Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Журналистика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Приемы репрезентации темы образования в новых медиа России и КНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Повестка дня как основа репредзентации информации в новых медиа 10

1.1. Приёмы формирования “повестки” дня в современных новых медиа России и Китая 10

1.2. Приёмы привлечения и удержания внимания аудитории авторами статей в новых медиа России и Китая. 31

Глава 2. Отражение проблем образования в новых медиа России 45

2.1. Проблематика публикаций на тему образования в новых медиа России 45

2.2. Слагаемые формирования медийного образа учителя в новых медиа России. 50

2.3. Лексико-стилистическое своебразие публикаций на тему образования в новых медиа России 60

Выводы по второй главе 65

Глава 3. Репрезентация темы образования в китайских СМИ 67

3.1. Проблематика публикаций на тему образования в новых медиа КНР (Китая) 67

3.2. Слагаемые формирования медийного образа учителя в новых медиа Китая 70

3.3. Лексико-стилистическое своеобразие и приёмы привлечения и удержания внимания в публикациях на тему образования в новых медиа Китая 79

Выводы по третьей главе 80

Заключение 83

Список использованных источников и научной литературы. 88

  

Введение:

 


Каждый из нас наверняка осознает, что мир без медиа был бы совсем не таким, каким мы его знаем сегодня. Все началось (если оставить в стороне первые попытки примерно 1000 года в Китае и Корее) с практической деятельности Иоганна Гензефляйша цур Ладена, также известного как Гутенберг, который жил с 1397 по 1468 год. Около 1452 года он изобрел печатный станок и вызвал распространение информации впервые в истории, что привело к тому, что текст можно было производить механически и впоследствии распространять их среди широкой аудитории. Безусловно интересно, что даже в эти доисторические времена создания СМИ уже требовался большой капитал для того, чтобы эта идея вообще была реализована. В нашем современном обществе медиакоммуникация является очень важным источником опыта, переживаний и знаний для постоянно растущего круга реципиентов. СМИ постоянно проникают в частную жизнь каждого из нас и вносят в нее общественное измерение, разделяемое с другими членами общества. В то же время СМИ участвуют в формировании формы общественной жизни общества и, наоборот, привносят в нее ряд интимных элементов личности.

Средства массовой информации сегодня — одно из самых сложных динамично развивающихся явлений. Социальное от природы, оно в равной степени включено в политические, культурные и лингвистические процессы. СМИ не только отражают окружающую действительность, фиксируя происходящие события, СМИ ее формируют. Выполняя множество важных функций, СМИ участвовали в становлении общества на всех его исторических этапах. Формируя общественное мнение и влияя на многие политические процессы, СМИ стало инструментом и частью гражданского общества. Гражданское общество — необходимая и рациональная форма сосуществования людей, основанная на господстве разума, свободы, права и демократии. СМИ как институт гражданского общества, становится все более важным связующим элементом между индивидом и другими институтами гражданского общества — многочисленными гражданскими объединениями, политическими партиями, организациями и пр. Различные формы самоорганизации граждан — залог социального, культурного и экономического богатства страны. Гражданское общество рождается из чувства социальной ответственности, из стремления гражданина самостоятельно влиять на условия жизни своей страны, на решение своих и государственных проблем.

Институты гражданского общества развиваются и предоставляют интерес для исследование как живое и социально обусловленное явление, а следовательно, возникает потребность в научном осмыслении особенностей взаимодействий СМИ с институтами гражданского общества.

Для того чтобы разобраться с тем, как происходит формирование повестки в СМИ в России и в Китае в процессе, необходимо сначала дать определение самим СМИ. Медиа и все, что можно назвать этим выражением, безусловно, одно из самых изменчивых понятий современной жизни. Понятие медиа очень широкое, и при его определении нужно смотреть на различные связи и смыслы.

Для характеристики приемов формирования повестки хотелось бы особо подчеркнуть значение самого слова «медиум», от латинского термина, обозначающего посредника или посредника, который опосредует что-то — в нашем случае определенное сообщение в рамках так называемого коммуникативного процесса. В быту термин медиум используется как собирательное обозначение технических средств и социальных систем, используемых для массовой коммуникации.

Безусловно, главную роль в данной сфере играют средства массовой информации. Упомянутый выше коммуникативный процесс может происходить либо на межличностном уровне, т.е. на уровне, где средства массовой информации играют свою роль посредника между индивидами, либо на социальном уровне, с одним субъектом в роли передатчика и неопределенным числом субъектов. (масса) в роли реципиентов.

К исторически старейшим современным СМИ относятся печатные СМИ (первые по-настоящему массовые СМИ), которым часто приписывается революционная роль в преобразовании средневекового мира, развитии аудиовизуальных СМИ. И последнее, но не менее важное: необходимо выделить новые медиа как представителей современной коммуникационной революции, объединяющей области коммуникации и информатики.

Хотя это ни в коем случае не является правилом, два других средства массовой информации — кино и музыкальные записи — имеют тенденцию ассоциироваться с политическими вопросами. Особенно в случае с музыкальными записями, их роль в этой области весьма неясна. Несмотря на то, что преобладает развлекательная или познавательная функция, без сомнения, даже в демократических странах оба этих СМИ играют свою роль в продвижении идеологий и содержат определенные элементы пропаганды, и все это в целях социальной регуляции.

Влияние средств массовой коммуникации, особенно средств массовой информации, на социальную, экономическую, культурную и, конечно же, политическую действительность, несомненно, значительно. СМИ – это источник власти, средство обретения славы, мера ценности, а также среда, в которой происходят многие события из области общественной жизни. Однако нельзя забывать, что они также являются постоянно развивающейся и очень прибыльной отраслью. Между отдельными типами СМИ существует много различий, особенно в вопросе общественного контроля, контроля над СМИ или их независимости, и с этими и некоторыми другими аспектами мы познакомимся в рамках данной работы.

Мы рассматриваем СМИ как институты общества. Термин «учреждение» включает любую иерархическую организационную структуру, от общественных вещательных компаний до частных коммерческих организаций, газетных, журнальных и книжных издательств и т.д. Учреждения СМИ подвержены влиянию ряда факторов, существенно влияющих на их деятельность. Прежде всего, необходимо уделить внимание субъектам, которые владеют, управляют и финансируют СМИ, вопросу контроля над СМИ, связанной с этим независимости СМИ и многим другим факторам, таким как разнообразие СМИ или социальное, экономическое, политическое и культурный контекст, в котором происходит процесс коммуникации. Все это помогает нам ответить на вопрос, почему в медиасреде все происходит именно так, как происходит в реальности.

СМИ – уважаемый и вполне логичный партнер в социальных отношениях. Можно сказать, что нынешнее состояние лучше всего описывается термином медиатизация, поскольку социальные институты все больше зависят от средств массовой информации и формируются в своих выражениях средствами массовой информации, но при этом продолжают сохранять контроль над текущими процессами и функциями. В этом контексте понятие медиализации необходимо отличать от второго понятия медиации — опосредования определенного сообщения в процессе коммуникации, по той причине, что медиализация политики — это не просто опосредование политических событий для реципиентов.

Это разграничение делает более ясным, что социальная сфера теряет автономию в своих основных функциях и становится действительно зависимой от СМИ. Роль СМИ в принятии политических решений попадает в более широкий контекст отношений между СМИ и обществом, и верно, что государственная политика также является социальной деятельностью. Как и всякая социальная деятельность, она осуществляется с помощью языка, устного или письменного.

Новизна исследования. В последние годы о проблемах образования говорят достаточно часто и в России, и в Китае, поскольку они являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Актуальность данной работы проявляется в том, что такой подход к образованию в новых медиа позволит отразить особенности взгляда СМИ на проблемы и сформулировать необходимые вопросы об образовании. Сегодня новые медиа используют множество различных носителей, поэтому уместно обратить на них внимание. Все эти предпосылки обусловили актуальность исследования.

Целью исследования является изучение особенностей репрезентации темы образования в новых медиа России и Китая.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1) проанализировать понятие повестки дня и способов отражения ее в СМИ,

2) выявить особенности отражения определенной точки зрения в новых медиа на примере новых СМИ России и Китая.

3) проведен анализ в освещении темы образования в СМИ России,

4) выявлены особенности отражения темы образования в новых медиа Китая.

Объектом исследования стали новые медиа России и Китая.

Предмет исследования – способы отражения темы образования в России и Китае.

Гипотеза исследования: тематика образования в СМИ будет определяться спецификой его в стране.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 11 февраля 2020 года по 01 апреля 2023 года.

В работе использованы следующие научные методы:

1. Теоретический анализ литературы, который позволяет обобщить сведения об информационной повестке дня,

2. Сравнительный анализ, который заключается в исследовании представления материала об образовании в текстах российских и китайских СМИ и сравнении особенностей взгляда на образование,

3. Контекстный и семантический анализ, которые способствуют раскрытию особенностей восприятия образования в СМИ и специфики отношения к ним.

4. Сплошной мониторинг публикаций, в которых освещались или обсуждались связанные с системой образования темы или вопросы;

5. Проблемно-тематический анализ медиатекстов на тему образования, позволивший установить, что конкретно интересовало авторов изданий, в чем они видели социальные проблемы и почему полагали, что они должны быть интересны целевой аудитории изданий, в которых работают;

6. Лексико-стилистический анализ медиатекстов. С его помощью мы выявили, во-первых, слагаемые формирования той или иной оценки или авторской позиции по отношению к описываемой ситуации. Во-вторых, смогли установить наличие или отсутствие используемых авторами медиатекстов для усиления привлечения внимания аудитории или придания важности конкретной проблеме или ситуации средств художественной выразительности, а также выявления функционального стиля подачи темы;

7. Сравнительно-сопоставительный анализ публикаций, задачей которого, во-первых, было определить: о каких проблемах в сфере образования изученные нами СМИ писали регулярно / эпизодически / редко, а о чем не писали вовсе. Во-вторых, выявить самое отрицательно и самое положительно настроенное по отношению к ситуации в сфере образования в РТ СМИ. В-третьих, какие способы применялись авторами в каждой из редакций, чтобы закрепить тот или иной информационный повод в текущей «повестке дня».

В качестве основы эмпирической базы исследования были взяты материалы, опубликованные в таких изданиях, как 人民日报 (Rénmín Rìbào) и 新华社(Xīnhuáshè), чаще всего их отражение в социальных сетях на китайском языке. Русские СМИ – «Комсомольская Правда», «Аргументы и Факты» и «Мел».

Практическая значимость работы: В настоящее время информация о такой части социальной сферы, как образование широко распространены и представляют собой явление, играющее относительно значительную роль в нашей жизни. Благодаря им у нас есть возможность заполнить свободное время, учиться, общаться, работать, отдыхать, узнавать новую информацию, они служат средством отдыха, регенерации, развлечения и многого другого. СМИ в нашей жизни выполняют разные функции, имеют разную интенсивность и воздействие.

Структура работы определяется целями и задачами исследования: включает введение, две главы, выводы, библиографический список.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе было рассмотрено влияние национальных особенностей на подачу информации в китайских газетах. Сегодня Китай является участником глобального информационного пространства, поэтому во многом информация о нем в международных СМИ создает медиаобраз Китая в мировом сообществе. Активно развивается китайский сегмент Интернета, расширяется медиарынок газет, журналов, деятельность радио и телевидения. Китай тщательно охраняет государство от пропагандистских уловок зарубежных СМИ. В этом отношении свой информационный ресурс задействует государство. Однако следует отметить, что устанавливая преграды антикитайскому пропагандистскому воздействию, СМИ Китая не раздувают конфронтацию, а проводят политику мирного урегулирования проблемных вопросов. Не забывая, однако, о своих национальных интересах.

В работе отмечено, что медиаобраз Китая в мировом сообществе базируется не только на трансляции новостей об этой стране в зарубежных СМИ, но и на том, как в средствах массовой информации Китая отражаются международные новости. Информационная повестка дня в китайских СМИ формируется под действием цензуры, несмотря на бурное развитие как электронных средств массовой информации, так и социальных сетей.

Вторая глава посвящена анализу образа учителя в российских СМИ.

Постсоветское общество столкнулось с коренным пересмотром как социокультурных реалий, в которых существует профессия учителя, так и с семантическим наполнением архетипа учителя. Девяностые годы лишили учителя социальной защищенности и почетной роли наставника. Современность вернула учителям достойные оклады (по крайней мере, в крупных городах), но вскрыла целый комплекс образовательных проблем, который непосредственно сказался на презентации учителя в СМИ. Статьи, передачи, фильмы, посвященные образовательным проблемам, формируют и транслируют образ педагога, во многом отличный как от архетипа, так и от его советских вариантов.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что на данный момент журналисты фиксируют достаточно презрительный для профессии стереотип: «Есть версия, что в педагогический вуз идут либо потому, что больше некуда, либо чтобы в армию не забрали»1, причем, несмотря на упоминание об армии, гендерная характеристика образа учителя резко сместилась исключительно к женскому типажу: «Согласно результатам опросов, учитель ассоциируется у россиян чаще всего с двумя образами. Один — это образ матери, друга, наставницы, другой — синего чулка, серой мыши, бедной, старой, занятой непрестижным трудом, загруженной кипой тетрадок и проблем. Это подтверждают и сами учителя, отмечая, что ситуация начинает меняться»2. В этом утверждении различима переосмысленная советская традиция, в которой, тем не менее, роль «наставника-пророка» занимает теперь фигура «матери и друга», тогда как антипод-«активист» подвергается ощутимому снижению. Обращает на себя внимание резко поменявшаяся гендерная характеристика учителя: образ отныне несет в себе набор гендерных черт, которые не способствуют его возвышению, но подчеркивают в нем семантику «неудачницы», резко отвергаемой современным массовым сознанием.

В этом контексте анализируемый материал об учительских типажах смотрится вполне органично. Не претендуя на полноту обобщения, автор выделяет следующие наиболее распространенные учительские фигуры: «Секс-бомба», «Трудовик/обэжист», «Женщина-физрук», «Учитель-прогрессист» (представлен в женской и мужской ипостасях), «Феминистка-сатирик», «Учительница-директор». Обратим внимание на гендерное распределение ролей, в общем, соответствующее школьным реалиям, а также на явную комическую заостренность самих предлагаемых обозначений. Безусловно, материал построен в характерной для сетевой статьи игровой форме: он содержит шаржированные иллюстрации каждого типажа, все типажи имеют условные «говорящие» имена (например, учительница физкультуры называется «Светланом Борисовичем») и яркие саморазоблачающие «коронные фразы» (в частности, таковой для типа «секс-бомбы» вполне ожидаемо становится «Ну и кто нарисовал на доске сиськи?»).

Но примечательно, что ни одного «положительного» персонажа, хотя бы отдаленно напоминающего классический архетип учителя, этот перечень не содержит. С одной стороны, сатирический эффект, на который материал рассчитан, казалось бы, не предполагает описания типажей, не подвергаемых осмеянию, но, с другой, сам предложенный перечень и ироническая интонация портала свидетельствуют о значительности претерпеваемых медиаобразом учителя перемен в контексте изменения роли образования и отношения к нему в современном обществе, ориентированном на внешний успех и прагматические достижения, с точки зрения которых школа (и университет), рассчитанные на общекультурное образование и личностное становление, представляются устаревшими социальными институтами.

В третьей главе были проанализированы новостные сообщения в газетах КНР, выявлены особенности и причины формирования той или иной национальной особенности в прессе КНР. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что китайские СМИ сегодня уже не являются рупором партийной коммунистической пропаганды, как это было при Мао Цзэдуне. Сегодня китайская пресса старается писать о событиях за рубежом не с точки зрения превосходства коммунистической идеологии над западными ценностями, а с точки зрения защиты своих национальных интересов в мире. И в этом проявляется одна из главных национальных особенностей новостных сообщений – преданность своей стране, своей культуре, приоритет интересов страны над личными и международными.

Выбор идеи о «китайской мечте», объединяющей общество и в стране, и за ее пределами, является с точки зрения китайского руководства правильным и оправданным. Как отмечают исследователи, в современной обстановке развитие национальной идеи в Китае сопровождается переориентацией деятельности СМИ на выполнение новых информационных задач при сохранении контроля со стороны государства. Концепция возрождения китайской нации дает Китаю ряд преимуществ.

Прежде всего происходит деидеологизация коммунистической идеи, которая делала Китай не очень привлекательной страной в глазах всего мира. А идея объединения народа всегда производит позитивное впечатление и позволяет Китаю обеспечивать политическое и экономическое наступление на международной арене, укреплять способность КНР влиять на различные сферы мировой политики. Кроме того, национальная идея воздействует на китайский социум с точки зрения национальных, этнокультурных, традиционных философских воззрений и национальных подходов к развитию страны. И, конечно, «китайская мечта» становится тем инструментом, который препятствует проникновению в страну нежелательных мировоззренческих установок, не присущих менталитету китайцев. Очень важно в этой ситуации то, что КНР не отгораживается от внешнего мира, а пытается выработать защитный механизм, позволяющий нейтрализовать нежелательное воздействие извне.

КНР стремится устанавливать связи с зарубежной средой, развивать отношения с мировыми державами. Кроме того, Китай активно вовлечен в международное сотрудничество и в сфере СМИ, страна является сторонником и участником новых форм сотрудничества по линии средств массовой информации. Среди приоритетных партнеров в информационной сфере находится, конечно, Россия. Достаточно назвать регулярный медиа-форум «Китай — Россия», соглашения об информационном взаимодействия между «РИА Новости» и газетой «Жэньминь жибао», работу КНР в Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ОАНА). Договоры о взаимодействии были подписаны между ИТАР-ТАСС и газетой «Гуанмин жибао», радиостанцией «Голос России» и Международным радио Китая и другими партнерами.

Одновременно СМИ КНР активно сотрудничают с американскими производителями цифровых новостей. Так, информационное агентство «Синьхуа» и американское «Ассошиэйтед Пресс» договорились о «дальнейшем укреплении инновационного сотрудничества по переходу традиционных СМИ в цифровой формат». И в этом опять же проявляется национальная особенность китайцев – развивать мирное сотрудничество во всех направлениях, быть в контакте с другими государствами, отстаивая интересы, которые выгодны твоей стране.

Безусловно, международные отношения в области СМИ никогда не были легкими и беспроблемными. Есть еще и нерешенные вопросы, и некоторые проблемы. Сегодня каждая страна стремится быть на страже собственных национальных интересов, и прийти к общему согласию довольно трудно. Но есть надежда, что многовековая мудрость и дальновидность китайского народа станет тем необходимым стержнем, который позволит стране проводить гибкую политику развития национальных СМИ, будучи при этом полноправным членом мирового информационного общества.

Для отражения образа учителя и в русском, и в китайском используется большое количество тропов, причем эпитеты являются доминантой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Повестка дня как основа репредзентации информации в новых медиа

1.1. Приёмы формирования “повестки” дня в современных новых медиа России и Китая

Новые медиа — это обозначение в первую очередь для носителей, основанных на цифровом, цифровом кодировании данных. Между новыми повседневность настолько обыденна и медиа находится большое количество медиа–технологий, таких как персональный компьютер (аппаратное и программное обеспечение — текстовый редактор или компьютерная игра), планшет или мобильный телефон (или специальное приложение), а также компьютерные сети (особенно Интернет) или различные веб-сервисы (поиск в Интернете движки, социальные сети, блоги, вики-сайты и т.д.) .

С множественностью этих технологий также связана широкая область их использования, что также связано с проблемой характеристики этой концепции, поэтому новые медиа часто также называют цифровыми, интерактивными, сетевыми, гипермедиа, супермедиа или МЕДИА 2.0. Концепция новых медиа возникла в противовес классическим, старым СМИ – печатным, телевизионным и радио, и, хотя это указание осуждается как неуместное (предпочтительнее называть цифровым), в случае неправильного дискурса появилось прилагательное «новый». Просто обозначение новых МЕДИА парадоксально и очень проблематично с точки зрения характера «новостей», сегодня новые МЕДИА в один прекрасный день устаревают, поэтому в новых МЕДИА мы говорим о технологиях старых десятилетий .

Известный теоретик медиа Мартин Листер в своей работе «Новые МЕДИА: критическое введение» (2003) определил пять принципов новых медиа, которые определяют их характер:

Диджитализация: компьютерная технология, основанная на цифровом коде

Интерактивность: инновационная способность вмешиваться в медиа и манипулировать ИМИ; роль зрителя превращается в пользователя.

Гипертекстуальность: произведение создается из соединяемых друг с другом частей, порядок расположения которых у каждого пользователя определяется личными мыслительными ассоциациями

Рассеивание: новые медиа менее структурированы по сравнению с традиционными СМИ. Это говорит как о порождении новых форматов —

Виртуализация: виртуальная реальность как пространство, образованное между цифровыми сетями; метафорическое место, где место взаимодействия зрителя

Другой из теоретиков, определивших принципы новых медиа, Лев Манович, который в своей книге «Язык новых медиа» выделил следующие пять характеристик:

Числовое представление: среда программируется и управляется алгоритмически

Модульность: отдельные части нового медиа (например, веб-сайт) для сохранения его отдельной идентичности, которой можно манипулировать, а также более высокая структура (World Wide Web)

Автоматизация: автоматизация различных операций, дающая человеку возможность частично отделиться от творческого процесса.

Изменчивость: объект новых СМИ может существовать практически в бесконечном количестве версий, непостоянен и изменчив

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы