Магистерский диплом (ВКР) на тему «Представления современных женщин об успехе и профессиональном выгорании»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ 9
1.1 Представления об успехе в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Представление женщин об успешности и самореализации 21
1.3 Психологический феномен эмоционального выгорания 36
1.4 Характеристика эмоционального выгорания женщин профессий «человек — человек» 53
Выводы по теоретическому исследованию 63
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. 65
2.1 Обоснование методов исследования представлений современных женщин об успехе и эмоционального выгорания………………………………65
2.2 Исследование представлений современных женщин об успехе и эмоциональном (профессиональном) выгорании………………………………69
2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования. 75
Выводы по эмпирическому исследованию. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………89
Введение:
Актуальность. Инициатором исследования мотивации достижения успехов на теоретическом уровне явился Г. Меррей, создатель самого полного перечня человеческих потребностей и тематического апперцептивного теста (ТАТ) – проективной методики, которую Д. МакКлелланд переработал и использовал для измерения данного мотива. В 1938 году Г. Меррей впервые включил мотив достижения успехов в перечень человеческих потребностей, характеризуя ее как стремление справляться с чем-то трудным, с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их, делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно» [8, с. 367].
Исследования мотивации достижения успехов проводились в различных направлениях. Среди них теория каузальной атрибуции Б. Вайнера, теория самоэффективности А. Бандуры, теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона, социокогнитивная теория Л. Дуэк, теория внутренней мотивации достижения Э. Диси и Р.Райана. Изучению мотива достижения успехов посвятили свои исследования такие ученые, как Д. МакКлелланд [4] и Х. Хекхаузен [8], связав его с успехами человека в трудовой деятельности.
Таким образом, в настоящее время успеха, мотивации достижения успеха, профессиональному успеху посвящено довольно много работ. Но, в это же время такому направлению как представления современных женщин об успехе и профессиональном выгорании не придают должного значения.
В это же время женщины профессий «человек-человек» принимают на себя наибольшую нагрузку в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Поэтому данные сотрудник должны обладать определенной эмпатией, терпением, умением общаться и создавать доверительные отношения, наблюдательностью, решительностью, целеустремленностью и многими другими положительными для человека качествами. Именно данные работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные данному синдрому. Профессии «человек-человек» предполагают большое количество контактов в течение рабочего дня, постоянное плотное общение с людьми, которые к тому же могут быть негативно настроенными. Они вынуждены работать в часто меняющихся условиях, и в рамках своей профессиональной деятельности, очень часто сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами. Профессиональное выгорание, – это не только высокая нагрузка, но и зачастую невысокая заработная плата, а кроме того, связанные с этим неудовлетворительные качества жизни: социальная несправедливость и отсутствие защищенности, утрата престижности профессии.
Профессиональное выгорание – это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. Синдром профессионального выгорания давно привлекает внимание ученых различных стран, и был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером. Он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость (он наблюдал у работников психиатрических учреждений). Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у работников профессий «человек – человек». Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности. Профессиональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее деятельности. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома дезадаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
В отечественной психологии синдром профессионального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В. В. Бойко, О. С. Лаврова, Г. А. Макарова, Т. Н. Мартынова, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская и др.). Не существует единой точки зрения на сущность профессионального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития профессионального выгорания. По мнению В.В. Бойко, профессиональное выгорание представляет собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В.В. Бойко в 1996 году разработал методику «Диагностики уровня профессионального выгорания», которая представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания и позволяет диагностировать ведущие симптомы «профессионального выгорания». Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще. Работа, которая недостаточно организованна с коллегами и клиентами забирающая больше сил, времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности персонала, и тогда наступает процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, утомления, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы, а также в результате неразрешенного стресса.
Таким образом, стресс у женщин профессий «человек-человек» оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность, возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой и как результат появляется низкая мотивация к успеху и большая склонность к выгоранию. Под воздействием постоянного профессионального стресса постепенно возникает неудовлетворение в профессии, нарастает желание прекратить работу. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм, появляются различного рода расстройства и заболевания психики. Выгорание не является одномоментно возникающим процессом, оно развивается постепенно, динамично, имеет высокую цену, и довольно заразительно как для работника, так и для организации в целом, и может быстро усиливаться среди сотрудников, что ведет к потере энергетического потенциала. Эти факторы и создают предпосылки для развития синдрома профессионального выгорания.
Проблема исследования: изучение проблемы эмоционального выгорания, несмотря на свою актуальность, сегодня сталкивается с большими трудностями. Личность каждого человека отличается противоречивостью, как следствие, каждый человек будет переживать выгорание по-разному. Более того, подход к определению эмоционального выгорания обусловлен направлением психологии, что сказывается как на оценке причин выгорания, так и на оценке его последствий и методов преодоления.
Цель исследования: выявить взаимосвязи процессов представлений современных женщин об успехе и эмоционального (профессионального) выгорания.
Объект исследования: эмоциональное (профессиональное) выгорание женщин.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание женщин и его связь с представлениями женщин об успехе.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:
1. Изучить представления женщин об успешности и самореализации
2. Провести теоретический анализ исследований особенностей эмоционального выгорания женщин
3. Подобрать методики, адекватные цели исследования
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального выгорания у женщин.
5. Проанализировать полученные данные.
Гипотеза исследования: женщины с низкой мотивацией к успеху имеют большую склонность к выгоранию.
В работе использовался следующий комплекс методов:
I. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
II. Методы сбора эмпирической информации:
— методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
— Методика Орлова Ю.М. Тест — опросник Потребность в достижении цели;
— Шкала самоэффективности. Методика Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека, 1996 г.) Прототип методики: Self-Effectiveness Scale (1989 г.);
— Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI);
— авторская анкета, направленная на изучение эмоционального выгорания.
III. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе критерий U-Манна-Уитни.
Характеристика выборки. В исследовании участвовало 40 женщин. Состав выборки – все участники женщины. Среднего возраста от 22 до 55 лет. Выборка была дифференцирована на две подгруппы по результатам диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерса) в группу 1 были включены 20 женщин с низким и средним уровнем мотивации к успеху в группу 2 были включены 20 женщин с умеренно высоким и слишком высоким уровнем мотивации к успеху.
Исследование проводилось в 2022 году. Все женщины проживают в г. Москве и Московской области.
Практическая значимость заключается в дальнейшем практическом применении результатов исследования психологами для изучения проблемы низкой мотивации женщин к успеху в процессе профессиональной деятельности, что впоследствии будет способствовать принятию адекватных и своевременных мер, с целью не допущения возникновения у них профессионального выгорания, разработанные рекомендации по профилактике профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности можно будет использовать при организации работы с женщинами профессий «человек – человек», которые испытывают низкую мотивацию к успеху.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
1. Представления об успехе можно определить в качестве представлений женщин о значимых для них ценностях, которые они хотят достичь и во время их достижения женщины считаются успешными. Оценки успеха бывают социальными достижениями такими как социальный статус, карьера, материальное благополучие либо достижениями личности. Формируются представления об успехе с опорой на ценности или мнение общества. Успешность зависит от возраста и пола личности.
В череде основных принципов женского самоутверждения, невозможность реализации которых приводит к кризису женской идентичности, можно выделить: установку относительно материнства в качестве главной отрасли самореализации; ориентацию относительно отношений с окружающими и принятие компетентности в качестве субъекта взаимодействия; привлекательность, а также установку на сохранность привлекательности в качестве значимого женского ресурса взаимодействия с другими людьми, внешность в качестве составляющего компонента Я-образа.
2. В современном, динамичном мире большое количество людей испытывают эмоциональные перегрузки, страдают от чувства хронической усталости. Особенно это характерно для профессий, где происходит постоянное взаимодействие между специалистом и клиентами. Женщины- специалисты категории «человек – человек» более других подвержены риску развития различных психоэмоциональных расстройств, стрессовым реакциям в силу специфики выполняемой деятельности.
Синдром эмоционального выгорания — это реакция организма на длительное воздействие профессиональных стрессов средней интенсивности.
Существует два главных фактора эмоционального выгорания: 1. Индивидуальные, которые берут начало из особенностей темперамента человека, характера, жизненных установок, ценностей и особенностей механизма психологической защиты. Молодые люди склонны предъявлять завышенные требования к себе и результатам своей деятельности, поэтому более сильно подвержены данному синдрому. В эту группу можно отнести людей, склонных к самопожертвованию с повышенным чувством ответственности. 2. Социальные факторы, происходящие от внешних воздействий на человека и затрагивающие его психологическое здоровье. Как правило этот вид факторов связан непосредственно с увеличением нагрузки, повышенными требованиями со стороны начальства, напряженными отношениями в коллективе, неудовлетворённостью уровнем жизни, однообразной и монотонной работой.
Таким образом, в трудовой деятельности современных женщин необходимо применять термин профессионального выгорания для того что бы поддерживать высокий уровень мотивации к успеху и не допущения их профессионального выгорания.
3. Далее были подобраны методики для проведения эмперического исследования:
— методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
— Методика Орлова Ю.М. Тест — опросник Потребность в достижении цели;
— Шкала самоэффективности. Методика Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека, 1996 г.) Прототип методики: Self-Effectiveness Scale (1989 г.);
— Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI);
— авторская анкета, направленная на изучение эмоционального выгорания.
4. Далее было проведено исследование, в котором участвовали 40 женщин. Состав выборки – все участники женщины. Среднего возраста от 22 до 55 лет. Выборка была дифференцирована на две подгруппы по результатам диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерса) в группу 1 были включены 20 женщин с низким и средним уровнем мотивации к успеху в группу 2 были включены 20 женщин с умеренно высоким и слишком высоким уровнем мотивации к успеху.
Исследование проводилось в 2022 году. Все женщины проживают в г. Москве и Московской области.
Проведенное в работе эмпирическое исследование было направлено на изучение взаимосвязи мотивации к успеху и профессионального выгорания у женщин. Для этого были использованы стандартизированные психодиагностические методики и авторская анкета. После сбора данных мы провели подсчеты посредством использования статистических методов и реализовали качественный анализ полученных результатов.
5. В результате проведенного сравнительного анализа были выявлены следующие статистически достоверные данные.
При статистическом анализе потребности в достижении цели были выявлены статистически значимые показатели, а это говорит о том, что чем выше мотивации к успеху у женщин, тем выше у них потребность в достижении цели.
При статистическом анализе самоэффективность были выявлены статистически значимые показатели, а это говорит о том, что чем выше мотивации к успеху у женщин, тем выше у них самоэффективность.
При статистическом анализе эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессионализма были выявлены статистически значимые показатели, а это говорит о том, что чем выше мотивации к успеху у женщин, тем ниже у них уровень эмоционального истощения и деперсонализации и тем выше показатель редукции профессионализма.
И как результат гипотеза подтверждена женщины с низкой мотивацией к успеху имеют большую склонность к выгоранию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
1.1 Представления об успехе в отечественной и зарубежной психологии
Тема успеха и его достижения занимает особое место в психологии, в особенности в последнее время [29, с.71]. С нарастанием развития экономики, бизнеса, конкурентности, с фактом увеличения представленности в данных сферах специалистов женщин, создает условия для того, чтобы проблема достижения успеха стала актуальной, вокруг нее сложилось определённое проблемное поле (выгорание, психосоматические проблемы, снижение мотивации и др.). Но искусный взгляд исследователей в психологии отмечал факт существования такого рода проблемы задолго до ее яркой актуализации в настоящем.
Термин «успех» и «успешность» отсутствуют в отечественных психологических словарях. Значение слова «успех» разъясняется в словарях и энциклопедиях русского языка Кузнецова С.А., Ефремовой Т.Ф., Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., Ушакова Д.Н., и др. [16, с.93].
Так, к примеру, основатель направления индивидуальной психологии А, Адлер [2, с.54] понимание успеха рассматривал с двух позиций.
По мнению исследователя А. Адлера, успех – это результат выделения двух основных аспектов. Во-первых, линию связи всех психологических проявлений индивида, жизненные направления, в которых человек движется. Тут нам следует рассмотреть финалистский тип концепции А. Адлера, который утверждает: в каждом душевном движении можно заметить то обстоятельство, что люди получают свои направления благодаря существующей ранее цели [2, с.55].
Успех, достигнутый человеком, в теории А. Адлера – это не только его конечный результат. В соответствии с мнением исследователя, стоит выяснить цель успеха и то место в жизни человека, которое он занимает. [2, с.56]. Второй важный момент теории А. Адлера, помогающий прояснить суть успеха. Целостность личности состоит из целенаправленности, постоянной сосредоточенности жизненного плана на цели может быть рассмотрена как искусный обман или индивидуальный проект личности, который является конечной компенсацией всеобъемлющего чувства неполноценности [2, с.59].
Изучали проблему успешности и представления об успехе и в отечественной психологии. В данном направлении деятельностный подход рассматривает «успешность» в качестве значимой базовой характеристики деятельности. [9, с.376]. Достижения и успехи по мнению К. А. Абульхановой-Славской определяются только социальными критериями (получил ли человек славу, материальные ценности и пр.). [1, с.16] Требуемые критерии успеха обусловлены жизненными ценностям и нормами, поэтому при оценке общей успешности следует исходить из удовлетворенности или неудовлетворения жизнью индивида.
Анализ представленных определений, позволяет утверждать, что в слове «успех» заложен следующий смысл:
— во-первых, постановка индивидом цели и ее удачное достижение;
— во-вторых, словом «успех» может обозначаться реакция общества на деятельность личности («общественное признание, одобрение чьих-либо достижений»; «…признание чьих-либо заслуг», «…признание чьих-нибудь достоинств»);
— в-третьих, «успехом» обозначают положительные результаты профессиональной или учебной деятельности личности («хорошие результаты в работе, учебе», «…достижения в освоении, изучении чего-либо»), т.е. оценка результатов деятельности личности.
В психологии, в настоящее время общепризнано, что «успех — это положительный результат деятельности субъекта, ориентированного на достижение значимых для него целей, не противоречащих общепринятым социальным нормам и ориентирам. Стремление к успеху рассматривается современной психологией как одна из фундаментальных потребностей человека, которая отражает желание человека быть отмеченным или признанным обществом, получить высокую оценку своих действий и результатов» [5, с.1].
Успешность описывается как «интегральная оценка эффективности результата собственной деятельности, получившая признание со стороны окружающих…» [39, с.246], может выражаться характеристикой, например, высокая/низкая успешность, неуспех [6, с.54]; как позитивное эмоциональное состояние при достижении или ожидании положительного результата деятельности [5, с.1], связана с ощущением собственной удовлетворенности [1, с.83] от результата деятельности.