Магистерский диплом (ВКР) на тему Правое регулирование оказания туристических услуг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ. 6
1.1. Понятие, сущность и роль туристических услуг. 6
1.2. Субъекты оказания туристических услуг. 17
1.3. Источники правового регулирования
туристических услуг. 29
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТУРОПЕРАТОРОВ 42
2.1. Формирование и ведение единого федерального
реестра туроператоров 42
2.2. Договор страхования риска ответственности
туроператора. 52
2.3. Банковская гарантия как способ обеспечения
исполнения обязательств туроператора. 60
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ
ОКАЗАНИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ. 73
3.1. Система договорных отношений при оказании
туристических услуг. 73
3.2. Гражданско-правовая ответственность субъектов
при оказании туристических услуг. 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 99
Введение:
Актуальность
темы выпускной
квалификационной работы на сегодняшний день обусловлена
коренными изменениями общественной жизни в нашей стране. Сфера услуг,
несомненно, является специфической областью, поскольку организации и граждане,
которые их предоставляют, призваны удовлетворить большинство материальных и
духовных потребностей. Одним из значительнейших явлений экономической жизни
настоящего времени называют расширение потребления услуг в экономически
развитых странах. Деятельность по оказанию туристических услуг простирается не
только на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих
потребностей, но и выступает гарантией закрепленного в ч. 5 ст. 37 Конституции
Российской Федерации (далее – Конституция РФ) права каждого человека на отдых[1]. В связи с
потребностью в отдыхе все больше и больше людей, отправляясь в путешествия,
обращаются в специализированные организации – туристские фирмы, главной целью
деятельности которых выступает не только предоставление услуг по размещению,
перевозке, питанию, организации экскурсионных программ, предоставлении услуг
гидовпереводчиков и т.д., но и извлечении прибыли за их оказание.
Актуальность
исследования проблем правового регулирования оказания туристических услуг на
территории Российской Федерации обусловлена также следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью всестороннего теоретического изучения данной проблемы
на основе действующих правовых актов, имеющих пробелы и противоречивые
положения. Во-вторых, отсутствии в законе единого мнения по поводу определения
понятий «туроператор» и «турагент» и соответствующих видов деятельности.
В-третьих, потребностью в разработке рекомендаций по содержанию договора
возмездного оказания туристских услуг, а также применения и распределения мер
гражданско-правовой ответственности между турагентами и туроператорами.
В-четвертых, несмотря на легальное закрепление услуги в качестве объекта
гражданских прав, современное российское гражданское право определения понятия
«услуга» не дает.
Указанные
обстоятельства, свидетельствующие об актуальности проблемы и обусловили выбор
темы выпускной
квалификационной работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является
общественные отношения, складывающиеся в процессе правового
регулирования оказания туристических услуг.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является
законодательство, регулирующее оказание
туристических услуг.
Целью выпускной
квалификационной работы является анализ правового регулирования оказания
туристических услуг.
Задачи
выпускной квалификационной работы:
—
раскрыть понятие, сущность и роль туристических услуг;
—
изучить субъектов оказания туристических услуг;
—
рассмотреть источники правового регулирования туристических услуг;
—
проанализировать формирование и ведение единого федерального реестра
туроператоров;
—
охарактеризовать договор страхования риска ответственности туроператора;
—
изучить банковскую гарантию как способ
обеспечения исполнения обязательств туроператора;
—
раскрыть систему договорных отношений при
оказании туристических услуг;
—
охарактеризовать гражданско-правовую ответственность
субъектов при оказании туристических услуг.
Методологическая
основа выпускной
квалификационной работы состоит из совокупности
общенаучных и частнонаучных методов познания, позволяющих комплексно изучить
предмет исследования с точки зрения научного, познавательно-оценочного и сравнительно-правового аспектов в
развитии и взаимосвязи с иными теоретико-правовыми категориями.
Нормативную базу
выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ, ГК РФ[2],
ГПК РФ[3],
федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы выпускной
квалификационной работы
обоснована спецификой современного этапа развития правового
регулирования оказания туристических услуг, связанного с пандемией, и санкционного давления на российскую
экономику и государственность в целом.
Практическая
значимость темы выпускной квалификационной работы
заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации
могут быть использованы при совершенствовании правового регулирования оказания туристических
услуг.
Структурно работа
включает введение, обосновывающее объект и предмет исследования, цели и задачи
работы, три главы, последовательно раскрывающие содержание работы и заключение,
содержащее выводы по проведенному исследованию.
При написании работы было
исследовано большое количество нормативно-правовых актов, научно-методической
литературы, периодических изданий. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 09.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс». [3]
Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14.11.2002 г.
№138-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Туристическая услуга – это совокупность целенаправленных действий
в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение
потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и
направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие
общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи
четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость; неразрывность
производства и потребления; изменчивость; неспособность к хранению.
Значение
туристских услуг в настоящее время нельзя переоценить в связи с необходимостью
удовлетворения потребностей индивидов, необходимостью развития экономики.
Туристские услуги являются важной составляющей восстановления для потребителей,
подготовкой к осуществлению продуктивной деятельности, что в дальнейшем
обеспечивает поступательное развитие экономики.
2. Проанализировав законодательство
и различные взгляды авторов в области индустрии туризма, можно сделать вывод о
том, что главными субъектами туристской деятельности являются туроператоры и
турагенты.
3. На международном
уровне правовое регулирование туризма осуществляется уже более 50 лет. В
настоящее время можно говорить о становлении и формировании такой специфической
отрасли международного публичного права, как «международное туристическое
право».
Важнейшими
международными конвенциями по правовому регулированию туризма, ратифицированными
Российской Федерацией, являются: Хартия туризма, Гаагская декларация по
туризму, Манильская декларация по мировому туризму.
Правовое регулирование отношений туризма в России
является двухуровневым: данные отношения регулируются федеральным
законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательство в области правового регулирования туризма состоит из:
— базового федерального закона: Федеральный
закон от 24.11.1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ»;
— федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, которые должны соответствовать базовому федеральному закону,
например, глава 39 «Возмездное оказание услуг» части второй Гражданского
Кодекса РФ, где в п. 2 ст. 779 ГК РФ, указаны услуги по туристическому
обслуживанию; в соответствии со ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»,
потребитель вправе получить от организатора путешествия информацию о самом
организаторе путешествия, режиме его работы, оказываемых им услугах.
— законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Базовый
федеральный закон о туризме «Об основах туристской деятельности в РФ» действует
в России уже более 20 лет.
К
его недостаткам можно отнести следующие:
1) недостаточно полно освещены вопросы
регулирования отдельных видов туризма, например, социального, спортивного,
самодеятельного;
2) не учтены теоретические и практические
наработки по основным туристским терминам;
3) не решен вопрос разграничения пределов
ответственности туроператоров и турагентов.
Чтобы получить максимальную отдачу от
туристической отрасли, необходимо решить немало проблем. Надеяться на бизнес,
который все исправит сам или на усилия отечественных или иностранных
инвесторов, бесперспективно — необходимо участие государства.
4. На современном
этапе развития туризма в России, по данным Ассоциации туроператоров (АТОР),
одним из основных препятствий является отсутствие инфраструктуры необходимого
уровня и специалистов, обслуживающих прибывающих туристов.
Адекватное
правовое регулирование вопроса ведения Единого Федерального реестра
туроператоров, расширение и закрепление его функций на уровне закона,
перемещение требования о конкретных сведениях, которые должны содержаться в
Едином реестре, на уровень подзаконных актов — это неполный перечень действий,
которые будут способствовать повышению качества регулирования и оказания
туристических услуг. Частичное аналитическое заимствование юридических
механизмов и институтов может серьезно сократить время на реформирование
отечественного законодательства, не представляющего острой социальной проблемы,
но имеющего, тем не менее, значительное влияние на развитие экономики страны.
5. При
страховании ответственности туроператора осуществляется защита интереса самого
туроператора, риск ответственности которого застрахован, в то же время, выплата
денежных средств при наступлении страхового случая производится туристу.
Договор
страхования ответственности туроператора не только обязательное условие для
включения в реестр туроператоров, формируемый Федеральным агентством по туризму,
но и превосходный инструмент для защиты имущественных интересов туроператора,
связанных с риском неисполнения своих обязательств по договору о реализации
туристского продукта по причине прекращения деятельности.
6. Использование
банковской гарантии очень проблематично для турфирмы. Предпочтительным является
использование механизмов страхования для защиты ответственности туроператоров.
Выполнение
хотя бы части предложенных
рекомендаций позволит усилить контроль за участниками рынка и, если не предотвратить
банкротства туроператоров, то, по крайней мере, обеспечить выплаты пострадавшим
справедливых компенсаций.
7. Договорные
отношения при оказании туристических услуг предполагают согласование
исполнителем и заказчиком всех условий, внесением изменений, устраивающих обе
стороны. Договор является взаимным и двусторонним (каждая сторона имеет права и
обязанности), а также возмездным, предполагая оплату заказчиком всех
предоставленных ему по договору услуг. Договор оказания туристских услуг
является публичным: туроператор и тур агент обязаны предоставлять единые
условия договора для всех потребителей (за исключением льготных категорий лиц),
вступать в договорные отношения с любым лицом, обратившимся к ним, как
физическим, так и юридическим, не оказывая предпочтения какому-либо одному
клиенту.
8. К
отношениям в сфере туризма применяется усеченный состав гражданско-правовой
ответственности, состоящий из противоправного поведения, наличие ущерба,
причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшим
ущербом. Необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации
морального вреда обусловлена в первую очередь отсутствием закрепленных на
законодательном уровне методологии его определения. При таком подходе
определения размера компенсации морального вреда, как показывает практика, чаще
всего наущаются законные права и интересы потребителя, предусмотренные
действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основным фактором
развития туризма выступает его надлежащее правовое регулирование, выражающееся
в государственном контроле за соблюдением законности и выполнением всеми
субъектами туристской деятельности установленных юридических правил в данной
сфере, а также в сфере защиты прав потребителей; в соблюдении интересов и прав
хозяйствующих субъектов в сфере туризма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ
УСЛУГ
1.1. Понятие, сущность и роль туристических услуг На
туристском рынке осуществляются все основные назначения рынка:
—
территория для взаимодействия между покупателями и продавцами;
— спрос на конкретную услугу, выраженный в объёме
продаж за определённый временной промежуток;
— механизм циркуляции благ и услуг в рамках
общественного воспроизводства.
Туристская
деятельность проявляется в функциях, присущих рынку туристских услуг. К
функциям рынка туристских услуг относятся:
— участие в процессе доведения туристских услуг до
конечных потребителей;
— реализация стоимостей, входящих в туристские
услуги;
— полный отдых потребителей;
— создание материальной стимуляции к осуществлению
трудовой деятельности.
Современный
мир непредсказуем: происходит быстрое развитие экономики, стирание границ. Все
это подразумевает перемещение людей. В этих условиях туризм представляет собой
явление многогранное и очень изменчивое, отражающие практически все аспекты
сегодняшней жизни.
Туризм
изначально воспринимался как передвижение, либо временное пребывание людей вне
постоянного жительства. Но как говорилось выше, туризм явление очень
изменчивое, поэтому содержание и значение термина туризм постоянно изменялся и
дополнялся.
Так на основание Конституции РФ ст. 37, которая декларирует, что «каждый
имеет право на отдых». Также в ст. 27 отображено, «что каждый, кто законно
находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно
передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый