Магистерский диплом (ВКР) на тему Прославленные во святых врачи РПЦ: жизненный путь и учение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ВО СВЯТЫХ ВРАЧИ: ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ 10
1.1. История зарождения медицины.. 10
1.2. Жизненный путь святых врачей и их основные идеи. 21
1.3. Место церковного врачевателя в христианской агиографии. 30
2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-БЕССРЕБРЕНИКОВ.. 40
2.1. Преподобные отцы-врачеватели Киево-Печерские:
(преп. Агапит Киево-Печерский, преп. Прохор Лебедник, преп. Дамиан Целебник. 40
2.2. Врачи-бессребреники ХХ века (святитель Лука
(Войно-Ясинецкий), страстотерпец Евгений Боткин, мученица Татьяна Гримблит. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 83
Введение:
Актуальность
темы исследования. Современное состояние проблемы врачевания
актуализируется на том, что оказание медицинской помощи возведено в ряд услуги,
в связи с чем врач становится не тем, кто работает в профессии с душой и от
души, а тем, кто осуществляет свои обязанности, ориентируясь на стандарты и
протоколы. В истории медицины профессия врача всегда была связана со служением людям,
с оказанием безвозмездной врачебной помощи. Когда суть идет о безвозмездном
врачевании, невольно хочется обратиться к христианской традиции, которая
обосновывает служение и любовь к людям.
Врачей, которые целью своей жизни
осуществляли безвозмездное врачевание, не требуя ничего взамен, которые жили в
согласии с Богом и пропускали христианскую традицию через весь свой опыт
врачевания, принято называть святыми врачами или, иначе, бессребрениками. Они
получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя болезни.
Бессребники, такие как преп. Агапит
Киево-Печерский, преп. Прохор Лебедник, преп. Дамиан Целебник –
отцы-врачеватели Киево-Печерской лавры, являются примером искреннего и
безвозмездного служения людям во имя счастливой жизни. Имея уникальный дар от
Бога, они умели направлять его в необходимое русло, тем самым излечивая
больных.
В XX тенденция
осознанного врачевания также актуализировалась, поскольку в этот период
работали выдающиеся врачи страстотерпец Евгений Боткин, мученица Татьяна
Гримблит, святитель Лука (Войно-Ясинецкий). В истории врачевания и истории
церкви эти люди показали ориентир, стали маяками любви к ближним, при этом
подсветив собой пороки окружающего мира, показав его слабости, выражающиеся в
бесконечных гонениях этих людей в тюремных заключениях и даже расстреле.
Достойно принять уготованное Господом и смиренно жить – это великий
Божественный дар. Е. Игонина писала: «…они практически всегда помогали людям
бескорыстно, стараясь не только облегчить страдания больного при помощи средств
медицины, но и возбудить в нем стремление к исцелению души, поддержать молитвой
и привести ко Христу».[1]
Д.Х. Ибрагимова и А.Л. Ким, современные исследователи, в свою очередь,
полагали, что «благодаря монастырской медицине был сделан огромный шаг в
развитии врачевания на Руси: возникли новые методы практической медицины и их
усовершенствование, закладывались основы врачебной этики, и, как результат,
улучшение состояния общественного здоровья».[2]
Проблемой
исследования является следующий вопрос: каковы особенности врачебной
деятельности святых, их мотивы к служению, взгляды на оказание врачебной помощи?
Объект
исследования: врачи-бессребреники.
Предмет
работы – врачевание и идеи врачей – бессребреников.
Цель работы: выявить
особенности служения людям врачей- бессребреников.
Исходя из поставленной цели исследования
необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю зарождения
медицины в мире;
— изучить жизненный путь святых
врачей и их основные идеи;
— проанализировать место церковного
врачевателя в христианской агиографии;
— установить особенности жизненного
пути преподобных отцов-врачевателей Киево-Печерских и врачей-бессребреников ХХ
века.
Степень
научной разработки проблемы. Проблема в научном мире является хорошо
исследованной, однако, нет системных сведений, которые бы давали четкий ответ
на заданный вопрос. Отдельные сведения можно найти в жизнеописаниях, в
сочинениях исследователей, которые изучали жизненный путь и деятельность святых
врачей.
Источники
исследования. В данной работе представлен очень широкий перечень
источников, среди них наиболее важно выделить труды:
— святых врачевателей Е.С. Боткина о
больных,[3]
В.Ф. Войно-Ясенецкого о синтезе науки и религии;[4]
— исследователей А.П. Чучалина, С.
Филимонова и Т.Е. Боткиной, которые дали жизнеописание Е.С. Боткина, И.А.
Демьяненко, О.С, Третьяковой, И.А. Сухаревой, Д.С. Петрова; С.В. Кожевникова;
Т.И. Липича, А.С. Литвиненко о нравственных деяниях святителя Луки, его
самоотверженной жизни,[5]
Д.Х. Ибрагимовой и А.Л. Ким; Ю.Л. Шевченко об аспектах монастырского врачевания
и святых врачах и других исследователей.[6]
— житие святых,[7]
акафисты и различные сочинения врачей, философов, богословов, психологов и
педагогов.[8]
Исследования опираются на предоставление жизнеописаний святителей, на анализ их
практики и святоотеческого опыта.
Методологической
основой исследования является рассмотрение экзистенциальных мотивов,
гуманистическая направленность которых позволяет понимать феномен церковного
врачевания через синтез души и ума, нравственной пользы и науки.
Методологическая база основана на применении общенаучных методов при
конкретизации места врачевания в жизни Церкви.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ, синтез). На
их основе сделаны выводы о том, что святые врачеватели – исторически
обусловленный феномен в христианском богословии;
— практические (ретроспективный
анализ, анализ документов) При помощи данного метода были систематизированы
сведения из первоисточников, на основе которых были сделаны ключевые выводы
исследования о фундаментальной роли святых врачевателей в обществе.
Научная
новизна исследования состоит в том, что:
— рассмотрена история зарождения
медицины в мире;
— изучен жизненный путь святых
врачей и их основные идеи;
— проанализировано место церковного
врачевателя в христианской агиографии;
— установлены особенности жизненного
пути преподобных отцов-врачевателей Киево-Печерских и врачей-бессребреников ХХ
века.
Теоретическое
значение исследования состоит в том, что:
— работа дает
возможность понять степень самоотдачи святых врачевателей;
— проведенный анализ способствует
целостному пониманию необходимости служения людям, осмыслению опыта святых
врачей-бессребреников, находящийся на стыке врачевания и православного дара к
исцелению.
— выводы,
сделанные в исследовании, относятся к общим мировоззренческим вопросам, поэтому
быть использованы специалистами из области философии и психологии.
Значение
проведенного исследования на практике состоит в возможности использования
сделанных выводов при чтении лекций богословских, философских и психологических
дисциплин.
Структура
работы состоит из введения, основной части, заключения и списков литературы и
источников. [1] Игонина Е. Наши
святые врачи. – М.: Религиозная литература: прочее, 2013 [Электронный ресурс].
– Режим доступа:
https://royallib.com/read/igonina_elena/nashi_svyatie_vrachi.html#0
(дата обращения 21.01.2022). [2] Ибрагимова Д.Х.,
Ким А.Л. История монастырского врачевания // БМИК. – 2017. – № 6. – С. 13-17. [3] Боткин Е.С.
Больные в больнице. Пульмонология. – 2016. – № 26. – С. 116-120; Боткин Е.С.
Что значит «баловать больных»? Пульмонология. – 2016. – № 26. – С. 775-778. [4] Войно-Ясенецкий
В.Ф. Наука и религия. – Симферополь: Издательство Симферопольской и Крымской
епархии, 2013. –160 с.; Войно-Ясенецкий В.Ф. Я полюбил страдание, так
удивительно отчищающее душу. – М.: Сибирская благозвонница, 2016. – 256 с. [5] Демьяненко И.А.,
Третьякова О.С., Сухарева И.А., Петров Д.С. Духовно-нравственные основы жизни
святителя Луки // История медицины. –
2018. – № 21. – № 1. – С. 173-179; Кожевников С.В. Связь С Красноярском
В. Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки) после отъезда из Сибири (на Примере
хирурга В.Н. Зиновьевой) // Отечественная история. – 2019. – С. 73-86;
Кожевников С.В. Святитель Лука: «Я полюбил страдания…» // Православное слово
Сибири. – 2015. – № 5. – С. 8-9; 50: Липич Т.И., Литвиненко А.С.
Экзистенциальные смысл в творчестве архиепископа луки (Войно-Ясенецкого) //
Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – Том 44. – №
2. – С. 223-228. [6] Ибрагимова Д.Х.,
Ким А.Л. История монастырского врачевания // БМИК. – 2017. – № 6. – С. 13-17;
Шевченко Ю.Л. Святые целители и врачи //
Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. – 2006.
– № 1. – С. 10-21. [7] Житие
преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в ближних пещерах
почивающего [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://saints.ru/a/14inprpAgapitPecherskii.html (дата обращения 1.12.2021);
Житие преподобного Николы Святоши // Жития святых на русском языке, изложенные
по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского: 12 кн., 2 кн. доп. – М.:
Моск. Синод. тип., 1903-1916. – Т. II: Октябрь, День 14. – 653 с.; Житие
преподобного Прохора, Печерского чудотворца // Жития святых на русском языке,
изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского: 12 кн., 2 кн.
доп. – М.: Моск. Синод. тип., 1903-1916. – Т. VI: Февраль, День 10. – 237 с. [8] Редкие акафисты
Киево-Печерской лавры. – К., 1996. – С. 215-226.
Заключение:
Исследование посвящено изучению
жизни и деятельности святых врачей, которые безвозмездно помогали людям, не
желая получать за это какие-либо восхваления и почести. В качестве
предварительной работы была проанализирована история зарождения медицины, что важно
в аспекте фундаментализации добродетели.
Так, исторический анализ дает
основание полагать, что вклад священнослужителей в медицину рассматривается как
системный, поскольку так или иначе, но милосердие – это основной постулат
медицины, важнейшее качество и одновременно требование к ней. Именно из
добросердечных мотивов осуществлялась помощь болящим в различные исторические
периоды и эпохи: Монастырский период; Сестричество; Советский период; Современное
время (с 1990 годов). Каждый из этих периодов формально имел свои особенности,
но единым оставалась суть помощи ближним – постулат самой жизни.
Святые врачи многие века помогали
исцелять и излечивать болящих. Из любви к ближнему, которая обусловлена
заповедью Господней, они строили лечебницы, храмы, содействовали в их развитии,
тем самым расширяя свой святоотеческий опыт на врачевание как явление. Любовь к
ближнему, самоотверженное служение – это основные этические принципы,
соединяющие православие и врачевание, работающие воедино.
Лечение и исцеление болящих силами священнослужителей
уже на протяжении многих веков зафиксировано безапелляционно. Лечение и
исцеление больных – это главный долг Церкви в начальную христианскую эпоху,
врачевание – наследие, как и учение Иисуса Христа. Церковь всегда заботились о
здоровье человека, ка о духовном, так и о физическом.
Христианство понимало профессию
врача как самоотверженный труд, который основан непосредственно на любви к Богу
и ближнему. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых,
явили собой образ бессребреников и чудотворцев, прославленных не треализации
долга милосердия.
Фрагмент текста работы:
1. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ВО СВЯТЫХ ВРАЧИ: ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ 1.1. История зарождения медицины Медицина представляет собой систему
научных знаний и практической деятельности, которые ориентированы на укрепление
и сохранение здоровья людей, продление их жизни, на предупреждение и лечение
болезней. Медицина – это очень древняя наука. Развиваясь, она прошла долгий
путь и на каждом этапе накапливала и обобщала опыт и знания о строении и
функциях человеческого организма, о болезнях человека и о практических навыках
по их распознаванию, предупреждению и лечению.[1]
В христианском мировоззрении медицина коррелирует с многоаспектным понятием
милосердия: его можно рассматривать и как качество человека (его экзистенциальный
ресурс), и как социокультурное явление. Контекст последнего подразумевает, что
милосердие неразрывно связано с мировыми религиями. В соответствии с христианским
мировоззрением человек, который милосерден, готов всецело посвящать себя Богу,
именно поэтому он выбирает идти по пути добродетели, любви, служения. Ему
близко духовное развитие и самосовершенствование. Многие века христианство
служило основой и важным условием существования человеческого общества как
такового.[2]
Традиции милосердия складывались в
христианской церкви в соответствии с заповедями Христа Спасителя о любви к Богу
и ближнему. Господь говорил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27), поскольку это – «Первая
и большая заповедь», тогда как «вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как
самого себя» (Мф. 22:39). [1] Симонян Р.З.
История медицины: с древнейших времен до современности: учебное пособие для
студентов лечебных факультетов образовательных организаций высшего образования.
– Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 5. [2] Ремезова И.И.
Милосердие как социокультурный феномен // Вестник культурологии. – 2018. – № 4
(87). – С. 11-24.