Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Военная история

Магистерский диплом (ВКР) на тему Пропаганда и агитация в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.): институциональные и организационные аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

Раздел 1. Необходимость, задачи и основные проблемы в
организации агитационно-пропагандистской работы в РККА (в рассматриваемый
исторический период) Факторы, обусловившие развитие агитации и пропаганды в рассматривавший исторический период. Основные цели и задачи военной пропаганды и агитации, требования, предъявляемые к ней, принципы организации и ведения
Система организации и управления пропагандой и агитацией в Красной армии, её развитие в годы ВОВ.

Раздел 2. Основные направления и опыт организации
агитационно-пропагандисткой работы в подразделениях и частях РККА (в
рассматриваемый исторический период)

Особенности основных направлений агитационной работы (обусловлены потребностями обстановки): укрепление моральной стойкости народа и армии, воспитание любви к Родине,
формирование ненависти к гитлеровцам,
мобилизация сил на скорейшие достижение Победы. Особенности пропагандистской
работы: раскрыть социальные интересы субъекта (партийно-политического руководства РККА) пропаганды в годы ВОВ, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. На этой основе показать содержание пропаганды и обосновать применявшиеся формы, методы и средства пропаганды
особенности (относительно нацистской пропаганды, предвоенного периода, различных периодов ВОВ) пропаганды (разъяснения) идеологии и политики партии с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.
особенности процесса военной пропаганды: её субъекта (социальной группы, интересов которой выражает пропаганда), содержания, форм и методов, средств или каналов пропаганды (радио, периодическая печать, система лекционной пропаганды и так далее), объекта (аудитории или социальных общностей, на которые направлена пропаганда). Заключение

Список использованных источников

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Идеологическая
составляющая советской политической системы традиционно вызывает повышенный
интерес историков. В советский и постсоветский период эта проблема освещалась с
прямо противоположных точек зрения, что требует ее объективной переоценки с
современных позиций.

Великая Отечественная война 1941–1945
гг. потребовала напряжения усилий всего советского народа. Победу в тяжелейших
сражениях с ненавистными фашистскими поработителями всей Европы в течение
долгих четырех лет добывала Красная Армия. Пропагандистскую работу среди войск
вели государственные и общественные организации, Всесоюзный радиокомитет,
советское информбюро. Существенный вклад в ход и исход как отдельных операций,
так и всей войны в целом внесли пропагандистские органы Красной Армии.

В начальный период Великой Отечественной войны сложилась
необходимость принятия решительных мер по поддержанию порядка и дисциплины в
войсках. Этому способствовали усиление партийно-политической работы, введение в
тактическом звене армии и флота института военных комиссаров в целях оказания
действенной помощи командному составу.

Недостаточная изученность проблемы роли
агитации в формировании сознания у различных категорий военнослужащих в годы
Великой Отечественной войны вызывает необходимость обращения к теме
исследования. К тому же использование архивных материалов наряду со сложившейся
историографической традицией позволит выявить особенности воздействия на
умонастроение народа в годы трагических испытаний, что придает теме особую
актуальность.

Разнообразные аспекты агитационной
деятельности, изменение общественного сознания военнослужащих в период
1941–1945 гг. нашли отражение в общих научных трудах, хотя определенное время и
не являлись предметом специального исследования. Следует подчеркнуть, что исторические
факты в советской историографии подбирались и использовались прежде всего в
целях подтверждения идеологически выверенных выводов.

Степень изученности темы. Военная пропаганда и агитация в условиях Великой
Отечественной войны стала изучаться непосредственно в военные годы. Именно
тогда историческая тематика, связанная с идеями воспитания советского
патриотизма, укрепления единства армии и народа, фронта и тыла, приобрела первостепенное
значение. Выходившие в свет работы имели преимущественно пропагандистскую и
прикладную направленность, что является важнейшей особенностью историографии
данного периода[1].

Работы
по данному вопросу, выполненные в годы войны, имели практический, прикладной
характер. Их основная задача заключалась в осмыслении задач организации системы
пропаганды, демонстрации опыта её работы. Основное внимание авторов уделено
таким аспектам как: жестокости фашистских войск на советской территории,
действиям партизан и подполья, героическим действиям населения в тылу и на
фронте, дружбе народов СССР[2].

Работы послевоенных лет сохранили ярко выраженный
агитационно-пропагандистский характер, в них отсутствовал критический анализ
практики пропагандистской работы и содержания пропагандистских материалов[3].
Основная ценность этих работ – в их близости к реалиям военных лет, что
позволяло авторам передавать дух эпохи, а также в накоплении богатого
фактического материала[4].

С
началом эпохи «оттепели» в исторической науке наблюдаются позитивные перемены,
связанные с изменениями в общественно-политической жизни страны. Хотя
исследования тех лет были написаны в строгих партийно-идеологических рамках,
они характеризуются попытками преодоления субъективизма и схематизма. Кроме того,
использование материалов архивов позволяло расширить источниковую базу
исследований.

Ю.П.
Петров в своей работе с принятых в тот период идеологических позиций рассмотрел
вопросы развития политорганов и партийного строительства в Красной Армии. Автор
подробно оценил различные аспекты проявления руководящей роли партии в армии,
сделал подробный анализ состояния политорганов, партийных и комсомольских организаций[5].

В
историческом очерке «Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР
1918-1973 гг.»[6]
вопросам политического обеспечения боевых действий, в которых принимала участие
Красная Армия уделено значительное внимание.

В
начале 80-х гг. был издан историко-теоретический очерк «Политорганы Советских
Вооруженных Сил», в котором обобщены материалы, относящиеся к работе
политорганов и политической работе в целом. В нем содержится анализ
деятельности политорганов, их руководства партийными и комсомольскими
организациями, воздействие на политико-воспитательную работу, агитацию и
пропаганду среди личного состава Красной Армии.

Необходимо
отметить, что деятельность политорганов продолжает характеризоваться только с
положительной стороны, отсутствует критическая составляющая политработы в
войсках, не показано отношение военнослужащих к идеологической работе,
проводимой с ними.

С начала 1990-х гг., благодаря открытому доступу к ранее
засекреченным архивам, усилению научного сотрудничества с зарубежными учеными,
обновлению теоретико-методологической базы, деятельность
агитационно-пропагандистского аппарата РККА в годы Великой Отечественной войны
стала оцениваться с иных позиций, что нашло свое отражение в ряде
фундаментальных исследований[7].

Другую группу составляют исследования, затрагивающие вопросы
внедрения в сознание военнослужащих определенных идеологических концептов[8],
а также участия средств массой информации в этих процессах[9].

Достаточно интересную информацию содержит, несмотря на несколько
идеологизированный характер, труд советского исследователя Орлова Юрия
Яковлевича «Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР»[10].
Из современных отечественных исследователей также можно привести политическую
энциклопедию А. Я. Лившина и И. Б. Орлова «Советская пропаганда в годы Великой
Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и мобилизационные
механизмы»[11].
Также из современных российских исследователей можно выделить статью А. Ватлина
«Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде»[12].
Также стоит отметить сборник научных статей «Образ Другого – страны Балтии и Советский
Союз перед Второй мировой войной»[13].

Объектом исследования являются военная пропаганда и агитация в период Великой
Отечественной войны.

Предмет исследования – деятельность органов пропаганды и агитации РККА в годы
Великой Отечественной войны.

Хронологические
рамки работы – связаны
с хронологией начала и окончания Великой Отечественной войны, с 22.06.1941 г.
по 9.05.1945 г.

Цель настоящей работы заключается в
том, чтобы на основе разнообразных источников комплексно исследовать и обобщить
основные направления деятельности органов пропаганды и агитации РККА в годы
Великой Отечественной войны по ведению пропаганды и агитации в РККА в
рассматриваемый исторический период, определении основных тенденций, принципов,
характерных черт и особенностей данной деятельности, извлечении уроков,
формулировании выводов и научно-практических рекомендаций.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


рассмотреть факторы, обусловившие развитие агитации и пропаганды в
рассматривавший исторический период; основные цели и задачи военной пропаганды
и агитации, требования, предъявляемые к ней, принципы организации и ведения;


охарактеризовать систему организации и управления пропагандой и агитацией в
Красной армии, её развитие в годы ВОВ;


исследовать особенности основных направлений агитационной работы (обусловлены
потребностями обстановки);


выявить особенности пропагандистской работы;

Методология
исследования. При
разработке диссертации автор руководствовался основными положениями теории
научного познания и принципами исторической науки: историзма и объективности.
Исторический материал анализировался без заранее подготовленных схем, оценочных
суждений и конъюнктурных соображений.

При
подготовке диссертации использовались различные общенаучные методы: анализа и
синтеза, логический, системный. Кроме того, применялись специальные
исторические методы: сравнительно-исторический, хронологический, периодизации,
причинно-следственный анализ связей между историческими событиями. Творческое
соединение историко-сравнительного метода и метода периодизации позволило
выявить как общие, так и особенные черты в деятельности органов пропаганды и
агитации РККА по ведению пропаганды и агитации в РККА в рассматриваемый
исторический период с учетом влияния всех факторов и выделить ряд этапов этого
развития. Применение структурно-диахронного метода дало возможность
исследователю уяснить продолжительность, частоту различных событий, а также
динамику изменения различных элементов системы развития пропаганды и агитации в
выбранных хронологических рамках.

Источниковая база диссертации включает в себя несколько
групп документов и материалов.

Первую
группу источников составляют официально-документальные материалы,
включающие законодательные акты высших органов государственной власти. В первые
дни войны Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) и Центральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической партии большевиков {ЦК ВКП(б)} подготовили ряд
важнейших документов по перестройке жизнедеятельности советских граждан в
соответствии с военным временем. Так, 30 июня 1941 года по решению Президиума
Верховного совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет
Обороны (ГКО), который стал чрезвычайным высшим государственным органом
управления. ГКО обладал всей полнотой военной, политической и хозяйственной
власти в государстве, что в тот период было актуально и целесообразно. Основная
цель и задачи Великой Отечественной войны были изложены в Директиве СНК СССР и
ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых
областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. В
соответствии с этим документом все отрасли народного хозяйства и экономика
страны были перестроены на военный лад. СНК СССР и ЦК ВКП(б) обязывали все
партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации «покончить с
благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы
народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего
германского фашизма». Поэтому в начале войны все направления деятельности по
идейно-политическому воспитанию масс были перестроены в соответствии с
Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года и направлены на достижение
главной и единственной цели – разгром фашистской Германии. Для каждого
советского человека мобилизующим стал лозунг «Все для фронта, все для победы!».
В СССР уже в начальный период войны образовываются специальные службы для
осуществления пропаганды среди военнослужащих. Постановлением Политбюро ЦК
ВКП(б) от 25 июня 1941 г. было учреждено бюро военно-политической пропаганды,
преобразованное позже в Совет по военно-политической пропаганде.

Права и обязанности военкомов этого периода были определены
в «Положении о военных комиссарах РККА», в директиве НКО СССР и Главного
политического управления Красной Армии «О задачах военных комиссаров и
политработников Красной Армии» и в других документах. В них указывалось, что
военный комиссар, являясь представителем партии и правительства в армии, должен
наряду с командиром нести «полную ответственность за выполнение войсковой
частью боевой задачи, за стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до
последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь
советской земли».

В своем правовом положении военный комиссар 1941 г. многое
наследовал от комиссаров времен гражданской войны, особенно от института
военных комиссаров периода 1937 – 1940 гг. Став рядом с командиром во главе
части, военный комиссар в равной степени с ним отвечал за все стороны ее жизни
и деятельности, подписывал все приказы. Однако центр тяжести его деятельности
на сей раз вполне определенно переносился в область политического руководства частью,
организации партийно-политической работы в ней. В Положении указывалось на то,
что военный комиссар должен воспитывать у бойцов готовность беспрекословно
подчиняться командиру.

Вторую группу
источников
представляют архивные документы и материалы. В диссертации использованы
материалы Российского Государственного военно-исторического архива (РГВИА)[14]. В них наиболее полно
представлен статистический материал, необходимый для анализа исторических
событий.

В
годы войны в свет вышел ряд статей, авторами которых являлись государственные и
партийные руководители, литераторы, деятели сферы искусства, работники
образования[15].
Значительно расширили возможности изучения агитации и пропаганды документы
личного происхождения, главным образом, воспоминания и мемуары.

Третью
группу
источников составляют научные труды и исследования, раскрывающие отдельные
аспекты агитационно-пропагандистской работы в Красной Армии.

Использование вышеуказанных источников
дало возможность автору опереться на значительный документальный и фактический
материал, который стал базой для обобщений и выводов, позволил ввести в научный
оборот ряд новых документов и фактов.

В процессе работы над диссертацией автор
тщательно изучил содержание всех видов источников, относящихся к объекту
исследования, и сопоставил их с достоверными фактами.

Научная
новизна диссертационного исследования определяется недостаточной
разработанностью темы в отечественной историографии. В данной работе
рассматриваются вопросы организации работы, использования форм и методов
пропагандистского воздействия, освещены основные направления
информационно-пропагандистских материалов, обращенные к войскам.

Практическая
значимость диссертации заключается в том, что сделанные автором обобщения и
выводы позволят более глубоко понять исторические условия и закономерности
развития пропаганды и агитации в РККА, что даст возможность определить наиболее
эффективные пути осуществления реформирования военно-политических органов и их
управления в современных условиях. Результаты исследования могут быть также
использованы в процессе подготовки и обоснования решений органов военно-политической
работы в области подготовки военно-политических кадров и военном образовании, а
также в процессе организации пропаганды и агитации в Вооружённых силах
Российской Федерации. [1] Севастьянова
Т.М. На немецкой каторге: о жизни советских людей, увезённых немцами в
Германию. Воронеж, 1943; Огурцов С.И. Варвары. Ставрополь, 1944. [2] Бурлаков М. В
дни войны. Краснодар, 1942; Колосков А.И. Аня Шилина. Ставрополь, 1943. [3] О советском
патриотизме: сб. ст. / под ред. Н.П. Васильева. М., 1950; Матюшкин Н.И.
Советский патриотизм – могучая движущая сила советского общества. М., 1952. [4] Опишанская
К.Я. Коммунистическая организация Ставропольского края в период Великой
Отечественной войны 1941–1945: Дис. … канд. ист. наук. Баку, 1954. [5] Петров Ю.П.
Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота
(1918-1968 гг.). М., 1968. [6]
Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР 1918-1973 гг.
Исторический очерк. М., 1974. [7] Великая
Отечественная война 1941–1945 гг.: Военно-исторические очерки: 4 кн. М., 1998;
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: в 12 т. М., 2011–2014. [8] Лончинская
Л.Я. Общественное сознание уральских областей в годы Великой Отечественной
войны: исторический аспект: Дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2002; Ломовцев
А.И. Средства массовой информации и их воздействие на массовое сознание в годы
Великой Отечественной войны: на материалах Пензенской области: Дис. … канд.
ист. наук. Пенза, 2002; Никитина М.Э. Идеологемы врага и героя и их внедрение в
массовое сознание в годы Великой Отечественной войны (На материалах Пензенской
области): Дис. …канд. ист. наук. Пенза, 2005. [9] Лымарев А.Н.
Периодическая печать Южного Урала накануне и в годы Великой Отечественной войны
(1939–1945 гг.): Дис. …канд. ист. наук. Челябинск, 2002; Сомов В.А. Радио как
коммуникативное средство формирования трудовой мотивации в годы Великой
Отечественной войны 1941–1945 гг. (на примере Волго-Вятского региона) //
Новейшая история России. СПб., 2012. № 1. С. 132–144. [10] Орлов Ю. Я.
Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. — Москва, 1985. [11] Советская пропаганда
в годы Великой Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и
мобилизационные механизмы. – М., 2007. [12] Ватлин А. Ю.
Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде – М., 2012. [13] Образ Другого
– страны Балтии и Советский Союз перед Второй мировой войной. Сост. Р. Крумм,
Н. А. Ломагин, Д. Ханов [пер. с лит.и эст.]. – М., 2012. [14] РГВИА. Ф.
59, 228, 369, 499, 819, 868, 970, 2000, 2003, 2004, 2011, 2018, 5983, 5991. [15] Ярославский Е.
За культуру — против фашистского варварств». Ташкент: Госиздат УзССР, 1942;
Калинин МИ. Учительство и война. М., 1942; Потемкин В.П. Статьи и речіпо
вопросам народного образования. М.-Л. 1947; Суслов М.А. Больше внимания школе и
народному учителю. Сокр. стеногр. речи на I съезде учителей 14 августа 1944 г.
Ставрополь. 1944; Астахов И. Кинодраматурги военного времени // Новый мир.
1944. № 11-12; Поспелов П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной
войне // Большевик. 1942. № 5; Народное образование в РСФСР в 1944 г. М., 1945;
Москвин И.М. Речь на антифашистском митинге в Москве 29нояб. 1942 г.
//Московский художественный театр. Ежегодник, 1944. Т.1. М., 1946; Большаков И.
Советское кино в дни войны // Правда. 26 дек. 1941.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел
1. Необходимость, задачи и основные проблемы в организации агитационно-пропагандистской
работы в РККА (в рассматриваемый исторический период) 1.1. Факторы, обусловившие развитие
агитации и пропаганды в рассматривавший исторический период. Основные цели и
задачи военной пропаганды и агитации, требования, предъявляемые к ней, принципы
организации и ведения Этимология термина «пропаганда»
происходит от латинского слова «propagare» – рассаживать, засаживать,
первоначально употреблявшегося лишь в сфере естествознания и использовавшегося
применительно к размножению животных и растений. Массовое использование
пропаганды как технологии донесения до населения нужной информации началось в
годы Первой мировой войны. Связано это было с возникшей острой необходимостью в
налаживании взаимодействия между правящей элитой в лице государственной власти
и населением (обществом) в целях поднятия боевого и морального духа не только
воюющей части населения, но и мирного населения. Для этого использовались все
возможные для того времени методы, в частности оформление плакатов,
радиопередачи, заметки с фотографиями или рисунками в периодических изданиях.
Это было вызвано необходимостью консолидировать разобщенные слои населения,
интересы которых не совпадали с интересами государства, тем самым мобилизовать
большее число граждан. Следовательно, в начале XX в. основными субъектами
реализации пропагандистской деятельности выступали средства массовой информации
(периодическая печать, радио).

Очень часто вместе с термином
«пропаганда» в качестве синонима употребляется понятие «агитация». Следует отметить,
что данные термины не являются идентичными. Так, в Большой советской
энциклопедии под агитацией понимается «распространение какой-либо идеи или
лозунга, побуждающего массы к активному действию»[1].
Аналогичное определение данного термина мы можем встретить в словаре
иностранных слов[2]. [1] Большая советская энциклопедия. М.: Советска я энциклопедия,
1969-1978. [2] Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав
русского языка. СПб., 1910. С. 478.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы