Магистерский диплом (ВКР) на тему Проф. ориентация старшеклассников в рамках элективного курса «роль физики в формировании современной естественнонаучной картины мира»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ
К ПОСТРОЕНИЮ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ.. 6
1.1. Профориентационная работа со старшеклассниками:
понятие, организация, формы, методы.. 6
1.2. Требования к построению и структуре элективных курсов. 22
1.3. Психолого-педагогические и возрастные особенности
учащихся старших классов 29
Выводы по главе I 37
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.. 39
2.1. Содержание элективного курса «Роль физики в
формировании современной естественнонаучной картины мира». 39
2.2. Методические рекомендации по проведению занятий
элективного курса «Роль физики в формировании современной естественнонаучной
картины мира». 50
2.3. Разработки уроков к элективному курсу «Роль физики в
формировании современной естественнонаучной картины мира». 59
2.3.1.
Урок элективного курса по теме «Круговорот воды». 59
2.3.2.
Урок элективного курса по теме «Круговорот кислорода и его появление на Земле». 64
2.3.3.
Урок элективного курса по теме «Физика макроскопических процессов» 68
Выводы по главе II 73
ГЛАВА III. МЕТОДИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СО СТАРШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 75
3.1. Характеристика экспериментального класса. 75
3.2. Проведение экспериментальной работы с учащимися. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 82
Введение:
Актуальность
исследования. В последнее время на всех уровнях
государственной власти все чаще звучат тезисы о значимости правильного выбора
профессионального пути и дальнейшего успешного профессионального становления
каждого человека.
Значимость
профессиональной ориентации подрастающего поколения определяется в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, где
отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать
значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития
общества и природы».
Личностные
результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования должны отражать формирование готовности и способности, обучающихся
к осознанному выбору и дальнейшему построению индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде.
Для
того чтобы учащиеся общеобразовательных организаций смогли сделать правильный
профессиональный выбор, необходимо предоставить им возможность и создать
необходимые условия для осознания значимости продуктивного профессионального и
личностного самоопределения, познакомить с правилами выбора будущей
профессиональной деятельности, научить соотносить индивидуальные особенности с
требованиями желаемой профессии, развивать умение активного поиска и
эффективной обработки информации о путях и способах получения профессионального
образования и профессиональной подготовки.
Множество
профессий обуславливается большим объемом знаний, который копился человечеством
столетиями, и выпускнику сложно воспринять всю информацию о разнообразии
профессий и особенностях профессиональной деятельности. Определиться в таком
большом количестве профессий сложно. Именно поэтому актуальным видится
внедрение элективного курса профориентационной направленности.
Особого
внимания при рассмотрении данного вопроса заслуживают вопросы изучения физики в
естественнонаучной картине мира, поскольку, физика – это наука, посвященная
пониманию того, как ведет себя наш мир и Вселенная. Сегодня она пересекается со
многими другими науками, и оказала огромное влияние на науки об окружающей
среде, как и химия. Физика также поддерживает различные науки, обеспечивая
теоретическую основу, на которой он может основывать свои собственные допущения
и основные теоретические модели.
Следовательно,
одной из основных задач современной общеобразовательной организации должна
стать правильная организация профессиональной ориентации учащихся с учетом
личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, а также с учетом
общественных потребностей и запросов рынка труда.
В
связи с вышеизложенным обоснованием актуальности выбрана тема исследования: «Профориентация старшеклассников в рамках
элективного курса «Роль физики в формировании современной естественнонаучной
картины мира».
Объект
исследования – профориентация старшеклассников.
Предмет
исследования – профориентация старшеклассников в
рамках элективного курса «роль физики в формировании современной
естественнонаучной картины мира».
Цель
исследования – теоретически обосновать профориентацию
старшеклассников, разработать методику организации профориентации
старшеклассников в рамках элективного курса «роль физики в формировании
современной естественнонаучной картины мира», а также провести экспериментальную
работу с учащимися.
Гипотеза
исследования: если разработать методику организации
профориентации старшеклассников в рамках элективного курса «роль физики в
формировании современной естественнонаучной картины мира», то это позволит
сформировать у старших школьников интерес к выбору своей будущей профессии.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть профориентационную работу со
старшеклассниками: понятие, организация, формы, методы.
2. Изучить требования к построению и
структуре элективных курсов.
3. Рассмотреть психолого-педагогические и
возрастные особенности учащихся старших классов.
4. Представить содержание элективного курса
«Роль физики в формировании современной естественнонаучной картины мира».
5. Разработать методические рекомендации по
проведению занятий элективного курса «Роль физики в формировании современной
естественнонаучной картины мира».
6. Разработать уроки к элективному курсу
«Роль физики в формировании современной естественнонаучной картины мира».
7. Представить характеристику
экспериментального класса.
8. Провести экспериментальную работу с
учащимися.
Методы
исследования: анализ и обзор научно-методической,
психолого-педагогической литературы и источников, обобщение опыта педагогов и
исследователей по теме исследователей, обобщение результатов исследования,
синтез, систематизация, обобщения, классификация, методико-экспериментальная
работа.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по
главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. Проведен анализ развития представлений
о естественнонаучной картине мира с древнейших времен до наших дней.
2.
На основании проведенного изучения исторической, методической литературы,
содержания программы по физике, психологических особенностей старшеклассников
разработано содержание элективного курса «Роль физики в формировании
современной естественнонаучной картины мира».
3.
Разработано планирование элективного курса «Роль физики в формировании
современной естественнонаучной картины мира». Данный курс включает 34 часа
учебного времени и отличается междпредметным характером, носит
профориентационную направленность для учащихся. Также разработаны уроки
элективного курса по темам: «Круговорот воды»; «Круговорот кислорода и его
появление на Земле»; «Физика макроскопических процессов».
4.
Разработаны методы и приемы в рамках элективного курса: экологическое
прогнозирование, конструирование, моделирование и исследование свойств веществ.
5.
Проведенный эксперимент показал, что в процессе реализации элективного курса
«Роль физики в формировании современной естественнонаучной картины мира» у
учащихся повысился уровень заинтересованности, что может свидетельствовать об
эффективности проведенной работы.
6.
Была проведена экспериментальная работа, которая включала 3 этапа: констатирующий, формирующий,
контрольный. Для проведения исследования определён диагностический
инструментарий, в который вошла методика «Профессиональная направленность»,
разработанная Г.А. Карповой, Л.Н. Кабардовой, представляет собой опросник с
вопросами закрытого типа. Данная методика позволяет определить сформированность
профессиональных планов учащихся и их направленность на определенный тип
профессий согласно типологии Е.А. Климова.
В
ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы было установлено также, что
учащиеся хотели бы поднять свой уровень знаний о перспективных и востребованных
профессиях, на которые стоит обратить внимание в ближайшем будущем.
Цель
формирующего этапа работы состояла в разработке и внедрении в учебный процесс
занятий элективного курса «Роль физики в формировании современной
естественнонаучной картины мира» для формирования у школьников
заинтересованности в выборе профессии.
Целью
контрольного этапа экспериментальной работы являлось подведение итогов и оценка
эффективности предлагаемых форм профориентации. Сравнивая данные, полученные на
констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать
вывод, что в конце экспериментальной работы учащиеся, которые посещали занятия,
были очень заинтересованы и проявляли активность при выполнении необязательных
заданий. Это позволяет говорить о результативности предложенных форм
профориентации.
В
процессе реализации разработанного элективного курса у старших школьников
повысился уровень заинтересованности, что позволяет говорить о ее
результативности.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены. Гипотеза
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
1.1. Профориентационная работа со старшеклассниками:
понятие, организация, формы, методы
Выбирая профессию, старшеклассник, как
правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом
собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной
деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального
потенциала, профессионально значимых качеств личности. Но ведь для того чтобы
принять решение о выборе профессии, школьник должен определить, что он собой
представляет [7].
Актуальность
и необходимость организации профориентационной работы заключается в том, что
она является важнейшим средством формирования профессиональной направленности,
которая включает в себя отношение к профессии и мотивы её выбора, к которым мы
относим интерес, ценности, потребности, склонности, способности, социальное
окружение, которые находятся в динамическом единстве друг с другом и выражают
готовность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Основоположниками
профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф.
Парсонсаи Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты,
позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Существенный вклад в
развитие профориентационной работы внесли физиологи В.М. Бехтерев, K.M.
Гуревич,В.В. Небылицини др., психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
С.Л.Рубинштейни др., педагоги С.Я. Батышев, А.Е. Голомшток, В.А.Поляков и др.,
социологи Э Гинсберг, В.А.Ядови др. Философские и социальные аспекты
профессионально ориентированной работы рассматриваются в работах И.С.Конаи
В.А.Ядова; её физиологические основы отражены в трудах В.М.Бехтереваи В.В.