Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Россиеведение в реальной России

Магистерский диплом (ВКР) на тему Прогнозирование как способ принятия стратегических решений в высшем образовании.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические основы прогнозирования в принятии
управленческих решений. 5

1.1 Понятие и методы прогнозирования. 5

1.2 Типы прогнозов и этапы прогнозирования. 17

1.3 Методы прогнозирования в высшем образовании. 24

Глава 2. Практические основы применения прогнозирования в
высшем образовании  40

2.1 Сравнительный анализ применения прогнозирования в
высшем образовании европейских стран и России. 40

2.2 Сравнительный анализ применения прогнозирования в
высшем образовании азиатских стран и России. 45

Заключение. 65

Список
использованной литературы.. 66

Приложение. 67

  

Введение:

 

Актуальность. В
педагогике понимание целевого назначения образования является, по сути,
исполнением государственного заказа на формирование профессиональных кадров.
Прогнозирование выступает как опережающая информация, которая позволяет
предвидеть в недалеком будущем изменения в структуре и работе образовательного
учреждения, а также практической реализации установленных условий деятельности
образовательного учреждения, и внесение необходимых коррективов в методическое
и содержательное обеспечение на любом этапе образовательного процесса с тем,
чтобы максимально эффективно воплощать целевое назначение образования.

В тоже время сегодня образовательные системы зарубежных
стран перешли и эффективно используют методы прогнозирования для обеспечения
стратегического развития высшего образования, которое заключается как в
формировании системы качественного высшего образования, так и
интернационального образования. Прогнозирование в странах Евросоюза и Азии –
элемент качественного изучения основных тенденций образования, на основе
которого формируются реформаторские решения. В России прогнозирование только
внедряет во все сферы жизни общества, в том числе и в образование. В виду
этого, в данном исследовании проводится сравнительная характеристика практики
применения прогнозирования в отечественном и зарубежном высшем образовании, как
проблема, которая еще недостаточно изучена.

Степень изученности
темы. В отечественной науке проблема применения методов прогнозирования
отличается новизной и недостаточной разработанностью. Исследованные источники в
методологии опираются на методы, сформированные советской прогностикой. Не
умаляя их научной ценности, нужно, однако, отметить, что советская прогностика
служила целям формирования плановой экономики, в которой большее значение
уделялось нормативным показателям, выполнению и перевыполнению планов. Сегодня
такие методы прогнозирования мало отвечают состоянию российского общества,
которое постоянно изменяется, оно многогранно, и в прогностике более значим
учет влияния на объект прогнозирования (в нашем случае образования) самых
разных внешних и внутренних факторов среды. Как справедливо отмечает О.С.
Клопченко, отечественной науке еще только предстоит выработать систему мер
прогнозирования высшего образования.

В европейской науке прогнозирование является также далеко не
новым инструментом в стратегическом планировании, как в экономике, иных
отраслях, так и в образовании. Здесь методическая база более выработанная,
опубликовано немало как монографических исследований, так и публицистических статей,
в которых приведены примеры прогнозирований на уровне отдельных вузов.
Прогнозирование здесь воспринимается как стратегическое планирование во всех
областях, и стратегию образования формируют не только вузы и государства, но
межгосударственная организация – Евросоюз, что говорит о значимости данного
явления в прогностике будущего развития европейских стран.

Целью исследования
является выявление сущности прогнозирования как метода стратегических решений в
высшем образовании.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— определить понятие и основные методы прогнозирования;

— выявить типологию прогнозов и основные этапы
прогнозирования;

— изучить методы прогнозирования в высшем образовании;

— дать сравнительную характеристику особенностями
осуществления прогнозирования в принятии стратегических решений в высшем
образовании Европы и России;

— дать сравнительную характеристику особенностями
осуществления прогнозирования в принятии стратегических решений в высшем
образовании Азии и России;

Объектом исследования
является управление высшим образованием.

Предмет исследования
– прогнозирование в высшем образовании как способ принятия стратегических
решений.

Научная новизна определяется
актуальностью проблемы исследования. На основе анализа обширной литературы и
публицистики была предпринята попытка впервые дать сравнительную характеристику
использования методов прогнозирования в Европе, Азии и России. В российском
высшем образовании методы прогнозирования только набирают обороты и анализ научной
литературы показывает, что пока такие методы стратегического планирования
сосредотачиваются на уровне конкретного вуза. В Европе и Азии прогнозирование
способствует формированию стратегического планирования высшего образования по
дальнейшей интернационализации образования (международной интеграции). В
исследовании также предпринята попытка проанализировать существующую
методологическую базу прогностики, выявить методы прогнозов в высшем
образовании России и других стран. Практическая значимость. На основе данного исследования возможна
дальнейшая работа по изучению проблем, выявленных в ходе работы. Сравнительная
характеристика отечественной и зарубежной практики применения прогнозирования в
высшем образовании может служить основой для поиска теоретических решений
многих существующих проблем в высшем образовании России.

Структура. Работа
представлена введением, двумя главами, поделенными на параграфы, заключением и
списком использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под прогнозированием понимается выявление совокупности
факторов, тенденций, которые влияют на объект в долгосрочной перспективе,
вызывая определенные изменения в его содержании. Прогнозирование направлено на
формирование представления, знаний о том, как возможно будет развиваться
объект. Такие знания необходимы для обеспечения развития организации и
понимания сути социально-политических и экономических факторов окружающей
среды.

Прогнозирование включает в себя большое число методов,
моделей прогнозирования – от чисто математических, до социальных, основанных на
мнении экспертов, или анализе социальных тенденций. Какими бы не были методы,
все они проходят общие этапы прогнозирования, что в целом стандартизирует
процедуру составления прогноза.

Методы прогнозирования в высшем образовании сосредоточены на
формировании экспертной оценки, материматической модели будущего
образовательной среды. Методы форсайта позволяют глубже изучить будущие
перспективы, сформировать оценочное мнение и даже стратегическое мышление.

Существенное различие России и Европы в том, что несмотря на
схожую модель образования (Болонскую систему), эти две модели имеют самую
важную разницу в уровне развития. Российское образование находится в стадии
«эксперимента» — постоянно меняются стандарты и вводятся новые положения, на
внедрение которых, организацию качественного образовательного процесса по ним
уходит достаточно много времени. Проблема внедрения образовательных стандартов,
на практике, приводит к тому, что у государства, в первую очередь, нет общего
плана, стратегии по формированию российской системы образования, само
государство не формирует прогноз на качество образования по стране в целом,
отдавая эту прерогативу конкретным вузам, а вузы прогнозируют качество
образования исходя из внутренних резервов, не касаясь при этом многих важных
экономических, социальных и демографических факторов в масштабах всей страны. В
Европе прогнозирование поставлено в задачу стратегического, межгосударственного
планирования будущей модели образования. Анализируемая программа составлена с
учетом не одной страны, а всего Евросоюза. При этом, имеются также
образовательные прогнозы по каждой отдельной стране, вузам. Такой широкий
масштаб анализируемых данных, учитываемых в прогнозе, позволяет говорит о более
стабильном развитии европейского высшего образования, его эффективности и
мобильности.

Прогнозирование в системе высшего образования азиатских
стран способствует развитию системы интернационального образования, большей
мобильности и гибкости систем образования, однако, остается еще ряд проблем,
например, языковые барьеры. Отличительной особенностью азиатской политики и
российской в области высшего образования является то, что в первых высшее
образования активно поддерживается, планируется и прогнозируется на дальнейшее
развитие со стороны государственной власти. В российской системе высшего
образования неустойчивые внутренние тенденции развития системы формируют
проблемы выхода России на интернациональный уровень, что, на наш взгляд,
сегодня должно быть стратегической задачей качественного и эффективного
развития высшего образования, которое повлечет за собой повышение тенденций к
улучшению всех остальных сторон жизни. Средствами прогнозирования возможно
обеспечить стратегическое решение всех внутренних проблем с образованием,
сформировать более качественную подготовку специалистов, мобильность и гибкость
всей системы высшего образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Большая часть аппарата прогнозирования, используемого
сегодня, была разработана в девятнадцатом столетии. С развитием и ростом
сложности аппарата прогнозирования, а также с появлением компьютеров — в
особенности с широким распространением сетей из небольших персональных
компьютеров, оснащенных соответствующим программным обеспечением —
прогнозированию уделяется все больше и больше внимания. Сейчас каждый менеджер
имеет реальную возможность использовать в целях прогнозирования очень сложный
математический аппарат анализа данных, и знание этого аппарата является для
него весьма существенным.

Все организации функционируют в условиях неопределенности,
но, вопреки этому, их менеджеры, управленцы должны принимать решения,
оказывающие влияние на будущее организации. Обоснованные предположения о
будущем более ценны для руководителей, чем необоснованные.

Исторически, прогностика берет свое начало в XX в.,
с образованием Советского государства, и назреванием в мировом сообществе
спектра различных общественных проблем.

В
условиях построения социалистического государства, прогностика – наука,
изучающая общие принципы прогнозирования перспектив объектов социальной
реальности[1], стала средством для
обеспечения [1]
Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб. пособие для
бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»]
/ Р.В. Леньков. – М.: ЦСП и М, 2013. – С. 20.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы