Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание: Введение. 3

Глава
1. Основы правового регулирования защиты конкуренции в РФ.. 6

1.1. Становление и развитие антимонопольного
законодательства РФ.. 6

1.2. Понятие и соотношение конкуренции, недобросовестной
конкуренции и монополистической деятельности. 11

Глава
2. Правовая характеристика отдельных форм защиты конкуренции. 15

2.1. Запрет злоупотребления доминирующим положением на
рынке. 15

2.2. Запрет недобросовестной конкуренции. 21

2.3. Антимонопольный контроль. 43

Глава
3. Правовой анализ, проблемы, и пути решения конкуренции на товарном рынке. 46

3.1. Порядок привлечения к ответственности за нарушения
законодательства о недобросовестной конкуренции. 46

3.2. Проблемы законодательства в сфере конкуренции,
предложения по внесению изменений и решение выявленных проблем. 52

Заключение. 59

Список
используемых источников. 62

  

Введение:

 

Введение Актуальность темы. В соответствии с конституционными
основами российского государства основными принципами рыночной экономики
является свобода перемещения товаров, работ и услуг в условиях свободной
рыночной конкуренции и свободы предпринимательской и иной экономической
деятельности. Провозглашение указанных принципов существования экономической
системы государства предполагает создание эффективных механизмов, а также
гарантий реализации прав субъектов экономических отношений. В частности,
средством правового регулирования указанного механизма выступает
законодательство Российской Федерации в сфере защиты конкуренции. В условиях современной
рыночной экономической системы ни одно из развитых государств мира не обходится
без средств и методов антимонопольного регулирования, а также государственных
мер поддержки свободной конкуренции. Помимо законодательства и государственных
институтов на эффективность защиты конкуренции также оказывают влияние: развитая
судебная система и способов внесудебного разрешения споров между хозяйствующими
субъектами, гибкая налоговая система, а также институты гражданского общества.

Развитие среды свободной конкуренции на товарных и иных
рынках государства выступает необходимой предпосылкой становления и
формирования рыночных отношений, производственных ресурсов, качественного удовлетворения
потребностей граждан, организаций, общества и государства в целом. Здоровая
конкуренция в экономической системе является двигателем развития всех отраслей
народного хозяйства, поскольку участники экономической системе стремятся улучшить
свое положение на рынке путем внедрения более эффективных технологий производства,
снижения издержек, повышения качества товаров, работ, услуг. Система антимонопольного
регулирования и контроля в этой связи направлена на предупреждение и пресечение
действий недобросовестных участников экономических отношений, которые стремятся
улучшить положение на рынке и увеличить прибыль не путем участия в нормальных
конкурентных отношениях, а за счет запрещенных средств конкурентного
соперничества, к которым относятся: недобросовестная конкуренция,
злоупотребление доминирующим положением на рынке, картельные сговоры и т.п.

Тем самым не вызывает сомнения важность защиты конкуренции и
антимонопольного регулирования. Вместе с тем, с сожалением следует признать,
что российское законодательство в сфере защиты конкуренции все еще находится на
стадии становления и далеко от совершенства. Отдельные меры государственного
регулирования в данной области общественных отношений являются недостаточными и
неэффективными.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования
обусловлена невозможностью современного антимонопольного законодательства
разрешить все возникающие проблемы в сфере защиты конкуренции, что в свою
очередь, приводит к выводу о том, что российское законодательство, регулирующее
конкуренцию, имеет значительный потенциал к совершенствованию, тем самым научные
исследования в данной области являются востребованными.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с развитием и обеспечением конкуренции на товарном рынке.

Предмет работы – нормы гражданского, предпринимательского
права, регулирующие вопросы защиты конкуренции на товарном рынке, научная и
учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании,
материалы судебной практики.

Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы
правового регулирования конкуренции на товарном рынке.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Определить понятие и особенности соотношения конкуренции,
недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

2. Выявить основные этапы становления и развития конкуренции
на товарном рынке.

3. Изучить запрет злоупотребления доминирующим положением на
рынке.

4. Провести анализ запрета недобросовестной конкуренции.

5. Исследовать антимонопольный контроль.

6. Охарактеризовать порядок привлечения к ответственности за
нарушения законодательства о недобросовестной конкуренции.

7. Проанализировать проблемы законодательства в сфере
конкуренции, сделать предложения по внесению изменений и решению выявленных
проблем.

Теоретическую основу работы составили труды и научные публикации
таких авторов, как: Байдаров А.Д., Батюкова В.Е., Белых В.С., Городов О.А.,
Дударова Б.О., Еременко В.И., Ермоленко Д.А., Жабагинов Р.А., Зарубина Ю.В.,
Каминка А.И., Кузнецова О.А., Надежин Н.Н., Нгуен Х.Т., Паращук С.А., Петров
Д.А., Сергачева О.А., Татаринова С.С., Хоруженко К.А., Шрам Д.В. и др.

Нормативную базу работы составили: Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», иные нормативные правовые акты.

Эмпирическая основа работы – правовые позиции Пленума ВАС
РФ, постановления Суда по интеллектуальным правам, судебная практика
апелляционных и окружных арбитражных судов, правоприменительная практика ФАС
РФ.

Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно
настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие семь параграфов,
заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение Таким образом, по результатам проведенного исследования были
сделаны следующие основные выводы.

Конкуренция как основа рыночной экономики выступает
основополагающей ценностью, которая подлежит защите на самом высоком
конституционном уровне. При этом для реализации эффективной государственной
политики в сфере развитии конкуренции в сфере развития конкуренции необходима
надлежащая нормативно-правая база.

При этом по-прежнему сохраняется главная проблема
антимонопольного законодательства – его фрагментарность и нестабильность.
Антимонопольные пакеты вносят изменения не только в Закон о защите конкуренции,
но также в гражданское и бюджетное законодательство, законодательство об
административных правонарушениях, что не может не сказываться на стабильности
развития соответствующих правовых отношений.

Действующий Закон о защите конкуренции признает недобросовестной
конкуренцией «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,
противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или
могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли
или могут нанести вред их деловой репутации».

Из вышеприведенного определения вытекают следующие признаки
недобросовестной конкуренции:

1) хозяйствующий субъект совершает действия (его поведение
активно);

2) его действия противоречат законодательству РФ, обычаям
оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

3) цель этих действий — приобретение преимуществ в
предпринимательской деятельности;

4) эти действия причиняют либо способны причинить убытки или
ущерб деловой репутации участников рынка.

Необходимо отметить, что добросовестная конкуренция — это
признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной
борьбе получает конечный потребитель.

В настоящее время в сфере правового регулирования
противодействия недобросовестной конкуренции расширяется сфера применения
предупреждения, что способствует дальнейшей либерализации антимонопольного
законодательства и снижения административного воздействия в отношении лиц,
допустивших нарушения антимонопольного законодательства. Данные нормы носят
статус антикризисных.

Действующее законодательство предусматривает контроль за экономической
концентрацией, при этом предварительному согласованию с антимонопольным органом
подлежат сделки, которые реально могут привести к ограничению конкуренции на
соответствующем товарном рынке. Увеличение порогового значения балансовой
стоимости участников сделки, создаваемых, реорганизуемых значительно сократило
число сделок, подлежащих предварительному согласованию, что также является
положительным фактором для хозяйствующих субъектов.

В настоящее время антимонопольный орган не имеет
инструментов контроля за исполнением предписаний иностранными хозяйствующими
субъектами. В условиях цифровой экономики, значительно меньше зависящей от
государственных границ, необходимо сделать российское антимонопольное
законодательство приближенным к существующим аналогам других стран. В пятом
антимонопольном пакете предусмотрены меры, которые возможно принять в случае
неисполнения иностранным лицом предписания по выставлению поведенческих
требований или структурных условий экономической концентрации, выданного при
рассмотрении предварительного ходатайства. В случае неисполнения предписания
антимонопольный орган вправе обратиться в суд со следующими исковыми
требованиями: о разрешении использования на территории России интеллектуальной
деятельности, принадлежащей лицу, которому выдано предписание, о запрете
оборота на территории России товаров, производимых и (или) реализуемых лицом.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство,
действительно, играет важную роль в поддержке государством рыночной
конкуренции. То, насколько результативно будут применяться законодательные меры
на практике, во многом определяет будущее состояние рыночной конкурентной среды
не только в отдельном регионе, но и в масштабах всей страны. При этом важно
понимать, что для продуктивного развития конкуренции нельзя ограничиваться
антимонопольным законодательством или применением различных методов
регулирования конкуренции. Необходимо стремиться к таким показателям, чтобы
предоставить потребителям широкий выбор за счет появления новых производителей
на рынке. Для достижения высокой эффективности функционирования экономики
России политика страны должна быть направлена на решение широкого круга задач:
от макроэкономической политики до защиты прав граждан и региональной политики.

Для совершенствования законодательства в области борьбы с
недобросовестной конкуренцией необходимо принять следующие меры.

Во-первых, следует расширить описание способов недобросовестной
конкуренции, указанных в главе 2.1 Закона о защите конкуренции, определив
примерный состав данных правонарушений.

Во-вторых, использовать гражданско-правовые деликтные
обязательства для регулирования отношений вследствие недобросовестной конкуренции.

В-третьих, расширить статью 178 УК РФ новой частью, которая
бы содержала описание приемов недобросовестной конкуренции, в соответствии с
Законом о защите конкуренции, а также привести полный перечень антиконкурентных
действий, за которые предусматривается административная ответственность в ст.
14.33 КоАП РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Следует отметить, что в исторических масштабах отечественное
законодательство в сфере защиты конкуренции прошло совсем небольшой путь своего
развития. Это связано с тем, что в дореволюционной России вопросам регулирования
вопросов конкуренции не удалялось, а в советской России отсутствовали сами
конкурентные отношения в условиях командно-административной экономики.

В этой связи за отправную точку развития отечественного законодательства
о защите конкуренции можно взять ратификацию СССР Парижской конвенции по охране
промышленной собственности, в соответствии с которой был установлен общий запрет
на недобросовестную конкуренцию. Однако взятие Советским Союзом на себя обязательств
по защите конкурентных отношений носило декларативный характер ввиду отсутствия
рыночной экономики, в условиях которой возможно исполнение таких обязательств.

С формированием руководством СССР курса на либерализацию экономических
отношений в 80-х годах ХХ века принимаются также первые нормативные правовые
акты, которые условно можно назвать элементами системы антимонопольного
законодательства. Условно, потому что они относились только в сфере
внешнеэкономической деятельности и не регулировали отношения между
национальными субъектами экономики. В частности в п. 2 Постановления Совета
Министров СССР от 2 декабря 1989 г. № 1405 «О дальнейшем развитии
государственных, кооперативных и других общественных организаций» были предусмотрены полномочия Государственной
внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР на приостановление внешнеэкономических
операций в случае если были выявлены и установлены факты недобросовестной
конкуренции со стороны национальных хозяйствующих субъектов (производственных
кооперативов).

В начале 90-х годов ХХ века начинает формироваться новое
гражданское законодательство, которое было более ориентировано на частную
собственность и развитие частных предпринимательских отношений. В этой связи в Основах
гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года №
2211-1 уже были предусмотрены базовые нормы, направленные на защиту конкуренции.

Так, в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 5 Основ
предусматривался запрет на реализацию субъектами предпринимательства своих прав
способами, направленными на ограничение и недопущение конкуренции, а также
злоупотребление гражданскими правами с целью причинения вреда иным субъектам
предпринимательской деятельности (конкурентам). Среди таких недобросовестных
действий закон называл: введение потребителей в заблуждение, некорректное
сравнение товаров, работ, услуг и т.п.

Первое упоминание о конкуренции как сфере правового регулирования
в отечественном законодательстве можно встретить в нормах Закона РСФСР от 24
декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». Так, ст. 2 упомянутого
нормативно-правового акта устанавливала необходимость возмещения вреда, который
был причинен хозяйствующим субъектом вследствие применения недобросовестных средств
конкурентной борьбы, в том числе злоупотребления своим доминирующим положением на
товарном рынке, иного злоупотребления своими правами, причиняющими
имущественный или репутационный вред другим участникам хозяйственной
деятельности и предпринимательских правоотношений.

В целях осуществления государственного контроля в сфере
конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции в 1990 году был создан
специальный государственный орган по антимонопольной политике РСФСР.

Специальный нормативный правовой акт по защите конкуренции
был принят в 1991 году – Закон Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который
впервые в отечественном законодательстве комплексно урегулировал вопросы защиты
конкуренции, предупреждения и пресечения актом недобросовестной конкуренции,
что свидетельствует о должной реакции государства на становление рыночной
экономики и развития конкурентных отношений. Поскольку конкурентные отношения выступают
не только объектом законодательного регулирования, но также объектом
государственного контроля в 1992 году Государственный комитет по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур получил новые
полномочия и возможности, что было предусмотрено специальным положением об этом
органе государственной власти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы