Магистерский диплом (ВКР) на тему Профессиональное правовое сознание и профессиональная правовая культура сотрудников органов государственной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ.. 7
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания. 7
1.2. Структура и виды правосознания. 13
2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ… 23
2.1. Понятие и структура правовой культуры.. 23
2.2. Функции и классификация правовой
культуры.. 29
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 45
3.1. Общая характеристика и отличительные
черты профессионального правосознания сотрудников органов государственной
безопасности. 45
3.2. Деформация профессионального
правосознания сотрудников органов государственной безопасности: причины и
условия возникновения, формы проявления. 59
3.3. Пути совершенствования
профессионального правосознания и правовой культуры сотрудников органов
безопасности. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ… 76
Нормативные правовые акты.. 76
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. 76
Введение:
Формирование
профессионально значимых личностных качеств сотрудников органов государственной
безопасности процесс сложный и многогранный.
Особое место в этом
процессе отводится ценностно-смысловой сфере. При реализации
психолого-педагогического подхода в воспитании личного состава органов
государственной безопасности решаются две главные задачи: поддержание и
развитие структур личности при выполнении служебных задач и правосознания, а
также создание барьеров для проявлений профессиональной деформации.
К личности сотрудников
органов государственной безопасности справедливо предъявляются высокие
требования, как со стороны общественных институтов, так и содержанием
профессиональной деятельности.
Представляется, что результат
в службе во многом предопределен степенью сформированности ценностных
ориентаций. Вместе с тем, ценностные ориентации личности в совокупности с
высоким уровнем осознанности ею своего статуса в обществе создают некоторую
основу для определения социальных норм и критериев их оценки. Правосознание
зарождается из ценностно-смысловой сферы личности.
Особое значение для
выполнения задач, поставленных перед сотрудником органов государственной
безопасности играет уровень его правосознания.
В современной юридической
литературе под правосознанием принято понимать систему представлений,
основанных на понимании роли норм права в регулировании взаимоотношений под
воздействием установки на подчинение и им.
Правосознание
представляет собой сумму, слагаемыми которой являются: представления о нормах
права; установка на поведение в соответствии с нормами права; межличностное
взаимодействие.
Для личности сотрудника
органов государственной безопасности проблема сформированности правосознания
одна из базовых. При этом следует учесть, что ценностно-смысловая сфера
представляет собой основу личности и существенным образом влияет на
формирование профессиональных компетенций сотрудников органов государственной
безопасности, предопределяет стратегию поведения в ситуации морального выбора.
Ключевой проблемой в
формирования правосознания (в т.ч. сотрудников органов государственной
безопасности) является наличие «знаемых» и осознаваемых ценностей. По аналогии
с отечественной теорией мотивации («знаемые» и осознаваемые мотивы).
Можно знать тысячи
нормативных актов, но не придавать им личностного смысла. Данный подход
позволяет утверждать, что «знаемые» нормы права не становятся регуляторами для
конкретной личности. Проблема не в обширной, часто меняющейся нормативной базе
и уровне образования сотрудника органов государственной безопасности. Проблема
в осознании личностной потребности стремиться не нарушать общечеловеческие
принципы морали, воспринимать социальную справедливость не догматично,
руководствоваться гуманистическими критериями (принятие различных культурных,
религиозных, этических взглядов).
Особого внимания требует
исследование комплекса причин, создающих психологические барьеры к усвоению
норм права, и формирования сознательного их регулирования.
Целью выпускной
квалификационной работы является выявление проблемных вопросов в сфере развития
и укрепления правосознания работников органов государственной безопасности и
выработке предложений по их решению.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— охарактеризовать понятие, свойства и функции правосознания,
— показать структуру и виды правосознания,
— определить понятие и
структуру правовой культуры,
— охарактеризовать функции и классификации правовой культуры,
— дать общую характеристику
и отличительные черты профессионального правосознания сотрудников органов
государственной безопасности,
— выявить причины и
условия возникновения, формы проявления деформации профессионального
правосознания сотрудников органов государственной безопасности,
— предложить пути
совершенствования профессионального правосознания и правовой культуры
сотрудников органов безопасности.
Объектом исследования
настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере
профессионального правового сознания и профессиональной правовой культуры
сотрудников органов государственной безопасности.
Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, статистика, отражающие
различные аспекты профессионального правового сознания и профессиональной правовой
культуры сотрудников органов государственной безопасности.
Теоретическую основу
исследования составили работы таких авторов как Сорокин В.В., Фарбер И.Е.,
Абрамов А.И., Марченко М.Н., Королева А.И., Евсеев А.В, Лядов А.О., Петров
И.В., Птушенко А.В., Рыбаков В.А. и др.
Нормативную основу
составили: Конституция Российской Федерации федеральные законы, постановления
Правительства Российской Федерации, подзаконные правовые акты, в том числе,
ведомственные.
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частно-научные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой
послужили: статистические данные.
Теоретическая и
практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе
научные результаты и теоретические выводы о профессиональном правовом сознании
и профессиональной правовой культуре сотрудников органов государственной
безопасности, позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание
данного явления, выявить новые подходы к его совершенствованию.
Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение,
три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных
источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.
Уровень правовой культуры
и правосознания характеризует уровень развития общества в целом.
Как показывает практика,
чаще всего нормы права нарушают не те, кто их не знает, а те, кто прекрасно о
них осведомлен, но пытается обойти в своих интересах, а ряд граждан просто
относится безразлично к существующим запретам, считая, что они их не касаются.
Федеральная служба
безопасности является одной из самых закрытых силовых структур, о деятельности
которой известно немного в силу специфики деятельности.
Данной профессии, так же
как и многим другим, свойственны профессиональные деформация и выгорание.
Среди проявлений,
свойственных и иным правоохранительным органам, можно отметить: отсутствие
личной мотивации к саморазвитию, черствость, равнодушие, пренебрежение к нормам
законодательства, излишняя самоуверенность
Из специфических
проявлений, свойственных именно сотрудникам ФСБ – осознание собственной
исключительности, высокомерие, склонность к злоупотреблению полномочиями,
использование их в личных целях, коррупционные проявления.
Для сотрудников такого
ведомства вышеуказанные проявления становятся особенно опасными, учитывая, что
приходится постоянно работать с преступными элементами, вырабатывается
мнительность, подозрительность, сужается круг общения, появляются вредные
привычки, могут распадаться семьи – все это негативные проявления, которые
резко ухудшают качество жизни самих сотрудников.
Но от негативных
проявлений черт характера действующих и бывших сотрудников страдают и иные граждане
– от соседей до заявителей и лиц, оказавшихся в поле их зрения и компетенции.
Все вышеуказанные
негативные явления необходимо устранять или хотя бы минимизировать, в связи с
чем, можно сделать следующие предложения.
Необходимо проводить
просветительскую государственную политику, направленную на информирование
населения о том, что представляет из себя ведомство, именуемое ФСБ, чем оно
занимается, каковы его полномочия и их пределы, куда гражданин может обратиться
в случае, если данные сотрудники проявляют злоупотребление служебными
полномочиями.
Безусловно, речь не идет
о работе каких-то засекреченных агентов и объектах, но далеко не все сотрудники
работают с государственной тайной или под прикрытием, большинство из них
выполняют вполне земные задачи.
Кроме того считаем, что
должна существовать горячая линия, которая позволила бы гражданам сообщать о
злоупотреблениях со стороны предполагаемых сотрудников ФСБ, которые используют
служебное положение для решения личных вопросов, а также для сообщения информация
о лицах, которые позиционируют себя как сотрудники ФСБ, пытаясь оказывать
давление, совершать мошеннические действия.
Также необходим действенный
механизм контроля, пресечения и наказания в отношении сотрудников ФСБ, которые
используют информацию, полученную в связи со служебным положением, персональные
данные других граждан, не в целях защиты государственных интересов, а
исключительно с целью давления и достижения личных целей, а также в интересах
своих родственников, занимающихся бизнесом, увеличения жилищной площади и
получения материальных выгод и др.
Этот механизм также будет
способствовать снижению коррупционных проявлений со стороны сотрудников
государственной безопасности.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ
1.1. Понятие, свойства и функции правосознания
Одним из центральных
вопросов в теории государства и права является правосознание. Кроме того,
данный вопрос также является одним из основных в таких науках как социология,
психология и философия. Стоит отметить, что правосознание представляет собой
комплексную категорию, и имеет особое значение для права.
В последнее время,
интерес к изучению правосознания становить все более актуальным, проблема
правосознания обусловлена острой потребностью, необходимостью становления
развитого правосознания в российском обществе. Состояние законности зависит от
уровня правосознания, реализации прав и свобод человека, а также формирование
правового государства и гражданского общества в стране.
Правосознание в свою
очередь — это сфера общественного, индивидуального сознания, отражающая
правовую действительность в форме юридических знаний, ценностных ориентаций и
правовых установок, а также оценочных отношений к праву и практике его
применения.
Термин «правосознание»
состоит из двух основ – «право» и «сознание». Тесная взаимосвязь указанных
составляющих вытекает, во-первых; из словообразования; во-вторых, они
онтологически неразрывны.
Понятие правосознания
прямо отвечает на вопрос: как право осознается субъектом. Сказанное касается,
конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы
и правосознания. И наоборот, наличие правосознания, означает то, что есть и
объект его отражения – право.
В практическом смысле
право и правосознание воздействуют друг на друга. С одной стороны, право служит
первоосновой и источником формирования правосознания; с другой – правосознание
оказывает существенное влияние на право, его развитие.
Данные категории являются
взаимозависимыми. В настоящее время существует множество определений понятия
«правосознание», в основе которых лежат разные походы к его определению и
трактовке. Остановимся на некоторых из них более подробно.
Философская трактовка
понятия, его онтологические характеристики, рассматриваются в русле анализа
форм общественного сознания; правосознание выступает как «процесс,
обеспечивающий человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях,
отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать
планы, предваряющие его деятельность в социальной среде, регулировать и
контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с
действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески
преобразовывать условия своего существования»[1].
Психологическая трактовка
понятия ассоциируется с общей способностью субъекта выделять себя из
окружающего мира, со способностью к самоотчету и наблюдению, с его
существованием не только в индивидуальной, но и в надындивидуальной форме. Правосознание
рассматривается «как совокупность психического отображения права, которое
проявляет себя на разных уровнях, в разных ситуациях» [2]. [1] Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред.
А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. Мн., — 2003. — С. 950. [2] Социологический энциклопедический словарь /
ред.-координатор Г.В. Осипов. М., — 1998. — С. 256.