Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Финансовое и Налоговое право

Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое регулирование юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 7

1.1. Понятие бюджетных средств в контексте нецелевого использования 7

1.2. Понятие бюджетного правонарушения, его виды 11

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 25

2.1. Объект и объективная сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств 25

2.2 Субъект и субъективная сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств 33

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43

3.1. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 43

3.2. Направления оптимизации законодательства для увеличения эффективности привлечения к юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

  

Введение:

 

Правовое регулирование юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств является актуальной темой, которая становится все более важной в условиях растущей экономической нестабильности и финансовых кризисов. Каждый год государственные бюджеты выделяются на различные цели, и ответственность за их правильное использование лежит на государственных органах и должностных лицах.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой серьезные юридические последствия. В соответствии с действующим законодательством, должностные лица, которые допустили нецелевое использование бюджетных средств, могут нести гражданско-правовые, административные и даже уголовные ответственности. Кроме того, они будут обязаны возместить ущерб, нанесенный государству.

Проблема нецелевого использования бюджетных средств становится актуальной особенно в условиях нарастающей экономической нестабильности и возрастающей конкуренции за ограниченные ресурсы. Неправомерное их использование становится основой для коррупции в государственных органах, и, как следствие, осложняет процесс развития экономики.

Правовое регулирование юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств необходимо для соблюдения принципов государственной финансовой дисциплины и эффективного управления государственными финансами. Правильное использование бюджетных средств является гарантией устойчивого экономического развития, обеспечивая финансовую стабильность и благосостояние граждан.

Логичным выступает позиция, что средства правового регулирования целевого использования бюджетных средств должны демонстрировать свою эффективность, однако анализ законодательства говорит об обратном. Низкая эффективность обусловлена недостаточной правовой регламентацией юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, а также низким уровнем реализации ее системности.

Актуальность данного исследования обусловливается тем, что системность как принцип правового регулирования, свойственный праву в целом, приобретает особое значение в сфере правовой регламентации обеспечения законности использования бюджетных средств, и в том числе их нецелевого использования, заложенный законодателем как нарушение в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств неоднократно являлись объектом научных исследований в отраслевых науках. Так, изучению бюджетно-правовой ответственности за нецелевое использование бюджетных средств посвящены работы А.З. Арсланбековой, Д.А. Бойкова, А.Г. Карпова, А.А. Мусаткиной, О.С. Русаковой, Р.Р. Фазылова, Н.А. Саттаровой; исследование административной ответственности за данное нарушение бюджетного законодательства предприняли О.О. Томилин, И.Д. Старовикова, Е.В. Шевченко; анализ проблем уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ, осуществили в своих трудах А.Г. Карпов, К.С. Арутюнян, Р.С. Ефремов.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере установления и применения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, устанавливающие основания и порядок привлечения к юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств; практика реализации институтов бюджетно-правовой и иных видов ответственности за нецелевое использование бюджетных средств; научные концепции и воззрения, содержащиеся в литературе по избранной тематике.

Целью данной работы является исследование правового регулирования юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие бюджетных средств в контексте нецелевого использования.

2. Изучить понятие бюджетного правонарушения, его виды.

3. Рассмотреть объект и объективная сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств.

4. Раскрыть субъект и субъективная сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств.

5. Выявить проблемы правового регулирования юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

6. Предложить направления оптимизации законодательства для увеличения эффективности привлечения к юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

Теоретической базой диссертационного исследования послужили труды российских ученых-теоретиков права: С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, М.И. Байтина, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братуся, В.С. Венедиктова, Б.Н. Габричидзе, О.С. Иоффе, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Д.А. Липинского, Н.С. Малеина, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.С. Пиголкина, О.Ю. Рыбакова, И.С. Самощенко, И.Н. Сенякина, Ю.Н. Старилова, М.Х. Фарукшина, М.Д. Шаргородского и других ученых, посвященные общетеоретическим проблемам юридической ответственности.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы: диалектический как основной способ объективного и всестороннего познания действительности; системный; структурно-функциональный.

Нормативно-правовую и эмпирическую основу диссертации составили: Конституция РФ, российское федеральное и региональное законодательство, нормативные акты органов местного самоуправления, правоприменительная практика органов финансово-бюджетного надзора; судебная практик.

Научная новизна исследования заключается в том, что исследование проблем правового регулирования юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств проведено с учетом системности законодательства, включающей в себя наряду с бюджетно-правовой ответственностью административную, уголовную и другие виды ответственности, что предопределило необходимость проведения сопоставительного анализа всех названных компонент.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования пришли к ряду выводов.

Правовое регулирование юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств является важным аспектом обеспечения финансовой дисциплины в государственной сфере. Нецелевое использование бюджетных средств может привести к серьезным последствиям, таким как увеличение государственного долга, ухудшение социально-экономического положения региона и нарушение прав граждан на предоставление государственных услуг.

Необходимо отметить межотраслевой характер регулирования нецелевого использования бюджетных средств, поскольку ответственность за данное бюджетное нарушение предусмотрена нормами бюджетного, административного и уголовного законодательства.

Анализ составов бюджетного нарушения, административного правонарушения и преступления показал, что имеются некоторые различия в составах названных противоправных деяний. Бюджетное законодательство называет в качестве субъекта бюджетного нарушения участника бюджетного процесса.

Нет однозначного мнения относительно субъективной стороны бюджетного нарушения, поскольку в литературе отмечается, что не исключена неосторожность при совершении нецелевого использования бюджетных средств.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 306.1 действие/бездействие, нарушающее БК РФ и другие правовые акты, регулирующие финансовые отношения, совершенное субъектом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность. Соответствующие меры установлены законом. Применение конкретного наказания осуществляется в зависимости от серьезности совершенного нарушения.

Отсутствие эффективной юридической ответственности и независимой аудиторской профессиональной деятельности являются основными факторами, приводящими к неисполнению или нецелевому использованию бюджетных средств. В связи с высокой вероятностью возникновения таких ситуаций, в современных условиях требуется разработка новых, более эффективных методов регулирования ответственности за использование бюджетных средств.

Одним из основных решений может стать создание независимой аудиторской профессиональной деятельности, что позволит эффективнее контролировать коммерческие организации, получающие бюджетные средства. Разработка единой методологии аудита и механизмов ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, а также создание рекомендаций для коммерческих организаций повысит уровень контроля за данным процессом.

Однако, создание механизмов регулирования ответственности должно основываться на действительной работе специалистов, которым принадлежит осуществление контроля над компаниями, получающими государственный заказ. Для достижения этой цели следует привлекать к процессу контроля юристов, экономистов, аудиторов и других профессионалов, которые будут выполнять анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Специально подобранный состав экспертов может решить как конкретные задачи, так и разработать стратегию регулирования ответственности относительно нецелевого использования бюджетных средств.

Также стоит отметить необходимость упорядочивания законодательной базы в рамках данный вопросов. Современность заставляет государственные инстанции дополнительно нормировать и предписывать организации, обеспеченные бюджетными средствами, обязательства в плане экономической деятельности и контроля за этой деятельностью. Законодатель кроме всего прочего также должен регулировать и передачу действия в компетенцию коммерческих организаций, при минимизации рисков их финансово-хозяйственной деятельности при использовании бюджетных средств.

Таким образом, с увеличением расходов на социальные нужды всегда возникает вопрос о рациональном использовании государственных средств. Этот фактор поставил перед правовым сообществом задачу разработки и совершенствования механизмов ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Важно, чтобы совершенствование законодательных норм «на бумаге» было поддержано на практике реальным контролем и серьезными штрафами. Как только нам удастся достичь определенного уровня порядка в управлении бюджетными средствами, возможность получения высоких результатов будет реальной.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Понятие бюджетных средств в контексте нецелевого использования

Бюджетные учреждения финансируются в зависимости от того, в подчинении какого государственного органа или органа местного самоуправления они подчинены.

Средства на финансирование деятельности бюджетных учреждений выделяются при соблюдении принципа адресности и целевого назначения. Иными словами, при финансировании бюджетных учреждений перечисление средств конкретному получателю сопровождается обязательным указанием целей финансирования и направлений расходования данных средств. При несоблюдении принципа адресности и целевого расходования средств бюджета следует говорить о нарушении бюджетного законодательства.

Законодательное определение нецелевого использования бюджетных средств регламентируется положением нормы ч. 1 ст. 306.4 БК РФ . Согласно указанной норме под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать расходование выделенных бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям, указанным в:

— утвержденном бюджете;

— бюджетной росписи;

— уведомление о бюджетных ассигнованиях;

— смете доходов и расходов;

— иных правовых основаниях их получения.

Сущность нецелевого использования бюджетных средств невозможно уяснить без изучения понятия «бюджетных средств». Отметим, что данный термин активно используется и в других отраслях права. Кроме того многие термины, используемые в бюджетном законодательстве раскрываются через содержание понятия бюджетных средств. Вместе с тем следует сказать, что законодатель не закрепил определение понятия бюджетных средств в действующем законодательстве.

Поэтому для того, чтобы раскрыть понятие данного термина обратимся к его дефинициям, сформулированным в научной литературе различными авторами.

Л.Д. Комягин акцентирует внимание на проблеме отсутствия четкого законодательного определения бюджетных средств. Автор полагает, что законодательное закрепление данного термина позволило бы упростить деятельность органов государственной власти в части осуществления ими контрольных функций . Кроме того факт отсутствия определения бюджетных средств в нормах законодательства вызывает споры на практике.

Н.Г. Деменкова предлагает рассматривать понятие бюджетных средств с точки зрения широкой и узкой трактовки. В широком смысле автор определяет бюджетные средства как денежные средства, зачисленные в бюджет соответствующего уровня в целях финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и местного самоуправления .

В узком смысле, по мнению Н.Г. Деменковой, бюджетные средства представляют собой денежные средства, перечисленные распорядителями получателям в зависимости от подведомственности.

Представленные дефиниции бюджетных средств, представляются верными в рамках теоретических исследования, однако для их практического внедрения в нормы законодательства требуется большей четкости и однозначности.

Похожую точку зрения относительно определения термина «бюджетные средства» высказывает Р.Р. Фазылов. Он рассматривает бюджетные средства с позиции широкого подхода к их определению Автор полагает, что бюджетные средства представляют собой совокупность денежных средств бюджетов всех уровней, предназначенных для финансирования задач государства, субъектов РФ и местного самоуправления .

На наш взгляд, данная точка зрения также имеет место, но требует более четкой формулировки.

Нецелевое использование бюджетных средств раскрывается сразу в нескольких отраслях права.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, в том числе касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

Понятие целевое использование бюджетных средств законодатель отразил в ст. 306.4 БК РФ в следующей редакции: «направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств» .

В административном праве под нецелевым использованием бюджетных средств признается «направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния» .

Анализ данного определения позволяет сказать, что законодатель признает бюджетными средствами субсидии, которые предоставляются юридическим лицам, а также автономных и казенным учреждениям в рамках финансирования исполнения государственных заданий. Однако следует отметить, что как вытекает из содержания нормы, указанной в ч. 1 ст. 152 УК РФ коммерческие юридические и физические лица не являются участниками бюджетного процесса. Кроме того согласно ранее действовавшим редакциям БК РФ субъектами бюджетного правонарушения могли быть только получатели бюджетных средств.

Исходя из этого, следует отметить, что отсутствие законодательного определения бюджетных средств создает спорные моменты в правоприменительной практике, в частности, при установлении ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В этой связи представляется целесообразным дополнить статью 6 Бюджетного кодекса РФ новыми четко сформулированными понятиями, используемыми в связи с изменениями в законодательных актах Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений в рамках Федерального закона N 83-ФЗ.

На наш взгляд, под бюджетными средствами следует понимать денежные средства, зачисляемые в качестве доходов на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуемые в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы