Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовые основы участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в региональном законотворческом процессе (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ВЫСШЕГО
ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ
ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. 6
1.1. Конституционные основы законотворческого процесса
субъекта Российской Федерации. 6
1.2. Основные сферы деятельности высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации как участника регионального законотворческого
процесса и его представительство в законодательном органе субъекта Российской
Федерации. 23
2. ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. 36
2.1.
Осуществление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
законодательной инициативы, его участие в подготовке заключений на
законопроекты и рассмотрении законопроектов. 36
2.2. Подписание
и обнародование высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации закона,
право его отклонения. 39
3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ВЫСШЕГО
ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ
ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 55
Введение:
Ведущим
элементом региональной законотворческой деятельности является региональный
законотворческий процесс, который представляет собой регламентированную с
правовой точки зрения совокупность последовательных процедур, осуществляемых
законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и
направленных на принятие (изменение, дополнение либо отмену) регионального
закона.
Данный
процесс в целом аналогичен федеральному законотворческому процессу, а потому не
получил широкого исследования в специальной литературе.
В
то же время он обладает определенной спецификой, которая отмечается, прежде
всего, на этапе законотворческой инициативы как с точки зрения круга субъектов
этого права, так и с точки зрения формы его реализации.
В
частности, по оценкам ученых, высшее должностное лицо субъекта Федерации, по
сути, является самым активным субъектом права законотворческой инициативы,
тогда как количество законопроектов, вносимых в региональные законодательные
органы их депутатами, представительными органами местного самоуправления, иными
субъектами права законотворческой инициативы, снижается.
Высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
при создании региональной законодательной базы осуществляется в следующих
направлениях:
—
реализация права законодательной инициативы при внесении проектов законов,
—
право утверждения либо отклонения принятого законодательным (представительным)
органом закона,
—
право подписания и обнародования правовых законодательных актов,
—
право обязательной дачи заключения при принятии законов, регулирующих
налоговые, финансовые, бюджетные отношения в субъектах Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное
исследование правовых основ участия высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации в региональном законотворческом процессе (на примере
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
— рассмотреть конституционные основы законотворческого
процесса субъекта Российской Федерации,
— изучить основные сферы деятельности высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации как участника регионального законотворческого
процесса и его представительство в законодательном органе субъекта Российской
Федерации.
— исследовать осуществление высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации законодательной инициативы, его участие в
подготовке заключений на законопроекты и рассмотрении законопроектов,
— рассмотреть подписание и обнародование высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации закона, право его отклонения,
— выявить основные направления совершенствования
законодательства в сфере участия высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации в региональном законотворческом процессе
Объектом исследования настоящей работы являются общественные
отношения, складывающиеся в сфере участия высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации в региональном законотворческом процессе (на примере
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и
учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные
аспекты участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в
региональном законотворческом процессе (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры).
Теоретической
основой исследования стали научные труды в области права таких ученых как Евдокимов
В.Б., Тухватуллин Т.А., Велиева Д.С., Пресняков М.В., Белкин А.А., Мамаева
Я.Ю., Ионова Е.В., Ковачев Д.А., Абрамова А.И., Храмцов А.В., Хамидов А.М.,
Вициева М.И., Иналкаева К.С. и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,
федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные
правовые акты, региональное законодательство.
Методологической основой исследования являются
общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные
методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные,
материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования
состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические
выводы о правовых основ участия высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации в региональном законотворческом процессе (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры), позволят расширить теоретические взгляды на природу
и содержание данного явления, выявить новые подходы к его совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы
определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из четырех
параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя
итог, можно сделать следующие выводы и предложения.
Проанализировав
взгляды ученых-конституционистов на законодательный процесс, и определив роль
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на каждом этапе, можно
выделить следующие этапы регионального законодательного процесса:
—
осуществление права на законодательную инициативу, включающее принятие решения
о внесении законопроекта в законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта;
—
предварительное изучение законопроекта в комитетах;
—
экспертиза законопроекта на заседании законодательного (представительного)
органа государственной власти по субъекту Российской Федерации и принятие его в
качестве закона;
—
подписание и обнародование закона высшим должностным лицом по субъекту
Российской Федерации.
Необходимо
отметить, что при планировании законопроектной деятельности органы власти ХМАО
не всегда учитывают планы законодательной работы Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации, Послания Президента, в этой связи они
составляют региональные планы законопроектной деятельности без учета
необходимости внесения изменений и дополнений в региональное законодательство в
свете последних изменений.
Учитывая
вышеизложенное, представляется необходимым в законодательстве автономного
округа предусмотреть обязанность Губернатора контролировать своевременность
актуализации законопроектных планов при утверждении реестра законопроектных
работ, при этом соответствующие планы по актуализации должны быть представлены
со стороны исполнительного органа.
Кроме
того правовым актом Губернатора ХМАО должна быть урегулирована процедура
проведения мониторинга соответствия законодательства автономного округа
федеральному законодательству с обязательным поручением аппарату Губернатора и
органом исполнительной власти ХМАО (ежемесячных) еженедельных сверок
соответствия регионального законодательства федеральному, с последующим
внесением письменной инициативы о необходимости соответствующих изменений.
В
данном случае Губернатору ХМАО представляется оперативная информация о необходимости
внесения изменений в действующие региональные акты или о необходимости
разработки новых.
Также
на сегодняшний день требует детальной проработки порядок формирования рабочих
групп для разработки законопроектов с привлечением специалистов из разных сфер,
поскольку на данный момент урегулирован состав групп, которые включают
руководителей подразделений высшего исполнительного органа ХМАО (то есть
определить порядок работы межведомственных комиссий более низкого рабочего
уровня).
Кроме
того необходимо более четко прописать порядок и сроки подготовки заключения
Губернатора на законопроекты, в отношении которых оно является обязательным.
Также
необходимо урегулировать ситуацию о том, каким образом необходимо поступать,
если Губернатор оставил закон без движения или без рассмотрения.
Представляется,
что в данном случае должно действовать правило, согласно которому, законопроект
приобретает статус закона, то есть тот статус, который он бы получил, в случае
подписания его Губернатором.
В
ходе исследования было выявлено, что законодательные инициативы со стороны
губернатора ХМАО в последнее время недостаточно многочисленны, одной из причин
данного обстоятельства, на наш взгляд, является то, что подготовка
законопроекта требует соответствующего юридического образования и проработки, в
этой связи считаем целесообразным, чтобы Губернатора в законодательном органе
субъекта, представлял руководитель правового управления, поскольку он обладает
необходимыми юридическими знаниями, и может своевременно отреагировать на принятие
неправовых решений законодательным органом, таким образом обеспечить экспертизу
на любой стадии законодательного процесса.
Несмотря
на то, что наблюдается снижение количества законопроектов со стороны высшего
должностного лица автономного округа, этой нагрузки достаточно для того, чтобы
высший исполнительный орган не всегда справлялся с объёмом законопроектной
работы.
Фрагмент текста работы:
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Конституционные
основы законотворческого процесса субъекта Российской Федерации Современные процессы развития
российского федерализма характеризуются новыми тенденциями совершенствования.
законодательной системы на всех уровнях ее развития, в том числе на федеральном
и региональном уровнях.
Уникальная роль в обеспечении
надлежащего качества, согласованности действующей законодательной системы, в
обеспечении недопустимости любого проявления государственно-правового
сепаратизма в системе федеративной государственности принадлежит Конституции
Российской Федерации[1]
и основанному на ней режиму конституционной законности[2].
Это вытекает, в конечном
счете, из особых свойств Конституции, прежде всего ее высшей юридической силы и
ее прямого действия, поскольку Основной закон, независимо от степени
детализации в действующем законодательстве, непосредственно применяется
непосредственно на всей территории Российской Федерации и все другие законы и
иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации
(часть 1 статьи 15 Конституции).
Соответствующие правовые
свойства Конституции проявляются в одинаковой степени, как в применении закона,
так и в деятельности по его составлению.
В этом смысле, будучи основой
действующего законодательства, Конституция одновременно обладает
законодательным потенциалом, является не только руководством, но и генератором
нормативных правовых актов, определяет его форму (сама Конституция определяет,
например, типы законы и иные нормативно-правовые акты, принятые теми или иными
организациями), а также содержание устанавливает принципы разграничения
полномочий нормотворчества по вертикали (федеральный, региональный,
муниципальный уровни законотворчества) и по горизонтали, то есть в сферы
общественных отношений регулируются различными отраслями
законодательства.
Несмотря на краткость
регулирования в Конституции Российской Федерации вопросов, связанных с
состоянием субъектов Федерации, очевидно, что при всем своем содержании
Конституция оказывает активное влияние на региональное законодательство.
Конституции и уставы субъектов
Российской Федерации, другие региональные законы должны
соответствовать Конституции Российской Федерации по вопросам, касающимся
принципов российского конституционного строя, прав человека и гражданства[3].
В других случаях субъекты
Российской Федерации могут самостоятельно определять свои конституционные
принципы, не противоречащие Федеральной конституции, а также регулировать
определенные сферы отношений в пределах своих полномочий, обеспечивая
соответствие законодательства федеральным нормам.
Региональное законодательство
разрабатывается в соответствии с конституционным принципом разграничения сфер
совместного ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и их субъектами. [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. [2] Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Конституционная законность и
единство правового пространства в Российской Федерации (теоретические основы и
правовые проблемы). М .: Юрлитинформ, 2017. С.7-18, 43-48. [3] Конституция Российской Федерации: К 25-летию
принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель.
– М.: статут, 2018. – 240 с.