Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Проектирование профессионального развития педагогического коллектива современной школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы профессионального
развития педагогического коллектива современной школы.. 10

1.1. Педагогический коллектив как объект
научного исследования. 10

1.2. Этапы профессионального становления
и развития педагогического коллектива  19

1.3. Условия профессионального становления
и развития педагогического коллектива школы.. 26

Выводы по 1 главе. 36

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
по проектированию профессионального развития педагогического коллектива современной
школы.. 37

2.1. Краткая характеристика персонала
и анализ профессионального развития педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 7», г.о.
Реутов. 37

2.2. Модель профессионального развития
педагогического коллектива. 58

2.3. Методические рекомендации по внедрению
модели проектирования профессиональным развитием педагогического коллектива МБОУ
«СОШ № 7», г.о. Реутов. 69

Выводы по 2 главе. 72

Заключение. 74

Список литературы. 77

Приложение. 84

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Постоянные
изменения в профессиональных структурах делают проблему профессионального роста
педагога актуальной. Актуализируются задачи становления новой профессиональной компетентности
кадров образования, формирования педагога нового типа и стиля профессиональной деятельности.
Важную роль в создании творческой атмосферы в педагогическом коллективе, совершенствовании
профессионального мастерства учителей играет стимулирование деятельности педагогов.
Профессиональный рост педагогов безусловно приводит к улучшению их профессионального
мастерства, повышения компетентности, карьерного роста, имиджа работника, приближение
к идеалам культуры, вершин профессионализма, творческой самореализации, улучшения
материального положения.

Стремление к самосовершенствованию и самообразование
являются важными факторами профессионального роста педагога, обеспечивающими расширение
его творческих возможностей, познавательных интересов и формирования творческой
индивидуальности.

Профессиональный и интеллектуальный уровень
педагогического коллектива, уровень творческой атмосферы имеет важное значение в
профессиональном развитии каждого педагога данного коллектива: теоретическая и методологическая
подготовка педагогов; их способность к инновационной деятельности; потенциальные
возможности педагогического коллектива; сформированность мотивации педагогической
деятельности; уровень творческого развития педагогического коллектива; результативность
работы коллектива.

В.А. Сухомлинский отмечал, что педагогический
коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить
не к копированию работы той или иной школы, а к оценке идей и концепций ее деятельности.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда
составной частью входит ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого
коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и специфические особенности.
Главная отличительная черта педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной
деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность
профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической
культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной
и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические
коллективы учебных заведений дают ученикам начальное представление о коллективе
взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о его деятельности. Это обстоятельство
стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Несмотря на научную обоснованность существующих
в исследованиях проблем формирования системы развития учителей, многие важные вопросы
остаются открытыми: как повысить эффективность развития учителей общеобразовательных
школ, каковы современные научные основы этого процесса? Какие концепции, методы
и теории будут способствовать формированию эффективной системы развития педагогов
в школе на данном этапе функционирования системы образования?

Для того чтобы учитель мог соответствовать
требованиям современной системы образования, необходимо разработать систему развития
педагогического коллектива, которая будет ориентирована на конкретного учителя и
будет отличаться разнообразием форм и методов.

Степень разработанности темы
исследования. Многие современные исследования посвящены анализу
профессиональной пригодности педагога, выявлению факторов, обусловливающих успешность
и инновационность профессии педагога (А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.Л. Киселева, В.А.
Крутецкий, В.А. Сластенин, Т.Н. Щербакова).

Проблема профессиональной пригодности актуальна
для отечественных и зарубежных исследований (А.Г. Асмолов, Дж. Аткинсон, Е.А. Климов,
Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Профессиональная пригодность стимулирует
развитие интегративных социокультурных, нравственных, интеллектуальных качеств,
степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов
системы человек-человек (И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А.
Сластенин).

В ряде работ рассматриваются понятия, сходные
по своему содержанию с профессионально-педагогической пригодностью. При характеристике
профессиональной пригодности можно проследить употребление таких понятий как «профессиональная
компетентность», «профессионализм» и «педагогическое мастерство». В работах Ю.В.
Варданян, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина можно увидеть понятия «профессиональная
компетентность» и «диагностика профессиональной компетенции педагогов». Особенности
диагностики профессионального мастерства рассматривают в своих трудах такие авторы
как Ф.Н. Гоноболин, Н.Н. Деменева, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Орлов, Т.М.
Сорокина.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогический коллектив – это трудовой
коллектив, перед которым стоят определенные задачи, есть программа
деятельности. Его создают с целью выполнения функции образования.
Педагогический коллектив является составляющей общественного коллектива
образовательного учреждения.

В результате проведенного анализа
психолого-педагогической литературы, нами были выделены особенности
педагогического коллектива такие как: полифункциональность, самоуправляемость,
коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности,
ненормирование рабочего дня педагога, то есть отсутствие временных рамок на
выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно
сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как
правило, причиной перегрузки педагогов, недостатком свободного времени для их
профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.

Факторы, которые влияют на формирование
структуры коллектива: величина коллектива; характер
профессионально-педагогических задач, которые решают члены педагогического
коллектива; социально-демографическая и индивидуально-психологическая специфика
членов педагогического коллектива; степень удовлетворенности принадлежностью к
коллективу. Исходя из этого был сформулирован комплекс субъективных и
объективных условий, способных придать позитивную динамику рассматриваемому
процессу. К субъективным условиям относятся: наличие у всего коллектива и у
каждого педагога выраженной потребности и устойчивых мотивов совершенствования
способов выполнения профессиональной деятельности (внедрения инноваций),
стремления к профессиональному самосовершенствованию и самореализации;
понимание и принятие всеми членами коллектива целей и задач совместной
деятельности в рамках компетентностного подхода в образовании.

В качестве объективных (управленческих)
условий мы выделяем: организационные — конкретность, выполнимость, социальную и
практическую значимость целей и задач, стоящих перед коллективом, рациональное
планирование деятельности по повышению уровня профессионального мастерства
педагогов и научно-методическое обеспечение исследуемого процесса; средовые –
формирование на основе ценностно-ориентационного единства образовательной
среды, ресурсные – материально-техническое обеспечение деятельности
педагогического коллектива в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами,
высокий уровень информационной поддержки образовательного процесса, наличие
необходимых материальных, финансовых ресурсов для профессионального роста
педагогического коллектива.

В результате экспериментальной работы был
проанализирован профессионального развития педагогического коллектива МБОУ «СОШ
№ 7», г.о. Реутов. Для повышения собственного профессионального развития в МБОУ
«СОШ №7» учителя используют в своей практике технологию проектирования, они
включились в организацию проектной деятельности посредством подготовки
участников ежегодной, ставшей традиционной для учащихся всех классов школы,
конференции «Шаги в науку». Кроме этого, был изучен уровень профессионально
развития педагогов образовательной организации. В результате исследования
профпригодности педагогов было выявлено, что 60% педагогов владеют необходимыми
знаниями программных целей и задач по каждому из разделов образовательной
программы в минимальной степени. Также у педагогов в недостаточной мере развиты
умения мониторинга знаний, умений и навыков воспитанников по всем разделам
образовательной программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы профессионального развития педагогического
коллектива современной школы 1.1. Педагогический коллектив
как объект научного исследования

Произошедшие социально-экономические изменения
в современном обществе не могли не затронуть систему образования, сказаться на общей
атмосфере и морально-психологическом климате в системе взаимодействия педагогов
и учащихся в системе образования. Современный педагог сталкивается с целым рядом
проблем в своей профессиональной деятельности (затруднения в материально-техническом
оснащении учебно-воспитательной базы, существенное ухудшение материального положения
преподавательского состава, и, как следствие, снижение престижа и авторитета преподавательской
деятельности, отток значительной и наиболее молодой, перспективной части преподавательского
корпуса в иные сферы деятельности и др.). Кроме этого, создается противоречивая
ситуация, связанная с социальной нагрузкой самой профессии педагога. С одной стороны
педагогическая деятельность по своей сути социальна, с другой – педагоги изолированы
друг от друга своей группой, классом, дисциплиной. Оставаясь наедине со своими профессиональными
и личностными проблемами, у педагога возникает впечатление, что успех общего дела
зависит только от его личных усилий. Таким образом, актуальность изучения основных
характеристик педагогического коллектива несет в себе не только научную ценность,
связанную с выявлением специфики воздействия различных элементов педагогического
коллектива друг на друга, но и практическое значение, отражающееся на социально-профессиональном
уровне. Сегодня становление профессионального педагогического коллектива реализуется
в социальном противоречии «с одной стороны – с потребностью в профессиональных
педагогических коллективах, климат которых способствует непрерывному повышению квалификации
каждого педагога. С другой – реальным состоянием системы образования всех
ступеней сегодня, в котором педагог находится в той самой системе изоляции, отмеченной
выше» [1, с. 14].

Комплексное и успешное решение обозначенных
проблем в большей степени зависит от понимания роли педагогического коллектива в
решении современных образовательных задач, от той творческой атмосферы, которая
способствует развитию всеобщей увлеченности и заинтересованности в достижении положительных
результатов, взаимной зависимости и взаимной ответственности педагогов. «Именно
в этих условиях (на социально-педагогическом уровне) возникает острая необходимость
в понимании «педагогического коллектива», его основной социально-профессиональной
«нагрузки» в процессе образования» [25, с. 84-85].

Педагогический коллектив – это трудовой
коллектив, перед которым стоят определенные задачи, есть программа
деятельности. Его создают с целью выполнения функции образования.
Педагогический коллектив является составляющей общественного коллектива
образовательного учреждения [55, с. 695].

Как правило, люди работают в составе группы,
объединенной одной профессией, но это не значит, что они должны постоянно находиться
рядом друг с другом и совместно выполнять одну работу, главное – включенность в
межличностные отношения. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы,
которые оказывают влияние на групповое настроение. Группа может выступать в качестве
управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры и иметь различную степень
сплоченности ее членов (от неорганизованной толпы, до единого коллектива). Чтобы
считаться коллективом, группа должна обладать некоторыми признаками, которые будут
перечислены ниже. Во-первых, наличие общей цели у всех ее членов, которая может
формироваться в результате влияния индивидуальных целей членов коллектива, или диктоваться
извне, но она всегда будет общей, а не одинаковой. Во-вторых, признание себя членами
группы и отождествление себя с нею, в основе чего лежат общие интересы, принципы,
идеалы и т. д. Такое признание способствует взаимодействию людей, что позволяет
создать условия успешного решения проблем, с которыми, так или иначе, сталкивается
коллектив в своем развитии. В-третьих, наличие определенной культуры, выраженное
в общих ценностях, нормах и правилах поведения в коллективе. В-четвёртых, общий
руководящий орган. Любой совместный труд требует координации, согласованности, планирования,
что невозможно без органов управления (будь то администрация в школе, либо неформальный
лидер коллектива в целом или какой-либо рабочей группы и др.) [3, с. 22].

Педагогический состав как профессиональное
объединение людей имеет все общие признаки коллектива, однако обладает и своими
характерными особенностями – это полифункциональность деятельности педагога,
коллективный вид работы, коллективная ответственность, ненормированный рабочий
день – отсутствие определенного промежутка времени на осуществление каких-либо
видов педагогической работы, что негативно влияет на жизнедеятельность
педагогического коллектива, является причиной перегрузки; преимущественно женский
состав. Как известно, женские коллективы наиболее экспансивны, ярче
подвергаются перемене настроений, больше конфликтуют [55, с. 696].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы