Магистерский диплом (ВКР) на тему Приоритетные направления и стратегии реализации внешней политики КНР в странах Черноморско-Каспийского региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И
СТРАНАМИ ЧКР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.. 8
1.1. Понятие и
специфика межгосударственных отношений в условиях глобализации мира. 8
1.2.
Межгосударственная договорно-правовая база сотрудничества КНР со странами ЧКР. 17
ГЛАВА 2.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КИТАЯ И СТРАН ЧКР НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
2.1. Факторы,
влияющие на развитие отношений между КНР и странами ЧКР 25
2.2. Формы и
стратегическое значение сотрудничества Китая со странами
черноморско-каспийского региона. 38
2.3. Современные
тенденции и перспективные направления развития сотрудничества Китая со странами
ЧКР. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 71
Введение:
Актуальность
исследования основных направлений внешней
политики Китая в Черноморско-каспийском регионе заключается в том, что ориентация
на социальные основы дипломатии играет важную роль в китайской дипломатической
тактике XXI века. Китай находится в восточной части Евразийского континента, на
западном тихоокеанском побережье. Вокруг него расположено много стран, что
заставляет Пекин прилагать все силы к созданию благоприятных условий в пользу
проведения дальнейшей реформы открытости и развития модернизации государства.
Кроме того, сегодня на формирование
геополитической ситуации в странах
Черноморско-каспийского региона оказывают влияние большое количество
факторов, самым главными из которых
являются различия в интересах, а также политика стран-лидеров, различных
политических союзов и транснациональных корпораций, ведущих активную борьбу за
расширение своего геополитического и геоэкономического влияния в региона. И
если раньше ключевыми акторами в регионе выступали США и Россия, то сегодня влияние
на ситуацию в регионе оказывают новые геополитические игроки:
Евросоюз, Индия, Турция и, в первую очередь, Китай.
Основной фактор, который создает для Пекина такую
обстановку, при которой возможно его дальнейшее повышение роли и влияния на
Каспии – это отсутствие у китайской стороны политических интересов в регионе.
Это дает возможность для активного развития внешнеполитических
и внешнеэкономических связей с китайским руководством для новых независимых
стран региона без оглядки на возможное ограничение их суверенитета.
Однако пока не существует фундаментальной работы,
которая бы системно и исчерпывающе представила отношения Китая со странами
Черноморско-Каспийского региона на современном этапе. Стоит также отметить, что
в данном вопросе появляется много разноплановых позиций и противоречивых
взглядов, порой даже на основополагающие моменты. Такая неоднозначность дает
возможность альтернативного мышления и разработки разностороннего подхода.
Цель
исследования выпускной квалификационной работы – выявить
возможности повышения интенсификации сотрудничества между Китаем и странами
Черноморско-каспийского региона, как важного элемента системы
внешнеполитической безопасности и экономического развития КНР.
Задачи
исследования:
1) представить понятие и специфику межгосударственных
отношений в условиях глобализации мира;
2) изучить договорно-правовую базу, регулирующую
сотрудничество Китая со странами ЧКР;
3) выделить факторы, влияющие на развитие отношений между
КНР и странами ЧКР;
4) проанализировать формы и стратегическое значение
сотрудничества Китая со странами черноморско-каспийского региона;
5) предложить рекомендации по развитию перспективных
направлений сотрудничества между странами.
Объектом
исследования выпускной работы выступают основные направления внешней
политики Китая в странах Черноморско-каспийского региона.
Предметом
исследования является развитие на современном этапе
межгосударственных отношений между КНР и странами ЧКР, анализ их динамики и
преемственности.
Степень изученности темы исследования. Новой
дипломатии Китая посвящено множество исследований как зарубежных, так и
отечественных авторов. Началом социальных основ новой дипломатической линии КНР
можно считать Доклад на
15-м съезде КПК председателя Цзян Цзэминя, который обозначил
основные направления политики Китая в построении социальных основ
добрососедства и сотрудничества стран региона.
Среди исследований по рассмотрению проблемы, по степени глубины научного
анализа следует выделить труды современных китайских научных деятелей: Лу Наньцюань,
Гэн Сяндун, Сун Тао и др., а также работы видных исследователей: Никифоров А.
Р., Постников А.В и др. При рассмотрении вопросов глобализации следует отметить
серию научных статей А. Королёва (Национальный университет сингапурского
центра по проблемам Азии и глобализации), а в определении специфики
межгосударственных отношений —
монографии Гэн Сяндуна (耿向東) и Миядзаки Масаёши в переводе И. Ванти (葉婉奇), а так же
на исследование М. С. Косяк – «Черноморско-каспийский регион как
геополитическая категория». Стратегическое значение российско-китайского
сотрудничества в достаточно полной мере раскрыто Сильванной Мэлл (Silvana
Malle) в статье для журнала «Journal of
Eurasian Studies»[1].
Взаимодействие России и КНР в международных организациях подробно рассматривается
в статьях М.В. Лисицкой – Российский и китайский подходы к сотрудничеству в
рамках БРИКС и Л. Цзоу, О.Ф. Лейченко,
В.Ф. Печерица – Международное российско-китайское взаимодействие в рамках
организации объединенных наций (ООН) и региональной Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). Для понимания механизмов формирования внешнеполитического
курса КНР, его специфики и китайского опыта выстраивания двусторонних
межгосударственных отношений, могут быть полезны работы таких известных
американских специалистов в сфере внешней политики и международной
безопасности, как Зб. Бжезинский и Г. Киссинджер,[2] признанных классическими в сфере изучения
теории международных отношений. Технологии «мягкой силы», применяемые
современным Китаем, способы выстраивания экономических отношений с партнерами и
затем перевод данных отношений в политическую плоскость раскрываются в трудах американских
теоретиков, изучающих новейшие стратегии выстраивания межгосударственных
отношений и защиты национальных интересов на мировой арене: Дж. Най, Р.
Блэквилл, Дж. Харрис.[3]
В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и
методической литературы, анализ документов и данных СМИ, а также официальных
заявлений глав государств и министров иностранных дел.
Теоретической
базой исследования являются научные труды российских, китайских и
американских специалистов в сфере межгосударственного сотрудничества: Мясников
В.С., Постников А.В Л. Цзоу, О.Ф. Лейченко, В.Ф. Печерица Д., Лу Наньцюань, Гэн
Сяндун, Сун Тао: Киндж, С. Мэл, Дж. Най, Р. Блэквилл, Дж. Харрис, Г.
Киссинджер, Зб. Бжезинский и др.
Эмпирическая
база
проведенного исследования представлена использованием вторичных данных,
полученных из материалов ведущих СМИ, так как при рассмотрении современного
периода этот источник является довольно важным, и заочных экспертных оценок по
проблеме. Отдельно стоит отметить информационно-аналитический портал
«Каспийский вестник», государственное информационное агентство ТАСС, а так
же онлайн газеты «Женьминь Жибао» и «Чайна дейли».[4]
Анализ современного этапа развития межгосударственных отношений также
невозможен без рассмотрения двусторонних договоров и деклараций современного
периода: Декларация об основах дружественных
взаимоотношений между Республикой Казахстан и КНР от 1995 года, в которой стороны договорились проводить диалоги по проблемам укрепления безопасности и
сотрудничества со странами АТР, Совместное заявление об основах дружественных
отношений между Азербайджанской Республикой и Китайской Народной Республикой»,
подписанное 7 марта 1994 года, Договор о добрососедстве, дружбе и
сотрудничестве между Республикой Таджикистан и КНР от 15 января 2007 г. и
многие другие нормативно-правовые акты. Было проведено сравнение сфер интересов
Китая относительно стран ЧКР и сравнительный анализ договорно-правовая базы
внешнеполитической деятельности китайского руководства.
Теоретическая
значимость данной темы исследования заключается в возможности внести вклад в
выявление тенденций эволюции межгосударственного сотрудничества, поиск
закономерностей в китайской внешней политике, установление ключевых векторов
внешнеполитической активности КНР.
Практическая
значимость данной темы исследования заключается в том, что полученные выводы и
рекомендации потенциально способны внести вклад в активизацию экономического
взаимодействия, развитие на территории стран Черноморско-Каспийского региона
новых инвестиционных проектов. Этот вопрос постоянно анализируется
государственными служащими, политиками, дипломатами, экспертами по
экономическому взаимодействию и развитию, как на государственных, так и на
уровнях субъектов. Для Казахстана, Азербайджана, Турции, Грузии особую
актуальность приобретает перспектива выстраивания экономического сотрудничества
с КНР в целях привлечения дополнительных инвестиций создания рабочих мест,
преодоления экономического спада.
Апробация
результатов исследования выпускной квалификационной работы проходила
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и источников и приложения. [1]
Malle,
S. Russia and China in the
21st century.
Moving towards cooperative behavior / Journal of Eurasian Studies.
2017. Volume 8, Issue
2. P. 136-150. [2] Бжезинский З.
Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы.
Сборник работ. М.: Астрель, 2013. 702 с.;
Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. 848 с. [3] Най Дж. Будущее
власти. Как стратегия умной силы меняет XXI
век. М.: АСТ, 2014. 444 с.; Блэквилл Р., Харрис Дж. Война иными средствами. М.:
АСТ, 2017. 480 с. [4]
Информационно-аналитический портал «Каспийский вестник» URL:
http://casp-geo.ru/; ТАСС – информационное агентство России URL: http://tass.ru/; «Жэньминь жибао» — ежедневная
газета URL:
http://russian.people.com.cn/; China Daily — daily newspaper URL: www.chinadaily.com.cn/
Заключение:
Начиная с распада СССР в 1991 г.
создались условия для расширения взаимодействия между прибрежными каспийскими и
черноморскими государствами и усиления экономических взаимосвязей в
Черноморско-Каспийском регионе.
В условиях конфликта
внешнеполитических интересов пока еще не была сформирована концепция
регионального сотрудничества как на государственном, так и на и
межгосударственном уровнях. Однако ввиду высокого транзитного потенциала в
регионе продолжают формироваться международные экономические связи, в которых
заинтересованы все региональные страны. При этом сотрудничество носит
прагматичный и ограниченный характер, его расширение возможно между сторонами,
не имеющих противоборствующих позиций по разрешению этнополитических
конфликтов.
Исторически для стран Черноморского
региона было характерно разнообразие цивилизаций, культур и религий, а их
благосостояние, процветание или упадок определялись взаимоотношениями между
теми империями и цивилизациями, которые контролировали прибрежные и близлежащие
пространства – Римской,
Византийской, Российской и
Оттоманской/Османской. Каждая из них оставила свой след на берегах
Чёрного моря.
Географическое положение
Черноморского региона, находящегося в
фокусе интересов многих,
в том числе нерегиональных государств, позволяет
ему быть важным транзитным центром. Сохраняется ставшее историческим
предназначение Черноморского региона как важного звена, своего рода моста между
Западом и Востоком – ведь именно здесь проходил Великий Шёлковый путь, на
многие годы связавший Китай и Запад.
Одной из наиболее масштабных
тенденций в региональной геополитике является рост роли Китая в Центральной
Азии. По большей части Пекин действует с помощью инициативы «Один пояс – один
путь»: проект позволяет странам региона привлекать инвестиции в свою
инфраструктуру, а Поднебесной – расширять свое экономическое влияние. Однако,
если Центральная Азия хочет китайского присутствия на новом уровне, ей сначала
необходимо усовершенствовать экономическую политику в странах региона.
Турбулентность и непредсказуемость
политической и экономической ситуации в глобальном масштабе заставляет многие
страны пересматривать свои взгляды на происходящие вокруг процессы. В этой
ситуации реализация китайской инициативы открывает новые возможности для стран
вдоль «пояса и пути».
Политика силы, протекционизм и т.д.
лишь ухудшают внешнеэкономическую конъюнктуру глобального мирового развития. В
качестве примера посол привел девальвацию национальных валют, что, естественно,
ведет к росту цен. Например, в конце октября текущего года в Стамбуле
планировалось проведение Международного симпозиума стран Черноморского и
Каспийского регионов. Однако резкий скачок цен привел к его отмене на
неопределенный срок.
Китайская инициатива «пояса и пути»,
прежде всего, предлагает экономическое сотрудничество. К тому же, она открыта
для всех стран и проповедует пять основных принципов: политическое сближение,
инфраструктурные связи, свободная торговля, циркуляция капиталов, сближение
народов. Как мы видим, преимуществ инициативы более чем достаточно. Принимать в
ней участие или нет, естественно, каждая страна решает сама.
«Один пояс, один путь» – это не
только транзитно-транспортный проект для целого ряда государств, он включает в
себя развитие инфраструктуры, индустрии, торговли, сферы услуг.
Таджикистан вовлечен в проекты,
реализуемые в рамках «пояса и пути». Так, по привлечению предпринимательского
капитала в таджикскую экономику Китай является крупнейшим инвестором. При этом
работа по стимулированию процесса привлечения китайских компаний в Таджикистан
сохраняет благоприятный инвестиционный климат. В 2017 г. китайская
инвестиционная корпорация по международному экономическому сотрудничеству и
группа «Шанхай хайчэн» подписали договор о расширении
китайско-таджикистанского индустриального парка. Это самый масштабный
двусторонний проект между Китаем и Таджикистаном.
За пять лет непрерывного упрощения
и устранения препятствий в торговле Китай вместе со странами
Центральной Азии всеми силами постоянно улучшал условия
для предпринимательской деятельности. Так, для Казахстана
и стран Центральной Азии время таможенного досмотра сельскохозяйственной
продукции сократилось на 90%. Таким образом, инициатива «Пояса и пути»
отвечает тенденциям эпохи, законам развития и соответствует интересам стран
Центральной Азии и имеет широкие перспективы.
Естественно, есть определенные
трудности, а также определенные вопросы к инициатору проекта. Пятилетний путь
пройден и наступает новая «пятилетка», которая, бесспорно, откроет новые
перспективы сотрудничества не только в сфере экономического взаимодействия, но
и в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения, что окажет
дальнейшее содействие реализации проектов, дающих конкретную выгоду всем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И
СТРАНАМИ ЧКР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.1. Понятие и специфика
межгосударственных отношений в условиях глобализации мира
На сегодняшний день наблюдается
активный поиск возможностей сотрудничества, связывающих Черноморский и
Каспийский регионы. Эта тенденция позволяет выделить Черноморско-Каспийский
регион как целостное пространство, где реализуются проекты сотрудничества. В
той или иной мере в них вовлечены все региональные страны. Наибольший интерес
для них представляют сферы внешнеэкономического сотрудничества, где могут быть
использованы транзитные возможности в черноморско-каспийском направлении.
Обсуждаются и реализуются перевозки
товаров, грузов с помощью различных видов транспорта (морского,
железнодорожного), пассажирские перевозки, торговля нефтегазовыми ресурсами
преимущественно с помощью трубопроводного транспорта.
Предпосылки для расширения
экономических взаимосвязей в черноморско-каспийском направлении сформировались
после распада СССР в 1991 году. Увеличилось количество прибрежных черноморских
и каспийских государств, ранее входивших в состав СССР. Новообразованные
независимые республики приобрели свою международную правосубъектность, стали
видоизменять старые и одновременно формировать новые экономические связи.
У стран Черноморского и Каспийского
регионов расширился выбор внешних партнёров, заинтересованных в сотрудничестве.
В их состав вошли как страны-соседи, так и внерегиональные государства и их
союзы — главным образом, США, Европейский союз[1],
Китай. С увеличением количества заинтересованных сторон сотрудничество в
Черноморском и Каспийском регионах приобрело открытый и одновременно
конфликтный характер. Как следствие, появились возможности для экономического
сотрудничества между черноморскими и каспийскими странами, способное объединить
их транзитный потенциал.
Следует отметить, что в условиях
открытости для черноморских стран потенциал для своего развития, помимо
каспийского, имеют и другие региональные направления сотрудничества, как,
например, черноморско-средиземноморское. В статье уделяется внимание специфике
уже сформировавшимся форматам сотрудничества в Черноморско-Каспийском регионе с
точки зрения политических интересов региональных стран. В этих форматах
сотрудничества могут в дальнейшем принимать участие и средиземноморские страны.
Несмотря на отличительные особенности
внутри- и внешнеполитический жизни каждого из государств Черноморского и
Каспийского бассейнов, они сохраняют ряд устойчивых общих характеристик начиная
с момента распада биполярной системы международных отношений3. Последние
позволяет выделить группы региональных стран, а также и выявить закономерности
взаимодействия между ними. На черноморско-каспийском пространстве можно
выделить постсоветские государства, входившие до 1991г. в состав СССР (Россия,
Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан),
государства бывшего социалистического блока (Румыния, Болгария),
страны-региональные лидеры[2]
(Россия, Турция).
Постсоветские страны региона
оказались на цивилизационном стыке. До настоящего времени их также выделяют в
составе других регионов: Россию, Украину, Молдову как страны Восточной Европы;
Армению, Грузию, Азербайджан как страны Южного Кавказа; Казахстан, Туркменистан
как страны Центральной Азии. Однако все они заявили о переходе к новой модели
политического и экономического устройства — демократии
и рыночной экономике. Экономические связи на основе плановой экономики между
странами бывшего СССР разрывались и претерпевали кризис. Для стран
Черноморско-Каспийского региона открылись возможности сотрудничества с
государствами и союзами с устоявшимися демократическим политическим режимом и рыночной
экономикой — Европейским союзом, США. Последние проявили активный интерес к
налаживанию политических и экономических связей в регионе. Усилилась
международная конкуренция за использование его транзитного потенциала. [1] До вступления
Болгарии и Румынии в Европейский союз в 2007 г. Европейский союз выступал в
качестве внешней заинтересованной стороны в развитии сотрудничества в
Черноморско-Каспийском регионе. Начиная с 2007 г. Евросоюз рассматривается в
статье как региональный актор. [2] Особое положение
в Черноморско-Каспийском регионе занимает Иран, имеющий потенциал регионального
лидера. Однако возможности активного участия Ирана в международном
сотрудничестве в черноморско-каспийском направлении ограничиваются санкциями
США в связи с разрабатываемой им ядерной программой. В январе 2020 г. конфликт
между Ираном и США перерос в военную фазу.