Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Уголовное право

Магистерский диплом (ВКР) на тему Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 11

1.1.
Теоретический анализ преступности несовершеннолетних. 11

1.2.  Структура и динамика преступности
несовершеннолетних. 24

1.3.
Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних
преступников. 32

1.4.
Детерминанты  преступности
несовершеннолетних. 49

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЕР
ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 68

2.1.
Общая характеристика мер профилактики и борьбы с преступностью
несовершеннолетних. 68

2.2.
Предложения по совершенствованию эффективности мер профилактики и борьбы с
преступностью несовершеннолетних. 79

Заключение. 92

Список
использованной литературы.. 99

Приложения  110

  

Введение:

 

В условиях жизни развития
общества весьма обострились проблемы обеспечения законности и правопорядка.
Одну из уязвимых социальных групп населения, так называемую «молодежь», не
обошли стороной негативные тенденции развития общества.

У большинства
несовершеннолетних взаимосвязь с такими социальными институтами общества и
государства, как семья, школа, трудовой коллектив несколько оказалась
ослабленной.

Проблемы преступности
всегда вызывали внимание ученых и практических работников. В течении уже
длительного времени ученые пытаются понять, что толкает человека на совершение
преступления, а также какие способы являются наиболее действенными в сфере
борьбы с преступностью.

Общепризнанным является
классификация преступности исходя из характеристики субъекта, в соответствии с
которой выделяется такой вид преступности как преступность несовершеннолетних.
Данный вид преступности подвергается пристальному вниманию, что можно
обосновать тем, что несовершеннолетние являются теми субъектами, которые встав
на преступный путь, могут впоследствии пополнить ряды рецидивистов. Кроме того,
рост преступности среди несовершеннолетних побуждает тревогу в обществе.

В начале двадцать первого
века возникает не только подъем преступности несовершеннолетних, но и изменения
в составе этой преступности, в мотивации преступных действий, в формах и
способах преступных посягательств. Все виды групповой, а также организованной
преступности носят преимущественно групповой характер противоправных деяний,
совершаемых несовершеннолетними.

Преобладающая высокая
преступная активность несовершеннолетних в РФ – это явление «нашего времени». К
большому сожалению, приходится устанавливать, что несовершеннолетние являются
наиболее криминальной и, в то же время, наименее социально защищенной
категорией населения. В настоящее время с учетом роста числа преступности,
увеличивается и число осужденных несовершеннолетних.

В преступлениях,
совершаемых несовершеннолетними, существует доля тяжких корыстных и
корыстно-насильственных преступлений. Для таких преступлений характерна
излишняя жестокость. Основное количество данных преступлений совершается в
соучастии (чаще в форме соисполнительства), особенно в организованной группе.
Для несовершеннолетних лиц уголовным российским законодательством предусмотрены
особые условия установления видов и назначения наказания, а также освобождения
от уголовной ответственности и наказания.

Среди основных причин по
которым несовершеннолетние совершают преступления можно выделить социальные и
экономические проблемы, которые существуют в современном обществе. Несмотря на
то, что законодатель пытается защитить интересы материнства и детства, такие
попытки не всегда позволяют достичь необходимого результата. Так, несмотря на
увеличение количества пособий и выплат семьям с детьми, а также на детальную
регламентацию вопросов защиты детей, которые остались без попечения родителей,
до настоящего времени количество детей, которые воспитываются в детских
учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей вызывает тревогу.

Кроме того, в последние
годы ученые обращают внимание на то, что одной причин преступности
несовершеннолетних являются отношения в семье. Ряд исследователей проводят
параллель между насилием в семье и отношением родителей к воспитанию ребенка и
его последующим поведением. Недостатки в воспитании и преступления, которые
совершаются близкими в отношении несовершеннолетних приводит к формированию
определенных установок в личности несовершеннолетнего. С такими
несовершеннолетними очень сложно проводить профилактические мероприятия, они
сложнее поддаются исправлению.

Для того, чтобы принимать
эффективные меры по противодействию исследуемому виды преступности необходимо
устанавливать детерминанты преступности несовершеннолетних, а также анализировать
личность несовершеннолетнего преступника.

Современная статистика свидетельствует о том, что
меры, которые принимаются в настоящее время с целью предупреждения и борьбы с
преступностью несовершеннолетних не дают нужного результата.

