Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Гражданско-правовой

Магистерский диплом (ВКР) на тему Принцип добросовестности и справедливости в гражданском праве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.. 9

1.1.   Понятие и содержание принципа
добросовестности в гражданском праве  9

1.2.   Понятие и содержание принципа
справедливости в гражданском праве. 21

1.3.   Место добросовестности и
справедливости в системе принципов гражданского права  29

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. 41

2.1. Реализация принципов
добросовестности и справедливости в вещном праве  41

2.2. Реализация принципов
добросовестности и справедливости в обязательственном праве. 57

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И
СПРАВЕДЛИВОСТИ И СМЕЖНЫЕ КАТЕГОРИИ.. 76

3.1. Запрет на злоупотребление правом
участниками гражданских правоотношений  76

3.2.Соотношение принципа
недопустимости злоупотребления правом с принципами добросовестности и
справедливости. 83

3.3. Эстоппель в механизме реализации
принципов добросовестности и справедливости. 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 103

  

Введение:

 

Актуальность исследования избранной темы обнаруживает себя сразу в нескольких аспектах. Прежде
всего, следует сказать, что принципы добросовестности и справедливости как
общие принципы права находят свое продолжение (и конкретизацию) в различных
отраслях, в том числе — в гражданском праве и законодательстве. В связи с
принятием Гражданского кодекса РФ, ознаменовавшего собой эпоху рыночных
отношений, зарождения и развития в России гражданского оборота, вызывает
повышенный интерес сам процесс реализации этих общих принципов права в гражданском
праве как одной их крупнейших (фундаментальных) отраслей права, а также
механизм внедрения принципов добросовестности и справедливости в ткань
отраслевого гражданского законодательства, в частности, в ГК РФ.

В связи с тем, что гражданские правоотношения уже заняли прочное место в
обществе и государстве, а также учитывая их разнообразие и разнонаправленность,
представляется весьма эффективным исследование реализации принципов
добросовестности и справедливости в различных подотраслях гражданского права
для выявления общей динамики, а также закономерностей реализации обозначенных
принципов в гражданском праве России в целом.

Масштабная реформа гражданского законодательства вместе с обращением к
принципам добросовестности и справедливости коснулась и смежных с ней
институтов – таких как злоупотребление правом и эстоппель, который ранее был
известен российскому правопорядку исключительно из иностранного опыта. Перечень
форм злоупотребления правом, установленный в ст. 10 ГК РФ, в свою очередь
существенно расширен законодателем. Подобные тенденции усиления правового
регулирования гражданских правоотношений в сфере защиты от недобросовестного
поведения указывают на актуальность избранной темы исследования.

Практическая значимость темы обусловлена отсутствием единых подходов к
определению понятий добросовестности и справедливости, к их значению, а также
роли и месту смежных институтов. Тем не менее, принципы добросовестности и
справедливости активно применяется практикующими юристами, поскольку вместе с
развитием общества растет и число недобросовестных субъектов правоотношений.
Недобросовестное поведение посягает на высший элемент права — его принципы, а
выработать способы пресечения данных злоупотреблений невозможно без осознания
такого правового феномена как добросовестность. Таким образом, тема
исследования является актуальной как с практической, так и с теоретической
точки зрения.

Степень
разработанности темы исследования. Проблематику принципов
добросовестности и справедливости в гражданском праве в свое время
разрабатывали такие исследователи как М.М. Агарков, С.Н. Братусь,
В. В. Витрянский, А. В. Волков, В.П. Грибанов, О. С. Иоффе, Т.И. Илларионова,
Ю.Х. Калмыков, В.А. Коток, И. Б. Новицкий, Г.А. Свердлык, Е. В. Суханов Е.А.
Тихонова, А.И. Экимов, В.Ф. Яковлев.

Цель исследования состоит в комплексном
анализе принципов добросовестности и справедливости в гражданском праве России,
выявлении их места и роли в системе принципов гражданского права

Задачи исследования:

– охарактеризовать
понятие и содержание принципа добросовестности в гражданском праве

– проанализировать
понятие и содержание принципа справедливости в гражданском праве

– проследить
реализацию принципов добросовестности и справедливости в вещном праве

– исследовать
реализацию принципов добросовестности и справедливости в обязательственном
праве

– обозначить институт
запрета на злоупотребление правом участниками гражданско-правовых отношений

– выявить соотношение
принципа недопустимости злоупотребления правом с принципами добросовестности и
справедливости

– охарактеризовать
институт эстоппеля в механизме реализации принципов добросовестности и
справедливости.

Объектом исследования
выступают
общественные отношения в сфере реализации принципов добросовестности и справедливости.

Предмет исследования составляют нормы
права, регламентирующие принципы добросовестности и справедливости, а также
практика их применения.

Методы исследования. Исследование носит комплексный характер, используются как общенаучные,
так и частнонаучные методы исследования.

Анализ и синтез, индукция и дедукция позволили проанализировать
значительный массив данных, сделать соответствующие выводы, обозначить
специфику принципов добросовестности и справедливости в гражданском праве.

Сравнительный метод позволил произвести сопоставление принципов
добросовестности и справедливости, а также иных смежных гражданско-правовых
категорий, выявить общее и различное.

Исторический метод был использован для прослеживания эволюции взглядов
относительно рассматриваемой тематики, а также соответствующих изменений
законодательства с учетом временной конкретики. Формально-юридический метод
позволил исследовать особенности правовых норм, регламентирующих принципы
добросовестности и справедливости, а также смежные правовые конструкции и
институты.

Положения, выносимые на защиту:

1. Добросовестным следует
считать такое поведение лица, при котором необходимо учитывать при
осуществлении субъективных прав юридические последствия такого осуществления, а
также осознавать невозможность нарушения баланса интересов сторон, при условии,
если лицо не знало и не могло знать об отсутствии обстоятельств, с которыми
закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и (или)
обязанностей.

2. Принцип справедливости в
гражданском праве представляет собой руководящее начало, основанное на
необходимости соблюдения участниками имущественных отношений норм и правил,
признанных в обществе и затрагивающих важные вопросы имущественного оборота.

3. Вопрос о соотношении принципа
справедливости и принципа добросовестности необходимо решать, основываясь
все-таки на том, что руководящее начало добросовестности является общим для
идеи справедливости. Объяснить это можно следующим образом. Добросовестность по
сути также как и справедливость обеспечивает внедрение в отрасль гражданского
права положений, происходящих из норм морали и нравственности, такой вывод
можно сделать на основе анализа статей ГК РФ. Но в тое же время
добросовестность по своему содержанию шире руководящего начала справедливости,
поскольку добросовестность основывается также и на требовании о соблюдении
определенных императивов поведения людей в обществе. Данные императивы всегда
включаются в состав начала добросовестности независимо от того, признаются ли
они обществом или нет. Сказанное подтверждает то, что справедливость является
частным проявлением принципа добросовестности.

4. Справедливость
как совокупность внутренних моральных убеждений человека, как отношение его к
другим лицам выражается в праве собственности и других вещных правах в том, что
последние защищены от неправомерных действий любых третьих лиц. При этом,
безусловно, существование ограничений права собственности и иных вещных прав
направлено на установление баланса между интересами собственника и
общественными интересами. В данном случае следует сказать, что справедливость,
как компромисс индивидуального и общего, является важнейшим принципом
ограничения права частной собственности.

5. Нецелесообразность,
а во многих случаях невозможность нормативного закрепления точных границ
субъективных прав и обязанностей участников гражданских правоотношений, делают
необходимым использование механизма «плавающей» границы меры дозволенного или
должного поведения. Эта граница в каждом случае с учетом конкретных
обстоятельств устанавливается судом или сторонами договора (по взаимному
добровольному согласию) с учетом принципа справедливости вкупе с принципами
разумности и добросовестности.

6. В настоящее время конкретизация понятия злоупотребления
правом в известной степени сузила сферу безосновательного судейского
усмотрения. При этом, безусловно, данная норма сохранила «мягкий», «резиновый»,
«открытый» характер. По нашему мнению, такого рода нормы обязательно должны
присутствовать в каждом правопорядке, поскольку они позволяют принимать во
внимание неучтенные ранее законодателем сложные и порой непредсказуемые
проявления неприемлемого с точки зрения права поведения. Они позволяют избежать
«диктата»  права, учитывать некие
моральные принципы, способствуют достижению адекватного и справедливого
результата правосудия. При отсутствии специальных норм оценка деяния в качестве
правомерного или противоправного осуществляется исходя из общих принципов
гражданского законодательства. Основываясь на этой предпосылке, злоупотребление
правом и признается формой недопустимого юридически значимого поведения.

7. Недобросовестное поведение далеко
не всегда может быть идентичным злоупотреблению правом, в то же время
злоупотребление правом — это всегда вид недобросовестного поведения. Действие
общего запрета на недобросовестное поведение ст. 1 ГК РФ шире, чем запрет на
злоупотребление правом как частного проявления такой недобросовестности.

8. Эстоппель есть правовой принцип, запрещающий
стороне отрицать или утверждать о каких-либо фактах в силу предыдущего
утверждения, отрицания, поведения, признания или вследствие окончательного
судебного решения. Эстоппель защищает участников правоотношений от
недобросовестного поведения лиц, которые своими действиями противоречат своему
предыдущему поведению. Представляется, что, применительно к отрасли
гражданского права говорить об эстоппеле как о самостоятельном принципе вряд ли
представляется возможным. Однако, как дополнительное закрепление принципов
добросовестности и справедливости в его частном проявлении, принцип эстоппеля,
безусловно, без злоупотребления самими нормами, которые его устанавливают,
должен способствовать соблюдению правил добросовестного поведения.

Структура магистерской диссертации. Объект, предмет, цель и задачи исследования определили структуру
настоящей магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, а также списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принципы гражданского права являются
основополагающими идеями данной отрасли права, задающей ее характер и
направление регулирования общественных отношений. В определенном смысле можно
сказать, что принципы права – это мерило правопонимания и основа правоприменения.
С одной стороны, принципы позволяют толковать нормы отрасли гражданского права,
с другой стороны, при отсутствии норм, регулирующих те или иные правоотношения,
правовые принципы сами выступают в качестве непосредственных регуляторов
общественных отношений, что и определяет их безусловную важность.

Обязательство действовать добросовестно и справедливо при осуществлении
гражданских прав и выполнении гражданских обязательств, а также общее положение
о добросовестности и справедливости считаются наиболее важными положениями
частного права, посредством которых конституционные ценности проявляются в
частном праве.

Вопрос о соотношении принципа справедливости и принципа добросовестности
необходимо решать, основываясь все-таки на том, что руководящее начало
добросовестности является общим для идеи справедливости. Объяснить это можно
следующим образом. Добросовестность по сути также как и справедливость
обеспечивает внедрение в отрасль гражданского права положений, происходящих из
норм морали и нравственности, такой вывод можно сделать на основе анализа
статей ГК РФ. Но в тое же время добросовестность по своему содержанию шире
руководящего начала справедливости, поскольку добросовестность основывается
также и на требовании о соблюдении определенных императивов поведения людей в
обществе. Данные императивы всегда включаются в состав начала добросовестности
независимо от того, признаются ли они обществом или нет. Сказанное подтверждает
то, что справедливость является частным проявлением принципа добросовестности.

Сравнение принципов добросовестности и справедливости со смежной
категорией злоупотребления правом позволило сделать вывод, что недобросовестное
поведение далеко не всегда может быть идентичным злоупотреблению правом, в то
же время злоупотребление правом — это всегда вид недобросовестного поведения.
Действие общего запрета на недобросовестное поведение ст. 1 ГК РФ шире, чем
запрет на злоупотребление правом как частного проявления такой
недобросовестности.

На наш взгляд, правило о недопустимости злоупотребления гражданскими
правами не отвечает признакам, которые характеризуют начала, выдвигаемые на
роль принципов гражданского права. Заключенное в нем требование адресовано
только конкретным участникам гражданского оборота, – носителям субъективных
гражданских прав, в то время как принципы добросовестности и справедливости
носят всеобщий характер. Поэтому полагаем, что злоупотребление правами является
частным случаем недобросовестного поведения и свидетельством нарушения
требований принципов добросовестности и справедливости участников гражданских
правоотношений.

Также в рамках настоящей работы было рассмотрено соотношение
анализируемых принципов с принуипом эстоппеля.

Эстоппель есть правовой принцип, запрещающий стороне отрицать или
утверждать о каких-либо фактах в силу предыдущего утверждения, отрицания,
поведения, признания или вследствие окончательного судебного решения. Эстоппель
защищает участников правоотношений от недобросовестного поведения лиц, которые
своими действиями противоречат своему предыдущему поведению.

Представляется, что, применительно к отрасли гражданского права говорить
об эстоппеле как о самостоятельном принципе вряд ли представляется возможным.
Однако, как дополнительное закрепление принципов добросовестности и
справедливости в его частном проявлении, принцип эстоппеля, безусловно, без
злоупотребления самими нормами, которые его устанавливают, должен
способствовать соблюдению правил добросовестного поведения. По существу
эстоппель, вписываясь в правила недопущения злоупотребления правом, не наносит вреда
регулированию гражданских правоотношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ 1.1. Понятие и содержание принципа добросовестности в
гражданском праве Человеческая природа такова, что
некоторые люди могут поддаться искушению и поступить недобросовестно, с выгодой
для себя. Потенциальные жертвы таких людей вынуждены принимать дорогостоящие
меры предосторожности для защиты от такого поведения. Закон может принести
пользу, предоставляя гарантии против недобросовестного поведения, которые
обходятся дешевле, чем то, что могут придумать сами договаривающиеся стороны.
Вместе эти гарантии должны быть столь же обширными, как и различные варианты
недобросовестного поведения, но по отдельности они должны быть достаточно
конкретными, чтобы гарантировать правовую определенность[1]. Сама по себе добросовестность остается широкой
концепцией, которую следует применять с осторожностью, в ситуациях, в которых
конкретные концепции не обеспечивают надлежащей защиты субъектов права. Но в то
же время добросовестность лежит в основе многих конкретных инструментах,
используемых законодателем. Основные права и свободы,
гарантированные Конституцией, и конституционные принципы образуют объективные
ценности, применимые во всех областях права. Конституционные ценности также
определяют принципы и общие цели частного права и основы для формирования ценностных
убеждений. Следовательно, при толковании и применении положений частного права
необходимо учитывать основные права и свободы, а также конституционные
принципы. При разрешении гражданских споров судам часто приходится учитывать
очень конкретные индивидуальные и конфликтующие интересы, и вынесение
справедливого решения может быть чрезвычайно трудным. Ради справедливого
урегулирования спора в таком случае необходимо толкование положений частного
права через основные права и свободы или прямое применение Конституции. Обязательство действовать добросовестно
при осуществлении гражданских прав и выполнении гражданских обязательств, а
также общее положение о добросовестности считаются наиболее важными положениями
частного права, посредством которых конституционные ценности проявляются в
частном праве. Принцип добросовестности также является и
конституционным принципом, поскольку вытекает из анализа положений Основного
закона, несмотря на то, что напрямую в качестве такового он не назван. На основе конституционного
правопонимания доктринально-нормативное обоснование презумпции добросовестности
выводится уже из самого акта конституирования российского народа, как
государственного сообщества социально ответственных людей, любящих и уважающих
свое Отечество, верящих в добро и справедливость (преамбула Конституции РФ[2]). Безусловным подтверждением презумпции
добросовестности является конституционно непререкаемое достоинство личности
(ст. 21 Конституции РФ), а также непосредственные конституционные запреты
индивидуальных и совместных общественных практик и форм самовыражения с
добросовестностью несовместных (ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 29), даже с учетом
конституционно гарантированного равенства прав и свобод, включая свободу
совести и вероисповедания (ч. 2 ст. 19, ст. 28). Содержательно-смысловое
«продолжение» и развитие презумпции добросовестности за рамками собственно
конституционного текста обеспечивают акты и правовые позиции Конституционного
Суда РФ. Данный принцип требует, чтобы участники
социальных отношений вели себя доброжелательно, справедливо и достойно по
отношению к другим. Добросовестность, изначально, является
моральным принципом, который устанавливается при определенных обстоятельствах
как юридическое обязательство. В большинстве национальных правовых систем
ничего не говорится о содержании этой концепции. Достаточно трудной и масштабной
является исследование добросовестности как морального принципа. Ему непросто
дать определение, потому что мораль сама по себе субъективна, а элементы, из
которых она состоит, зависят от многих факторов: времени, общества, цивилизации
и т. д. Однако, не пытаясь глубоко изучить этику западного мира в конце
двадцатого века, можно поразмышлять о некоторых правилах поведения, которые
считались абсолютно действительными. Добросовестность – одно из таких правил и
постулатов. Было бы самонадеянно и, прежде всего, неуместно определять его
источник, его происхождение, его основы и объяснять, почему данный принцип
является частью нашей морали, то есть почему он имеет обязательную ценность для
нашей совести и наших действий. Попробуем дать несколько определений. Толковый
словарь говорит, что добросовестный человек — это тот, кто «действует … с
убеждением подчиняться своей совести»[3].
Важен не столько результат действия, его качество, сколько то, как оно было
инициировано. Добро основано на согласовании мысли и
действия. Неважно, неправильно ли то, что кто-то говорит; пока он думает, что
то, что он выражает, является правдой, он получает высокие моральные оценки.
Когда тот же словарь определяет добросовестность как «качество того, кто
говорит, действует с праведными намерениями», кажется, что он описывает
другой  аспект. В этом случае
предусматривается, скорее, эффект или объем действия. Действие, цель которого
является правильным — опять же с точки зрения морали — совершается
добросовестно. Возможно, легче будет понять
добросовестность противопоставив ее недобросовестности. Отсутствие
добросовестности больше относится к первой концепции, описываемой как своего
рода несоответствие между совестью и действием. Что касается
недобросовестности, то это злой умысел, умышленное желание причинить вред или
обмануть ближнего[4].
Станет ли понятие добросовестности моральным обязательством, зависит от уровня
совести и от наличия соответствующих санкций, которые каждый приписывает своим
недостаткам. Это тоже зависит и от окружения субъекта, общества. В самом деле,
наше поведение в этой области тесно связано с тем, что оно нам диктует,
поскольку, согласно Дюркгейму, «когда говорит наша совесть, это общество
говорит внутри нас. […] Долг — это мораль, поскольку он командует; это
мораль, задуманная как авторитет, которому мы должны подчиняться, потому что он
авторитет и только по этой причине»[5].
Этимологией синонима добросовестности, верности, подчинения правилам чести и
честности является слово «законный». Закон и мораль всегда были тесно связаны,
и часто бывает непросто определить, что из них влияет на другое. По мнению Рипера, «в самой технической части
права преобладает моральный закон»[6], и
некоторые добавляют, что верховенству закона не хватало бы оснований, если бы
оно не соответствовало моральным правилам. Добросовестность — это принцип,
повсеместно закрепленный в законе, присущие любому правопорядку. Как и в случае
с этикой, юридическое понятие добросовестности имеет два аспекта. Первый
выражает психологическое состояние человека, сосредотачиваясь на его знании или
незнании факта. Именно это ошибочное и простительное убеждение четко
сформулировано в статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации[7]
(далее – ГК РФ): добросовестным приобретателем является лицо, которое не знало
и не могло знать, что приобрело возмездно имущество у лица, не имеющего право
на отчуждение. При этом лицо перестает быть добросовестным, как только ему
становятся известны существующие недостатки. Семейный кодекс Российской
Федерации[8] также
исследует психологическое состояние супругов в случае признания брака
недействительным, поскольку в случае его признания недействительным брак имеет
гражданские последствия в пользу добросовестных супругов, то есть для того,
чтобы сказать, кто не знал о причинах недействительности данного союза. Одни только моральные выговоры могут
быть недостаточно убедительными, чтобы контролировать человеческие действия, и
именно поэтому закон институционализировал ряд правил поведения и предписаний.
Он применяет к ним более эффективные санкции, а затем превращает их в
обязательства. Добросовестность настолько важна для
договорных отношений, что Ян Полссон считает, что «большинство национальных
правовых систем давно установили ее в качестве краеугольного камня своих прав и
обязательств»[9].
Согласно анализу, проведенному С. Стинджс[10],
добросовестность выполняет три функции, соответствующие трем уровням договорных
отношений. Во-первых, добросовестность выполняет интерпретативную функцию,
тесно связанную с самим объектом соглашения между сторонами. Он применяется на
уровне определения принятых обязательств, точного определения их содержания.
Вторая функция добросовестности, дополнительная функция, связана с тем, что
выходит за рамки условий соглашения, что можно квалифицировать как
вспомогательные последствия контракта. Подрядчики связаны дополнительными,
неявными обязательствами, потому что контракты образуют своего рода микромир.
Это небольшая компания, где каждый должен работать ради общей цели, как в
гражданском или коммерческом обществе. Таким образом, противостояние между
правом кредитора и интересами должника имеет тенденцию заменять определенный
союз. [1]
Щенникова Л.В. Добрые нравы как категория
гражданского права // Нотариальный вестник. 2012. № 3. С. 121. [2]
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный
текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на
Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. [3]
Толковый
словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] /
Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. —
Москва : Мир И образование, 2015. [4]
Лугманов
Р. Р. Принцип добросовестности как средство развития права // Право и политика.
2021. №5. С. 62. [5] Durkheim É , L’éducation morale, Paris, PUF,1963. [6] Ripert G.  La règle morale dans
les obligations civiles, 3e éd., Paris, L.G.D.J., 1936, p. 1. [7]
Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание
законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. [8]
Семейный
кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание
законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16. [9] P a u l s s o n J. « La lex mercatoria dans l’arbitrage CCI », [1990]
Revue de Varbitrage 55, p. 84. [10] Stinjs S. « Abus mais de quel(s) droit(s)? Réflexion sur l’exécution de
bonne foi des contrats et l’abus de droit contractuel », (1990) 109 Journal des
tribunaux 33, p. 34.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы