23 года – «план на всю жизнь»;

– 30 лет – «коррекция»;

– 37 лет – «осознание середины жизни».

Как видим, эти возрастные кризисы связаны с изменениями жизненных ролей человека. Г. Шихи связывает способ переживания кризиса человеком со «стилем проживания жизни», которые определяют своеобразные жизненные роли человека: «вечный ребенок», «клозет», «транзит», «интегратор», «наседка», «карьеристка с неналаженной семейной жизнью» . По мнению других ученых (С.Б. Братусь , В.Ф. Моргун ) личностные сдвиги чаще всего связаны со следующими периодами жизни: 28-34 лет, 40-45 лет, 50-55 лет. Можно думать, что именно на это время приходятся кризиса взрослости, поскольку в интервалах между ними развитие как правило проходит более равномерно, происходит накопление противоречий, которые ярко проявляются во время кризиса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы