Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Гражданское и предпринимательское право

Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое содействие развития деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 6 1.1. Понятие и признаки субъекта малого предпринимательства. 6

1.2. Отличия правового статуса
субъектов малого предпринимательства от правового статуса самозанятых граждан. 22

2.   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 37

2.1. Понятие и формы
государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. 37

2.2. Меры
государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в связи с
распространением коронавирусной инфекции. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 73

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день малый бизнес относится к категории
наиболее динамично развивающихся секторов рыночной экономики и является
ключевым драйвером развития экономики, а так же одним из важнейших показателей
социально-экономического развития страны.

Деятельность предприятий малого бизнеса способствует
росту доходной части бюджетов всех уровней, а так же формированию конкурентной
среды и созданию платформы для увеличения доли среднего класса. Доля
малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 20-25% российской экономики.

По данным Росстата и ФНС России в Российской Федерации
зарегистрировано более 6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, на которых
занято лишь 28% от общей численности занятых в экономике[1].

Для сравнения: в европейских странах эти показатели
выше в три — четыре раза. Эти данные указывают на то, что Россия находится на
начальном этапе формирования малого бизнеса, несмотря на это, именно он, при
относительно невысоких стартовых инвестициях, способен создавать новые рабочие
места и приносить реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов
Российской Федерации в виде отчислений и налогов.

Социальные и экономические функции малого бизнеса
ставят его развитие в разряд актуальнейших задач, делают его частью дальнейшего
преобразования инфраструктуры страны.

Помимо разработки
различных программ господдержки малого бизнеса, также внесены следующие
изменения в нормативную базу:

— разработан и внедрен
институт омбудсменов, осуществляющих защиту прав бизнесменов в банках;

— упрощена процедура
регистрации;

— малому и среднему
бизнесу стали доступны заказы государственных закупок;

— увеличился максимальный
размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения;

— ограничено число
проверок малого и среднего бизнеса

Несмотря на все вышеперечисленные меры, как уже
было отмечено доля малого бизнеса в ВВП страны гораздо ниже, чем в иных
государствах, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования
мер государственной поддержки и нормативной базы.

Целью выпускной квалификационной работы является
комплексный анализ правового содействия развитию деятельности субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:


рассмотреть понятие и признаки субъекта малого предпринимательства,


исследовать отличия правового статуса субъектов малого предпринимательства от
правового статуса самозанятых граждан,


изучить понятие и формы государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства,


проанализировать меры государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Объектом исследования настоящей работы являются
общественные отношения, складывающиеся в сфере правового содействия развитию
деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предметом являются нормативно-правовые акты, научная и
учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные
аспекты правового содействия развитию деятельности субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются общенаучный
диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы:
исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический, синтеза и др.

Теоретической основой исследования стали научные труды в
области права таких ученых как И.Х. Озеров, В.Ю.Буров, В.С.Потаев, А.П. Суходолов,
В.В. Болгова, Л.В. Белова, И.В Ершова, Е.В. Трофимова, В.Я. Горфинкель, С.В.
Земляк, О.М. Маркова, М.В. Беспалов и др.

Нормативную
правовую основу составили:
Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные
и ведомственные правовые акты и иные акты.

Эмпирической
основой послужили: статистические данные,
материалы судебной и правоприменительной практики.

Практическая
применимость исследования
состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят
устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового содействия
развитию деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской
Федерации.

Структура выпускной квалификационной работы определяется
целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения
материала.

Работа
включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и
список использованных источников. [1] Официальный сайт
Министерства экономического развития [электронный ресурс] // Режим доступа:
URL:http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 27.09.2020).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях высокой рыночной конкуренции необходимость развития и
поддержки малого предпринимательства принимает острую форму. Это связано с тем,
что развитие малого бизнеса положительно влияет на рост экономических
показателей страны, а также на наполнение рынка товарами и услугами, создание
новых рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к повышению качества жизни.

Сейчас уже не секрет, что развитие малого бизнеса в России имеет
более медленный темп, чем в других развитых странах, которые уже давно осознали
важность поддержки предпринимательства для стабильного развития экономики.

В соответствии со статистикой последних лет, в большинстве
развитых стран предпринимательский сектор составляет от 70% до 90% от всего
числа предприятий. Успешный пример других стран подтверждает необходимость
смещения акцентов в сторону эффективного развития малого предпринимательства с
целью повышения экономического благосостояния страны и снижения влияния
действующих санкций на российский рынок.

Несмотря на поддержку, малый бизнес в России по-прежнему находится
в сложной ситуации: послабления и льготы с одной стороны дополнялись дальнейшим
усилением налоговой нагрузки, бумажной волокитой и прочими ограничивающими
факторами.

В 2019 г. в мире
произошла вспышка коронавируса COVID-19,
повлиявшая на общество не только тем, что унесла жизни тысяч людей, но и тем,
что кардинально поменяла ритм жизни, потребности человека, а также прервала
сложившиеся связи мирового разделения труда.

В связи с этим мировая
экономика оказалась настолько в шатком положении, что заставило многие страны
принимать меры по поддержке своего экономического состояния, в том числе
бизнеса и населения. В связи с этим актуальными будут являться научные
исследования эффективности таких мер, принимаемых разными странами, в том числе
Россией.

Малый бизнес — это
совокупность микро — предприятий и малых. Малый бизнес в любой стране насыщает
рынок товаров и услуг необходимые для более крупных предприятий, так же
вызывает здоровую конкуренцию среди предприятий и обеспечивает занятость
населения.

В связи с тяжелой
экономической ситуацией в стране по причине распространения пандемии COVID — 19
попадают под удар в основном малые предприятия и ИП.

Кроме того, не так давно
в российском правовом поле появились новые субъекты – самозанятые граждане,
которые столкнулись не только с последствиями пандемии, но и с правовой
неурегулированностью собственного правового статуса и сопутствующими этому
проблемами.

Учитывая, что тенденция
граждан к выполнению работ и оказанию услуг из личных целей неизменно растет,
формируя средний класс общества и развивая мелкое предпринимательство, поэтому
уже сегодня необходимо установить правовой статус самозанятых граждан, а именно
необходимы:

— четкое законодательное закрепление понятия самозанятости;

— разработка полного перечня видов деятельности, занятие
которыми не влечет за собой возникновение статуса индивидуального
предпринимателя при регистрации;

— введение в КоАП РФ состава правонарушения,
предусматривающего административное наказание за отсутствие регистрации в
качестве самозанятого гражданина;

— установление института самозанятых граждан на постоянной
основе, без каких-либо временных ограничений.

Поскольку
очевидно, что малые предприятия пострадали в большей степени, чем крупные, целесообразно
предложить следующий комплекс мер поддержки для стабилизации сложившейся
ситуации:

Необходимо
изменить Налоговый кодекс Российской Федерации с предоставлением льгот базовым
отраслям экономики (промышленность, строительство, транспорт, сельское
хозяйство, наука и образование, здравоохранение и торговля):

-Сократить
страховые взносы с 30,2 до 15% от ФОТ предприятий.

-Сократить
НДС с 20 до 15%, а в сферах науки, образования и здравоохранения отменить НДС.

-Налог
на прибыль сократить до 15% и оставить в таких базовых отраслях, как
промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля.

-Ввести
геометрическую шкалу взимания НДФЛ для работников, получающих прожиточный
минимум (0%), среднюю зарплату по России (10%), для обеспеченных граждан (10%),
зажиточных граждан (20%), богатых (30%) и долларовых миллиардеров (40%), с тем,
чтобы довести налоговые доходы по НДФЛ в России до уровня развивающихся стран.


Обязать правительственные органы, министерства и ведомства, регионы, города и
муниципалитеты проводить конкурсы по ФЗ-44 с предоставлением квоты для МСП в
размере 35-40% от стоимости государственных контрактов.

 

Фрагмент текста работы:

 

. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.1. Понятие и
признаки субъекта малого предпринимательства Принимая во внимание важную роль малого
предпринимательства в экономике страны, одной из основных задач
государственного управления по-прежнему является поиск таких инструментов,
методов и форм поддержки малого бизнеса, которые бы обеспечили его эффективное
развитие и способствовали бы решению социально-экономических проблем.

Вместе с тем, на текущем этапе развития теории
и практики поддержки малого и среднего предпринимательства сохраняется ряд
проблем, в числе которых особое место занимает отсутствие однозначной
теоретической и правовой интерпретации таких дефиниций, как «малое» и «среднее
предпринимательство», типизация их свойств.

Существование обозначенной неопределенности
ведет, в свою очередь, к смешению форм государственной поддержки, отсутствию
специализированного подхода, способного обеспечить точечное, целенаправленное
развитие конкретных форм с учетом особенностей функционирования каждого из
видов.

В целях создания эффективной системы поддержки
малого предпринимательства целесообразным видится реформирование отношений в
указанной сфере, при этом изменения должны касаться как теоретического
изучения, так и практического (законодательного) воплощения.

Прежде всего, обратимся к вопросам
теоретического осмысления категории «предпринимательство» в целом.

Согласно гражданскому кодексу Российской
Федерации: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — это
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законном порядке»[1].

«Предпринимательская деятельность
(предпринимательство) — деятельность коммерческих организаций, связанная с
вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с
общественной пользой»[2].

«Предпринимательство» — это инициативная
самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную
ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического
лица[3].

Предпринимательство (предпринимательская
деятельность) может рассматриваться как самостоятельная деятельность, которая
связана с вложением денежных средств в целях получения некой прибыли, данная
деятельность осуществляется на риск предпринимателя.

В работах И.С. Глебова и Р.Р. Садыртдинова под
малым предпринимательством (бизнесом) понимается способ организации
хозяйственной деятельности, которая осуществляется участниками рынка в рамках
законодательно установленных условий осуществления такой деятельности[4].

В свою очередь, Т.Н. Кошелева, обращаясь к
вопросу о сущности и содержания малого и среднего предпринимательства,
отмечает, что под «малым предпринимательством» понимается не только прикладные
организационно-управленческие вопросы реализации предпринимательской
инициативы, но и элементы системы правового обеспечения данного процесса,
включающие «обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие
критериям отнесения к малому предпринимательству»[5].

В.С. Чеботарев рассматривает данные категории
предпринимательства через призму национальной безопасности, отмечая их основное
сущностное и функциональное предназначение в качестве «стратегического фактора
экономической безопасности России»[6].

Также следует отметить, что мировой опыт
включает несколько подходов вопросам классификации и критериев отнесения
субъектов малого предпринимательства к таковым группам.

Среди наиболее распространенных критериев
применяются: «численность персонала малого предприятия (среднесписочная
численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по
совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности
малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода,
оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия».

Иная структура признаков взята за основу
«Комиссией Боултона»[7]:

— небольшой рынок сбыта, не позволяющий
предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого
товара;

— правовая независимость — предприятие
управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником
или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

— управление предприятием, предполагающее, что
собственник или партнеры — собственники сами участвуют во всех аспектах
управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.

Российским законодательством определено, что к
субъектам малого предпринимательства относятся «зарегистрированные в
соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие
условиям хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные
партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы,
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели».

В числе основных идентифицирующих
(ограничивающих) параметров выделены среднесписочная численность работников,
предельный размер выручки, форма собственности.

В то же время, последовательно рассматривая
каждую из представленных позиций в отношении сущности и содержания категорий
«малое предпринимательство», можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время не решена проблема
правовой идентификации субъектов малого предпринимательства в России.

Фактически наблюдается смешение критериев, что
не позволяет осуществлять системное направленное воздействие в двух различных
направления — «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство».

На теоретическом уровне операционализация
данных понятий идет по двум направлениям: выделяется общетеоретический смысл,
который связан с обобщением функциональных свойств предпринимательства, а
также, напротив, выделение лишь одного свойства, которое характеризует МСП как
возможность реализации какого-либо функции.

По мнению ряда ученых, такое соотношение
факторов и установление соответствующих барьеров не всегда ведет к развитию
реальных механизмов поддержки и получению желаемого эффекта, а, напротив,
устанавливает существенные ограничения для реализации полноценной
государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства,
исключая, например, из этого перечня» некоммерческие организации,
государственные учреждения и некоторых других субъектов»[8].

Следует согласиться с представленной С.В. Бошно
позицией, поскольку объективное функционирование ряда организаций, нуждающихся
в совершенствовании юридико — правового режима, остается до сих пор нерешенной
проблемой действующего законодательства.

Таким образом, приоритетом стратегического
развития отечественной системы законодательного урегулирования вопросов
соотношения критериев и мер государственной поддержки, оказываемых субъектам МП,
является установление баланса двух систем — предпринимательство и
некоммерческий сектор.

Развитие малого бизнеса
в современных условиях имеет особую значимость для решения проблем
инновационной экономики России.

Малое
предпринимательство является важным сектором и фактором экономического роста,
одним из стратегических ресурсов и внутренних источников повышения
конкурентоспособности национальной экономики.

Субъекты малого бизнеса
(далее — МП) отличаются конкурентными преимуществами: они более устойчивы к
воздействиям внешней среды и внешним вызовам.

Важная роль принадлежит
малому предпринимательству в обеспечении занятости путем создания новых рабочих
мест. Таким образом, с одной стороны, малый бизнес является источником доходов
населения, с другой, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней[9].

Обзор научной литературы
по вопросам, связанным с понятием, классификацией и критериями отнесения
субъектов хозяйствования к малым предприятиям, показал, что в мировой практике
нет единых подходов.

Это серьезно сдерживает
объем экспорта малого бизнеса, возможность сопоставлений результатов
деятельности в разных странах, изучение и использование передовых практик и
мирового опыта поддержки и развития данного сектора экономики.[10]

Важно подчеркнуть, что
выбор критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого
предпринимательства имеет большое значение, так как от этого зависит
возможность участия в программах финансирования и других видах государственной
поддержки[11].

В современных условиях
проблема отсутствия единых подходов к определению субъектов малого бизнеса
актуализируется и приобретает интегральный характер[12].

Несмотря на то, что
выбор возможных сценариев развития малого бизнеса определяется, в первую
очередь, внутренними ресурсами, условиями и возможностями страны, безусловно,
большое значение при этом имеют успешные его модели, известные в мировой
практике.

Кроме того, как
известно, любые международные сопоставления, в том числе, и в отношении
субъектов малого предпринимательства, предполагают единый формат объекта
сравнения.

Следовательно, критерии
отнесения хозяйствующих субъектов к сектору малого предпринимательства, единые
подходы к их формированию, следует рассматривать не только как инструмент
стратегического развития данного сектора национальной экономики, но и как возможность
использования передовых практик и мирового опыта на основе сопоставимости
достоверных данных.

Для того чтобы
использовать мировой опыт в контексте развития малого бизнеса, необходимо
понимать различия в критериях определения субъектов предпринимательства и,
соответственно, в публикуемых международными организациями статистических
данных.

Поэтому анализ
критериев отнесения субъектов хозяйствования к малым на основе
нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, как в российской, так
и в зарубежной практике, является актуальным.

Обращает на себя
внимание тот факт, что в научных исследованиях и нормативно-правовых актах
различных стран применяются различные критерии.

В таблице 1
представлены критерии для определения субъектов малого бизнеса по методике World Bank Group[13].

Таблица
1 Критерии
для определения субъектов малого предпринимательства (методика WBG)[14] Категория Численность работников, чел. Оборот, тыс. долл. Валюта баланса, тыс. долл. Микропредприятие <10 <100 <100 Малое предприятие >10<50 >100<3 000 >100<3 000 По данным Группы
всемирного банка (WBG) на основе исследований по 132 странам, в которых
анализируются критерии отнесения экономических субъектов к малым, в 120 странах
такие критерии приняты правительствами, в 12 странах таких законодательных
критериев нет.

К наиболее часто
используемым показателям относятся: численность работников (115 из 120 стран),
активы/оборот/капиталовложения (61 из 120 стран), отраслевая принадлежность (26
из 120 стран).

В США критерии
отнесения бизнеса к сектору малых предприятий также имеют особенности:
категория «средний бизнес» отсутствует.

Критерии
устанавливаются Управлением по делам малых предприятий США (Small Business Administration, SBA), пересматриваются
каждые 5 лет с учетом происходящих в экономике изменений[15].

Для отнесения
хозяйствующих субъектов к категории малого бизнеса необходимо соответствовать
следующим требованиям:

— являться коммерческим
бизнесом любой организационно-правовой формой;

— находиться в
независимом владении и управлении;

— не доминировать в своей
отрасли на национальном уровне;

— физически находиться и
осуществлять операции в США.

Компании, которые
находятся за пределами США, но осуществляют операции в США, вносят существенный
вклад в американскую экономику (выплата налогов или использование американских
продуктов, материалов или рабочей силы), тоже могут быть отнесены к малому бизнесу.

Обязательно учитываются
такие количественные критерии отнесения компании к сектору малого бизнеса как
численность сотрудников и годовая выручка, которые не всегда действуют
одновременно и зависят от отраслевой принадлежности (всего 1160 подотраслей).

При этом количественные
критерии значительно варьируются:

— численность работников
от 50 человек (розничная торговля) до 1500 человек (добыча полезных
ископаемых);

— объем годовой выручки
составляет от 0,75 млн. долл. (производство зерна или риса) до 38 млн. долл.
(семейные гипермаркеты, радиостанции) и 550 млн. долл. в активах (коммерческие
банки).

В Канаде применяется
единственный критерий отнесения компаний к сектору малого и среднего бизнеса —
численность занятых.

Правительство Канады и
Статистическое агентство определяют предприятия с числом занятых до 4 человек
включительно как микропредприятия, от 5 до 99 человек как малые предприятия, от
100 до 499 человек как средние предприятия.

При этом некоторые
финансовые организации, в том числе институты развития, применяют совершенно
другие критерии, основанные на финансовых показателях.

Например, Канадская
корпорация развития экспорта определяет компании-экспортеры как малые компании
с годовым объемом продаж до 1 млн. долл.[16]

В Японии понятие «малое
предприятие» отсутствует, выделяются «микропредприятия» и в целом сектор «малые
и средние» предприятия.

Для категории «малый и
средний» бизнес используется два количественных критерия — численность
сотрудников и уставный капитал (соответствие необходимо лишь одному из этих
двух критериев), а для категории «микробизнес» установлен один количественный
критерий — численность сотрудников (табл. 2).

Таблица
2 Критерии
отнесения предприятий к категориям «микробизнес», «малый и средний» бизнес в разрезе отраслей
деятельности в Японии[17] «Микробизнес» «Малый и средний» Отраслевая
принадлежность Численность сотрудников, чел. Уставный капитал, млн. йен Численность сотрудников, чел. Производство 20 до
300 300 Оптовая торговля 5 до
100 100 Услуги 5 до
50 млн. 100 Розничная торговля 5 до
50 млн. 50 Важно подчеркнуть, что
единый подход к определению малых предприятий существует в Европейском союзе
(далее — ЕС). Определение малых предприятий содержится в Рекомендациях Комиссии
ЕС 2003/361/EC от 6 мая 2003 г. о толковании понятий малого, среднего
и микропредприятия.

Потенциально к сектору
МСП может быть отнесен любой хозяйствующий субъект независимо от его
юридической формы, вовлеченный в экономическую деятельность, включая
ремесленную деятельность, как на индивидуальной основе, так и в качестве
семейного бизнеса, а также партнерство или ассоциация, являющиеся постоянными
участниками экономической деятельности[18].

Согласно Рекомендациям,
существуют два показателя отнесения бизнеса к категории МСП: численность
персонала (ключевой показатель) и оборот или общий баланс.

Причем финансовый
критерий тоже является важным, но дополнительным и позволяет оценить реальные
объемы и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, его конкурентные
позиции.

К классу
«микропредприятие» относятся предприятия с численностью персонала менее 10 человек и годовым оборотом или годовым балансом не
более 2 млн. евро.

К классу «малое
предприятие» относятся предприятия с численностью персонала менее 50 человек и
годовым оборотом или годовым балансом не более 10 млн. евро.

Международные
организации, такие как Европейская комиссия, Всемирный банк, ОЭСР, неоднократно
предпринимали попытки гармонизации определения «малого и среднего бизнеса»,
однако единый подход до настоящего времени не выработан.

Например, в
соответствии с критериями ОЭСР к малому бизнесу относятся хозяйствующие
субъекты с численностью сотрудников: микропредприятия — от 1 до 9 человек,
малые предприятия — от 10 до 49 человек.

В соответствии с
критериями Всемирного банка:

— к микропредприятиям
относятся компании с численностью сотрудников до 10 человек, с совокупными
активами или объемом продаж до 100 тыс. долл.,

— малым предприятиям —
с численностью сотрудников от 10 до 50 человек, совокупным объемом активов или
годовым объемом продаж от 100 тыс. до 3 млн. долл. (табл. 3). Таблица
3 Критерии
отнесения бизнеса к сектору МП международными организациями[19] Международные Минимум — малый бизнес Максимум — малый бизнес Оборот,
тыс. долл. Всемирный
банк 100 3000 Численность
сотрудников Всемирный
банк 10 50 ОЭСР 10 50 В России
нормативно-правовое обеспечение развития малого предпринимательства
осуществляется Федеральным законом «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и
среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица
и индивидуальные предприниматели), удовлетворяющие критериям, установленным к
малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям,
сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего
предпринимательства.

К малому и среднему
бизнесу относятся коммерческие предприятия (за исключением государственных и
муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также
предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям.

Некоммерческие
организации не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за
исключением потребительских кооперативов[20].

Федеральным законом
от 03.08.2018 №313-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации»[21] установлены новые подходы, определяющие критерии
категорий субъектов малого и среднего предпринимательства
(табл. 4). Таблица
4 Критерии
малого бизнеса в разрезе организационно-правовой формы

хозяйствующего
субъекта[22] Критерии Малые предприятия — все формы Малые предприятия в форме ООО Малые предприятия в форме ПАО Среднесписочная численность работников 15
чел. и менее — микропредприятия 16-100 чел. — малые предприятия Налоговый доход 120
млн. руб. и менее — микропредприятия 800 млн. руб. и менее — малые
предприятия Доля в уставном капитале — Не
более 25% доля:
-РФ,
регионов, муниципалитетов;
-общественных
образований;
-религиозных
юридических лиц;
— благотворительных
и других фондов. Не более 49% доля: Следует отметить, что
исключено требование о максимальной доле участия иностранных фирм в капитале ПАО,
ООО и товариществ.

Однако для малых
предприятий в форме ПАО и в форме ООО существует дополнительное ограничение —
по доле участия в их уставном капитале Российской Федерации, регионов,
муниципалитетов, религиозных юридических лиц, общественных и других фондов.

Среднесписочная
численность работников и налоговый доход определяются за предшествующий
календарный год.

Для предприятий легкой
промышленности с 2017 г. действуют повышенные предельные значения установленных
критериев.

Так, для хозяйственных
обществ, хозяйственных партнерств, осуществляющих в качестве основного вида
деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности,
предельное значение среднесписочной численности работников может составлять от
250 до 1 тыс. человек, что существенно выше установленного общего порога, и
обусловлено высокой трудоемкостью производства.

Следует отметить, что
независимо от суммарной доли участия в уставном капитале ООО могут быть
отнесены к сфере МСП при выполнении определенных условий[23].

Важно подчеркнуть, что
в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" от 03.08.2018 №313-ФЗ включен новый тип юридических лиц в сфере
малого бизнеса (хозяйственные товарищества).

Также, внесены
изменения в содержание Единого реестра малого и среднего предпринимательства,
уточнен порядок его формирования.

Предприятие исключается
из реестра, как утратившее свой статус МСП, если в течение трех следующих
подряд лет не соблюдается какое-либо из общих требований: среднесписочная
численность работников или налоговый доход за предшествующий календарный год.

Предельные значения
дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за
предшествующий календарный год, установлены Постановлением Правительства РФ от
04.04.2016 №265 "О предельных значениях дохода, полученного от
осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства":

-микропредприятия — 120
млн. рублей;

-малые предприятия —
800 млн. рублей;

Следует отметить, что
предельные значения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому
бизнесу в России (численность работников, объем годового дохода) сравнимые с
критериями развитых стран.

Таким образом, в
глобальном экономическом пространстве численность работников, занятых в
субъектах малого бизнеса, является основным.

Наряду с этим
показателем многие страны используют такие финансовые показатели как оборот и
стоимость активов.

В литературе имеет
место дискуссия о том, какой показатель является наиболее приемлемым для
использования на глобальном уровне.

Отдельные авторы
считают, что наиболее приемлемым является оборот, так как, по их мнению, для
других количественных показателей характерны существенные недостатки.

Например, показатель
численность сотрудников легко подвержен фальсификации, показатель объем
активов, наоборот, сложно подвержен точной оценке[24].

Вместе с тем, при
использовании такого критерия, как объем продаж, необходимо учитывать
отраслевую принадлежность и страну: компании с одним и тем же показателем могут
быть лидерами в одной отрасли и в одной стране и не быть ими в другой отрасли и
в другой стране.

Высказывается также
мнение, что подход к определению МСП с учетом отраслевой принадлежности
(например, США) является положительной практикой, так как при этом учитываются
отраслевые особенности и появляется возможность оказывать целевую
государственную поддержку[25].

Гибсон Т. и Ван дер
Ваарт предложили следующую формулу для отнесения хозяйствующих субъектов к
малому и среднему бизнесу: «МСП — это официальное предприятие, годовой оборот
которого превышает средний валовой национальный доход на душу населения в
10-1000 раз с учетом покупательной способности страны».

Очевидно, используя
такой единый подход, каждая страна будет иметь свои количественные показатели,
которые, с одной стороны, будут учитывать особенности каждой страны, с другой
стороны, изменяясь во времени, будут оставаться актуальными.

По мнению Бариновой
В.А., Земцова С.П., «предложенное определение МСП позволит унифицировать подход
на глобальном уровне».

Другие авторы
«разделяют мнение о целесообразности такого подхода, поскольку годовой оборот
является инструментом для оценки вклада малого и среднего бизнеса в ВВП,
одновременно подчеркивают, что в отдельных развивающихся странах, крайне сложно
будет получить данные о годовом обороте предприятий.

Кроме того, число
неофициальных МСП в некоторых развивающихся странах превышает число официальных
МСП в 8 раз»[26].Таким образом, проблема разработки единых принципов и
подходов к определению МСП в настоящее время на глобальном уровне остается не
решенной.

По мнению авторов,
отсутствие единой системы отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему
предпринимательству обуславливает невозможность формирования сопоставимых
статистических данных, и, соответственно, невозможность выполнения корректного
сопоставительного анализа проблем развития, а также результатов деятельности
данного сектора экономики на глобальном уровне.

В связи с этим,
представляется целесообразным разработка стандарта единых принципов и критериев
отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству с учетом
особенностей развития отдельных стран и регионов. Безусловно, это трудная
задача, и ее решение требует проведения исследования и апробирования его
результатов.

При этом гармонизацию
подходов к определению критериев «малого бизнеса» необходимо рассматривать как
важный фактор обеспечения сопоставимости конкурентных преимуществ субъектов
предпринимательства, а также использования передовых практик и мирового опыта
государственной поддержки и развития данного сектора экономики. [1] Часть первая
Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ// Собрание
законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301. [2] Горфинкель В.Я.
Земляк С.В, Маркова О.М. Малое предпринимательство: организация, управление,
экономика: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. С.349. [3] Беспалов М.В.
Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной
России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. С.232. [4] Глебова И.С.,
Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего
предпринимательства: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный
университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2010. С.326. [5] Кошелева Т.Н.
Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие
(Terra Humana). 2009. №3. С. 18-25. [6] Чеботарев В.С.
Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической
безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской
академии МВД России. 2016. №2 (34). С. 225-230. [7] Кошелева Т. Н.
Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. СПб: ГУАП, 2009. С.204. [8] Бошно С.В.
Терминологическая неопределённость как дефект законодательства (на примере
определения малого и среднего предпринимательства) // Право и современные
государства. 2016. №5. С. 20-24. [9] Бендерская О.Б.,
Лысакова С.Ю. Динамика развития малого бизнеса в России / О.Б. Бендерская, С.Ю.
Лысакова // Белгородский экономический вестник. — 2018. — №4(92). — С. 16-21. [10] Малый и средний
бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т.
Гайдара. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. – С.308. [11] Ешугова С.К.,
Хамирзова С.К. Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в нестабильных экономических условиях/ С.К. Ешугова,
С.К. Хамирзова // Новые технологии. — 2018. — №4. С. 124-132. [12] Gibson T., van der Vaart H.J. Defining SMEs: A Less Imperfect Way of
Defining Small and Medium Enterprises in Developing Countries. Brookings Global
Economy and Development. — 2008. — 29 p. [13] Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013.
Competitive Small and Medium Enterprises: A Diagnostic to Help Design Smart SME
Policy. World Bank, Washington, DC. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/16636 (дата обращения 12.10.2020). [14] Tewari, Parth S.; Skilling, David; Kumar, Pranav; Wu, Zack. 2013.
Competitive Small and Medium Enterprises: A Diagnostic to Help Design Smart SME
Policy. World Bank, Washington, DC. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/16636 (дата обращения 12.10.2020). [15] What size standards has SBA identified by North American Industry
Classification System codes? § 121.201 // https://www.federalregister.gov/business-and-industry (дата обращения
28.09.2020). [16] Statistics Canada//https://www.statcan.gc.ca. (дата обращения 28.09.2020). [17] Малый и средний
бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т.
Гайдара. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 39. [18] Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the
definition of micro, small and medium-sized enterprises//http://www.worldbiz.ru
(дата обращения 12.10.2020). [19] Малый и средний
бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им.
Е.Т. Гайдара. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 63. [20] Федеральный закон
от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.01.2020)// "Российская газета", N 164, 31.07.2007. [21] Федеральный закон
от 03.08.2018 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// Собрание
законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. N 32 (часть I) ст.
5106. [22] Малое
предприятие: численность работников в 2019 году// https://www.buhsoft.ru/article/1621-maloe-predpriyatie-chislennost-rabotnikov-v-2019-godu (дата обращени
28.09.2020). [23] Федеральный закон
от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//
Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5106. [24] Gibson T., van der Vaart H.J. Defining SMEs: A Less Imperfect Way of
Defining Small and Medium Enterprises in Developing Countries. Brookings Global
Economy and Development. — 2008. – P.29. [25] Малый и средний
бизнес как фактор экономического роста России/ Ин-т экон. политики им. Е.Т.
Гайдара. — М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. – С.308. [26] Kushnir K. A Universal Definition of Small Enterprise: A Procrustean
bed for SMEs? World
Bank Group, 2010.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы