Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовые проблемы дистанционной купли-продажи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1 Основы
правового обеспечения и общая характеристика договора дистанционной
купли-продажи 8 1.1. Основы
гражданско-правового обеспечения сделок купли-продажи 8 1.2. Понятие и
существенные условия договора дистанционной купли-продажи 18 1.3. Порядок и
правила заключения договора дистанционной купли-продажи 24 Глава 2. Специфика
прав и обязанностей, ответственности сторон по договору дистанционной
купли-продажи 36 2.1. Специфика
прав и обязанностей покупателя и продавца дистанционной купли-продажи 36 2.2. Прекращение
договора дистанционной купли-продажи 47 2.3.
Ответственность сторон договора дистанционной купли-продажи 54 Глава 3.
Особенности правового регулирования договора дистанционной купли-продажи 66 3.1. Основные
недостатки правового обеспечения дистанционной купли-продажи 66 3.2. Сравнительный
анализ правого обеспечения дистанционной купли-продажи в России и за рубежом 71 3.3.
Совершенствование нормативного правового регулирования дистанционной
купли-продажи 84 Заключение 90 Список
использованных источников 95 Приложения 105
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Сегодня в связи с усложнением общественных
отношений и развитием информационных технологий, усилением тенденции
глобализации рынков большое количество различного рода взаимодействия и
договорных отношений осуществляется посредством сети Интернет. Эта тенденция не
обошла стороной и договоры купли-продажи. Продолжающаяся цифровизация всех сфер
жизни, рост числа пользователей сети Интернет и, особенно, его мобильной версии[1],только
усиливают эти процессы.
Ежедневно максимальное количество продавцов
стремится организовать дистанционную продажу своих товаров, поскольку это
позволяет многократно увеличить рынок и привлечь новых покупателей. Так,
объем рынка Интернет-торговли в России в 2020 г. составил 2,7 трлн. рублей (см.
Приложение 2)[2],
что объективно требует более подробного правового обеспечения данной сферы
отношений, прежде всего с точки зрения цивилистики.
Стремительное
развитие дистанционной торговли сегодня усиливается на фоне принятых в условиях
пандемии коронавируса мер социального дистанцирования. Такие меры с одной
стороны способствовали спаду экономической активности в экономике, и в
частности, в секторе розничной торговли, но с другой стороны они усилили
тенденцию в сторону повышения удельного веса дистанционных каналов продаж
товаров. Хотя сама пандемия на абсолютные объемы дистанционной торговли не
столь сильно повлияла, дистанционная торговля
по умолчанию приобрела преимущества с позиции требований
санитарно-эпидемиологической безопасности.[3]
Поскольку очевидно, что данное явление
является социально полезным, требуется дальнейшая регламентации общественных
отношений, что и обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Необходимо отметить отсутствие на сегодняшний
день четкой системы нормативных правовых актов, которые бы регулировали процесс
дистанционной торговли в России.
В большинстве случаев применяются общие
положения о купле-продаже, регламентированные Гражданским кодексом РФ (далее –
ГК РФ)[4],
в зависимости от сущности товара также используется законодательство об
авторских и смежных правах, а также подзаконные акты, регламентирующие
осуществление дистанционной торговли.
В то же время опыт зарубежных стран в регулировании
вопросов дистанционной купли-продажи существенно больше. Эти страны, в
частности, далеко продвинулись в вопросах цифровизации торгового оборота,
применяя механизм смарт-контракта. В связи, с чем было бы целесообразно его
использовать и в России, поскольку на сегодняшний день даже те изменения,
которые регулярно вносятся в законодательство, не успевают за развитием
современных условий жизни.
Главное отличие дистанционной купли-продажи
состоит в том, что отсутствует физический контакт между потребителем и
продавцом, а также их личное взаимодействие.
Данная особенность обуславливает тот факт, что
потребители, приобретающие товары дистанционным способом и традиционным путем,
в конечном счете, имеют различные права, данные противоречия должны быть устранены
на законодательном уровне.
В том случае, когда осуществляется реализация
товаров дистанционным способом, огромное значение приобретает защита авторских
и смежных прав при реализации объектов, содержащих сведения, относящиеся к
вышеуказанным интеллектуальным правам.
Поскольку сеть Интернет обладает высокой
степенью непрозрачности, установить виновных лиц зачастую бывает сложно,
злоумышленники нередко нарушают чужие авторские права особенно при копировании
различного рода информации и материалов.
В свете вышеизложенного представляется
необходимым продолжать комплексные исследования в сфере правового регулирования
дистанционной торговли, решая многочисленные проблемы правового регулирования,
которые возникают в рассматриваемой сфере, особенно при использовании объектов
авторских и смежных прав.
На сегодняшний день сформирована обширная
судебная практика в сфере дистанционной купли-продажи, отсутствие правовой
регламентации многих вопросов вынуждает граждан обращаться в суд, реализуя свое
закрепленное Конституцией РФ[5]
право на защиту. В свою очередь правоприменитель использует те немногие нормы,
которые существуют, а также собственное усмотрение, что не способствует
единообразию судебной практики, что также требует решения.
Объектом
исследования выступают
общественные отношения, складывающиеся в сфере дистанционной купли-продажи.
Предметом
исследования явились
особенности правового регулирования дистанционной купли-продажи, учитывающие
современные условия глобализации и пандемических явлений, называемых условиями
неопределенности.
Цель
исследования заключается
в проведении комплексного анализа правового института дистанционной
купли-продажи, выявлении существующих недостатков в сфере его правового
регулирования и предложении путей их решения.
Для достижения указанной цели необходимо
решить следующие основные задачи:
— рассмотреть основы
гражданско-правового обеспечения сделок купли-продажи, в том числе,
применительно к возможности осуществления их дистанционно;
— исследовать понятие и существенные
условия договора дистанционной купли-продажи;
— изучить порядок и правила
заключения договора дистанционной купли-продажи;
— исследовать специфику прав и
обязанностей покупателя и продавца по договору дистанционной купли-продажи;
— рассмотреть условия и особенности прекращение
договора дистанционной купли-продажи;
— проанализировать ответственность
сторон договора дистанционной купли-продажи;
— выявить основные недостатки
правового обеспечения дистанционной купли-продажи;
— провести сравнительный анализ
правого обеспечения дистанционной купли-продажи в России и за рубежом;
— внести предложения по
совершенствованию нормативного правового регулирования дистанционной
купли-продажи в России.
Методологическая
основа исследования
– общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод
комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой, аксиологический, аксиоматический, метод экспертных
оценок и др.
Теоретическую
основу исследования
составили труды таких авторов как Е. В. Богданов, М.
И. Брагинский, В. В. Витрянский, Б. М. Гонгало, А. С. Кузьменко, Р. А.
Курбанов, Е.А. Суханов, Ю. И. Чурсина, А. М. Эрделевский и ряда других
исследователей.
Научная
новизна исследования заключается
в комплексности предпринятого анализа правового регулирования дистанционной купли-продажи, выявлении проблем правового обеспечения и
предложении путей их решения, нашедших свое выражение в сделанных автором
предварительных и обобщающих выводах.
Практическая
значимость исследования
состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят
устранить наиболее существенные правовые пробелы, которые встречаются в сфере дистанционной
купли-продажи.
Структура
работы. Настоящая
работа состоит из введения, трех глав, дифференцированных на девять параграфов,
заключения и списка использованных источников. [1]Шайдуллина В. К.
Электронная торговля и перспективы ее развития в мировой экономике // Вестник
университета. № 3. 2019. С. 115. [2]Вестник электронной
коммерции. — Режим доступа: https://subscribe.ru/catalog/economics. (дата
обращения — 27.05.2021). [3]
Лола И.С.,
Бакеев М.Б. Активность
дистанционной торговли в России в условиях COVID-19: региональный ответ на
вызовы пандемии и роль ИТ-сегмента.- М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 16 с. [4]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. [5]Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
Заключение:
Заключение Проведенный
нами анализ позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов:
Законодательство
в области дистанционной торговли в России системных характером не обладает, не
носит законченного характера и осуществляется целым комплексом нормативных
актов, включая ГК РФ, федеральные законы и подзаконные акты.
Договор
дистанционной купли-продажи законодателем рассматривается как разновидность
розничной купли-продажи, как особая форма купли-продажи. Поэтому
самостоятельного характера такой договор не имеет.
Однако,
учитывая ряд специфических признаков договора, выделенных нами, договор
дистанционной купли-продажи может претендовать на статус самостоятельного, и,
поэтому нуждается в особом правовом регулировании.
Существенные
условия такого договора – предмет и цена.
Дистанционная купля-продажа может
быть оформлена в простой письменной форме, устно, а также в электронной форме
договора.
В рамках развития законодательства об электронной торговле
все более утверждается положение о том, что подпись не является единственным
способом, позволяющим достоверно определить лицо, выразившее волю.
Дополнительные требования к порядку идентификации лица при совершении сделки
могут быть предусмотрены договором.
Специфика обязанностей покупателя состоит в многочисленности
способов, при помощи которых возможно оплатить товар (наличными курьеру,
наложенным платежом через почту России, при помощи электронного кошелька).
Специфика обязанностей продавца
состоит в особых требованиях к возврату денег за товар (императивный срок,
многообразие способов возврата), в установлении требования документального
подтверждения наличия договора, в обязательности публикации публичной оферты, в
максимально широком информировании покупателя о товаре, в обязанности ответить
на претензию.
Специфичность
выбора товара при дистанционной продаже выражается в невозможности покупателя
заранее ознакомиться с товаром. Также содержание договора дистанционной
купли-продажи особенно в силу безусловности права на возврат товара, влияния процесса
приобретения товара на возможность компетентного выбора.
По
договору дистанционной купли-продажи у потребителя появляются дополнительные
права, позволяющие отказаться исполнять договор. Особо специфичное из них –
право возвратить товар в течение трех месяцев, купленный дистанционно, если
покупателя не предупредили письменно о том, как и в какие сроки можно
возвратить товар надлежащего качества.
Односторонний
отказ от исполнения договора может быть произведен потребителем в любое время
до передачи ему товара или в течение семи дней после передачи такового.
Объяснять причины потребителю не потребуется.
Важно,
что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки
товара, не является препятствием для возврата товара, допустимо использовать и
иные доказательства.
Если
качество товара – ненадлежащее, то к договору дистанционной купли-продажи
применяются те же условия, что к обычному договору купли-продажи при возврате
такого товара.
Наконец,
возвратить можно и купленный дистанционно технически сложный товар, если в нем
обнаружатся недостатки, в отдельных случаях возможен возврат такого товара и в
ситуации, когда недостатков он не имеет.
Для
дистанционной купли-продажи трудно применимы нормы о безвозмездном устранении недостатков
продавцом и о замене товара. Здесь проблематично применять общие правила,
действующие в отношении обычной купли-продажи.
Поэтому
необходимо руководствоваться специальными сроками: для устранения недостатков
товара, приобретенного в ходе заключения договора дистанционной купли-продажи,
– 45 дней с момента отправки товара продавцу; для замены товара ненадлежащего
качества – 30 дней, а при необходимости дополнительной проверки – 45 дней.
Целесообразно
закрепить норму о том, что «продавец не обязан предоставлять товар длительного
пользования безвозмездно на период ремонта товара с недостатками».
Правовое регулирование дистанционной торговли сопровождается
наличием целого ряда проблем и неоднозначных положений:
отсутствие единообразного понятийного и терминологического
аппарата;
сложность идентификации участников онлайн-сделок;
определение правомерности вмешательства государства в
отношения, складывающиеся в виртуальной сфере;
обеспечение безопасности обмена информацией;
соотношение саморегулирования и государственного
регулирования и др.
Российское
понятие дистанционного способа продажи не совпадает ни с европейским, ни с
американским.
Дистанционной называется продажа, исключающая непосредственное ознакомление
потребителя с товаром или его образцом при заключении договора. Вместе с тем
российский законодатель не регулирует дистанционное оказание услуг.
Что касается информирования потребителей
о производителе, товаре, продавце, то на данный момент российские и зарубежные
нормы схожи.
Анализ нормативной базы дистанционной торговли за рубежомпоказываетдетальнуюрегламентациювсевозможныхправоотношений,возникающихвсетиИнтернет,причемпрослеживается
гибкий и всеобъемлющий подход зарубежного регулирования электронной торговли.
Начать совершенствование законодательства в области
дистанционной торговли следует с терминологии. Считаем, что в российском
законодательстве также необходимо дать конкретное определение понятиям
электронная коммерция, электронный договор, электронная сделка, электронные
операции, что будет способствовать конкретизации потребительских правоотношений
в сфере электронной коммерции.
Полагаем, что назрела реальная необходимость издания
федерального закона «О договорах дистанционной купли-продажи товаров
посредством сети Интернет», где определить не только перечень товаров, которые
могут реализовываться продавцами, но и должны определяться сроки и порядок
доставки товаров, с условиями возврата их покупателем в любом случае.
Считаем, что необходимо дополнить и усовершенствовать
определение в Постановлении Правительства, регулирующее дистанционную торговлю,
понятием: «продажа товаров дистанционным способом — это продажа товаров по
договору купли-продажи в Интернет-магазине, заключаемому на основании
ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащихся
на фотоснимках, видеозаписи, размещенных в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, исключающих возможность непосредственного ознакомления
покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора».
Предполагается
целесообразным ужесточение контроля над магазинами, осуществляющими
дистанционную торговлю, например, путем запроса у таких организаций
учредительных документов с их последующей проверкой. Торгующие профили
(аккаунты) в социальных сетях должны подвергаться не менее тщательным проверкам
со стороны контролирующих органов, чем обычные розничные магазины, не
занимающиеся дистанционной продажей товаров. В данном случае необходимо
регулировать возможность оставлять отзывы только реальным покупателям, так как
отзыв может написать любой пользователь. В данной ситуации необходимо
предусмотреть ответственность продавца за недостоверность информации.
Есть
потребность урегулировать законодательный пробел применения Перечня № 55 при
дистанционной торговле товарами. Считаем необходимым дополнить п. 4 ст. 26.1
Закона о защите прав потребителей, п. 21 Правил продажи товаров дистанционным
способом, установив запрет, применения в отношении продаж товаров дистанционным
способом Перечня № 55.
Пункт 4 ст.
26.1 Закона о защите прав потребителей, п. 21 Правил продажи товаров
дистанционным способом стоит дополнить, следующим содержанием: «Не допускается
применение Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита,
фасона, расцветки или комплектации, в отношении продажи товаров дистанционным
способом».
Проблему обеспечения доказательств
заключения договора купли-продажи через сеть Интернет представляется возможным решить
четкой регламентацией документов, которые будут являться неоспоримыми
доказательствами в суде по данному договору, а именно – пакет данных,
содержащий электронную копию документа, отображенный на компьютере провайдера
покупателя, личная переписка покупателя и продавца (при наличии) и списанные с платежной
системы или банковского номера денежные средства и их дальнейшее следование.
Представляется необходимость
закрепления в ГК РФ или в специально посвященном этому вопросу федеральном
законе положения о данном договоре, где будут раскрыты проблемные вопросы –
представление электронных платежей в суде, сомнения и волеизъявления
покупателя, использование web-страниц. Но данный вопрос требует скорейшего
решения в связи с ростом товарооборота в сети Интернет.
Дальнейшее
развитие ожидает технология смарт-контракта, выступающая сегодня лишь способ
оформления и реализации условий сделки. Такое развитие
приведет к частичной перестройке договорного права, испытывающего влияние
цифровых технологий.
Фрагмент текста работы:
На
современном этапе развития общественных отношений особого внимания требует
вопрос правового регулирования купли-продажи товаров дистанционным способом,
поскольку ежедневно посредством сети «Интернет» совершается огромнейшее число
экономических операций.
На фоне
технического прогресса все отчетливее стало проявляться отставание нормативного
регулирования в этой области не только России, но и всего мира в целом.
Об этом
говорит и довольно обширная судебная практика по спорам из договорных
правоотношений с дистанционной торговлей. Она свидетельствует о том, что решение
разногласий мирным путем достигнуть зачастую нельзя, это заставляет
пострадавшую сторону идти за защитой в суд.
Понятие дистанционной торговли в нашей стране
законодательно было закреплено более десятилетия назад, при этом различные
нормативные акты определяют её неодинаково. Интерес представляет понятие,
которое фигурирует в составе ГОСТР 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».
Здесь дистанционная торговля
рассматривается как одна из форм
торговли, «осуществляемой на основании ознакомления покупателя с предложенным
продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на
интернет-сайтах или представленным на фотоснимках, с использованием средств
связи (телерадиорекламы, телемагазина, почтовой связи, электронной торговой
площадки и других средств связи) или иными способами, исключающими возможность
непосредственного ознакомления покупателя с товаром до заключения договора и
оплаты товара».[1] Во многих нормативных
актах употребляется выражение: «дистанционный способ продажи товара». Во многих нормативных актах употребляется выражение:«дистанционный
способ продажи товара». Наконец, законодатель называет её формой торговли (ч. 2
ст. 8 Федерального закона «Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации»).[2] Как
видим, речь тут не идет о дистанционной торговле как отдельном виде договорных
торговых отношений. Она рассматривается лишь как способ продажи товаров. Наука
также идет по этому пути.
В
пользу рассмотрения дистанционной купли-продажи только как способа формирования
договорных отношений выступают О. А. Чернова и Е. Ю. Буряк.[3]
О
разновидности розничной торговли в форме дистанционной продажи пишет также С. П.
Гришаев.[4]
В. В. Шелихов и О. О. Громова под дистанционной
торговлей понимают «одну из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем
их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам».[5] [1]ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской
Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от
28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 22.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2]Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от
02.07.2021) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2010, № 1. Ст. 2. [3]Агафонова Н. Н.,
Белов В. Е., Солдатов В. И. Комментарий к Закону РФ «О защите прав
потребителей» (постатейный). – М.: Проспект, 2020. С.72. [4]Гришаев С. П.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: научно-практический комментарий
[Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. Комментарии
законодательства. Электрон. дан. — М., 2016. [5] Цит. по:
Богдашева А. А. Проблемы дистанционной купли-продажи в России частное право в
эволюционирующем обществе: традиции и новации. 2020. С. 221.