Для того чтобы предупреждение преступности среди
несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества, ком­плексное
воздействие на причины и условия подростковой пре­ступности, с целью
противодействия преступности в целом и обеспечения гармоничного развития
граждан при уважении к их личности и поощрении развития с раннего детства,
формирования правопослушного поведения. Своевременное предупреждение
противоправного поведения является одним из приоритетных направлений, как в
деятельности специализированных органов, в том числе правоохранительных
органов, так и общества в целом.

Следует отметить, что
законодателем уделяется пристальное внимание вопросам, связанным с
противодействием преступности несовершеннолетних. Однако, можно отметить, что
такое противодействие связано с установлением мер ответственности, а также
ужесточением ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную
деятельность и за насилие в отношении несовершеннолетних.

Однако, представляется,
что на сегодняшний день следует уделять внимание не только уголовно-правовых
аспектам борьбы с преступностью несовершеннолетних, но и уделять внимание
вопросам профилактики и предупреждения совершения несовершеннолетними
преступлений.

Таким образом, некоторые важные аспекты преступности
несовершеннолетних, а также ее методы изучены недостаточно, а отдельные вопросы
вообще не рассматривались отечественными учеными. Практической значимостью
вышеуказанных проблем для теории и практики как раз и объясняется актуальность
данной темы исследования, а также тем, что в настоящее время в литературе
недостаточно разработаны комплексные исследования данной проблемы.

В России научное изучение
этой проблемы началось в конце XIX века. Начиная с 70-х гг. XIX века изучением
несовершеннолетней преступности занимались М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий,
К.Герман, М.Н. Гернет, С.В. Познышев, М.Ф. Заменгоф, Х.М. Чарыхов, П.Сорокин,
Г. И.Забрянский, Р.Л. Ахмедшин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др. Различные
аспекты профилактики преступности представлены в работах  Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М.
Антоняна, А.И. Долговой, В.Д, Ермакова, А.Э. Жалинского, В.Е. Эминова и др.

Степень разработанности. Исследованию преступности
несовершеннолетних были посвящены работы таких авторов как Антонян Ю.М., Эминов В.Е., Долгова
А.И., Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С., Авдийский В.И., Алексеев А.И.,Гладких В.И., Иншаков С.М., Клеймёнов
М.П., Шестаков Д.А., Аванесов Г.А.,  Малков
В.Д., Прозументов Л. М., Шеслер А.В., Дагель П.С., Белкин Р.С.,  Варыгин А.Н.,
Волкова Т.Н., Голоднюк М.Н., Голубев В.П., Гончарова М.В., Грудинин Н.С.,
Девятова А.О., Елфимова Е.И., Колчевский И.Б., Меликов Э.М. Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В., Котельникова
А.А., Кудрявцев В.Н., Кухтина Т.В., Кучмезов
Р.А., Мережникова Е.А., Мозолевская А.Г., Пищулин В.И., Санкович С.В., Саркисян А.А., Серкова Т.В.,
Толкачева Л.В., Шнайдер Г.И. и других авторов.

Объектом исследования
являются комплекс взаимосвязанных общественных отношений, складывающийся в
процессе профилактики, предупреждения и борьбы с преступностью
несовершеннолетних.

Предметом исследования
являются статистические данные, отражающие состояние, динамику, структуру и
характер преступности несовершеннолетних по России, сложившаяся
криминологическая теория, объясняющая личность преступника, причины и условия
преступности; причинный механизм индивидуального пре­ступного поведения,
комплекс предупредительных мер и деятельность различных субъектов, занятых в
системе предупреждения преступности несовершеннолетних.

Целью работы является
оценка и анализ общественных отношений, связанных с преступностью
несовершеннолетних и ее предупреждением, выяснение эффективности
государственных мер, направленных на профилактику преступного поведения
несовершеннолетних, а также внесение предложений по решению проблем, которые
возникают в правоприменительной деятельности.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать явление подростковой
преступности;

2. охарактеризовать состояние, структуру,
динамику преступности несовершеннолетних;

3. исследовать теоретические основы
криминологической характеристики личностных особенностей несовершеннолетних
преступников;

4. определить причины преступности
несовершеннолетних;

5. рассмотреть основные методы
профилактического воздействия на несовершеннолетних преступников и их
эффективность;

6. выработать предложения по
совершенствованию мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Методологическая основа
данной работы обусловлена спецификой изучения материала и задачами
исследования. В основе исследования заложены принципы системности и научной
объективности. Использование фундаментальных методологических принципов научной
объективности позволило проследить специфику регламентации ответственности
несовершеннолетних, а также особенности ответственности за совершение
преступлений в отношении несовершеннолетних в отечественном законодательстве. Диалектический метод научного познания,
предусматривает в рамках анализа правовых явлений их изучение в динамике, а
также многостороннее познание указанных явлений с установлением внутренних
причинно-следственных связей. Данный метод использовался в ралботе в качестве
основного. Важную роль в исследовании
заняли общенаучные и частно-научные методы. Благодаря статистическому методу
удалось проанализировать данные о преступности несовершеннолетних за период с
2015 года по 2019 год.

С
помощью догматического (собственно юридического) метода достигается
установление связей и устранение противоречий между ними в юридических понятиях
и правовых конструкциях. Использование в работе подобных
общенаучных методов исследования, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез
позволили наиболее полно рассмотреть имеющийся материал.

Новизна
исследования состоит в том, что было сформулировано авторское определение
домашнего насилия, дана авторская классификация видов домашнего насилия, а
также внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства и
предложения, направленные на предупреждение и борьбу с преступностью
несовершеннолетних.

Научная
новизна исследования отражена в положениях, выносимых на защиту:

1. Законодатель объединил
в главе 20 УК РФ нормы, регламентирующие охрану прав, свобод и интересов
несовершеннолетних и малолетних, а также интересов семьи. Предлагается выделить
новый квалифицирующий признак при совершении преступления, предусмотренного
статьей 156 УК РФ: «в отношении двух и более несовершеннолетних» и закрепить
его в части 2 статьи 156 УК РФ.

2. Из статьи 151 УК РФ предлагается исключить
состав преступления, связанный с вовлечением

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию необходимо
отметить, что уголовная политика Российского государства в отношении
несовершеннолетних правонарушителей всегда была отражением стратегии
государства в области предупреждения преступности, скорректированным социальным
отношением к детству.

Проблема подростковой
преступности всегда вызывает повышенное внимание государства и общества,  поскольку преступность среди
несовершеннолетних является своеобразным индикатором социальной ситуации в
стране, своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся
«здоровье общества», кроме того несовершеннолетние преступники составляют
основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Преступность
несовершеннолетних, являясь составной частью преступности в целом, в различные
исторические эпохи выделялась как отдельное социальное явление, имеющее свои
специфические особенности, прежде всего обусловленные возрастом
несовершеннолетних и применением к данной категории лиц мер, направленных на
гуманизацию ответственности подростков за совершенные преступления.

Для
преступности несовершеннолетних характерны определенные признаки. Первым
признаком является возраст. Для преступности несовершеннолетних характерно и
особая зависимости такой преступности от внешний факторов, например, от
отдельных социальных изменений в обществе. Такие изменения могут приводить к
изменениям в видах преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, а
также изменениям мотивации несовершеннолетних преступников. Анализ таких
изменений и из влияние на преступное поведение несовершеннолетних играет важное
значение для предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних.

Была
отмечена определенная нестабильность показателей преступности
несовершеннолетних, что проявляется в росте либо снижении количества
преступлений совершаемых преступлений. При этом такие колебания отражают не
только внутреннее состояние, но и отражают внешние факторы, к которым наиболее
чувствительна преступность несовершеннолетних.

В
целом за период с 2015 по 2019 год отмечается снижение количества преступлений,
которые совершаются несовершеннолетними, однако, несмотря на общую картину
можно выделить 2016 год и 2018 год, в течении которых отмечается рост
преступности несовершеннолетних. Не следует забывать, что при оценке данных
официальной уголовной статистики следует учитывать те обстоятельства, в силу
которых статистические показатели не полностью отражают действительную картину
преступности подростков (высокая латентность преступлений несовершеннолетних,
практика освобождения их от уголовной ответственности с применением мер
воспитательного воздействия, возрастные ограничения уголовной ответственности
несовершеннолетних за многие антиобщественные посягательства и др.). Все это
свидетельствует о недостаточности необходимых условий для максимального
снижения уровня преступности несовершеннолетних.

