Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности судов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. История формирования контрактной
системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
нужд. 7
1.1. История формирования контрактной
системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
нужд в России. 7
1.2. Зарубежный опыт осуществления
государственных закупок. 13
2. Правовая основа механизма реализации
контрактных правоотношений, складывающихся при государственных закупках. 23
2.1.Проведение процедур для осуществления
государственных и муниципальных закупок. 23
2.2. Ответственность за нарушение
законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения
деятельности судов. 37
3. Проблемы и перспективы осуществления закупок
товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности судов. 51
3.1. Проблемы осуществления закупок товаров,
работ и услуг для обеспечения деятельности судов. 51
3.2. Перспективы правового регулирования
осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности
судов. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в
настоящее время остро стоит вопрос об экономии средств государственного и
муниципальных бюджетов.
На долю закупок для удовлетворения государственных нужд
приходится около трети бюджетных средств, что говорит об актуальности данной
проблемы и необходимости поиска путей сокращения расходов.
Одним из таких способов стала контрактная система, главными
принципами которой являются: открытость, прозрачность процедур, стимулирование
конкуренции и инноваций, обоснованность затрат, ответственность, компетентность
заказчика, единство системы.
В настоящее время
правовое положение судов как участников общественных отношений по закупке
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд базируется на
двойственности правового статута. С одной стороны, реализуя государственные
полномочия по осуществлению правосудия, они являются участниками
административных правоотношений, с другой стороны, в качестве субъекта тех или
иных гражданских правоотношений суды выступают на равных началах с иными
участниками.
При этом как в
административных, так и в гражданских правоотношениях статус судов
характеризуется значительным числом особенностей, обусловленных принципами
самостоятельности п независимости судебной власти. В этой связи регулирование
закупок товаров, работ, услуг для нужд судебных органов также должно
производиться с учетом конституционных и международно-правовых принципов
самостоятельности и независимости, в том числе финансовой, обеспечения безопасности
судебной деятельности и недопущения конфликта интересов.
Таким образом, с учетом
«личности» судебных органов как государственных заказчиков перспективным
видится расширение круга товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения
деятельности судебных органов с использованием специальных закупочных процедур,
в частности закрытых торгов, например, путем включения в него товаров, работ,
услуг, непосредственно влияющих на нормальное функционирование судебного
учреждения (строительство зданий судов, техническое обслуживание информационных
систем, систем безопасности в зданиях судов, информационное сопровождение судебного
органа и прочие).
Полагаем, что дальнейшая
дифференциация правового режима закупок для нужд судов способна обеспечить как
независимость и самостоятельность судебной власти, так и соблюдение гарантий
безопасности судебной деятельности, неприкосновенности судей и недопущения
конфликта интересов заказчика — суда и его контрагента, который может являться
лицом, участвующим в деле, рассматриваемом тем же судом.
Степень научной разработанности. Рассматриваемой теме в
литературе уделено недостаточно внимания, комплексные исследования –
монографии, диссертации найти не удалось, также отсутствуют актуальные научные
статьи за последние несколько лет. Отдельные вопросы государственных закупок для
нужд арбитражных судов отражены в работах Курца Николая Александровича — кандидата
юридических наук, судьи Арбитражного суда Иркутской области, однако, его работы
также написаны в период не позднее 2017 г.
Представляется, что данная проблема связана как с большой
спецификой правового статуса судов, так и с необходимостью знать организацию
деятельности и потребности суда «изнутри», что является закрыто информации для
широкого круга лиц.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный
анализ правового регулирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения
деятельности судов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
— рассмотреть историю формирования контрактной системы в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в
России,
— исследовать зарубежный опыт осуществления государственных
закупок,
— изучить особенности проведения процедур для осуществления
государственных и муниципальных закупок,
— исследовать ответственность за нарушение законодательства
в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности судов,
— выявить проблемы осуществления закупок товаров, работ и
услуг для обеспечения деятельности судов,
— рассмотреть перспективы правового регулирования
осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности судов
(например, расширение перечня услуг, которые можно приобретать для суда
закрытыми способами).
Объектом исследования работы являются общественные
отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования закупок товаров,
работ и услуг для обеспечения деятельности судов.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная
литература, отражающие различные аспекты правового регулирования закупок
товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности судов.
Методологической основой исследования являются общенаучный
диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы:
исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический,
синтеза и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких
ученых как Акопджанова М.О., Белов
В.Е., Бабкин А.И., Берниковская О.В., Бондарева Е.А., Витрянский В.В., Генкин
Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В., Гатаулина Л.Ф., Гладких В. И.,
Гребенщикова Я.Б., Гришин В. И., Гагарина Г. Ю., Захарова С.В., Чистякова Е.А.,
Калиниченко К.С., Кичик К.В., Клейн Н.И., Косенко Е.В., Курц Н.А., Лукьяненко
В.Е., Мамедова Н.А., Байкова А.Н., Трушанова О.Н., Мейер Д.И., Орлов
А.В., Победоносцев К.П., Примак Т.К., Рахимов Э.Х., Ромашкин Т.В., Сафиуллин
Д.Н., Тарасов Н.Б., Тасалов Ф.А., Титова Г.Г., Чекмезова Е. И., Челышева Н.Ю. и
др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента
РФ.
Эмпирической основой послужили: электронные ресурсы сети
Интернет, справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», судебная
практика.
Научная новизна исследования состоит в комплексности
предпринятого анализа правового регулирования закупок товаров, работ и услуг
для обеспечения деятельности судов, выявлении существующих проблем и
предложении путей их решения.
Структура выпускной квалификационной работы определяется
целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения
материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов,
заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Проведенный анализ сложившейся в
РФ практики формирования контрактной системы в сфере закупок позволяет выявить
существующие на рынке государственных закупок проблемы.
В первую очередь, стоит отметить
низкий уровень конкуренции среди участников торгов и аукионов.
Достаточно велика доля
несостоявшихся процедур, при которых была подана или допущена единственная
заявка.
Кроме того, присутствуют
нарушения действующего законодательства, в частности: нарушение сроков закупки;
подготовка заказчиками документации о закупке под определенного поставщика;
установление дискриминационных условий контракта; укрупнение лотов;
необоснованный недопуск участников; неправильный выбор способа закупки.
Кроме того, имеет место также
сговор участников рынка бюджетных закупок между собой.
Совершенствование контрактной
системы должно быть направлено на внедрение новых форм электронных закупок,
централизацию закупок и поставок продукции, оптимизацию системы контроля и
развитие системы контрактов долгосрочного характера.
Целесообразным представляется:
— перевод в электронный формат
конкурентных процедур определения поставщика;
— автоматическая рассылка
извещения о государственных закупках потенциальным поставщикам через единую
информационную систему;
— внедрение в качестве способов
закупок электронный конкурс, электронный магазин, электронный запрос
предложений, электронный запрос котировок.
Централизация закупок
предоставит возможность оптимизации системы контроля, привлечения
квалифицированных специалистов, снижения коррупционных рисков.
Следствием совершенствования в
РФ контрактной системы станет рост конкуренции на рынке государственных
закупок, повышение открытости закупок, снижение издержек и коррупционных
рисков.
При осуществлении
государственных закупок для нужд судебной системы возникает немало проблем,
которые носят достаточно серьезный характер.
На конституционном уровне
установлено, что судебная власть должна быть независимой, в том числе, в
финансовом плане, однако, в части государственных закупок суды напрямую зависят
от бюджетного финансирования, которое имеет тенденцию к сокращению.
Кроме того контроль в сфере
государственных закупок осуществляют органы исполнительной власти, которые
зачастую являются сторонами процесса в тех же судах, что порождает коррупциогенные
риски.
В настоящее время в отношении
судов актуальны общие направления развития, касающиеся борьбы с коррупцией и
экологизации процесса работы.
Причем если вопросам борьбы с
коррупцией во всех сферах деятельности уделяется огромное внимание, то с
экологией дела обстоят гораздо хуже – на первом месте стоит исключительно
экономия бюджетных средств, здоровье сотрудников суда не входит в топ
приоритетов.
В судах используется огромное
количество оргтехники, в связи с чем расход бумаги просто огромен, весь рабочий
день, а зачастую и гораздо большее количество времени работники суда проводят в
замкнутом помещении среди мебели, которая приобретается по минимальной цене, и
сделана из некачественных, а иногда и откровенно вредных материалов, то же в полной
мере относится и к материалам, которые используются для ремонта помещений.
Накопительный эффект различного
рода токсинов крайне негативно сказывается на здоровье работников и требует
принятия соответствующих мер. Одновременно с этим существует острая необходимость
обеспечивать надлежащую охрану окружающей среды.
В совокупности эти
обстоятельства приводят к мысли о необходимости развития и массового внедрения,
так называемых, «зеленых закупок, которые широко распространены в европейских
странах и уже внедряются, например, в Беларуси.
Что касается борьбы с
коррупцией, то важнейшим элементом системы противодействия ей в сфере
государственных закупок выступает закрепление соответствующих антикоррупционных
положений в должностных регламентах государственных служащих, участвующих в
закупках.
Такие нормы также могут
содержаться и в локальных актах заказчика, регламентирующих правовой статус
контрактной службы, комиссии по осуществлению закупок и приемочной комиссии.
Иными антикоррупционными
технологиями могут выступать профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации лиц, участвующих в закупочной деятельности суда; их
антикоррупционное обучение и воспитание; осуществление контроля за их доходами
и расходами, а также принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта
интересов в сфере закупок.
Говоря о направлениях
совершенствования государственных закупок для обеспечения нужд судов,
необходимо отметить следующее:
1. С учетом особенностей
судебных органов как государственных заказчиков перспективным видится
расширение круга товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения
деятельности судебных органов с использованием специальных закупочных процедур,
в частности закрытых торгов, например, путем включения в него товаров, работ,
услуг, непосредственно влияющих на нормальное функционирование судебного
учреждения:
— строительство зданий судов,
— техническое обслуживание
информационных систем, систем безопасности в зданиях судов,
— информационное сопровождение
судебного органа и прочие.
Полагаем, что дальнейшая
дифференциация правового режима закупок для нужд судов способна обеспечить как
независимость и самостоятельность судебной власти, так и соблюдение гарантий
безопасности судебной деятельности, неприкосновенности судей и недопущения
конфликта интересов заказчика — арбитражного суда и его контрагента, могущего
являться лицом, участвующим в деле, рассматриваемом тем же судом.
2. Представляется логичным
привести правовое регулирование контрактной системы в сфере государственных и
муниципальных закупок в соответствие с конституционными и
международно-правовыми принципами независимости судебной власти, в частности,
путем устранения существующих конфликтов интересов и предотвращения их
возникновения и специальной правовой системы мониторинга закупочной
деятельности, а также дальнейшей дифференциации правовых норм для осуществления
государственных закупок.
Считаем, что эти задачи могут
быть решены за счет сокращения количества органов с надзорными полномочиями в
сфере закупок по отношению к судебной системе.
Фрагмент текста работы:
1. История формирования
контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных нужд 1.1. История формирования
контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных нужд в России Государственные закупки или
государственный заказ — это приобретение услуг, работ, товаров для
удовлетворения государственных и муниципальных нужд на бюджетные средства.
Чтобы полностью изучить данный вопрос, углубимся в историю возникновения
государственных закупок.
История становления и развития системы
государственных закупок уходит своими корнями в далекое прошлое. В июле 1654
года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей
в город Смоленск.
Царь повелел отправить грамоты воеводам
в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы
отвезти муку и сухари в Смоленск.
За перевоз определенного объема груза
царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по
полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины.
Государство еще не проводило открытый
конкурс в классическом виде, но уже формировало заказ, отбирало исполнителей,
формулировало условия контракта.
Инициатива царя продемонстрировала
пример желания заказчика вести диалог с поставщиком на рациональной и
экономически выгодной основе.
В данном правовом акте присутствуют
признаки государственного заказа. К таким признакам относится поиск
исполнителей, публичность и объявленные заранее условия[1].
К петровским
временам относят ученые появление первых публичных конкурсов, открытых торгов. [1] Яруллин С.М.
История возникновения и развития государственного заказа в России // История
государства и права. – 2010. – №20. – С. 45.