Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое регулирование системы управления государственными активами в Республике Узбекистан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………….3-стр. ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В СТРУКТУРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….…………………………………………………………….….8
стр.
§1. Управление государственными активами как административно-правовой
институт….……………………………………………………………………8-стр.
§2. Понятие и классификация государственных активов….………..……15-стр.
§3. Организация управления государственными активами в
Республике Узбекистан….………………………………………………………………..……20-стр.
§4. Структура и источники административно-правового института
управления государственными активами….…………………………………….27-стр. ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ….………………………………….34-стр.
§1. Система государственных органов Республики Узбекистан
по управлению государственными активами….………………………………………34-стр.
§2. Принципы управления государственными активами: эффективность,
равный доступ и учет….……………………………………………………….56-стр.
§3. Актуальные проблемы нормативно-правовой и методологической
базы по управлению государственными активами….…………………………….61-стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………69-стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………….72-стр.
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование и
актуальность темы магистерской диссертации. В настоящей работе рассмотрена проблема
эффективности управления государственными активами, изучение которых
обусловлено следующим.
Государственные активы играют важнейшую роль не
только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству
выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное
влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни.
Объекты государственного имущества, являющиеся государственными активами,
обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра,
недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость
дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении
управленческих решений.
От качества управления государственной
собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно,
обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено
системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию
функций государства. Вместе с тем поверхностный анализ источников по
направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность
управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в
законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы.
Сказанное предопределяет необходимость изучения
вопросов, связанных с управлением государственными активами, а также поиск
эффективных и актуальных путей решения.
Объект и предмет
исследования. Объект исследования составляет система
общественных отношений, регулирующих гражданско-правовые аспекты управления
государственными активами в Республике Узбекистан. Предмет исследования состоит
из нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения касательно управления
государственными активами в Республике Узбекистан, правоприменительной
практики, действующего законодательства и практики зарубежных стран, а также
существующих в гражданско-правовой науке концептуальных подходов,
научно-теоретических воззрений и правовых категорий.
Цели и задачи
исследования. Цель исследования состоит в разработке
предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
гражданско-правового регулирования управлением государственными активами в
Республике Узбекистан.
Задачи исследования состоят в следующем:
изучение управления государственными активами как
административно-правовой институт;
исследование понятия и классификации государственных
активов;
анализ организации управления государственными
активами в Республике Узбекистан;
исследование структуры и источников
административно-правового института управления государственными активами;
оценка системы государственных органов Республики
Узбекистан по управлению государственными активами;
изучение принципов управления государственными
активами: эффективность, равный доступ и учет;
выявление актуальных проблем нормативно-правовой и
методологической базы по управлению государственными активами.
Научная новизна магистерской
диссертации заключается в том, что по результатам исследования обоснована
необходимость правового регулирования деятельности по управлению
государственными активами, доказано, что управление государственной
собственностью как административно-правовой институт представляет собой
относительно обособленную в рамках административного права совокупность
правовых норм, которые дифференцированы и объединены в следующие ассоциации,
приобретающие признаки субинститов: (1) основы управления государственной
собственностью; (2) планирование управления государственной собственностью; (3)
процедуры непосредственной реализации правомочий собственника государственного
имущества регулирования
участия иностранных банков в реализации инвестиционных проектов на территории
Республики Узбекистан как инвестиционную деятельность с учетом всех гарантий и
привилегий такой деятельности.
Степень изученности проблемы. Среди монографических
работ советского периода особо выделяется коллективное исследование, специально
посвященное анализируемой теме, проведенное Ю.М. Козловым, В.А. Юсуповым, В.Д.
Резвых, Н.И. Побежимово. За последние годы отдельные вопросы административно-правового
регулирования в сфере управления государственной собственностью рассматривались
в диссертационных исследованиях А.В. Дягилева, А.С. Матненко, в статьях Б.Б.
Хангельдыева и ряда других авторов. Проблемы управления муниципальной
собственностью освещались в диссертациях Т.П. Георгиевой, А.А. Шишкина, а
конституционные основы управления государственной и муниципальной
собственностью — в работах В.Я. Мустафина, А. Лепехина и
некоторых других ученых. Существенный вклад в разработку рассматриваемой темы
был внесен Э.В. Талапиной, монографическая работа кото- рои носит межотраслевой
характер .
Тем не менее, можно утверждать, что целостная
административно-правовая концепция управления публичным имуществом пока еще не
сформировалась. В настоящей диссертации впервые комплексно исследуется
управление государственной собственностью с точки зрения формирования
соответствующего самостоятельного административно-правового института и
специфической административно-процессуальной деятельности.
Теоретической основой диссертации явились труды ученых в
области административного права, процесса и науки социального управления (А.П.
Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, И.И.
Веремеенко, М. Горшенев, А.И. Елистратов, Ю.М. Козлов,
Н.М. Конин, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М.
Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Г.И. Петров, В.Н. Петухов, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов,
А. Рождественский, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов,
С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева,
В.А. Юсупов, А.Ю. Якимов, Ц.А. Ямпольская), а также в области теории
государства и права (С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Г. Еллинек, Ф.Ф.
Кокошин, В.В. Лазарев, В. Малько, Н.И. Матузов, А.В.
Мицкевич, С.А. Муромцев, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, P.O. Халфина, Л.С. Явич).
При проведении исследования были использованы концепции,
подходы и выводы, содержащиеся в работах по гражданскому праву,
конституционному праву и междисциплинарных работах, посвященных общим вопросам
публичной собственности и участию государства в имущественных отношениях (М.М.
Агарков, К. Андреев, О.Г. Барткова, В.С. Белых, М.И.
Брагинский, Э.Х. Браева, Н. Братусь, А.В. Венедиктов,
Д.М. Генкин, В.Г. Голубцов, Л.И. Дембо, В.А. Дозорцев, Н.Л. Дювернуа, Н.Д.
Егоров, И.В. Ершова, С.А. Зинченко, О.С. Иоффе, А.В. Карасе, С.М. Корнеев, К.П.
Кряжевских, В.Д. Мазаев, Д.В. Петров, Э.Г. Полонский, Д.В. Пятков, А.А. Собчак,
Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, А.К. Юрченко, В.Ф. Яковлев, В.С. Якушев), а также в
работах хозяйственно-правовой направленности (З.М. Заменгоф, В.К. Мамутов,
В.В. Лаптев).
Методы исследования. При решении
поставленных задач использовались общенаучные и специальные методы научного
познания: исторический, системный, конкретно-социологический,
сравнительно-правовой, аналитический, контент-анализ, логико-юридический и др.
В совокупности все эти методы позволили в определенной степени обеспечить
достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования.
Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Научная значимость результатов исследования определяется
тем, что сформулированные научно-теоретические выводы, практические предложения
и рекомендации могут быть использованы в будущей научной деятельности,
совершенствовании действующего гражданского законодательства, подготовке соответствующих проектов
нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов, управляющими
государственными активами, а также научно-теоретическом обогащении таких
дисциплин, как гражданское право,
финансовое право. Теоретические аспекты научного исследования являются
основой для проведения новых научных изысканий по совершенствованию правового регулирования управления государственными
активами. Вместе с тем они могут быть использованы в подготовке лекций,
семинаров и практических занятий по таким дисциплинам, как банковское право, предпринимательское право,
гражданское право, финансовое право, разработке учебных и методических
пособий.
Структура и объем
диссертации. Диссертация
состоит из введения, основной части, представленной двумя главами или семью
параграфами, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации
составляет 79 страниц.
Заключение:
Проведенный анализ
состояния управления государственными активами, а также существующих в данной
области проблем позволяет сделать следующие выводы.
Государственные активе в
виде государственной собственности играют системообразующую роль в современной
экономике, позволяя обеспечить реализацию функций государства, направленных на
удовлетворение общественных потребностей. Однако последнее возможно только при
осуществлении эффективного управления ею.
Эффективность управления
зависит от многих факторов, включая специфику субъектов управления и объектов
государственной собственности, особенности структуры государственного
имущества, качество нормативноправового регулирования.
Первые вопросы появляются
при изучении объектов государственной собственности. Исследование показало
отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут
находиться в федеральной собственности или собственности субъектов. Отдельные
виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих
пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем
предлагаем провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный
акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления
Правительства РУз или приказа Агентства по управлению государственными
активами.
Наибольший интерес для
исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы
управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество
нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой
ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства), которые
в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной
выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих
функции по управлению государственной собственностью.
В процессе управления
государственным имуществом следует учитывать специфику объектов
государственного имущества, среди которых – недра, природные ресурсы, земельные
участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны
воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель
(реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и
одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаем необходимым
подходить к ней системно, в связи с чем предлагаем начать совершенствование
нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления
государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели,
приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в
отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости,
недвижимости и т.д.).
В настоящее время подобный программный
документ отсутствует. Для устранения вопросов о том, какие органы осуществляют
управление конкретным видом государственной собственности, необходимо
разработать нормативный акт, содержащий указанный перечень.
Разработку данного акта
считаем целесообразным возложить на Правительство как органа, ответственного за
управление государственной собственностью в целом.
Также необходимо
возложить на государственные органы, осуществляющие функции по управлению
государственным имуществом, обязанность разработать и утвердить программные
ведомственные акты, конкретизирующие цели, задачи, приоритеты и принципы
управления закрепленным за ними государственным имуществом.
При этом Правительство
должно строго контролировать содержание указанных актов и проверять их на
соответствие единым целям и принципам управления. Помимо указанных мер, следует
проанализировать нормативно-правовое регулирование основных способов управления
государственной собственностью и выявить те сферы, где законодательное
регулирование отсутствует. В частности, остается неурегулированной
национализация имущества.
Таким образом, любые
законодательные преобразования в области совершенствования управления
государственной собственностью должны быть основаны на двух основных принципах:
– принципе баланса
частных и государственных интересов, социальной и экономической составляющей;
– принципе учета
специфики объектов государственной собственности и дифференциации принимаемых
мер и решений.
Осуществляя модернизацию
системы управления государственной собственностью, следует ориентироваться на
поиск принципиально новых методов и способов управления государственной
собственностью, которые будут не только решать существующие проблемы и отвечать
потребностям общества и государства, но также работать на опережение.
Результаты исследования
позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, а задачи –
выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ В СТРУКТУРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§1. Управление государственными
активами как административно-правовой институт На современном этапе среди
вопросов осуществления права государственной собственности во главу угла ставятся
проблемы эффективного управления государственными пакетами акций и долями участия
в ТОО. Именно поэтому в законодательстве для обозначения данной категории имущества
используется более удобное понятие — «государственные активы».
Понятие государственных активов
является достаточно новым в правовой науке. В советский период данный термин не
использовался. Это словосочетание, например, ни разу не встречается в классической
работе Л.И. Дембло, в которой рассмотрены правовые режимы всех разновидностей государственного
имущества[1].
В постсоветский период это
понятие стало использоваться и в законодательстве, и в теоретических исследованиях.
Объяснение этому кроется в коренном изменении состава государственного имущества
и порядка управления им. Если в период плановой экономики государство передавало
принадлежащее ему имущество в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным
учреждениям и предприятиям, оставаясь при этом собственником этого имущества, то
теперь широкое распространение получили случаи передачи государственного имущества
в частную собственность, в результате которой государство становится участником
частного юридического лица, как правило, акционерного общества или товарищества
с ограниченной ответственностью[2].
Естественно, государственные
пакеты акций и доли участия в хозяйственных товариществах также относятся к категории
государственного имущества, однако правовой режим такого имущества принципиально
меняется по сравнению с правовым режимом имущества государственного предприятия
или учреждения. Обладая пакетом акций в АО или долей участия в ТОО, государство
становится обычным участником юридического лица, и на него в [1] Дембо Л.И. О принципах построения
системы права // Советское государство и право. 1956. №8. [2] Андреев В.К. Право государственной
собственности в России. М., 2004; Государственное
управление: основы теории и практики / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002; Старилов Ю.Н.
Административный процесс в системе современных научных представлений об административной
юстиции // Государство и право. 2004. №6.