Магистерский диплом (ВКР) на тему Проектирование управления образовательными процессами в дополнительном образовании.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме управления
образовательными процессами в дополнительном образовании. 10
1.1.
Методологические аспекты
управления образовательными процессами во внутришкольном дополнительном образовании. 10
1.2. Кружковая работа в условиях внутришкольного
дополнительного образования детей. 19
1.3. Педагогическое проектирование
работы астрономического кружка в системе внутришкольного дополнительного
образования. 25
ГЛАВА
2. Экспериментальная работа по проектированию программы нового поколения в
системе дополнительного образования детей на базе школы № 2031 г. Москва. 43
2.1. Диагностика
проблемных направлений астрономического кружка в системе внутришкольного
дополнительного образования ГБОУ г. Москвы «Школа № 2031» 43
2.2. Программа астрономического кружка «Звездное
небо» для обучающихся 9-11 классов как результат педагогического проектирования
образовательных процессов в системе внутришкольного дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы
«Школа № 2031». 51
2.3. Результаты работы по проектированию
работы
астрономического кружка в системе внутришкольного дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2031». 72
Заключение. 81
Список
литературы.. 85
Введение:
Актуальность
выбранной темы исследования обозначена тем, что что
развитие системы дополнительного внутришкольного образования детей зависит от
качественного проектирования образовательных программ, где отражается,
фактически весь учебно-воспитательный процесс работы (от цели до результата)
образовательной организации по разным направлениям (например, историческая,
научно-техническая культурологическая и др.). Создание эффективной
образовательной программы дополнительного внутришкольного образования детей
обусловлено применением разнообразных подходов к ее проектированию. Как
педагогическое явление, современное дополнительное внутришкольное образование
детей обладает целым рядом актуальных особенностей: личностная ориентация
образования; профильность; практическая направленность; мобильность;
многофункциональность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм,
методов, технологий образования; индивидуализация методик образования как
необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через
активизацию деятельности учащихся и др. Образовательная
программа – это направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности
педагога и воспитанника, средство целевого формирования способности оценивать
социокультурные ценности, развития у обучающегося умений решать проблемы,
создавая основы для осознанного выбора и освоения знаний. Образовательная
программа дополнительного внутришкольного образования детей рассматривается как
документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными
целями деятельности, содержащий условия, механизмы, методы и технологию
достижения целей, а также предполагаемый конечный конкретный результат;
документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления,
информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного
процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования. Другими
словами, образовательная программа дополнительного образования представляет
собой организационно-управленческое знание о целях, содержании, этапах,
способах организации и основных результатах процесса дополнительного
образования, необходимое для его качественного функционирования, что определяет
актуальность данной темы.
Степень разработанности темы исследования.
Проблему
дополнительного образования школьников исследовали многие педагоги, психологи.
Вопросы формирования и развития дополнительного образования рассматриваются в
трудах В.А. Адольфа, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой,
А.К. Марковой, А.М. Новикова, Г.С. Трофимовой, Г. Бернгард, В. Блума, Х.
Маркуса, Р. Стернера и др. Но несмотря на достаточно широкую представленность
исследуемого феномена в научной
литературе, до сих пор нет однозначности как в его операционализации, так и в
определении его состава, а следовательно, и в выделении путей его развития.
Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточным обоснованием
способов развития дополнительного образования школьников и все возрастающими
требованиями социальной практики в образовательной компетенции учащихся.
На основе анализа научных исследований
выявлено противоречие, которое заключается в том, что, несмотря на важность характеризуемой
проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание управлению
развитием профессиональной компетентности педагога в условиях образовательных
организаций, что обусловило выбор темы исследования.
Проблема исследования вытекает из представленных выше
противоречий.
Объектом исследования является дополнительное
внутришкольное образование учащихся в образовательной организации.
Предмет – Программа астрономического кружка
«Звездное небо» для обучающихся 9-11 классов как результат педагогического
проектирования образовательных процессов в системе внутришкольного
дополнительного образования ГБОУ г. Москвы «Школа № 2031»
Заключение:
В начале ВКР было сказано, что образовательная программа
дополнительного образования представляет собой организационно-управленческое
знание о целях, содержании, этапах, способах организации и основных результатах
процесса дополнительного образования, необходимое для его качественного
функционирования, что и определило актуальность выбранной темы.
Объектом исследования стало дополнительное внутришкольное
образование учащихся в образовательной организации.
Предметом – Программа астрономического кружка «Звездное
небо» для обучающихся 9-11 классов как результат педагогического проектирования
образовательных процессов в системе внутришкольного дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2031»
Целью данной магистерской работы стало проведение
комплексного теоретико-прикладного исследования проблемных направлений
астрономического кружка в системе внутришкольного дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2031»
Таким образом, в
первой части работы были рассмотрены теоретические подходы к проблеме
управления образовательными процессами в дополнительном образовании.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся,
направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Процесс
обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по
сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Если в школе индивидуализация обучения, как правило, инициируется со
стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей, прежде всего,
— со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для
себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только
как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика;
утверждается идея сотрудничества, неформального общения. Выполняя функцию
консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей
сильное личностное влияние. Отсюда — повышенные требования к его личностным
качествам.
Содержание учебной деятельности
обязательно должно включать два
взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую
подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая
подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном
виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного
учебного предмета, учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не
только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на
определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к
самостоятельной деятельности, а затем — на продуктивный (творческий) уровень.
Практическая
подготовка — основная составляющая учебной деятельности детского творческого
объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей
является его практико-ориентированная направленность. Но
практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть
«необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного
процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.
Во
второй части ВКР нами был проведен
эксперимент по теме исследования работы кружка дополнительного образования на
базе муниципального бюджетного образовательного учреждения ГБОУ
г. Москвы «Школа № 2031». Характер исследования
практический, с внедрением опыта по данной проблеме и его апробацией на
практике.
Целью
эксперимента было выявление влияния кружковой работы астрономического кружка на
успешность процесса развития познавательной деятельности учащихся старших классов.
Фрагмент текста работы:
Учебный процесс — это целенаправленное, последовательно меняющееся
взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого решаются задачи обучения,
воспитания и общего развития учеников [3, c.200-204].
Учебный процесс — это управляемый процесс, поэтому он включает в себя
такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, мониторинг,
регулирование деятельности и анализ ее результатов. Все эти элементы присущи
деятельности учителя[3, c.200-204].
Дополнительное образование детей, самостоятельно разрабатывающее новую
педагогическую тактику, предусматривает ряд методов и форм деятельности,
которые позволяют детям с разными интересами и проблемами находить и
реагировать на то, чем нужно заниматься, и выражать себя в различных видах
творческой деятельности [6, c.16-19].
При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере обучения детей
все осталось по-прежнему, только добавлены новые формы. Фактически, образование
сегодня ставит личность ребенка на первое место и пытается найти
социально-психологические проблемы для ее развития.
В основе современной стратегии учреждения дополнительного образования
детей лежит образ современной личности, способной активно развиваться,
процветать, самовыражаться и самоорганизовываться.
Учебный процесс в системе дополнительного образования детей — это
специально организованная педагогами и учащимися деятельность, направленная на
решение задач обучения, воспитания и развития личности[6, c.16-19].
Процесс обучения в дополнительном образовании менее формализован по
сравнению с общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок.
Индивидуализацию обучения в системе дополнительного образования детей
осуществляет сам ребенок, выбирающий для себя интересный вид деятельности.
Меняется и отношение учителя: он выступает не только как носитель знаний, но и
как помощник в формировании личности ученика.
По мнению прекрасного педагога-новатора В.Ф. Шаталин «… основная
функция учителя — не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс
познания, создать такую среду в классе, в которой невозможно не учиться» [6, c.16-19].
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще
всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные
требования к его личностным качествам.
Образовательная программа дополнительного
внутришкольного образования детей рассматривается как документ, отражающий
педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности,
содержащий условия, механизмы, методы и технологию достижения целей, а также
предполагаемый конечный конкретный результат; документ, раскрывающий структуру
организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое
и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с
обоснованными целями и содержанием образования [23, c. 171]. Другими
словами, образовательная программа дополнительного образования представляет
собой организационно-управленческое знание о целях, содержании, этапах,
способах организации и основных результатах процесса дополнительного
образования, необходимое для его качественного функционирования [7, c. 61-63]. Среди
ведущих современных подходов к проектированию образовательных программ
дополнительного внутришкольного образования детей выделяют подходы:
системно-деятельностный, акмеологический, интегративный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Раскроем каждый из них. Реализация
системно-деятельностного подхода в образовании предполагает: познание
окружающего мира как системной организации, включение обучающихся в
исследовательскую деятельность, построение в учебном процессе
субъект-субъектных отношений, перевод обучающегося в субъект собственной
деятельности, реализация современных инновационных технологий обучения [8, c.51-54];
системная организация самой учебной деятельности (от потребностей и мотивов к
рефлексии); приоритетность формирования умений, операций, действий, способов
деятельности у обучающихся. Применение системно-деятельностного подхода основано
на переходе к проектировочным стратегиям обучения, ориентацию на результаты
образования (формирование умений, способов деятельности, личностное развитие),
на многообразие форм, видов учебно-познавательной деятельности, на создание
условий успешности в обучении и воспитании, также предполагает в качестве
основного результата – развитие личности ребенка. При этом главное
предназначение педагога образовательной организации в создании условий для
деятельности обучающихся.