Структура
преступности несовершеннолетних  
характеризуется следующими особенностями:

во-первых,
более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что
объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, а
также социальными ролями, которые они исполняют;

во-вторых,
несколько меньшей долей тяжких преступлений;

в-третьих,
в основном преступления совершаются такой категорией несовершеннолетних как
школьники;

в-четвертых,
преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер;

в-пятых,
преступность несовершеннолетних отличается высокой степенью латентности.

Данные
особенности диктуют принятие соответствующих мер по профилактике преступности
среди несовершеннолетних: целенаправленной работе с семьями, в которых
воспитываются не­совершеннолетние; реализации на базе образовательных
учреждений специаль­ных учебно-воспитательных методик, направленных на
формирование вну­тренней мотивации к законопослушному поведению; консолидации
усилий общественных и государственных институ­тов, занимающихся проблемами
подростков и т.д., принятие которых 
позволит снизить уровень подростковой преступности.

В характеристике преступности
несовершеннолетних ключевую роль имеют личностные особенности подростков.
Именно личность подростка-преступника является носителем причин совершения
преступлений. Поэтому изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет важное
не только сугубо теоретическое, но и практическое значение, зная характерные
особенности личности субъекта преступления, можно выбрать наиболее
целесообразные методы воздействия на несовершеннолетних преступников с тем,
чтобы предупредить их преступное поведение, а, следовательно, оградить наше
общество от реальной преступной угрозы в будущем.

Свойства
личности преступника составляют его общественную опасность и индивидуальность,
которая детерминирует совершение криминального деяния. Криминальной личностью
может быть только лицо, которое уже совершило определённое криминальное
действие.

Для несовершеннолетних характерна импульсивность,
максимализм, поэтому такими лицами часто совершаются такие преступления как
хулиганство, причинение вреда здоровью. Также стремление к определенной
самостоятельности приводит к тому, что такие лица совершают хищения чужого
имущества, среди которых распространены кражи и грабежи.

Причины
преступности несовершеннолетних достаточно разнообразны.

Большую
роль среди причин играет подростковый нигилизм – недостаточное правовое
воспитание и обучение подрастающего поколения.

Резкое
ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе еще одна
из главных причин преступности несовершеннолетних. На общем фоне нищеты и постоянной
нужды обостряются проблемы семейного неблагополучия, что приводит к моральной и
социальной деградации в семьях.

Такие
факторы, как рост бедности, семейный алкоголизм, увеличение количества неполных
семей ведет к тому, что снижаются моральные устои и родители не могут и главное
не желают воспитывать своих детей в соответствии с правовыми нормами. При
совершении подростком преступления, некоторые родители в данной ситуации
проявляют безразличие, так как попустительски относятся к воспитанию детей, не
интересуются их времяпровождением, с их стороны отсутствует надлежащий
контроль.

Также
актуальной в наше время остается и проблема жестокого обращения с детьми. Не
имея поддержки в семье несовершеннолетние, уходя от родителей, ищут поддержку в
обществе себе подобных. Отчужденность ребенка в семье приводит к проблемам в
школе, непосещению занятий, а также вовлечению несовершеннолетних в
делинквентные уличные сообщества.

Характерные
особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В
подростковом возрасте характерна повышенная потребность общения со
сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на
мнение сверстников.

В
ходе исследования было обращено внимание и на проблемы, которые связаны с
активным использованием возможностей сети Интернет, а также игр и иных
развлечений.  Не отрицая положительных
моментов, связанных с обменом данными, достаточно распространенными в последние
годы является совершение преступлений в сети Интернет как несовершеннолетними,
так и в отношении несовершеннолетних. Используя сеть Интернет происходит
формирование определенной позиции у несовершеннолетних, что приводит к тому,
что несовершеннолетние вовлекаются в такие преступления как терроризм, распространение
наркотиков, порнографии.

Отмечена
и отрицательную роль средств массовой информации, негативное влияние
компьютерных игр.

Причин
и условий, способствующих совершению преступлений, множество, их изучению
посвящено большое количество научных трудов. Как показывает многолетняя
практика, детерминационная составляющая преступности несовершеннолетних не
имеет тенденции к серьезным качественным изменениям. То есть причины и условия
совершения несовершеннолетними преступлений серьезным образом не трансформируются
и остаются достаточно «традиционными».

Важную роль в системе предупреждения преступности
играет профилактика – общая и индивидуальная, комплекс мер, направленных на
непосредственное предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Несмотря на многочисленность органов профилактики
преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в указанной сфере остается много
проблем, принимаемые  профилактические
меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы подростковой
преступности. Для того чтобы предупреждение преступности среди
несовершеннолетних было эффективным необходимо создать единый для всей страны
правовой механизм реализации в области профилактики подростковой преступности.
Суть его должна заключаться в формировании государственной политики по всем
направлениям профилактики преступности в их взаимосвязи; в четком разграничении
полномочий между государственными органами; в законодательно закрепленном
взаимодействии государственных органов и общественных объединений,
осуществляющих деятельность в области предупреждения подростковой преступности;
проведении правовых, социальных и экономических мероприятий; формировании
положительного общественного мнения по отношению к исправляющимся подросткам;
формировании системы ювенальной юстиции и пр.

Проведённый анализ
показал, что для организации эффективной работы по предупреждению преступности
несовершеннолетних необходима целая система продуманных мер, направленных на
нейтрализацию и минимизацию выявленных нами детерминантов. Однако при
подготовке такой программы нужно обязательно учитывать личностные особенности
несовершеннолетних, имеющих склонность к совершению преступлений.

По
результатам проведенного исследования вносятся следующие предложения:

1. Законодатель объединил
в главе 20 УК РФ нормы, регламентирующие охрану прав, свобод и интересов
несовершеннолетних и малолетних, а также интересов семьи. Предлагается выделить
новый квалифицирующий признак при совершении преступления, предусмотренного
статьей 156 УК РФ: «в отношении двух и более несовершеннолетних» и закрепить
его в части 2 статьи 156 УК РФ.

2. Из статьи 151 УК РФ
предлагается исключить состав преступления, связанный с вовлечением
несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ и
перенести его в статью 230 УК РФ, что будет более логичным.

3. Важную роль в борьбе с
преступностью несовершеннолетних играет профилактика – общая и индивидуальная,
а именно система эффективных мер предупреждения преступности, применяемых
государственными органами, в том числе и органами внутренних дел, а также
общественными организациями.

4. Профилактические мероприятия должны строиться и
развиваться в соответствии со следующими направлениями: борьба с наркоманией и
алкоголизмом; органы внутренних дел должны способствовать как возрождению
традиционных общественных структур профилактической направленности; вовлечение
подростков в современные производственные отношения; использовать потенциал
медиации – одной из технологий альтернативного урегулирования споров; проводить
в учебно-воспитательных, досуговых учреждениях города «Единые дни
профилактики», в которых принимали бы участие представители ОВД, медицинских
учреждений, Комиссии по делам несовершеннолетних и Защите их прав, прокуратуры
и др.

5.
В целях предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними
целесообразно использование возможностей различных центров психологической
помощи, практикующих психологов, общественных организаций, оказывающих
психологическую помощь жертвам домашнего насилия. Во избежание эксцесса
внутрисемейного насилия целесообразно ввести в практику криминологическое
сопровождение семьи со стороны правоохранительных органов.

6.В
отсутствии специализированного комплексного законодательства о домашнем насилии
не может существовать единого системного сбора информации, которая бы отражала
реалии всех обстоятельств. Предлагается разработать и принять Федеральный закон
«О предотвращении насилия в семье».

Разработка
законодательства, программ и стратегий направленных на борьбу с преступностью
несовершеннолетних, не возможна без участия юристов, социологов, специалистов в
области психологии и педагогики. Поскольку законы содержат общие правила
социального поведения, которые должны разрабатываться с учетом социальных,
психологических и прочих наук. Есть уверенность, что развитие нормативной базы
в сфере профилактики преступлений несовершеннолетних имеет хорошую перспективу
в будущем.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 1.1. Теоретический анализ преступности несовершеннолетних Прежде чем анализировать преступность несовершеннолетних,
необходимо охарактеризовать преступность в целом как негативное социальное
явление. Вопросы преступности и ее сущности занимают умы ученых криминологов
уже не одно столетие, что приводит к попыткам дать понятие преступности, а
также выявить ее основные причины. Кроме того, исходя из многообразия
преступности, ученые предпринимают попытки классифицировать преступности,
используя отдельные критерии.

При анализе преступности следует обращать внимание на
такие категории как преступное поведение и преступление. Можно согласиться с
мнением отдельных ученых о том, что не всегда в исследованиях устанавливается
четкая грань между данными категориями[1].

По
мнению Ю.М.Антоняна следует отличать такие понятия как преступление и
преступное поведение. Однако, при этом автор отличие видит в том, что
преступление является уголовно-правовым понятием, тогда как преступное
поведение является понятием, которое используется в криминологии. Также, автор
указывает и на объем исследуемых понятий, при котором преступное поведение
является более широким понятием, нежели понятие преступления[2].

В
своей работе О.В. Старков выделяет отличия между преступным поведением,
преступностью и преступлением. При этом автор такие отличия рассматривает
достаточно подробно.

Так,
первым отличием является носитель преступности, т.е. фактически носителя
преступности можно рассматривать в качестве критерия для отграничения
исследуемых категорий. Автор указывает, что для преступности характерно то, что
ее носителем является общество, тогда как для преступления в качестве такого
носителя выступает субъект преступления, а для преступного поведения же
носителем является определенная группа лиц, которые объединены рядом общих
признаков, например, возрастом, полом, родом занятий и т.д. Второе отличие выделяется по уровню функционирования и
здесь особенность в том, что для преступности уровнем функционирования является
общесоциальный уровень, тогда как для преступного поведения можно выделить
такие уровни как личный и микрогрупповой. Что касается преступления, то можно
выделить также и индивидуально значимый уровень.

И
третьим отличием являются те закономерности, которым подчиняются исследуемые
категории. Так, для преступности в целом закономерностями являются социальные и
психологические  закономерности. Для
преступного поведения и преступления характерны закономерности, связанные с
отдельными личностями либо группами. Таким образом, важное значение здесь имеют
личностно-психологические закономерности[3].

Для
того, чтобы согласиться или опровергнуть какую-либо из указанных точек зрения
следует рассмотреть понятие преступности. Под преступностью
понимается общественно опасный продукт деятельности и социальной жизни, который
наносит вред обществу в то время, как контроль над ней главным образом состоит
из повсеместного применения определенных социальных мер[4].

Преступность носит не
только социальный, но и правовой характер. И несмотря на то, что право в свою
очередь является социально значимой категорией, указание на правовому тенденцию
преступности носит не просто дополнительный, но принципиально важный аспект.
Вопреки существенным различиям вышеизложенных основополагающих понятий,
обуславливающих преступность, ее видовые отличительные признаки, а именно
массовость, социальность, изменчивость, совокупность деяний и многие другие,
как правило, совпадают. Подобного рода наблюдение играет куда более
существенную роль для криминологии как науки, нежели сопоставимые различия
абстрактных родовых представлений и определений.

Как уже было отмечено, в
первую очередь, преступность относится к социальным явлениям. Подобную
концепцию можно охарактеризовать тем, что преступность является следствием не
биологической природы индивида, правда последняя способствует определенному
криминогенному влиянию на генезис правомерного поведения человека, а именно
содержанием и природой общественных взаимоотношений и разногласий.

Криминологическую
сущность преступности нельзя понять, не уяснив того как соотносятся содержание
терминов «преступность» и «преступление». Здесь нужно подчеркнуть, что если
определение преступности носит криминологический характер, то формулировка
понятия преступления заложена в уголовно-правовом аспекте, а именно, так
сказать, те кирпичики, из которых происходит складывание всех зданий, именуемых
преступностью.

Рассмотрение преступления
обычно связано с двумя основными аспектами: в качестве акта поведения индивида
и как уголовно наказуемое деяние. Наряду с науками, которые занимаются
изучением человеческого поведения, особое своеобразие присуще криминологии.

Ее задачей является не
столько то, чтобы произвести фиксацию и диагностику влияния последствий
нравственно–правового отвержения личности индивида, а сколько то, чтобы изучить
и познать те определенные жизненные обстоятельства и бытовые условия, которые
превратили эту личность в криминогенную и дали возможность (разумеется,
учитывая ее волевой и нравственно–психологической аспект) признать преступной.

Благодаря
криминологическому анализу преступления существует возможность в определенной
мере провести исследование социальной сущности правонарушения, определить его
движущие начала. При оценке преступления в целом, следует обращаться к его
социально–правовой характеристике, к тому, как взаимосвязано социальные и
юридические аспекты. Посредством анализа подобных обстоятельств представляется
возможным определить частный криминологический подход к прослеживанию
преступлений[5].

Наряду с этим необходимо
принять во внимание наличие двух факторов.

В первую очередь, с
юридической позиции наличие такого подхода приводит к исключению необходимости
вырабатывать свою определенную характеристику преступления. В понятии
преступления, которое закреплено в уголовном праве, заключены абсолютные
правовые особенности, которые и для такой науки, как криминология вполне
существенны.

Во-вторых, с точки зрения
социальной позиции наличие криминологического подхода делает определение
анализа преступления реальным отрицательным общественным явлением на
сегодняшний день. Кроме того, сущность преступления выходит за рамки, которые
очерчены уголовным правом. Потому крайне значимым и обязательным аспектом
является анализ содержания социальной природы преступления и его взаимосвязи с
тем, чем оно было порождено и что стало его результатом.

Наличие подобного
отношения к осмыслению преступности в целом является важным, в частности, по
причине того, что это дает возможность рассмотреть ее как многостороннее выражение
внутриструктурных и внешних связей, а также как продукт социальной природы,
который содержит в себе отражение различных областей жизни человеческого
общества и жизнедеятельности многих социальных общностей и групп.

Однако с другой стороны,
это предоставляет возможность рассмотреть преступность в качестве явления,
которое обладает относительной самостоятельностью, имеет отличительные черты и
выявляет относящиеся к ней закономерности. Так, ее изменения не имеют
автоматической связи с внешними условиями, а представляют результат того как
они преломляются через ее собственные специфические характеристики[6].

При том преступность
может действовать и в обратную сторону в отношении сформировавших ее критериев
социальной сферы. К закономерностям преступности можно отнести и ее темпы роста
в обществе, которое ослаблено вследствие реформ в области политических и
социально–экономических отношений; и ее количественные и качественные
модификации, возникшие в силу потребностей общества защитить человеческие отношения
от преступных действий; а также ее самостоятельное воспроизводство.

Все вышеназванные
признаки преступности обладают диалектическим единством. Если изменяется одна
сторона преступности, это неизбежно приведет к тому, что будут подвержены
трансформации и другие ее положения, а, следовательно, в целом и сама
преступность. Таким образом, преступность точно так же, как и ее типы, наряду с
отдельными преступлениями, можно назвать диалектически общими, особенными и
единичными.

Обычно характер
преступности предопределяется отдельными направлениями процесса контроля над
преступностью, исходя их соответствия с ее видами, группами и содержимым. Так,
характер преступности в качестве показателя находит свое адекватное отражение в
Особенной части науки криминологии, в рамках которой производится рассмотрение
базисной классификации видов реальной преступности на сегодняшний день[7]. [1] Старков О.В. Криминология:
Общая, Особенная и Специальная части: Учебник / О.А.Старков. СПб.: Издательство
«Юридический центр Пресс», 2012. С. 104. [2] Антонян Ю.М. Понятие преступного поведения / Ю.М.Антонян // Криминологические
проблемы преступного поведения. Сборник научных трудов.
М.:
ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 3. [3] Старков О.В. Указ соч. С. 105. [4] Савоськина Т.Н.
Понятие и криминологическая характеристика уличной преступности / Т.Н.
Савоськина, С.А. Боровая // Право и безопасность. 2010. № 3. С. 84-90. [5] Преступность
среди социальных подсистем / Под ред. Д.А. Шестакова. СПб.: Питер, 2013. С. 81. [6] Савельева В.С.
Основы квалификации преступлений / В.С. Савельева. М.: Проспект, 2012.  С. 68. [7] Кошелюк Б.Е.
Профилактика преступности: основные проблемы / Б.Е. Кошелюк // Прикладная
юридическая психология. 2016. № 4. С. 124-126.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы