Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 7

1.2. Понятие и общая характеристика эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста 13

1.3. Арт-терапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений 19

Выводы по главе 1 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 26

2.1. Организация и методики исследования 26

2.2. Программа психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии 36

2.3. Результаты исследования 61

Выводы по главе 2 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 81

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Младший школьный возраст является важным периодом развития личности, который характеризуется освоением учебной деятельности, формированием произвольности психических функций, возникновением рефлексии и развитием самоконтроля, соотнесением совершаемых действий с внутренним планом. Такие достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на изменения эмоциональной сферы младшего школьника.

Начало обучения в школе способствует существенным изменениям в эмоциональной жизни ребенка. В младшем школьном возрасте отмечаются высокие риски развития невротических расстройств, страхов, повышенной тревожности в связи с изменением образа жизни ребенка. Источниками эмоциональных переживаний в этом возрасте становятся преимущественно обучение, игра и построение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др. Проблема эмоциональных нарушений исследуется с разных позиций Л.И. Божович, В.В. Лебединским, В.С. Мухиной, О.С. Никольской и др.

Важность изучения проблемы исследования заключается в том, что своевременное выявление проблем в эмоциональной сфере детей младшего школьного возраста позволяет избежать не только развития эмоциональных нарушений, но так же и нарушения в интеллектуальной сфере, напрямую связанной с эмоциональной в данном возрастном периоде формирования личности. У детей младшего школьного возраста отмечается широкий спектр эмоциональных нарушений, однако на первый план выходит агрессивность, одиночество, страхи и тревожность. Такое положение связно с тем, что в младшем школьном возрасте эмоциональность выступает как главный фундамент практически всех психологических новообразований.

Поскольку современные школьники сталкиваются с разными трудностями обучения на начальном этапе, то нуждаются в психологической помощи и коррекции. ВОЗ отмечает, что 70% детей в младшем школьном возрасте испытывает постоянную тревожность и страхи, 20% детей проявляют агрессивность [44], что обуславливает актуальность данного исследования и необходимость проведения мероприятий, направленных на коррекцию и предвосхищение эмоциональных нарушений у младших школьников.

Арт-терапия является относительно новым методом психокоррекции эмоциональных нарушений. Арт-терапия использует художественные приемы и творчество, ориентируется на психологические ресурсы личности и является эффективной для коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.

Труды М.В. Киселевой, А.И. Копытина, направлены на рассмотрение и определение основных направлений и технологий арт-терапии. Особенности применения их в практической деятельности проанализированы в трудах Г.А. Бреслава, И.В. Вачкова, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Б.Д. Карварского, Е.Е. Свистовской и др. Что касается исследований арт-терапевтических методов в коррекционной работе с младшими школьниками, то среди них можно назвать Е.И. Изотову, Е.В. Никифорову и др. Арт-терапия в коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста представлена недостаточно, что определило направление данного исследования.

Цель исследования: выявление особенностей эмоциональных нарушений и их психокоррекция средствами арт-терапии у младших школьников.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: проявления личностной тревожности, одиночества и агрессии у младших школьников и их коррекция средствами арт-терапии.

Гипотеза: предполагается, что специально разработанная психокоррекционная программа, включающая арт-терапевтические технологии при работе с младшими школьниками, будет способствовать снижению уровня тревожности, одиночества и агрессии у детей.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решения следующих задач исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования уточнить понятие эмоциональных нарушений и выявить их общую характеристику.

2. Охарактеризовать арт-терапию как метод психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

4. Подобрать методики для исследования эмоциональных нарушений у младших школьников и проанализировать исходное эмоциональное состояние младших школьников.

6. Разработать программу коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

7. Апробировать и проанализировать результаты проведенных мероприятий.

Методологическая основа исследования: общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма и развития и личностного подхода. Основу исследования составили теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С.), теория эмоционального развития (П.К. Анохин, Г.М. Бреслав), теории эмоции и эмоциональных состояний (К. Изард, Е.П. Ильин и др.), теория ближайшего развития (Л.С. Выготский), современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова и др.), положения о закономерностях онтогенеза и дизонтогененеза (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, И.И. Мамайчук и др.), концепция психокоррекции средствами арт-терапии (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская).

В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы (тестирование и анкетирование), количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики исследования:

1. Методика «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич;

2. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

3. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной;

4. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» О.А. Ореховой.

Выборка исследования: дети младшего школьного возраста, в количестве 25 человек, обучающиеся во 2 классе МОУ Лицей №4 г. Дмитрова.

Научная новизна исследования связана с предложенной авторской программой психокоррекции эмоциональных нарушений средствами арт-терапии, позволяющая решить проблемы личностной тревожности, одиночества и агрессии у детей младшего школьного возраста

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении представлений об эмоциональных нарушениях в младшем школьном возрасте. Теоретические и эмпирические результаты исследования важны как для психологии личности, так и для педагогики в деле воспитания и развития обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в получении результатов, которые могут использоваться в психолого-педагогической работе с младшими школьниками при решении проблем эмоциональных нарушений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте обуславливаются личностными особенностями детей и изменениями, вызванными новым социальным статусом, появлением требований обучающего процесса начальной школы. Среди них, прежде всего, выделяется чувство тревожности, проявление агрессивности, невозможность определить свое эмоциональное состояние, одиночество.

2. Психокоррекционная арт-терапевтическая программа использует художественные приемы и творчество. Программа работы с младшими школьниками, основанная на использовании арт-терапевтических техник, позволяет сформировать у детей умение управлять своим поведением и эмоциями, понимать себя и свои эмоции, осознавать свои переживания и эмоциональные состояния, снизить уровень переживания одиночества, снизить уровень тревожности и агрессивности. Помимо того представленная программа направлена на формирование положительной самооценки, умения общаться и дружить, что в младшем школьном возрасте оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу личности и позволяет убрать эмоциональные нарушения детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений с докладами какими?

и обсуждения в рамках круглого стола по теме?

Статьи – сколько?

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоции и чувства человека – это то, что наполняет его жизнь особым смыслом, обогащает духовный мир, позволяет принимать реальность через призму своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться и страдать, то есть жить полноценной жизнью. Воспитание эмоциональной культуры ребенка следует считать одним из ключевых пунктов воспитательного процесса современной школы.

Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Основным источником эмоций для них является игровая и учебная деятельность (успехи и неудачи в обучении, взаимоотношения в коллективе, участие в играх и т.п.). Младшие школьники непосредственны, откровенны в выражении своих эмоций и переживаний – радости, печали, страха, удовлетворения и неудовольствия. Они бурно реагируют на события, которые их затрагивают и часто попадают в «эмоциональный плен», поскольку не могут сознательно управлять своими чувствами. Эмоции младшего школьника очень бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, подвержен аффектам.

Особенность младшего школьника состоит в том, что они плохо осознают свои и чужие чувства. Легче всего они дифференцируют те эмоции, которые возникают в знакомых жизненных ситуациях, однако не всегда могут выразить свои переживания словами.

Есть некие психокоррекционные подходы заслуги хороших эмоциональных состояний, которые встречаются в трудах современных психологов. Успешная психокоррекция предполагает взаимное сочетание усилий по поиску причин трудностей в общении и отношениях между людьми. Разработка теоретических вопросов индивидуальной и групповой психокоррекции направлена на раскрытие глубинных психологических первопричин личностных проблем, которые переживает человек во время общения с другими, а не на внесение «косметических» изменений.

Итак, психокоррекция – это система мер, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных мер психологического воздействия.

Учеба в школе для детей младшего школьного возраста является важным этапом в жизни. Став первоклассниками, они начинают выполнять домашние задания, появляется чувство ответственности за свое поведение, поступки, а вместе с этим и появляются страхи, сдерживающие познавательные потребности школьника, становятся серьезным препятствием в гармоничном развитии, мешают полноценной социализации – это, в частности: ответ у доски, получение плохой оценки, ошибку, в глазах одноклассников оказаться неудачником, неуверенность в отношениях с учителем, быть недостойным своих родителей.

Разработанная программа предусматривает ряд занятий, способствующих улучшению эмоционального состояния детей младшего школьного возраста. В основе разработанной программы лежат арт-терапевтические техники. Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от негативных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Было выявлено, что метод арт-терапии эффективен как при работе с группами, так и на индивидуальных занятиях, позволяет повысить частоту целенаправленного поведения, развить навыки самоконтроля, научить детей соблюдать правила, чаще проявлять инициативу на занятиях.

В системе негативных психологических состояний младших школьников, имеющих преимущественно социально психологическое происхождение, ведущее место занимают негативные эмоциональные состояния, которые могут трансформироваться в устойчивые свойства личности и деформировать ее дальнейшее развитие. Базовым эмоциональным состоянием, из которого развиваются все остальные негативные состояния у учащихся – это тревога. Результаты применения методик коррекции негативных эмоциональных состояний и программы показали положительное влияние на эмоции младших школьников, что говорит об эффективности данных методик и программы.

Таким образом, применение вышеуказанной программы и использование отдельных техник программы психокоррекции помогает детям преодолевать негативные эмоциональные состояния, выявлять первые признаки возникновения негативных эмоциональных состояний, понимать причины их возникновения, осознавать систему средств преодоления и предупреждения формирования комплексов негативных эмоциональных состояний.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте

Эмоции понимаются как особая группа субъективных психологических состояний, описывающих результаты и процессы практической деятельности, направленной на удовлетворение важных и значимых потребностей человека в виде непосредственной заинтересованности положительными ситуациями [11].

Ч. Дарвин считал, что эмоциональные процессы возникли в ходе эволюционного развития как средство определения значения тех или иных ситуаций, необходимых живым организмам для удовлетворения своих потребностей. Также он знал, что удовольствие, возникающее от удовлетворения органических потребностей, и неудовлетворение от невозможности их удовлетворения в связи с усилением этих потребностей являются простейшим, древнейшим и наиболее распространенным видом эмоционального напряжения в живых организмах [27].

Эмоции – это особая реакция организма на изменения во внешней и внутренней среде. На его основе Г.М. Бреслав выделяет три основных компонента эмоционального процесса [8].

Первый компонент – эмоциональное возбуждение, определяющее деятельностно-активизирующие отклонения в организме. Во всех случаях, когда произошло важное для субъекта событие, изменяется скорость и интенсивность психических, двигательных и вегетативных процессов человека, возникает (или усиливается) эмоциональное возбуждение. Однако в некоторых отдельных случаях возбуждение может снижаться из-за таких событий. Такая ситуация может зависеть от индивидуальных особенностей реакции каждого человека на такие события.

Второй компонент эмоций зависит от того, имеет ли эмоциональное событие положительное или отрицательное значение для субъекта. Он определяет содержание эмоций. Если событие воспринимается как положительное, возникает положительная эмоция, а если как отрицательное, возникает отрицательная эмоция.

Третий компонент эмоций значим и важен для субъекта и может выступать как содержание или качество эмоций в зависимости от различных качественных особенностей события. Особый вид придают эмоциональные реакции, вызванные этим характером, или особые виды поведения, обусловленные эмоциональностью. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе действия, могут увеличивать или уменьшать различные состояния в деятельности человека. Если первый стенический, то второй называется астеническим, т. е. приятным [40].

В младшем школьном возрасте активно развивается эмоциональная сфера. Трудно представить развитие когнитивных функций ребенка без развития эмоциональной сферы, которая в свою очередь влияет на психические процессы, и благодаря этому наступает их осознание, появляется способность творчески мыслить. Все это приводит к тому, что у детей младшего школьного возраста возникают яркие эмоциональные переживания. Учащиеся 1 и 2 классов очень ярко и бурно реагируют на яркие наглядные пособия на оформление класса. Для этого очень важно, чтобы взаимодействие между учителем и учеником в младшей школе было насыщено положительными эмоциями. В младшей школе целесообразно использовать в обучении игровые моменты.

У детей младшего школьного возраста иногда возникают трудности справляться со своим эмоциональным состоянием и регулировать его. Это выражается в мимике, жестах, позах. Эта непосредственность в поведении связана с развитием тормозных процессов в коре головного мозга. Для регулирования подкорковых процессов, отвечающих за эмоциональное состояние, такой как смех, слезы не может в полной мере справляться кора головного мозга. В результате у детей могут возникать аффективные состояния: вспышки гнева и агрессии [26].

Но по мере роста укрепляется волевая сфера детей, и они уже способны сдерживать свои эмоции. Также характерной особенностью в эмоциональном проявлении для детей младшей школы характерна «уязвимость». Они могут отражать эмоции другого человека. Как яркий пример можно привести, когда один ученик начинает громко смеяться, другие дети тоже начинают смеяться вместе с ним, не понимая на самом деле, что вызвало этот смех или наоборот кто-то из девочек начинает плакать, и при виде слез на лице у нее подружки тоже начинают плакать.

Учитывая эту уязвимость в образовательном процессе, важна обстановка, в которой оно проходит. Дети могут никак не реагировать на применяемые к ним воспитательные мероприятия, если у них незадействованные примеры, которые связаны с жизненным опытом детей, наполненные эмоциональными переживаниями. В связи с этим, чтобы исследуемый материал лучше мог усваиваться школьниками, им необходимо представлять материал, связанный с их жизненным опытом и имеющий эмоциональную составляющую.

Если в коллективе сформированы верные нравственные нормы поведения, формируется чувство дружбы и взаимопомощи. Но это касается детей 3,4 классов, Дети 1,2 класса еще не могут дружить в полной мере, мотивация к дружбе еще слаба. Они могут часто менять друзей по разным причинам, зачастую субъективным. Дружба строится, скорее всего, в пользу связанных с игровой деятельностью. Если отношения прекращаются, возникает ссора, конфликт, то вина за это обычно переводится на товарища, своя вина в конфликте слабо осознается [31].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы