Магистерский диплом (ВКР) на тему Правовое регулирование договора перевозки железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ.. 9
1.1.
Нормативные основы организации перевозок железнодорожным транспортом 9
1.2.
Понятие и виды договоров перевозки железнодорожным транспортом. 22
1.3.
Договор об организации перевозок железнодорожным транспортом. 39
ГЛАВА
2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ.. 51
2.1.
Предмет и форма договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 51
2.2.
Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов железнодорожным
транспортом. 63
2.3.
Особенности осуществления международных перевозок грузов железнодорожным
транспортом. 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 99
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 103
Введение:
Актуальность исследования. Основное назначение транспорта —
движение материальных объектов в пространстве. Однако не все такие перемещения
охватываются правовой категорией «перевозка». Например, сплав древесины без
тяги судна, подъем мебели на этаж и тому подобное не относятся к транспортировке
— это другое движение предметов. Юридическая концепция «перевозки» всегда
предполагает использование транспортных средств.
В свою очередь, перевозка, может быть, классифицирована как
перевозка для собственных нужд и другая транспортная услуга на движущихся объектах
с использованием транспортных средств.
В юридическом смысле под перевозкой понимается транспортировка
перевозки товаров, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании
договора перевозки, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем
(грузополучателем, пассажиром).
Отношения по перевозке могут быть классифицированы по
различным основаниям, в частности, по виду транспорта. Одним из видов перевозки
является перевозка железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт
является крупнейшей и значимой частью мировой транспортно-логистической
системы. На текущий момент, невозможно представить современный мир без этого
вида транспорта, который в свое время стал катализатором развития мировой
экономики и социальной эволюции.
В условиях стремительно развивающихся международных
отношений скорость, объем грузооборота и пассажиропотока ежедневно
увеличиваются и это основной показатель эффективности транспортных коммуникаций,
как внутри конкретного государства, так и в международном сообщении.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации железнодорожный
транспорт является основным видом транспорта, с самой протяженной и развитой
инфраструктурой.
Более 82% грузовых и
около 45% пассажирских перевозок по данным Министерства транспорта Российской
Федерации в 2019 году осуществлялось посредством железных дорог.
Железнодорожный транспорт, имеет исключительно важное государственное,
экономическое, социальное и оборонное значение для страны.
Железные дороги как отрасль экономики, обеспечивают
бесперебойную работу всех экономических и производственных секторов страны. Не
секрет, что уровень эффективности работы почти любого крупного предприятия во многом
зависит от транспортной составляющей, а в условиях современных рыночных
тенденциях, может быть фактором определяющим в целом жизнеспособность
производства. Кроме того, существенное влияние оказывает на развитие
железнодорожного транспорта активное торговое сотрудничество с европейскими и
иными государствами.
Социальное значение этого вида транспорта, так же не менее
значимое, как и экономическое. С точки зрения территориальных и геополитических
особенностей нашего государства, развитие транспортных сетей имеет огромное
значение в процессах освоения территорий, а также в жизнеобеспечении удаленных
населенных пунктов и социализации населения. Чрезвычайно важной функцией
железной дороги является, в том числе, обеспечение защиты суверенитета
государства и безопасности граждан.
Эффективность осуществления перевозок грузов железнодорожным
транспортом зависит от адекватности действующего правового регулирования, и
уровня его соответствия международно-правовым нормам.
Постоянное усовершенствование правового регулирования, в том
числе путем выработки единообразных правил, применимых не только в рамках одной
страны, но и в мировой практике, позволит улучшить качество и эффективность
услуги, а также создать оптимальные условия для осуществления международных
торговых операций, следуя инновационному пути развития.
Учитывая неумолимое значение транспортных коммуникаций для
государства, экономики и граждан, очевидно, что развитие и применение
инновационных подходов в организации перевозок является необходимым условием.
Изменение мирового рынка и постоянное увеличение грузооборота и пассажиропотока
между странами диктуют жесткие условия и требования в постоянной эволюции системы
оказания данных услуг.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии государства.
Практически все этапы функционирования транспорта и оказания услуг перевозки.
регулируются определенными нормативно-правовыми актами.
Надо отметить, что основное направление развития ОАО «РЖД»,
заключается в эффективном создании конкурентоспособного транспортного бизнеса
на российском и мировом рынках, основой которого является выполнение задач
национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров.
Отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий
железнодорожного транспорта, очень разнообразны. Они не ограничиваются только
действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов, пассажиров и
багажа. Транспортные организации оказывают массу иных услуг и проводят перечень
работ, способствующих перевозке: погрузочно-разгрузочные, очистка перевозочных
средств, обслуживание подъездных путей необщего пользования и др. Отсюда так
много договоров, опосредующих указанную деятельность и находящих применение
только в транспортной сфере. Вопрос является весьма актуальным, и поэтому в
литературе многие авторы высказывались по затронутой теме.
Учитывая все вышесказанное, считаю, что рассматриваемая в
работе тема более чем актуальна, так как вносимые изменения в перспективе
повлияют в целом на концепцию организации перевозок грузов и как следствие
изменят правовые принципы договорной работы.
Целью исследования является всесторонний анализ
нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность данного вида транспорта, и
действующих принципов построения договоров перевозки грузов железнодорожным
транспортом в прямом и международном сообщении.
Основными задачами исследования является:
Заключение:
Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны
следующие основные выводы.
1. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется
доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на
получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за
перевозку груза установленную плату. По общему правилу договор перевозки груза
является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком
груза и выдачи соответствующего документа Договор перевозки груза является
взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности.
Договор перевозки груза, заключаемый транспортом общего пользования, является
публичным.
2. Существенным условием договора перевозки груза является
его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика
по доставке груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также
действия грузоотправителя по оплате перевозки.
3. Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и
грузоотправитель. Указанный договор заключается в пользу третьего лица —
грузополучателя. Перевозчиком может выступать коммерческая организация или индивидуальный
предприниматель. Грузоотправителем и грузополучателем могут выступать юридические
и физические лица.
4. Содержанием договора перевозки груза являются права и
обязанности его сторон. Помимо прав и обязанностей грузоотправителя и
перевозчика в данном обязательстве присутствуют права и обязанности третьего
лица, не участвующего в заключении договора, т.е. грузополучателя.
5. Процедура заключения договора железнодорожной перевозки
груза является сложной, поскольку составляются два документа на формуляре перевозчика
— заявка грузополучателя и транспортная железнодорожная накладная, имеющая
конститутивное и доказательственное значение заключения договора и являющаяся
товаросопроводительным, расчетным документом.
6. При оформлении железнодорожной перевозки грузов по
системе двух документов (транспортная железнодорожная накладная и грузовая
накладная (именная, ордерная и на предъявителя)) грузовая накладная во всех ее
разновидностях приобретает статус товарораспорядительного документа, а сам
договор железнодорожной перевозки грузов приобретает многосторонний характер
(грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель).
7. Предлагаем уточнить определение договора железнодорожной
перевозки грузов, изложив ч. 2 ст. 25 УЖТ РФ в следующей редакции: «По договору
перевозки груза перевозчик обязуется в установленный срок в сохранности и с соблюдением
условий его перевозки доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать
его грузополучателю, который обязуется принять груз и уплатить за перевозку
груза установленную плату». Аналогичное определение договора перевозки груза
целесообразно закрепить в ст. 785 ГК РФ, которое, обладая признаками
универсальности такого договора, может быть применимо ко всем видам перевозки.
8. В целях единообразного понимания, ликвидации противоречий
между содержанием ст. 25 УЖТ РФ и ч. 2 ст. 785 ГК РФ, и применения указанных
статей о правилах заключения договора перевозки грузов, содержание ч. 2 ст. 785
ГК РФ предлагаем привести в соответствие со специальным законодательством,
принятым после ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, в частности, с
правилами ч.2 ст. 25 УЖТ РФ, кроме КТМ РФ, в котором этот вопрос решен также
как в ГК РФ. Предлагаем изложить ч. 2 ст. 785 ГК РФ в следующей редакции: «Заключение
договора перевозки груза подтверждением составлением в соответствии с правилами
перевозок грузов грузоотправителем накладной при предъявлении груза к перевозке
и представлением ее перевозчику вместе с другими документами, предусмотренными
нормативными правовыми актами и выдачей перевозчиком грузоотправителю квитанции
о приеме груза, кроме морского транспорта, на котором перевозчик по требованию
отправителя груза обязан выдать ему коносамент, подтверждающий заключение
договора морской перевозки груза, согласно ст. ст. 142-144 КТМ РФ».
Для целей эффективного регулирования перевозочного процесса,
а также уменьшению количества споров в суде возникает необходимость решения рассмотренных
проблем следующими способами.
1. Так, в транспортном законодательстве используется большое
количество терминов, которые не установлены гражданским законодательством и
имеют «двойное» значение. Для решения данной проблемы было бы целесообразно
унифицировать термины в транспортном законодательстве путем внесения в ст. 2
УЖТ РФ терминологии, использующейся в ГК РФ.
2. В УЖТ РФ в императивном порядке установлены завышенные
штрафы. Представляется целесообразным уменьшить размер штрафов. Данная мера
поможет повысить процент уплаты штрафов и понизить процент подачи исков в суд
по принудительному взысканию этих штрафов.
3. Рассмотренные коллизии, по нашему мнению, необходимо
разрешать в пользу ГК РФ как законодательного акта, обладающего большей
юридической силой, нежели транспортные законы, что подтверждается также
рассмотренной выше судебной практикой. В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ
условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а
также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением
сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными
законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. В
свою очередь, положения ст. 796 ГК РФ не предусматривают отсылки к положениям
транспортных законов. Соответственно, вопросы о принципах, размерах
ответственности перевозчика должны разрешаться в соответствии с правилами ст.
ст. 796, 401 ГК РФ. Исходя из этого предлагаем устранить рассмотренные нами коллизии
и привести в соответствие положения транспортных законов об ответственности перевозчика
ст. ст. 796, 401 ГК РФ во избежание возможных затруднений в практике применения
норм транспортного права.
4. Представляется, что законодатель не должен ставить судей
в положение, при котором они вынуждены «творить», а не применять нормы права (ведь
право России относится к романо-германской правовой системе и не носит
прецедентного характера). Целесообразно, на наш взгляд, дополнить Устав
железнодорожного транспорта РФ нормой, прямо устанавливающей, что требования
грузоотправителя и грузополучателя по взысканию неустойки за просрочку доставки
груза носят солидарный характер. Тогда по смыслу пункта 4 статьи 326 ГК РФ даже
если солидарный кредитор – грузополучатель – получит пени от перевозчика, он
должен будет половину перенаправить другому солидарному кредитору –
грузоотправителю, если, конечно, соглашением между отправителем и получателем
не будет предусмотрено иное.
5. На наш взгляд абзац первый статьи 106 Устава
железнодорожного транспорта необходимо изложить в следующей редакции: «После
прибытия груза, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения и уведомления
перевозчиком грузополучателя (получателя) о прибытии груза, грузобагажа в его
адрес, ответственность за расчеты за перевозку возлагается на грузополучателя
(получателя), в случае согласия последнего на получение прибывшего груза».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 1.1. Нормативные основы организации перевозок
железнодорожным транспортом Под транспортом обычно понимают экономический сектор,
связанный с перемещением людей и товаров из одного места в другое. Как отрасль
экономики транспорт является единым и сложным комплексом средств связи и других
средств транспортной инфраструктуры, систем управления транспортными средствами
и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависит эффективное
функционирование промышленности, торговли и других отраслей экономики, а также
комфортные условия жизни граждан. Поэтому транспортная деятельность является
необходимой связующей основой в экономике любого государства[1].
В системе предпринимательского права выделяются специальные
нормы, которые непосредственно направлены на регулирование транспортной деятельности.
Специалисты объединяют их в понятие «транспортное право».
Основное назначение транспорта — движение материальных объектов
в пространстве. Однако не все такие перемещения охватываются правовой категорией
«перевозка». Например, сплав древесины без тяги судна, подъем мебели ни т.д. не
относятся к транспортировке. Юридическая концепция «перевозки» всегда предполагает
использование транспортных средств.
Гражданский кодекс Российской Федерации[2] (ГК РФ) и транспортные
законы регулируют различные виды транспортных договоров. К ним относятся не только
те, которые заключены при разовых грузоперевозках, пассажирских перевозках, багаже,
грузобагаже, но и соглашения об организации грузоперевозок, соглашения о
централизованной доставке товаров, узловые соглашения, соглашения об оказании
услуг. на пользование инфраструктурой, договорами об эксплуатации подъездных
путей, о передаче и уборке автомобилей и т.д.
Для характеристики этих договоров в юридической литературе
используются термины «транспортные договоры», «система транспортных договоров»
и «транспортные обязательства». Но нет единого мнения по поводу этих концепций.
Некоторые рассматривают их как независимые правовые категории, которые являются
неотъемлемой частью системы договорных обязательств, другие считают такой
подход ошибочным[3].
Гражданское право представлено отраслью права, регулирующей
денежно-товарные и другие базирующиеся на равноправии участников отношения
имущественного характера, а также взаимосвязанные с имуществом личные отношения
неимущественного характера.
В Гражданском кодексе учреждены правовые нормы, которые
определяют виды отношений, которые возникают в результате осуществления транспортной
деятельности:
— услуги в области перевозки, согласно 40 главе ГК РФ, в том
числе особенности пассажирских перевозок согласно 786, 795, 800 статьям ГК РФ;
— особенности грузовых перевозок 785, 791, 792, 796 – 798
статьи ГК РФ;
— перевозка транспортом общего пользования, согласно 789
статьи ГК РФ;
— прямое смешанное сообщение, согласно 788 статьи ГК РФ;
— провозная плата, согласно 790 статьи ГК РФ;
— перевозки по муниципальным и государственным заказам,
согласно 30 главы, 4 подраздел, 37 глава, 5 подраздел; 790 статья, 5 пункт ГК
РФ;
— транспортные экспедиции, согласно 41 главе ГК РФ;
— договора фрахтования транспортных средств, согласно 787
статьи ГК РФ;
— аренда транспортного средства с разделением на аренду без
экипажа либо с экипажем, согласно 34 главы, параграф 3 ГК РФ;
— хранение в камере хранения транспортной организации,
согласно 923 статьи ГК РФ;
— ответственность за вред, который был причинен транспортным
средством, в форме источника повышенной опасности, согласно 1079 статьи ГК РФ.
Гражданским кодексом устанавливается возможность реализации
деятельности коммерческого характера юридическими лицами в разнообразных организационно-правовых
формах, и индивидуальными предпринимателями без создания юридического лица. Относительно
крупной долей является доля муниципальных и государственных организаций. Это
объяснимо присутствием в транспортном комплексе естественных монополий. Предприятия
городского общественного пассажирского транспорта, то есть метрополитены, автобусы,
троллейбусы и трамваи, преимущественным образом относимы к муниципальному или
государственному экономическому сектору[4].
В связи с разделением имущества на недвижимое и движимое
необходимо заметить, что подвижной состав разнообразных видов транспорта в образе
объекта гражданских прав может рассматриваться по-разному. Си. 130 ГК РФ
определяется, что к недвижимым вещам относимы подлежащие государственной регистрации
морские и воздушные суда, а также суда внутреннего плавания. Правила государственной
регистрации недвижимости устанавливаются 131 статьей ГК РФ.
Общие положения в отношении перевозки устанавливаются 784
статьи ГК РФ. Гражданский кодекс ввел понятие договора перевозки. На основании
договора перевозки может осуществляться перевозка груза, пассажиров и багажа.
В частях Гражданского кодекса, где речь заходит об
отношениях с применением транспортных средств, вместо полного изложения
соответственных норм всегда содержатся отсылки к «транспортным кодексам,
уставам», к законодательству о прямых комбинированных (смешанных) перевозках и
о транспортно-экспедиционной деятельности, другим законам. [1] Лебедева
М.Ю., Жабин И.Ю. К вопросу о месте транспортных договоров в системе
гражданско-правовых обязательств // Инновации в гражданской авиации. 2018. Т.
3. № 2. С. 5-12. [2] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
08.12.2020) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.; Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1996.
№ 5. Ст. 410. [3] Садовская
А.С. Место договора перевозке груза в системе транспортных договоров // В
сборнике: Проблемы становления гражданского общества сборник статей VI
Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 109-113. [4] Чекунова
О.Н. Понятие и виды транспортных договоров // В сборнике: Сборник научных
трудов профессорско-преподавательского состава Государственного университета морского
и речного флота имени адмирала С.О. Макарова сборник научных статей. 2017. С.
452-456.