Магистерский диплом (ВКР) на тему Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1 Общее недоразвитие речи как системное речевое
нарушение. 8
1.2 Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 15
1.3. Значение творческой деятельности в
коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 24
1.4 Теоретическое обоснование, принципы и основные
направления логопедической работы со старшими дошкольниками с общим
недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ
РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 42
2.1. Организация и методика логопедического обследования
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 42
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 48
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СРЕДСТВО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ.. 58
3.1. Содержание логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у старших дошкольников посредством творческой
деятельности. 58
3.2. Анализ результатов исследования. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Введение:
Актуальность исследования
обусловлена тем, что количество детей, страдающих общим недоразвитием речи,
ежегодно увеличивается, а вторичные нарушения и расстройства интеллектуальной,
эмоционально-аффективной и личностной сферы волнуют родителей и педагогов все
больше, поскольку успешное обучение и воспитание детей данной категории в
дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению
школьных навыков.
Большинство детей с ОНР,
после окончания логопедических дошкольных учреждений, обучаются по программе
массовой школы. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и
интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких
детей в еще более неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не
имевшими проблем в речевом развитии. Общепризнанно, что популяция детей с ОНР
неоднородна по этиологии данного речевого дефекта, но, безусловно, что
нарушения речевого развития сопровождаются несформированностью других
психических функций.
Разработка эффективных
методов преодоления общего недоразвития речи, в том числе и при подготовке
детей к школе, является одной из проблем современной логопедии. Разработкой
данной проблемы занимались такие специалисты как: М. М. Алексеева, Г. А.
Волкова, Н.С. Жукова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Г. В.
Чиркина, Т. Б. Филичева и многие другие.
Творческая деятельность,
к которой принадлежит и изодеятельность благоприятна для формирования речи, в
первую очередь тем, что дети непосредственно на прямую действует с предметами.
Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М.
Кольцовой. В представленных ею экспериментах дошкольники практически в два раза
быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, в случае если
имеют возможность с этим предметом взаимодействовать.
Исследования, посвященные
проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Л.В. Лопатина, И.И.
Мамайчук, Н.В. Серебрякова и др.), показывают, что преодоление системного
речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. При
дизонтогенезе в той или иной мере страдает не только речевая, но и связанные с
ней высшие психические функции (зрительно-пространственные представления,
слухо-моторные и оптико-моторные координации и т.д.). Исходя из этого, можно предположить,
что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе
коррекционно-развивающего обучения будут использованы средства, направленные на
развитие не только речевых, но и неречевых функций. А изобразительная
деятельность отвечают этим требованиям.
Как правило традиционные
логопедические занятия часто бывают мало занимательны, потому что предполагают
многократное повторение и заучивание, то есть механическую работу ребёнка.
Поэтому в последние годы специалисты проявляют интерес к механизму воздействия
изобразительной деятельности на ребёнка с речевыми нарушениями в
коррекционно-развивающем процессе. Использование занятий по изобразительной
деятельности позволяет решить коррекционные задачи: развивать фонематическую
сторону речи; активизировать и обогащать словарь; формировать грамматический
строй речи; — развивать связность речи.
Изобразительная
деятельность оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного
творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет
опосредованно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт,
углублять представления об окружающем.
Именно эти теоретические
данные указывают на актуальность данного исследования.
Цель исследования:
изучить особенности преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников
в условиях творческой деятельности.
Объект исследования:
процесс преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников.
Предмет исследования:
направления и содержание логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у старших дошкольников посредством творческой деятельности.
Гипотеза исследования:
преодоления
общего недоразвития речи у старших дошкольников будет эффективным при
систематическом включение творческой деятельности в систему логопедической
работы.
Задачи исследования:
1. Изучить общее
недоразвитие речи как системное речевое нарушение.
2. Рассмотреть
особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
3. Раскрыть значение
творческой деятельности в коррекционно-развивающей работы с детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Изучить теоретическое
обоснование, принципы и основные направления логопедической работы со старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи.
5. Подобрать методика
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
6. Проанализировать
результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.
7. Раскрыть содержание
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших
дошкольников посредством творческой деятельности.
В соответствии с целью и
задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ
литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической,
лингвистической, психолингвистической),
эмпирические:
констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование;
интерпретационные: анализ
результатов экспериментального исследования.
Методологической основой исследования послужили научные труды: Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой Н.А. Никашиной,
Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и других.
Практическая
значимость данного исследования заключается в том, что
материалы исследования могут применяться в работы воспитателей и логопедов.
Структура
исследования: работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы.
Во введении определены
актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель исследования,
задачи исследования, гипотеза исследования, новизна исследования, теоретическая
и практическая значимость выпускной квалификационной работы, план
исследовательской работы, методы исследования, а также структура исследования.
В первой главе
«теоретические основы преодоления общего недоразвития речи у старших
дошкольников в условиях творческой деятельности» рассмотрено понятие общее
недоразвитие речи как системное речевое нарушение, также раскрыты особенности
речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи. Проанализировано значение творческой деятельности в
коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. Также в первой главе теоретические обоснованы принципы и
основные направления логопедической работы со старшими дошкольниками с общим
недоразвитием речи.
Во второй главе «Изучение
особенностей устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи» раскрыты особенности организации и подобраны методики
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, а также проанализированы результаты логопедического
обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Третья глава «творческая
деятельность как средство логопедической работы по коррекции общего
недоразвития речи у старших дошкольников» посвящена содержанию логопедической
работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников посредством
творческой деятельности и анализу результатов исследования.
В заключение отображены
выводы по проделанной работе по преодолению общего недоразвития речи у старших
дошкольников в условиях творческой деятельности.
Список литературы
включает 62 источников.
В приложении представлены
материалы опытно-экспериментальной работы.
Заключение:
Изучив
психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме преодоление
общего недоразвития речи у старших дошкольников, можно сделать вывод о том, что
в логопедической практике данной проблеме придавалось особое значение. Этой
теме посвящены исследования А. Г Арушановой, А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Р.
Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской,
А. В. Ястребовой и др. По мнению этих специалистов, основополагающим
направлением коррекционной работы при общем недоразвитии речи является развитие
грамматического строя речи, то есть навыков словообразования, словоизменения и
построения предложений. Речь детей с OHP существенно отличается от речи
нормально развивающегося ребенка. У дошкольников с OHP наблюдается проблемы в
употреблении обиходных слов, а активный словарь состоит из существительных и
глаголов. Нарушения в произношении звуков, фонематическом восприятии и как
следствие, трудности в овладении звуковым анализом и синтезом приводят к
дефектам грамматического строя речи.
Необходимо отметить, что
формирование всех сторон речи, особенно грамматического строя, в системе
речевого развития является одной из главных задач в дошкольном периоде.
Совокупность нарушений грамматического строя речи в дальнейшем становится
препятствием в овладении ребенком программой дошкольного учреждения, а в
дальнейшем программой общеобразовательной школы. Чем раньше будет проведена
коррекционная работа, тем успешнее будет речевое развитие ребенка.
Перед логопедами,
психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о
преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных
отклонений в психофизиологической сфере, но и создание психологами и педагогами
оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное»
развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая,
музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития
речи у детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа с детьми
с ОНР посредством изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям
всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
При этом особую актуальность приобретает своеобразное сочетание дидактических
принципов, методов и приемов воздействия, к которым относятся: активизация
творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; развитие
познавательной активности; организация коррекционно-развивающей направленности
занятий по изобразительной деятельности; создание предметно-развивающей среды
для обеспечения обучающей методики; повышение профессионального мастерства
педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого
развития детей.
Были изучены различные
методические материалы и подобраны методы и приемы, которые позволили провести
логопедическое обследование старших дошкольников с ОНР. Изучались такие
процессы как: звукопроизношение, уровень развития слоговой структуры слова,
фонетическое восприятие, фонематический анализ и синтез, уровень развития
лексической стороны и грамматического строя речи, связная речь. Использовалась
балльная шкала оценивания.
В результате исследования
было выявлено, что большинство старших дошкольников с нормальным развитием
речи, которые были отнесены в контрольную группу, справились со всеми заданиями
логопедического обследования самостоятельно и правильно. В результате
обследования старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) было
выявлено, что у данных детей возникают трудности при выполнении заданий
логопедического обследования. Дети допускают грубые ошибки воспроизведении
слоговой структуры слова. У детей данной группы средний уровень развития
фонематического восприятия. В процессе высказывания они допускают
грамматические ошибки и не могут самостоятельно составить рассказ.
Второй этап исследования
включал в себя формирующий эксперимент, целью которого было организация
логопедической работы посредством изобразительной деятельности у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3. Апробировали систему
дидактических игр и упражнений для развития речи. Третий этап данного
исследования включал контрольный эксперимент, целью которого являлось
управление формированием й речи на занятиях по изобразительной деятельности у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, а также
систематизация, сравнение и анализ результатов исследования.
После окончания
формирующих занятий была вновь проведена диагностическая работа в группе
испытуемых.
Анализируя данные, мы
пришли к выводу, что работа эффективна. В ходе коррекционно-развивающей работы
в экспериментальной группе, где занятия проводились регулярно и систематически,
количество детей со средним уровнем развития речи на занятиях изобразительной
деятельности увеличился.
Результаты контрольной
диагностики позволяют сделать вывод об эффективности предложенных методов как
средства развития, формирования и коррекции нарушений речи на занятиях по
изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речевого 3 уровня.
Эта тема актуальна и
достаточно обширна и представляется перспективной для дальнейшего изучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1
Общее недоразвитие речи как системное речевое нарушение
Впервые теоретическое
обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате
многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей
дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективном
научных сотрудников НИИ дефектологии (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашкина,
Л.Ф. Спирова и др.) в 50-60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали
рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения
высших психических функций. С позицией системного подхода был решен вопрос о
структуре различных форм патологии речи в зависимости от строения компонентов
речевой системы.
Р.Е. Левина, изучая
наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила такую категорию детей, у
которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур и
подробно описала ее [35]. У детей данной группы в большей или меньшей степени
нарушены произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит
овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки
словообразования и словоизменения словарный запас отстает от возрастной нормы,
как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается
недоразвитой связная речь у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным
физическим слухом. Такое системное нарушение получило название «общее
недоразвитие речи» (ОНР).
По данным исследований Е.
М. Мастюковой ОНР является нарушением полиэтиологическим. Оно может выступать и
как самостоятельная патология, так и являться следствием других, более сложных
дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и так далее [32].
В этиологии общего недоразвития
речи выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального
характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери
во время беременности, несовместимость крови и плода по резус-фактору или
групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные
заболевания ЦНС и травмы мозга впервые годы жизни ребенка и др. [57].
Вместе с тем общее
недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания
и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды
развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного
воздействия факторов, например, наследственной предрасположенности,
органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного
социального окружения [48].
В исследованиях Е. М.
Мастюковой описаны этиологические факторы ОНР:
1. Неверные условия
формирования речи ребенка в семье.
2. Недостаток речевого
общения детей в условиях домов ребенка, детских домов.
3. Билингвизм в семье.
4. Неблагоприятные
социальные условия, в которых находится ребенок (асоциальные, неполные семьи).
5. Нарушения здоровья
ребенка вследствие соматических заболеваний.
6. Раннее органическое
поражение центральной нервной системы.
7. Наследственность [32].
Ряд авторов (Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина) склоняются к мнению, что причин общего недоразвития
речи могут быть различны, поскольку связаны они с всевозможными формами
патологии речи. При диагностике общего недоразвития речи имеет смысл определить
характер нарушения и соотношение первичных и вторичных симптомов [49].