Магистерский диплом (ВКР) на тему Проблема психологом-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава I.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка. 6
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение как научный
феномен. 19
1.3. Социально-психологические условия развития ребенка
раннего возраста 26
Выводы по главе I 41
Глава II.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 42
2.1. Организация и методы исследования. Разработка и
апробация диагностического инструментария. 42
2.2. Анализ полученных результатов. 46
Выводы по главе II 54
Глава III.
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 55
3.1. Реализация программы педагогического сопровождения
семей, воспитывающих ребенка раннего возраста. 55
3.2. Анализ эффективности проведенной работы.. 74
Выводы по главе III 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 84
Введение:
Актуальность
исследования. Современное состояние развитие общества
предполагает необходимость решения вопроса для предоставления равных
возможностей для получения всестороннего образования каждому человеку. А первые
годы жизни ребенка являются определяющими для его дальнейшего роста и развития
и влияют на его будущее. При этом каждый ребенок познает мир в своем темпе и
нуждается в разном объеме усилий со стороны взрослых. Для ребенка семья
является первым и главным социальным институтом, поскольку именно в семье
создаются необходимые условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к людям, что образует основу развития
личности ребенка в целом. В связи с этим необходимо организовать
психолого-педагогическое сопровождение семей, которые воспитывают детей раннего
возраста.
Психолого-педагогическое
сопровождение представляет собой такую работу, которая направляется на обучение
родителей средствам, способам и навыкам по воспитанию детей, включает в себя
также разработку коррекционных и развивающих программ, консультирование
родителей и других членов семьи по особенностям воспитания детей. Также
сопровождение содержит в себе работу по поддержке семьи, которая будет
способствовать повышению ее личных ресурсов и позволять обеспечить условия для
эффективного развития и социализации детей.
Формирование
педагогической компетентности родителей детей раннего возраста является
актуальной проблемой семейного воспитания, освещенной в современных
психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Организационно-методические основы педагогического просвещения и
самообразования родителей раскрыты в ряде работ – Т. Воликовой, М. Демидова, Р.
Капраловой, А. Тихонова. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии
В. Сухомлинского, А. Макаренко проанализированы в трудах Л. Заворотченко, Л.
Ковальчук, Т. Кочубей, А. Мальцевой, А. Петренко, Л. Петрук.
Теоретические основы
формирования педагогической компетентности родителей представлены в работах Т.
Алексеенко, А. Арбузова, Е. Аркина, А. Арсеньева, О. Бондаревской, И.
Гребенникова, Л. Ковинько, Л. Левшина, А. Макаренко, А. Наседкина, Т.
.Панфиловой, Ю. Петрова, В. Сухомлинского, В. Титаренко и др., а также в трудах
зарубежных исследователей А. Адлера, Е. Берна, Т. Гордона, Х. Джайнотта, В.
Сатир, Ю. Хамеляйнена.
Ведущей мыслью в
исследованиях указанных ученых есть положение о важности формирования
педагогической компетентности родителей как основы эффективности и результативности
семейного воспитания.
Актуальность проблемы
формирования педагогической компетентности родителей детей раннего возраста
обусловлена необходимостью преодоления ряда противоречий, таких как:
— между ростом
потребностей современного общества в формировании педагогической компетентности
родителей детей раннего возраста и недостаточностью психолого-педагогических
наработок, информационно-просветительской работы по данному вопросу;
— между доступом
родителей к актуальным материалам в социальных сетях, Интернет-ресурсах,
печатных изданиях по вопросам воспитания детей раннего возраста и их
недостаточной педагогической компетентностью, в частности готовностью овладеть
этой информацией и расширить опыт внедрения лучших практик, форм, методов и
приемов семейного воспитания.
В связи с этим существует
необходимость определить пути психолого-педагогического сопровождения семей,
которые воспитывают ребенка раннего возраста.
Цель
исследования – обоснование психолого-педагогических
условий, обеспечивающих эффективное сопровождение семей, воспитывающих ребенка
раннего возраста.
Объект
исследования – семья, воспитывающая ребенка раннего
возраста.
Предмет
исследования – педагогические условия
психолого-педагогического сопровождения семей, которые воспитывают ребенка
раннего возраста.
Гипотеза
исследования заключается в том, что психолого-педагогического
сопровождение семей, которые воспитывают ребенка раннего возраста, будет
эффективно, если будет носить дифференцированный характер и осуществлять на
основе учета особенностей разных типов семей и их актуальных потребностей в
сфере воспитания детей раннего возраста, а также будет ориентирована, с одной
стороны на повышение общего уровня педагогической культуры родителей, а с
другой – на организацию психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей
ребенка раннего возраста в удобном для нее формате.
Задачи
исследования:
1. Изучить
научно-теоретические основы психолого-педагогического сопровождения семей,
воспитывающих ребенка раннего возраста.
2. Провести эмпирические
исследование психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих
ребенка раннего возраста.
3. Апробировать программу
психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка раннего
возраста.
Теоретической
основой исследования послужили научные труды отечественных и
зарубежных ученых Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной,
А.М. Прихожан, С.В. Ковалева и др.
Методы
исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, обобщение); эмпирические (тестирование: «Опросник родительского
отношения»; эксперимент); количественный и качественный анализ данных
исследования.
Теоретическая
значимость исследования заключается в анализе и обобщении
теоретических данных по вопросам развития личности ребенка с раннего возраста и
влияния психолого-психологического сопровождения семьи на формирование и
развитие детей раннего возраста.
Практическая
значимость исследования предполагает, что разработанный
комплекс занятий и рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению семей, воспитывающих детей раннего возраста позволяют эффективно
развивать личность ребенка и решать проблемы формирования педагогической
компетентности и педагогической культуры родителей.
Структура работы состоит
из введения, трех глав, выводам по ним, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В связи с изменениями,
происходящими в политической, социальной и экономической сферах, возник ряд
проблемных ситуаций в обществе, среди которых особое значение имеет проблема
подрастающего поколения. Современное развитие экономики нашей страны,
социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении
финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий,
сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту семей,
где родители небрежно относятся к своим обязанностям.
Сложившиеся условия
требуют формирования эффективной комплексной системы поддержки семьи,
включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное
социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для
жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации,
осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с семьями
Семейное воспитание – это
управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней
принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений
с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и
личностных качеств, а какие, напротив, препятствуют формированию у них
нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и
деформации личности.
Анализ научных трудов
отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует, что формирование
педагогической культуры родителей — это систематическая и содержательная
программа, цель которой является распространение информации, знаний и навыков в
различных аспектах деятельности родителей или как попытка повысить сознание
родителей относительно воспитания своих детей и вооружить их определенными
воспитательными навыками.
Целью формирования
педагогической культуры родителей является развитие у них черт воспитателей.
Самовоспитание родителей означает рост самосознания и установление собственной
шкалы ценностей.
Формирование
педагогической культуры родителей – это процесс развития не только одной
личности – отца или матери, это совместное усовершенствование всех членов
семьи. В широком понимании формирования педагогической культуры родителей можно
рассматривать как воспитание самих родителей, а именно: знание законодательства
о браке и семье; овладение навыками ведения домашнего хозяйства; знания о
физических и физиологических особенностях детского организма, детских болезнях;
формирование отношений между членами семьи и т.д.
Таким образом,
формирование педагогической культуры родителей – это попытка помочь современной
семье в выполнении ею функций воспитания. В конце концов, речь идет о праве
ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность
всестороннего развития и семейного благополучия. Семья – это основа общества и
заменить ее не может ни одна официальная организация или учреждение. В связи с
этим возникает необходимость ведения психолого-педагогического сопровождения
семей, которые воспитывают детей раннего возраста.
Проблема сопровождения в
современной педагогике и психологии рассматривается достаточно широко.
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста,
рассматривалось нами как метод активного, системного, динамического влияния на
развитие субъектов с целью раннего выявления поведенческих и личностных
нарушений ребенка и оказания квалифицированной комплексной помощи ребенку и его
семье.
В соответствии с этим
психологическое сопровождение семьи, воспитывающего такого ребенка,
предусматривает оказание комплексной помощи:
– во-первых,
психологической диагностики детей (первичное диагностирование с целью изучения
сильных и слабых сторон развития личности, выявление и решение проблем,
возникающих в процессе социализации и интеграции, проведение диагностических минимумов
с целью изучения динамики ее развития и преодоления возможных затруднений);
– во-вторых,
предоставление членам семьи информации об особенностях ребенка.
Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод, что организация дифференцированного
подхода к психолого-педагогическому сопровождению – это поиск наилучшего
варианта решения задач при определённых требованиях или ограничениях. В любом
случае, сопровождение – это некий путь к методическому творчеству, посредством
преодоления шаблонов в воспитании и во взаимодействии с родителями. Кроме того,
это путь профессионально-личностного развития психолога и педагога, его
мышления, его умений, навыков, закрепление практики применения способов
оптимизации детско-родительских отношений и в целом развитие педагогической
компетенции в аспекте реализации педагогического взаимодействия.
Фрагмент текста работы:
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
Семейные взаимоотношения
выступают как первооснова для развития человека и социализации личности
ребенка. Семья является первым и основным социальным институтом, в котором
оказывается человек. В семейных отношениях между родителями и детьми важным
выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в
себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии,
методов воспитания [25].
Детско-родительские
отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей,
стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем
организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации,
семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества, поло-ролевое
поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют
сильное влияние на формирование личности детей [21].
При изучении феномена
детско-родительские отношения в педагогике мы обратились к понятийному аппарату
этого научного конструкта. Понятийный аппарат детско-родительских отношений
достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им
типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы
отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета;
типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры
воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые
взрослыми в семье и дошкольной образовательной организации.