Магистерский диплом (ВКР) на тему «Правовое регулирование пенсионного обеспечения и проблемы правоприменительной практики назначения пенсий»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Тема: «Правовое
регулирование пенсионного обеспечения и проблемы правоприменительной практики
назначения пенсий» Содержание
1 Исторические
и теоретические аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения 8
1.1 История
правового регулирования пенсионного обеспечения в России 8
1.2 Основные теоретические
положения по вопросам пенсионного обеспечения 15
1.3 Пенсионные реформы последних
десятилетий 25
2 Пенсионное обеспечение в России на современном этапе 37
2.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное
обеспечение 37
2.2 Виды пенсий и основания их назначения 42
2.3 Размеры пенсий, порядок установления пенсий и их
выплаты 51
3 Анализ судебной практики по вопросам назначения пенсий 60
3.1 Классификация оснований отказа в назначении пенсии 60
3.2. Позиции судов в вопросах назначения пенсии 65
3.3. Рекомендации и предложения по совершенствованию
правового регулирования отношений, связанных с назначением пенсии 74
Заключение 81
Библиографический список 83
Введение:
Реализация права людей на получение социального обеспечения
— основной принцип развитой правовой страны. На основании Конституции
Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение.
Уровень развития страны характеризуется ее социальной
сферой. Чем выше уровень социальной поддержки, тем выше благосостояние граждан,
проживающих на территории той или иной страны, и, соответственно, выше уровень
развития самой страны.
Обеспечение по старости напрямую связано с интересами
значительной части инвалидов и считается одним из важнейших социальных гарантий
стабильного развития общества.
Институт пенсий, как и любое правовое явление,
развивается, появляются новые нормы, в том числе и в отношении круга лиц,
которым предоставляется право на пенсию, что во многом обусловливается именно
необходимостью полного воплощения в пенсионном законодательстве принципа
всеобщности пенсионного обеспечения граждан.
Гарантируя право на обращение за социальным
предоставлением и в установленных случаях его получение, государство преследует
по своей природе цель — защитить человека от негативных последствий сложной
жизненной ситуации, не позволяющей ему удовлетворять эти потребности. В случае
утраты трудоспособности (болезни, наступления инвалидности, др.), потери работы
или невозможности ее выполнения в связи с наличием семейных обязанностей у лица
возникает право на получение пособий, пенсий, социальных услуг и льгот,
посредством которых единая цель правового регулирования в сфере труда и
социального обеспечения должна быть достигнута.
Конституция Российской Федерации предусматривает
заботу о нуждающихся гражданах. Человеческое развитие в рамках развития
верховенства закона основано на его социальной политике. Политика государства
всеобщего благосостояния направлена на то, чтобы нести ответственность перед
детьми и людьми, которые нуждаются в помощи в силу их возраста или состояния
здоровья. Успешная социальная политика должна создавать условия для обеспечения
достойной жизни человечества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что
социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого
демократического и правового общества. Одним из основных видов социальной
защиты граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, являются
пенсии.
Проблемам социального обеспечения, по вопросам назначения и выплаты
пенсий, посвящены труды: Е.Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, М.О.
Буяновой, Ю.В. Васильевой, В.П. Галаганова, К.Н. Гусова, M.JI. Захарова, С.И.
Кобзевой, М.И. Кучмы, A.M. Лушникова, М.В. Лушниковой, Т.К. Мироновой; Э.Г. Тучковой,
М. Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхатдинова и др.
Целью исследования настоящей магистерской диссертации
является проведение комплексного исследования особенностей правового
регулирования пенсионного обеспечения, выявление основных проблем
правоприменительной практики назначения пенсий, а также выработка предложений
по совершенствованию правовых норм в сфере назначения пенсий.
Для достижения настоящей цели необходимо решить следующие
задачи:
1) исследовать историю
правового регулирования пенсионного обеспечения в России;
2) проанализировать основные
теоретические положения по вопросам пенсионного обеспечения;
3) выявить основные направления
пенсионных реформ последних десятилетий;
4) изучить особенности
правового регулирования пенсий на современном этапе;
5) провести классификацию
оснований отказа в назначении пенсии;
6) выявить позиции судов в
вопросах назначения пенсий;
7) выработать рекомендации и
предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с
назначением пенсии.
При
написании данной магистерской работы использовались научные труды: А.А. Алебастрова,
И.В. Брылиной, Р.А. Кокорева, А.В. Кузнецова, Е.Е. Мачульской, А.С. Назарова, О.В.
Ордина, Е.М. Четыркинпа и др.
При написании работы применялись общие методы научного
познания (объективность, системность, конкретно-исторический,
структурно-функциональный) и специальные правовые (анализ, юридико-технический,
догматический, государственно-правовое моделирование, сравнительно-правовой)
методы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с
назначением и выплатой пенсий в Российской Федерации.
Предметом изучения являются правовые акты, касающиеся объекта
исследования, а также практика правоприменительных органов по реализации
положений действующих нормативных актов по поводу назначения, выплаты пенсий.
Научная новизна исследования заключается в анализе правового
регулирования пенсионного обеспечения, на основании которого были выявлены
основные недостатки современного законодательства, а также предложены
мероприятия по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с
назначением пенсии. Структура работы состоит из введения трех глав, разделенных
на параграфы, заключения и списка использованных литературы.
Нормативную и эмпирическую базу дипломной работы составили:
Конституция РФ, пенсионное законодательство РФ, материалы судебной практики.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в
систематизации исторических и теоретических аспектов правового регулирования
пенсионного обеспечения, которые могут применяться в качестве основы при
изучении пенсионной системы России.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы
состоит в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию правового
регулирования отношений, связанных с назначением пенсии, которые можно
применять на практике.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся
следующие положения:
1. Проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной
заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в
получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые
взносы.
2. В подзаконном нормативном правовом акте, утверждающем
перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии необходимо
установить, что заявитель вправе по собственной инициативе представить в
территориальный орган Пенсионного фонда документы, подтверждающие уплату
страховых взносов за периоды работы, подлежащие включению в страховой стаж для
определения права на страховую пенсию.
3. Продолжение изменений процедур реализации прав граждан на
пенсионное обеспечение на фоне развития электронных сервисов и
межведомственного электронного взаимодействия. На далекую перспективу –
роботизация пенсионного процесса. Среди основных целей внедрения этих
механизмов выделяют сокращение расходов, не связанных непосредственно с
пенсионными выплатами.
4. Повышение уровня надзора и осуществление профилактических
мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.
5. Решение назревшей проблемы с негосударственным пенсионным
обеспечением и выводы ее из системы обязательного пенсионного страхования.
6. Для облегчения процедуры назначения пенсии лицам с
ограниченными возможностями здоровья, предлагается внести изменения в
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации». В данном законе необходимо закрепить, что для облегчения процедуры
назначения пенсии лицам признанных инвалидами необходимо назначать страховой
пенсию по инвалидности и социальной пенсию по инвалидности, а также
фиксированной выплате к пенсии в беззаявительном порядке и с использованием
данных, которые имеются в распоряжении территориального органа ПФР.
7. Следует продолжить разработку вопроса о дальнейшем
воплощении беззаявительного принципа в процедурах, направленных на изменение
или восстановление пенсионных правоотношений, то есть в случае перерасчета
размера пенсии или возобновления ее выплаты, а также с назначения пенсий по
инвалидности.
8. Направлением по совершенствованию работы в пенсионном
обеспечении является оптимизация механизма назначения и выплаты пенсий с учетом
развития современных информационных технологий. Электронный пенсионный процесс
и мероприятия по его совершенствованию являются приоритетом в деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации.
9. Важным преимуществом формирования пенсионных накоплений в
пользу конкретного лица является создание заинтересованности граждан в
получении легальных доходов и их увеличении, а также наиболее эффективном
инвестировании. В нашей стране пока сохраняется ряд серьезных проблем,
препятствующих реализации индивидуальных форм пенсионного накопления. Для
решения обозначенных проблем необходимо:
— стимулировать реализацию добровольных накоплений граждан,
участие
предприятий в разработке корпоративных программ и
государственных программ софинансирования пенсий;
— сократить теневую занятость и заинтересовать работодателей
в выплате белых зарплат работникам;
— ввести четкий учет пенсионных прав и гарантирование выплат
всех накопленных средств;
— улучшение демографической ситуации, в частности увеличение
рождаемости, что со временем позволит увеличить коэффициент замещения.
10. При назначении пенсии по случаю потери кормильца не
делить базовую часть умершего гражданина на количество иждивенцев, а оставлять
её полностью для каждого иждивенца.
Заключение:
Пенсионная система — важнейшая часть социальной защиты.
Благополучие людей, не защищенных обществом, зависит от эффективности
пенсионной системы. Пенсионная защита является неотъемлемой частью пенсионной
системы и содержит конкретные меры, направленные на повышение благосостояния
пенсионеров.
Структура пенсионной системы Российской Федерации состоит из
трех полных элементов.
Первый элемент — это государственная пенсия. Солдаты,
госслужащие, космонавты и другие люди, реально работающие в стране, имеют право
на получение государственных пенсий. Кроме того, такие пенсии выплачиваются
гражданам, не имеющим страхового стажа. Основная особенность этого компонента в
том, что пенсионные фонды поступают из федерального бюджета.
Второй элемент — обязательное пенсионное страхование. Суть
этого элемента пенсионной системы заключается в том, что взносы работодателей и
работников переводятся в ПФР, что определяет их страховой стаж. Сегодня право
на получение страховой пенсии определяется исходя из пенсионных баллов. Следует
отметить, что обязательное пенсионное страхование — самый распространенный вид
пенсионного страхования в Российской Федерации. Пенсионное финансирование на
основе этого страхования осуществляется за счет взносов в пенсионный фонд,
формируемый по принципу перераспределения.
Третий элемент — это предоставление негосударственных
пенсий. Этот элемент является наиболее перспективным и в будущем может стать
чрезвычайно эффективным инструментом пенсионного обеспечения граждан. Суть
этого элемента заключается в том, что пенсионные взносы граждан накапливаются в
негосударственных пенсионных фондах (НПФ), а затем инвестируются в различные
виды деятельности.
Следовательно, благодаря удачному инвестированию НПФ пенсии
граждан могут накапливаться. Негосударственное пенсионное страхование бывает
двух видов: корпоративное и индивидуальное. Корпоративное страхование
осуществляется в соответствии с коллективным договором между организацией и
НПФ. Основным преимуществом этого вида страхования является то, что он
увеличивает пенсии сотрудников и мотивирует их работать лучше. Личное
страхование осуществляется в соответствии с соглашением между гражданами и
негосударственными пенсионными фондами. Контракт может быть бессрочным или срочным.
Независимо от вида негосударственного страхования
негосударственное пенсионное страхование является чрезвычайно важным
структурным компонентом пенсионной системы. Вот почему нельзя допускать
монополизации агентств финансовой разведки. В противном случае НПФ перестанет
быть эффективной частью пенсионной системы.
Пока что пенсионная реформа не дала положительных
результатов, и большинство проблем не решены. Таким образом, нежелание
работодателей помогать своим работникам по-прежнему намного превосходит их желание
обеспечивать их достойными пенсиями. В связи с полным отзывом лицензии НПФ
развиваться не будет. Когда был принят закон о повышении пенсионного возраста,
демографический вопрос был проигнорирован. Таким образом, государству предстоит
еще долгий путь в реформировании пенсионной системы.
Фрагмент текста работы:
1 Исторические и теоретические аспекты правового регулирования
пенсионного обеспечения
1.1 История
правового регулирования пенсионного обеспечения в России
Как отмечает Д.Б. Гусаков[1],
пенсионное регулирование в России восходит к Древней Руси. Этот этап можно
назвать подготовкой к дальнейшему развитию пенсионного обеспечения. Социальная
поддержка формируется в начале этапа. Поэтому князь Владимир оговорил, что все
слабые и инвалиды могут идти ко двору князя за едой и водой. Вскоре, в 996
году, князь Владимир своим указом возложил на духовенство общественную
благотворительность. С этого момента духовенство начало присматривать,
контролировать и заботиться об инвалидах. Кроме того, князь Владимир также
участвовал в строительстве богаделен и детских домов.
Кроме того, особую роль в развитии социальной поддержки
играет кодекс «Русской Правды», изданный князем Ярославом, который, по сути,
является прообразом социального плана того времени. Владимир Мономах продолжал
проводить социальную политику князя Ярослава. На данном этапе в России
сложились два основных направления социальной поддержки. Первое направление —
это деятельность князя Владимира и других князей, обеспечивающих бедняков «по
традиции». Второе направление — развитие церковной благотворительности и
улучшение формы социальной мотивации. Второе направление было подтверждено
указом Ивана Грозного «Милостыня» 1551 года.
Изначально военнослужащим стали выделять пенсии и социальную
поддержку. Даже в период службы армия получит земельные наделы и получит
дворянский чин. Со временем государство стало все больше и больше полагаться на
«элементы обслуживания». По этой причине государству приходилось принимать
принудительные меры, сочетая денежную заработную плату с раздачей земли
соответствующим царским служащим. «Исследования эволюции царской пенсионной
системы показывают, что этот процесс неотделим от изменений в экономике
страны», — Ю.В. Чеснокова[2].
В XVI и XVII веках был принят первый законопроект,
предусматривающий пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.
Таким образом, декрет 1618 года оговаривал порядок получения солдатами и их
семьями наследства в случае смерти или исчезновения солдата. Жены и дети имеют
право наследовать это имущество. Постановление свидетельствует о развитии
пенсионной системы, поскольку страхование распространяется не только на
сотрудников, но и на их семьи. Порядок наследования земли — это своего рода
пенсия по случаю потери кормильца. [1]
История пенсионного обеспечения и социального страхования в России
[Текст]: учебное пособие / Д. Б. Гусаков. — Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы,
2010. — С. 88. [2] Чеснокова, Ю.В.
Становление пенсионного обеспечения в России в XVI – Начале XX ВВ. / Ю.В.
Чеснокова // Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.
– 2015. – №1. – С. 35