Магистерский диплом (ВКР) на тему Психологические особенности деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов (на примере МАОУ Константиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического труда Н.В. Хухрева)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические
основы исследования деятельности руководства школ (СОШ) по оценке карьерного
потенциала педагога……………………….10
1.1 Характеристика основных научных подходов к исследованию оценки
карьерного потенциала личности в психологической науке……………10
1.2 Сущность, содержание деятельности руководства школ по оценке карьерного
потенциала педагога………………………………….……………….16
1.3 Влияние дистанционной формы обучения на карьерный потенциал
педагога средней общеобразовательной школы………………………..………..27
Глава 2. Эмпирическое
исследование деятельности руководства СОШ по оценке карьерного потенциала
педагога…………………….……………………38
2.1 Методический замысел эмпирического исследования деятельности
руководства СОШ по оценке карьерного потенциала педагога…….…………..38
2.2 Анализ результатов
эмпирического исследования деятельности руководства СОШ по оценке карьерного
потенциала педагога…………………44
Глава 3 Экспериментальное
исследование деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала
педагогов………………………………61
3.1 Программа деятельности
руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов………………………………………………………………61
3.2 Результаты формирующего
эксперимента по реализации программы деятельности руководства школ по оценке карьерного
потенциала педагогов……………………………………………………………………………67
Заключение…………………………………………………….……………..79
Список использованной
литературы……………………………………….86
Введение:
Направление работы: Данная
работа направлена на изучение психологических особенностей деятельности
руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов, представляющих
интерес для исследований в направлении «Психология».
Актуальность исследования.
Актуальность темы проистекает из потребности определения психологических
особенностей деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала
педагогов в рамках психологических исследований, которая привлекает к себе
внимание специалистов из разных областей для серьезного и всестороннего
изучения, поскольку в данной тематике есть множество неисследованных вопросов.
В зависимости от того, какими
психологическими особенностями обладают руководители школ, карьерный потенциал
их подчиненных будет либо постоянно повышаться, либо, напротив, неуклонно
понижаться за счет неизбежного эмоционального выгорания.
Только в том случае если
ключевой типологической особенностью директора школы станет потребность быть
личностью, для которой важнее всего служение людям и обществу, и выберет при
этом демократичный подход к коллективу, карьерный потенциал педагогического
коллектива будет неуклонно возрастать.
До сих пор вопрос об определении
понятия психологических особенностей деятельности руководства школ по оценке
карьерного потенциала педагогов остается открытым в психологической науке, и
связан с широким диапазоном интересов авторов, занимающихся исследованием
данного явления.
Проблематика психологических
особенностей деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала
педагогов выступает на сегодняшний день одной из актуальных тем в современном
обществе.
В литературе нет однозначного
подхода к проблеме психологических особенностей деятельности руководства школ
по оценке карьерного потенциала педагогов, поэтому автору данного исследования
предстоит приложить определённые усилия для того чтобы внести посильный вклад в
решение вышеуказанной проблемы.
Анализируя психологическую
литературу по изучаемой теме, можно выделить, что проблему психологических
особенностей деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала
педагогов следует понимать в контексте возникновения возможных нарушений развития
личности.
Они могут с достаточно высокой
вероятностью развиваться на основе переутомления в однообразных условиях
решения однотипных проблем на протяжении длительного отрезка времени, в чем
выражается и преподавательская деятельность.
В психологической литературе не
так много исследований, посвященных теме психологических особенностей
деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов. Как
правило, данное явление рассматривается вместе с необходимостью определеить,
насколько велик карьерный потенциал педагогов, которые ещё не испытали на себе
влияние синдрома эмоционального выгорания.
Противоречия, выражающиеся в
разнообразии трактовок одного и того же явления различными отечественными и
зарубежными исследователями, а также введенных ими подходов к изучению
вышеназванного феномена собственно и определили проблему исследования.
Таким образом, проблема
исследования заключается в необходимости теоретического обоснования
психологических особенностей деятельности руководства школ по оценке карьерного
потенциала педагогов.
Актуальность, теоретическая
значимость, а вместе с тем – также и недостаточная разработанность проблемы,
определили тему данного исследования: «Психологические особенности деятельности
руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов (на примере МАОУ
Константиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Социалистического труда Н.В. Хухрева)».
Объект исследования: влияние
инновационности директора МАОУ «Константиновская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Социалистического труда Н. В. Хухрева» на уровень карьерного
потенциала как способа профилактики формирования синдрома эмоциональлного
выгорания.
Предмет исследования: личностные
характеристики руководителей школ, проявлющиеся в процессе оценки карьерного
потенциала педагогов.
Гипотеза исследования:
предполагается, что существует связь между инновационностью как личностного
качества руководителей школ и снижением карьерного потенциала педагога за счет
проявления эмоционального выгорания.
В ходе данного исследования
предстоит установить, действительно ли более высокий уровень инновационности
как психологического качества директора школы способствует менее сильному
снижению карьерного потенциала педагога за счет проявления у него синдрома
профессионального выгорания.
Наряду с этим, у автора данного
исследования существует требующее подтверждения в ходе работы предположение о
том, что инновационность как психологическое качество директора школы
способствует сохранению достаточно высокого уровня толерантности в условиях
постепенно нарастающей неопределенности.
В процессе данного исследования
одновременно предстоит убедиться, действительно ли данное качество является
условием относительно более высокой готовности руководителя к риску. Также это
касается и формирования строго определённого индивидуально стиля реагирования
на происходящие в данный период изменения.
Цель исследования: теоретически
обосновать и эмпирически исследовать проблему психологических особенностей
деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику основных
научных подходов к исследованию оценки карьерного потенциала личности в
психологической науке.
2. Провести теоретический обзор
литературы по теме снижения карьерного потенциала у педагогов за счет
эмоционального выгорания, в том числе — на фоне перехода на дистанционный
формат обучения.
3. Определить сущность,
содержание деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала
педагога.
4. Подобрать методики для выявления
синдрома эмоционального выгорания у педагогов, в том числе — на фоне перехода
на дистанционный формат обучения.
5. Сформировать выборку для
проведения исследования.
6. Провести эмпирическое
исследование на определение снижения карьерного потенциала у педагогов за счет
эмоционального выгорания на фоне перехода на дистанционный формат обучения.
Методы исследования:
– теоретические:
библиографический метод;
– эмпирические: тестирование,
опрос, опытно-экспериментальная работа;
– методы математической статистики.
Методики исследования:
Методика «Диагностика
эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.
Опросник «Якоря карьеры» Э.
Шейна.
Эмпирическая база исследования:
МАОУ «Константиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Социалистического труда Н.В. Хухрева».
Характеристика выборки
исследования: в исследовании приняло участие восемьдесят директоров и педагогов
школ МАОУ «Константиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Социалистического труда Н.В. Хухрева», имеющих снижение уровня карьерного
потенциала за счет формирования синдрома эмоционального выгорания на фоне
перехода на дистанционный формат обучения, в возрасте от 28 до 59 лет.
Практическая значимость
исследования заключается в определении органичной совокупности психологических
особенностей директоров школ, которые содействуют активизации и повышению
карьерного потенциала педагогического коллектива.
Также практическая значимость
исследования состоит в разработке и экспериментальной апробации в МАОУ
«Константиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Социалистического труда Н.В. Хухрева» комплексной программы деятельности
руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов.
Для проведения работы были
подобраны специфические и современные для данной возрастной группы методы и
техники, эффективность которых подтверждена эмпирическим путем в наших
результатах настоящего исследования.
Степень разработанности темы:
данная тема явилась объектом внимания значительно количества научных
организаций и учреждений. Однако стремительное развитие общественной ситуации и
включённых в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые
действенные решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы теряют присущую
им эффективность.
Достоверность результатов
исследования обеспечивается опорой на достижения современной науки,
разнообразием научных источников, а также использованием адекватных материалу
современных методов и приемов исследования.
Структурно работа состоит из
введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Обоснование необходимости
включения в состав диссертации третьей главы. Методический замысел и результаты
проведения эмпирического исследования потребовали от автора выделения
соответствующего материала в отдельную, вторую главу. Соответственно, программа
деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов и
результаты экспериментальной деятельности представлялось необходимым
представить обособлено, чтобы результаты эмпирического и экспериментального
исследования были представлены обособленно. Потребность в наличии третьей главы
в составе диссертации обусловлена также и тем, что представленный во второй и
третьей главах совокупный объем исследовательского материала неизмеримо
обширнее, нежели в первой главе. Поэтому для композиционной гармонии
диссертационного исследования также представляется целесообразной структура
работы, в целом состоящей из трех глав.
Заключение:
В процессе проведения данного
исследования была достигнута его цель: теоретически обоснована и эмпирически
исследована проблема психологических особенностей деятельности руководства школ
по оценке карьерного потенциала педагогов.
Для достижения цели исследования
были решены следующие задачи:
— дана характеристика основных
научных подходов к исследованию оценки карьерного потенциала личности в
психологической науке;
— проведён теоретический обзор
литературы по теме снижения карьерного потенциала у педагогов за счет
эмоционального выгорания, в том числе — на фоне перехода на дистанционный
формат обучения;
— определена сущность,
содержание деятельности руководства школ, по оценке карьерного потенциала
педагога;
— подобраны методики для
выявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, в том числе — на фоне
перехода на дистанционный формат обучения;
— сформирована выборка для
проведения исследования;
— проведено эмпирическое
исследование на определение снижения карьерного потенциала у педагогов за счет
эмоционального выгорания на фоне перехода на дистанционный формат обучения.
Таким образом, проведённое в
данной работе исследование побуждает сделать следующие выводы:
Директор или менеджер школы не
должен полагаться только на психологическую службу школы в вопросах карьерного
потенциала. Чем больше директор будет искренне интересоваться
морально-психологическим состоянием абсолютно всех представителей
педагогического коллектива школы, тем выше вероятность сохранения и укрепления
их карьерного потенциала.
Тем не менее, даже если директор
является психологом по основному образованию, от него не следует ожидать
воплощения хорошо знакомых ему диагностических методик в повседневную
управленческую деятельность, он может доверить это психологам.
Поэтому именно в союзе с
психологической службой школы возможен своевременный контроль над тем, не
возникает ли синдром эмоционального выгорания у кого-либо из педагогов,
особенно в результате перехода на дистанционное преподавание.
Соответственно, в результате
применения психологами образовательного учреждения соответствующих методик
диагностики руководству школ необходимо ответственно и с максимальным вниманием
подойти оценке карьерного потенциала педагога.
Каким бы высококвалифицированным
ни был педагогический коллектив школы, следует понимать, что сложность
современных условий ведения педагогической деятельности не может не накладывать
особого отпечатка на состояние самого педагога.
Исходя из этого, директор школы
должен не только констатировать снижение уровня карьерного потенциала
педагогов, но вслед за этим и строить четкую последовательность действий,
направленных на психологическую реабилитацию своих коллег.
Исследованию феномена эмоционального
выгорания в Российской федерации и за рубежом уделено достаточно пристальное
внимание со стороны представителей различных психологических школ страны мира,
а также собственно их основателей. При этом данные подходы, принципы и теории
функционируют в современной психологической науке в непротиворечивом единстве.
должным образом дополняя и подтверждая ключевые положения друг друга, и тем
самым в значительной мере содействуют своевременному и широкомасштабному
исследованию феномена эмоционального выгорания в Российской федерации и за её
пределами.
Именно благодаря дефинициям,
выступающим в качестве ключевых психологических характеристик управленческой
деятельности директора школы, становится достижимым не только его высокий
управленческий успех. Но также, одновременно с этим, и созданный им
морально-психологический климат в коллективе школы, не позволяющий ни одному
педагогу в значительной степени испытывать на себе негативное воздействие
синдрома эмоционального выгорания при переходе на новый формат управления.
При переходе учителей к
дистанционному преподаванию возрастает вероятность снижения уровня их
карьерного потенциала. Физическое и эмоциональное напряжение, испытываемое
каждым учителем, обучающимся и его родителями в столь необычной обстановке,
дополняется ощущениями неопределенности возникшей ситуации и грозящими при этом
опасностями.
Поэтому стрессовые факторы
вызываются не только собственно процессом дистанционного обучения в школе, но и
той обстановкой, которая вызвала к жизни необходимость апробации в процессе
работы современной школы данной формы обучения.
Учитывая высокую ответственность
каждого педагога за результаты его повседневной педагогической деятельности,
следует утверждать, что и её роль в накоплении хронической усталости также
достаточно велика, не говоря уже о дополнительных обстоятельствах.
Соответственно, влияние
дистанционной формы обучения на карьерный потенциал педагога средней
общеобразовательной школы, дополняемое данной усталостью, носит негативный
характер.
Дело чести каждого руководителя
школы – сделать все от него зависящее для того чтобы максимально ослабить
психологический прессинг, неизбежно возникающий в данных условиях и приводящий
к падению уровня карьерного потенциала педагогов.
Мера и степень влияния дистанционной
формы обучения на эмоциональное выгорание педагогов учреждений среднего общего
образования напрямую зависит от того, какую стратегию поведения выберет каждый
такой педагог.
Методический замысел
эмпирического исследования деятельности руководства СОШ по оценке карьерного
потенциала педагога опирается, прежде всего, на рассмотрение карьерного
потенциала собственно руководителей общеобразовательных школ.
При этом автор данного
исследования исходит из того, что именно инновационность мышления и сопротивляемость
профессиональному эмоциональному выгоранию директора или менеджера школы в
настоящий момент способна заложить серьезные основа для следования педагогами
позитивному примеру самоорганизации своего мудрого и энергичного руководителя.
Пройдя все необходимые
тестирования, директора и менеджеры с должным пониманием смогут отнестись к
необходимости организации подобных исследований с вверенными им коллективами
средних общеобразовательных школ.
В свою очередь, четкое
представление педагогов о том, что их руководитель первым среди них участвовал
в таком тестировании, позволит им с большим доверием отнестись к его
организаторам и представить более адекватные данные.
В результате выполнения работы
удалось выделить факторы профессионального выгорания директоров и педагогов
школы ими стали личностная и ситуативная тревожность, а также восприимчивость к
организационному стрессу.
Обобщая сказанное по результатам
тестирования по методикам Бойко и Шейна, следует отметить, что программа
деятельности руководства школ по оценке карьерного потенциала педагогов как
конечный результат данного исследования должна характеризоваться
избирательностью.
При её составлении следует
помнить, что полученные показатели сформированности фаз напряжения и истощения
не настолько велики, чтобы применять их в процессе оценки карьерного потенциала
одновременно ко всем членам коллектива.
Вместе с тем, следует
дифференцировать высокую физическую утомляемость педагогов, перешедших на
дистанционную форму преподавания, вследствие возросшей необходимости в течение
длительного времени находиться в непосредственной близости от компьютерной
техники, и собственно синдром выгорания.
Большинство педагогов, увлечённо
преподававших свои любимые дисциплины, с определенными поправками на жанр
вещания столь же инициативно продолжают делать это и в дистанционной форме по
отношению к обучающимся.
Отмеченный в ходе тестирования
высокий профессионализм и преданность своему делу достаточно часто являются
достойными профилактическими началами на пути формирования у педагогов синдрома
эмоционального выгорания.
И только в отношении тех, кто, в
силу совокупности причин, пока ещё так и не смог переориентироваться с очного
на дистанционный способ преподнесения своих учебных дисциплин, следует
прибегать к психологическому консультированию.
Высокая физическая утомляемость
педагогов, перешедших на дистанционную форму преподавания, была подвергнута
существенной редукции путем эффективного внедрения в их деятельность
экспериментальной программы.
По мере того как пандемия коронавируса
постепенно идёт на спад, в значительной степени уменьшается также и
необходимость в течение длительного времени находиться в непосредственной
близости от компьютерной техники, что ранее достаточно активно содействовало
формированию у педагогов синдрома профессионального эмоционального выгорания.
Подтвержденный в ходе вторичного
тестирования по обеим избранным методикам высокий профессионализм и преданность
своему делу должны ив дальнейшем рассматриваться как достойные профилактические
начала в процессе формирования у педагогов средних общеобразовательных школ
синдрома профессионального эмоционального выгорания и снижения уровня их
карьерного потенциала.
Формирующий эксперимент показал,
что быстрого изменения показателей в позитивном ключе достичь достаточно
проблематично. Однако реализация экспериментальной программы ощутимо
способствует явной позитивации тенденций к обратному формированию деструктивных
симптомов и возвращению к росту карьерного потенциала педагога каждой
общеобразовательной школы.
В том случае если работа по
рассмотренным программам найдет свое органичное продолжение в индивидуальной
психологической поддержке конкретных педагогов, то фазы напряжения,
резистентности и истощения могут прийти в состояние обратного развития и с
течением времени полностью утерять свою актуальность.
Однако же если руководитель
школы сможет удовлетвориться первоначально полученными результатами, и не
пожелает выделить специального времени и средств для продолжения такой работы
на профилактическом уровне, это может привести только к усугублению ситуации.
При этом педагоги будут
разочарованы введением полумер, которые не оставят в их душах уже никакого
места для доверия к руководству, уже никогда не заставят их поверить в то, что
руководство школы, где они работают, в действительности хотя бы в какой-то мере
обеспокоено вопросами роста их карьерного потенциала.
Для того чтобы сохранить прочное
доверие ук своего коллектива, руководитель школы обязан постоянно следить за
морально-психологическим климатом в своем учреждении, и призывать на помощь
психологические службы в каждом случае, когда становится очевидным. что
карьерный потенциал педагогов находится под угрозой в силу тех или иных
негативных обстоятельств.
В то же время, органичная
совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение
профессионального эмоционального выгорания педагогов, будет однозначно
способствовать тому, чтобы уровень их карьерного потенциала неуклонно
повышался, и позволял сотрудникам и учреждению образования в целом достигать
все новых и новых вершин в своем поступательном развитии.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Глава
1. Теоретические основы исследования деятельности руководства школ (СОШ) по
оценке карьерного потенциала педагога.
1.1. Характеристика основных научных подходов
к исследованию оценки карьерного потенциала личности в психологической науке Теоретические подходы и
концепции к изучаемой проблеме исследования представлены органичной совокупностью
подходов, предложенных как отечественными, так и зарубежными нижеуказанными
авторами. В виде результата рассогласования, которое происходит между личностью
и профессией в процессе снижения карьерного потенциала, а вместе с этим – также
ещё и несоответствия между требованиями, которые могут предъявляться
руководством образовательного учреждения и используемыми им образовательными
программами к педагогу, и его адаптивными способностями исследует H. J.
Freundenberger.
Данной проблематике за рубежом
уделили достойное внимание такие учёные, как М. Anderson, M. Burisch, R. Burke,
E. Iwanicki, С. Maslach, H. Kuunarpuu, К. Kondo, X. Дж. Freudenberger, S.
Jackson, B. Pelman, E. Harman. В свою очередь, в российской науке проблему
существенного снижения карьерного потенциала за счет формирования синдрома
эмоционального выгорания исследовали такие учёные, как М. А. Аминов, В. В.
Бойко, Т. В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, JI. M. Митина, В. Е.
Орёл, В. В. Макаров, Н. Е. Водопьянова.
Должное внимание разработке
моделей эмоционального выгорания уделили такие учёные, как А. Пайнс и Аронсон,
Д. Дирендонк, X. Сикхма и В. Шауфели, С Maslach, S. Jackson. На факторы,
способные вызывать эмоциональное выгорание, обратили внимание В. Е. Орел, К.
Кондо, Т. В. Форманю, В. Buunk, С. Maslach, W. Schaufeli и др.